12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Фисенко Анастасия Вячеславовна18 |
Урок математики
Целевой блок | |
Тема | «Перестановка слагаемых» |
Педагогическая цель | Формирование представлений о переместительном законе сложения и его особенности, умений практически его применять. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: усвоение математического смысла одного из свойств действий сложения - от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется, использование свойства арифметических действий для удобства вычислений. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; осознают свои возможности в учении. Метапредметные: -регулятивные: самостоятельно формулировать тему и задачу урока после предварительного обсуждения. -познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике для выполнения учебных заданий, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. планировать свою работу по формулированию правила на основе выделения существенных признаков, выполнять задания с использованием наглядных объектов, строить объяснение в устной форме по предложенному плану, выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. -коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Инструментальный блок | |
Задачи урока | Образовательные: познакомятся с правилом перестановки слагаемых, научатся применять правило перестановки слагаемых на практике, закрепляют навыки выполнения арифметических действий. Развивающие: развитие внимания, логического мышления, памяти, наблюдательности, умения давать полный и правильный ответ на поставленный вопрос, любознательность, самоконтроль. Воспитательные: воспитание уважения друг к другу; воспитание любви математике. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Методы и формы обучения | Словесные (беседа, объяснение). Наглядные (показ). Фронтальная, индивидуальная, парная формы работы. |
Образовательные ресурсы | Учебник математики 1 класс УМК «Школа России» |
Наглядно-демонстрационный материал | Иллюстрации |
Оборудование | Для учителя: компьютер, проектор, доска, презентация. Для учащихся: учебники, рабочие тетради, на доске картинки машин с примерами, геометрические цветные фигуры, фрукты из картона по количеству учеников, сигнальные карточки, разрезанные кружки с цветами светофора, для самооценки. |
Организационно-деятельностный блок | |
Организация пространства | Классная комната |
Действия обучающихся | Формулируют тему урока, определяют цель и задачи урока, подводят итоги урока, осуществляют самоконтроль и самооценку. |
Диагностика результатов урока (итог урока) | Проведение итогов беседы с обучающимися по содержанию урока. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организационный момент | -Прозвенел и смолк звонок. Мы начать урок готовы, Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. | Приветствуют учителя, садятся | Оформлять свои мысли в устной речи; слушать других. |
Актуализация знаний | 1) – Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Машины потерялись и им нужно помочь приехать в свой гараж, но, чтобы это сделать необходимо решить примеры. Поможем машинам? 5 + 4 – скорая помощь 9 – 3 – такси 6 + 4 –полицейская 10 – 8 –автобус 2 + 1 –пожарная 7 - 5 –грузовик 2+6- газель 8+1 – трактор Молодцы, ребята! Мы справились с этим заданием. 2) - Предлагаю продолжить урок зарядкой для ума. Решите устно задачи.. - За кустом спрятались медвежата. Видно 8 лап. Сколько было медвежат? - Из будки торчат хвосты всех щенков. Сколько щенков в будке, если мы видим 9 хвостов? (9) - На столе стояло 7 свечей. Коля потушил одну свечу. Сколько свечей на столе? (7) Молодцы. 3) - Посмотрите на доску, что вы видите? -Назови геометрические фигуры, которые изображенные на доске? - Собери, пожалуйста, Наташа, из данных геометрических фигур машину. -Подумайте, что можно собрать из всех этих фигур? -Правильно молодцы. - А теперь откройте тетрадь, отступите от предыдущей работы четыре клетки вниз и две клетки слева. Посмотрите на доску и проверьте себя. -Ребята, сегодня 22 января. Число 22 из каких цифр состоит? А давайте числа 2 и 2 сложим. Сколько получится? Минутка чистописания числа 4. | -Да. -Двое -Девять -Семь - Геометрические фигуры -Треугольник, квадрат, прямоугольник и два круга Дети называют свои варианты-человека, качели, машину - 2 и 2 - 4 | Выполнять задания с использованием наглядных объектов Выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий Выполнять задания с использованием наглядных объектов Проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
Самоопределение к деятельности | -А сейчас посмотрите на доску. Какие машины вы видите? - Сколько машин скорой помощи? - А пожарных машин? - А как узнать, сколько всего машин? -Сколько всего машин? -Молодцы! - Теперь посмотрим иначе. - Какая машина идет впереди? - Сколько пожарных машин? -А сколько машин скорой помощи идет вслед за ней? -Сколько всего машин? -Как это записать?
