Урок математики в 1 классе по теме «Слагаемые. Сумма»
Технологическая карта урока математики |
|
Тема |
СЛАГАЕМЫЕ. СУММА |
Дата |
23 ноября 2016 г. |
Педагогическая цель |
создать условия для ознакомления с названием чисел при сложении; закрепления умений прибавлять и вычитать число 2; проведения подготовительной работы к изучению темы «Задача»; развития мышления; привития аккуратности. |
Тип урока |
Комбинированный. |
Планируемые результаты образования |
Предметные: уметь прибавлять и вычитать число 2; знать название чисел при сложении. |
Личностные: организовывают исследовательское пространство. |
|
Метапредметные: Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида. Коммуникативные: уметь осуществлять взаимопроверку и работу в парах. Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи. |
|
Формы и методы обучения |
Фронтальный, практический, индивидуальный, групповой. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Слагаемые. Сумма. |
Образовательные ресурсы |
учебник «Математика» |
Сценарий урока
Этап урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма контроля |
|||||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||||||
1.Организационный момент. Психологический настрой. |
Эмоциональный настрой на урок.. |
Приветствие учащихся. 1 ученик читает загадку Летом я и мой дружок Куда мы сегодня отправимся? |
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей. |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
Фронтальный. Наблюдение учителя. |
||||
2. Актуализация опорных знаний. |
Игра «Рыбалка» Задачи-шутки |
На доске крючки с цифрами 8 и 9 Поймай рыбку на нужный крючок. На доске рыбки с примерами на состав чисел 8 и 9 4+4 5+4 7+2 6+3 8+1 2+6 9+0 1+8 3+5 7+1 |
ИНДИВИДУАЛЬНО Карточки – рыбки с примерами 9-5 8-6 9-2 9-4 8-4 8-0 6-4 2+8 5+2 4+3 7+3 2+4 6+1 7-7 |
I группа По цепочке «ловят» рыбок II группа решают примеры на карточках Решают задачи устно. Показывают ответы на математический веерах. 9 Решение появляется на доске 5 + 4 =9 Слушают задачу в стихах, находят ответ. Объясняют ,как нашли решение. 6 + 2 = 8 |
Закрепление состава чисел 8 и 9 Учатся самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану. |
Фронтальный. Устные ответы Индивидуаль-ная работа |
|||
• Вова за 1 ч поймал 5 рыбок. Сколько рыбок он поймает за 2 ч? (Нельзя ответить.) • Сидят рыбаки, Стерегут поплавки. Рыбак Корней Поймал пять окуней, Рыбак Евсей- Четырёх карасей. Сколько рыб рыбаки Натаскали из реки? Как узнали? Повезло опять Егорке, У реки сидит не зря, Шесть карасиков в ведёрке, Да ещё два пескаря. Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесёт? |
|||||||||
3. Постановка цели урока. |
Принятие целей учебно- познавательной деятельности. |
Посмотрите ВНИМАТЕЛЬНО на все примеры. Что у них ОДИНАКОВОЕ? — Как можно эту запись прочитать по-разному? — Можно ли по-другому прочитать запись? На этот вопрос вы сможете ответить в конце урока. – Сегодня на уроке мы подробно рассмотрим ту группу, где выполняется действие «сложение». Какое название ещё может быть у цифры 5 в этом примере? Попробуйте определить тему урока. |
Знак плюс. 5 + 4=9 Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопрос: К 5 прибавить 4 — получится 9, 5 увеличить на 4 — получится 9, 5 да еще 4 —будет 9. Может кто-нибудь назовёт СЛАГАЕМОЕ. СЛАГАЕМЫЕ.СУММА. |
Учатся принимать и выполнять учебную задачу. |
Фронтальный. Наблюдение учителя. |
||||
4. Усвоение знаний и способов действий. |
Объяснение новых понятий. Работа по учебнику. Стр.86 № 1 |
Числа, которые складываются, называются слагаемыми, а результат сложения называется суммой. После этого учитель вывешивает на доску Слагаемое, слагаемое, сумма. Прочитаем примеры по-новому. Учителем проводится отработка с учащимися использования терминов «первое слагаемое», «второе слагаемое», «сумма чисел». В этом же задании ученикам встретятся разности. Учитель задает учащимся вопрос: Откройте учебники на стр.86 №1 |
Учащиеся запоминают названия компонентов и результатов действия сложения. Попробуйте сами определить, где слагаемые, а где сумма. Докажите. Учитель тренирует учеников в чтении примеров с использованием терминов «слагаемое», «сумма». Рыбки с примерами. Например: первое слагаемое – 4, второе слагаемое – 2, сумма равна 6. Сумма чисел 5 и 2 равна 7. |
Формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную: знать название чисел при сложении. |
Фронтальный. Наблюдение учителя.
|
||||
5. Физкульт-минутка. |
Интерактивная физминутка» |
- Предлагаю вам самим превратиться в рыбок, отдохнуть, принять активное участие в физминутке. Рыбки плавают, ныряют, В чистой светленькой воде. То сойдутся – разойдутся, То зароются в песке. |
Выполняют предложенные движения. Ориентируясь на здоровый образ жизни, активно участвуют в физминутке. |
Осуществлять профилактику утомления. |
Коллективный. Наблюдение учителя. |
||||
6. Закрепление знаний и способов действий. |
Формирование навыков счёта. Работа по учебнику. Стр.86 № 2 Пропедевтика темы «Задача». №3 (с. 87) Работа в тетради Работа со счётны-ми палочками |
Учитель предлагает выполнить примеры, обращает внимание детей на то, чтобы они при комментировании читали выражения по-разному. – Можно ли примеры на вычитание читать, используя слова «слагаемое», «сумма»? (Нет.) Учитель предлагает хорошо читающему ученику прочитать задачу. – О чем прочитанный рассказ? Что в рассказе известно? – Что нужно узнать? – Какое арифметическое действие следует выполнить, чтобы ответить на поставленный вопрос? -Почему так считаете? Запишем решение задачи в тетрадь. На доске появляется выражение 5+3 Что это? Прочитайте по – разному. Выложите при помощи счётных палочек Придумайте, используя это выражение, свою задачу по теме: -) рыбалка -) соревнования -) дома |
Ученики выполняют с комментированием. Например: «Первое слагаемое – один, второе слагаемое – один, значение суммы – два. Сумма чисел два и один равна трём. Два увеличить на два получится четыре. К трём прибавить один получится четыре» и т. д. Выполняется с математическим веером. Один из учащихся читает задачу. Учащиеся отвечают на вопросы: -Известно, что у Васи было 6 книг и ему подарили ещё 2 книги. -Сколько книг стало у Васи. -Сложение. -Потому что книг у Васи стало больше. Далее ученики записыва-ют с комментированием решение задачи: 6 + 2 = 8 (кн.). Числовое выражение. Учащиеся выполняют задания под руководством учителя, отвечая на поставленные вопросы. Составляют свои задачи по заданным темам |
Формируются умения прибавлять и вычитать число 2; знать название чисел при сложении. Умение стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи. Необходимые умения к изучению темы «Задача» (анализ, синтез, мышление) Умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном мате-риале;выполнять дейст-вия в сотрудничестве с учителем по предложе-нному плану; самосто-ятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изучен-ного вида. |
Наблюдение учителя, работы в тетради. Самоконтроль |
||||
8. Рефлексивно-оценочный. |
Обобщение и оценка. |
- Подведём итоги. Мы плодотворно поработали. - Что нового узнали на уроке? Как называются числа, которые складыва-ются? -Как называется результат, полученный при сложении? Где на уроке вам было легко? Как вы думаете почему? Где столкнулись с трудностями? Попытайтесь объяснить: почему? |
Учащиеся отвечают на вопросы. Новые понятия Слагаемое Сумма |
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Давать эмоциональную оценку деятельности на уроке. |
Наблюдение учителя Самоконтроль и самооценка |