12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никанорова Елена Николаевна107
Работаю в школе учителем. Стаж 30 лет.
Россия, Московская обл., Г о озеры, д Емельяновка



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЕМЕЛЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


ИНТЕГРИРОВАННый УРОК

по математике и истории в 5 классе

Учитель: Никанорова Елена Николаевна


Интегрированные предметы: математика и история


Тема урока: « Восстание Спартака в 74–71 гг. до н.э»

Класс: 5


Продолжительность урока: 45 минут


Организация работы на уроке: фронтальная и индивидуальная



Цель: подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака.


Задачи:

- активизировать мыслительную деятельность ребят;

- формировать навык работы у учащихся с историческим документом;

- развивать умение учащихся определять причинно-следственные связи, самостоятельно анализировать изучаемые события, делать выводы, правильно показывать на карте изучаемые объекты;

- развивать умение объективно оценивать себя и свои результаты;

- воспитание чувства гуманного отношения друг к другу, гражданственности.

- закрепить вычислительные навыки учащихся;

-с помощью различных видов работы повысить активность учащихся на уроке, добиться сознательного усвоения материала;

-работать над повышением грамотности устной и письменной речи учащихся, следить за осанкой учащихся при письме.



Оборудование: мультимедиа, презентация по теме, исторические карты.





План урока.


1. Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

3. Объяснение нового материала.

4. Подведение итога урока.

5. Рефлексия.

6. Домашнее задание.


Ход урока.

1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы урока, целей и задач учащихся.

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос по теме « Земельный закон братьев Гракхов».


3. Объяснение нового материала.

(Объяснение учителя сопровождается показом презентации)


Учитель истории:

С середины III века до н.э. Рим ведет активную завоевательную политику. В результате, которой в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов. Оторванные от своих семей, от родной земли, они были глубоко несчастны.


О чем они могли мечтать? (О свободе.)


Сестра богинь, Свобода, зажигай

На подвиг благородный

Сердца твоих сынов.

Сестра богинь, Свобода, гнев народный

Ты окрыли, святая,

В огне освободительных боев!

В мечи, в мечи оковы

Перекуют рабы.

Долг их призвал суровый

И даже робкий храбр в пылу борьбы.

Сестра богинь, Свобода, за тобой

С напевом грубым ринемся мы в бой.


Как рабы могли отстаивать свое право на свободу? (Формы борьбы: побеги, порча орудий труда, неповиновение, высшей формой борьбы – было восстание).

Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестоким мерам, чтобы заставить их работать, насильно заставляли учиться ремеслу гладиаторов. В 74 г. до н.э. в одной из гладиаторских школ города Капуи возник заговор. Источники по истории восстания скудны. Только греческие и римские авторы упоминают о восстании. Совсем мало известно о биографии Спартака.

Спартак происходил из Фракии (Болгария). Служил в римских вспомогательных войсках и за дезертирство был продан в рабство. Благодаря физической силе попал в гладиаторы. В источниках упоминается об уме, образованности и гуманности Спартака. В 73 г. до н. э. находился в одной из гладиаторских школ г. Капуи. “Лучше умереть за свободу, — говорил Спартак, — чем убивать друг друга для забавы римлян” [1]. Заговор был раскрыт по доносу, но 78 человек все же успели убежать. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город оружие для гладиаторских школ, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место на вершине вулкана Везувий. Спартака за силу и знание военного дела избрали предводителем.




Учитель математики:


Задача.

Войско Спартака разделилось на три части: отряд Спартака состоял из 40*10³ воинов, отряд Крикса составлял 80% от численности отряда Спартака, а армия Эномая была на 5*10³ воинов больше отряда Крикса. Какова была общая численность войска Спартака? [2]



Учитель истории:

У Спартака в ходе восстания был план – собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными. Большой отряд рабов во главе с Криксом, не пожелавших уйти из Италии, отделился от армии восставших, но был разбит римлянами. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар и разгромили врагов. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско.

Новую победу восставшие одержали в долине реки По над наместником провинции Галлия. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил планы и повернул на юг. Зачем?


Учитель математики:


Задача. Против армии Спартака были выдвинуты две консульские армии (Геллия и Лентула), которые должны были соединиться на Аппенинах. Армии находились на расстоянии 240км друг от друга. Скорость движения армии Гелия была на 1,2 км/ч больше скорости армии Лентула. Найти скорости армий, если известно, что через 2 дня расстояние между ними было 30 км. Учесть, что армии двигались по 10 часов в сутки.[2]


Учитель истории:

К Спартаку сбегались рабы со всей округи, и скоро собралось несколько тысяч человек. Сенат решил покончить с восстанием одним ударом. Против восставших был послан трехтысячный отряд. Римляне расположились у подножия Везувия. Чтобы не тратить силы на штурм, они перекрыли единственную тропу. Тогда восставшие сплели из лоз дикого винограда лестницы и по ним ночью спустились с Везувия, зашли римлянам в тыл и напали на них. Римляне не ожидали удара и били разгромлены.


Учитель математики:


Задача. Чтобы спуститься с Везувия, воины Спартака сплели лестницу, 875 м которой были сделаны из пеньковых веревок. Часть лестницы, выполненных из ивовых прутьев, составляла 20% от длины веревочной части, а остальные 321м были сделаны из виноградных лоз. Какова высота Везувия? [2]



Учитель истории:


Римский сенат полностью осознавал опасность. И были приняты чрезвычайные меры: На помощь Крассу были отправлены со своими войсками полководцы Помпей и Лукулл. Спартак не хотел дать полководцам объединиться. Он хорошо знал, что регулярное римское войско сильнее, и он дал решающее сражение в г. Апулии в 71 г. до н.э.


Учитель математики:


Задача.

Чтобы успеть на помощь Красу (к началу битвы), армия Лукулла должна была пройти от Брундизия до места сражения 22 км за 6, 2 часа. Лукулл двигался в следующем режиме: первые 5, 25 ч шел со скоростью 4км/ч, делая через каждые 1,5 часа 15-минутный привал, затем снизил скорость до 3км/ч. Успел ли Лукулл?


Учитель истории:


Восставшие сражались храбро, но силы их были не равны, они были разбиты. Боясь объединения римских армий, Спартак напал на Красса. «Произошла грандиозная битва, - пишет древний историк. – Спартак был ранен в бедро дротиком. Опустившись на колено и выставив вперёд щит, он отбивался от нападавших, пока не пал вместе с большим числом окружавших его». 6 тысяч оставшихся рабов в живых были взяты римлянами в плен и распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги (от Капуи до Рима).


Восстание было жестоко подавлено. Более двух лет беглые рабы угрожали самому существованию Римского государства.


4. Подведение итога урока.

Вопросы для учащихся:

- Назовите причины восстания Спартака.

- Назовите главные битвы Спартака с римскими войсками.

- Каковы причины поражения восставших?



5. Рефлексия.

t1613322239aa.png

Проследите глазками за бабочками в том порядке, в котором я назову, соедините буквы и прочитайте слово: зеленая бабочка, красная, фиолетовая, желтая, голубая, оранжевая, синяя. Какое слово получилось? (Молодцы.)


6. Домашнее задание: прочитать п.51; задание на выбор:

1) составить рассказ от имени участника восстания;

2) нарисовать рисунок « Восстание Спартака»



Литература:


1. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2011.


2. Математика.5-11 классы: уроки учительского мастерства/авт.-сост. Е.В.Алтухова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.


3. ru. Wikipedia.org .

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.