- Какое действие мы выполняли? - Как называются числа при сложении -Молодцы! - Сравните написанные выражения. -Что вы заметили? -Так какова тема урока? -Какую цель мы поставим перед собой? А какие задачи нужно решить чтобы достигнуть цели? -А можно ли так поступать в математике? Итак, нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны? | - Машины скорой помощи и пожарной. -Две -Четыре -К двум прибавить четыре -Шесть
-Пожарная -Четыре -Две -Шесть -К четырем прибавить два -Сложение -1-е слагаемое, 2-е слагаемое -Слагаемые поменялись местами -Перестановка слагаемых -Познакомиться с правилом о перестановке слагаемых 1) Узнаем свойство сложения 2) Сможем применять правило о перестановке слагаемых | Самостоятельно формулировать тему и задачу урока после предварительного обсуждения. |
Исследовательская работа | -Тогда начнём. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь. Что значит исследовать? Исследовать – это значит понять, установить. -В классе мы все равны. Мы – одноклассники, а теперь еще и коллеги по работе. -Как будем работать? - Первый эксперимент мы продемонстрируем с помощью геометрических фигур. На доске подготовлены 3 синих треугольника и 2 красных. -Сколько синих треугольников? -Сколько красных треугольников? -Сколько всего фигур? -Поменяй, пожалуйста, Арсен, местами синие и красные треугольники. Изменилось количество фигур? Какой вывод можем сделать? -Запишем это выражение -Кто сможет это записать? -Какой вывод сделаем? -А сейчас мы переходим к следующему эксперименту. -Выйдите к доске: Наташа, Саша, Соня, Катя, Арсений и Рома. -Ребята, сколько девочек возле доски? А сколько мальчиков? Сколько всего одноклассников? -Молодцы! -А теперь мальчики поменяются местами с девочками. -Ребята, сколько девочек возле доски? А сколько мальчиков? Сколько всего одноклассников? -Запишите выражение в тетрадь, а Саша останется и запишет на доске. -Какой вывод сделаем? -Ребята, откройте учебник на странице 14. Найдите правило в красном прямоугольнике. Все нашли? -Слушаем внимательно и следим. -Прочитайте данное правило вполголоса. -А теперь прочитаем правило все вместе хором. -Молодцы, ребята. Закройте учебники и попробуем рассказать правило хором по памяти. -Совпадает наше открытие с правилом в учебнике? -Замечательно. Повтори еще раз правило, Арсений. | -Ответы учащихся -Дружно, старательно, внимательно, всё делать сообща, выполнять задания по очереди и слушать друг друга. -Три -Два -Пять -Нет -От перестановки слагаемых сумма не изменяется. -Запись в тетради и у доски -От перестановки слагаемых сумма не изменилась -Четыре -Два -Шесть -Четыре -Два -Шесть -От перестановки слагаемых сумма не изменилась -Да - От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется. -Да, совпадает. | Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения Планировать свою работу по формулированию правила на основе выделения существенных признаков Проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Планировать свою работу по формулированию правила на основе выделения существенных признаков |
Обобщение знаний о правиле | -Давайте проверим, правы ли вы. Я предлагаю, юные исследователи, применить этот закон на практике. На столе у вас лежат фрукты (у каждого свой), разломите его пополам. А теперь соедините половинки. Получим целым фрукт? Поменяйте половинки местами. Это же фрукт? -Ещё раз скажите правило, которое мы сами смогли вывести из нашего исследования. Проговорите это правило друг другу в парах. Эту особенность ученые заметили давно. Они назвали ее математическим законом. | Дети выполняют задание -От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется. | Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний |
Физкультминутка | -А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево И беритесь вновь за дело. | Учащиеся выполняют физминутку | |
Практическая работа | -Порадуемся нашему открытию и пойдём дальше. Посмотрим, как можно использовать новое правило. Выполним задание, которое поможет его запомнить. Откройте учебник на странице 14, №1. - Рассмотрите рисунок. Сколько красных точек на первой фишке домино? Сколько синих? Сколько всего точек? Назовите выражение. -Как получили второй пример? -Как изменится сумма, если фишку перевернуть? -А почему? - Объясните, как получили остальные примеры. | -Три -Две -Пять -К трем прибавить два -Фишку перевернули -Не изменится -От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется. | Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы |
| -Найдите задачу №2(1) Учитель читает задачу, далее анализирует с учащимися. -Когда Дима читал книгу? -Сколько он прочитал страниц? - А еще когда он читал? - Известно сколько он прочитал страниц сегодня? - А что сказано? -Как узнать сколько страниц сегодня прочитал Дима? -Сколько получится? -Ребята, но у нас есть еще одна задача. Послушайте внимательно. Учитель читает задачу. -Ребята, что неизвестно нам в этой задачи? -Давайте вспомним, сколько страниц прочитал Дима сегодня , в первой задачи. -А что нам нужно узнать? -Если Дима вчера прочитал четыре страницы, а сегодня три, то сколько всего прочитал мальчик страниц? Как решить задачу? -Молодцы! Хорошо вы решаете задачи. -Ребята, выполним следующее задание №3. Решаем примеры по столбикам. 1 столбик – Катя. Остальные записывают в тетрадь. 2 столбик – Соня. 3 столбик – Арсен. -Мы на славу потрудились, так давайте отдохнем. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите, медленно считая до 5. -Молодцы! | -Вчера -Четыре страницы -Сегодня -Нет -На одну меньше -Из четырех вычесть один -Три страницы сегодня прочитал Дима. -Сколько Дима прочитал страниц сегодня -Три -Сколько страниц всего прочитал Дима -К четырем прибавить три Учащиеся решают примеры в тетради и на доске. | Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике для выполнения учебных заданий Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний |
Самостоятельная работа | -Ребята, откройте рабочую тетрадь на печатной основе на странице 8, найдите задание №3. Самостоятельно выполните его. Проверка: 1 ученик читает равенство. Если равенство составлено правильно, дети поднимают желтый цвет сигнального знака, если нет - зеленый. | | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний |
Подведение итогов | - Какой математический закон мы сегодня открыли? - Какое чувство вы испытали, когда сделали это открытие? -Что интересного вы расскажете дома родителям об уроке? | - От перестановки слагаемых сумма не изменяется. -Радость, гордость Ответы учащихся | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний |
Рефлексия учебной деятельности | -А сейчас я предлагаю оценить свою работу на уроке с помощью кругов. (красный, жёлтый, зеленый). Почему выбраны сегодня именно эти цвета? - А скажите, пожалуйста, на какой свет следует переходить дорогу? Молодцы. Если вы поднимете: зеленый кружок – «Я - молодец! Справился сам»; желтый - «Я - молодец! Но мне сегодня было трудно, но я справился»; красный - «Я, вообще-то, - молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся. Следующий раз у меня получится лучше». Спасибо за старание. Ведь главное – желание. Ребята, наш урок окончен. Вы хорошо поработали, поаплодируем своим одноклассникам и себе, конечно. | -Это цвета светофора -Зеленый | Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы |