12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Намятова Маргарита Павловна68

Презентация к уроку
PPTX / 20.29 Мб

/data/files/i1609501995.pptx (Презентация к уроку)Конспект урока по теме «Вычитание натуральных чисел».

Дата: 14.10.2020

Класс: 5

Тема и номер урока в теме: вычитание натуральных чисел (первый урок)

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока: актуализировать знания учащихся о вычитании многозначных чисел; повторить название компонентов и результатов действия вычитания.


Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД): научить использовать понятия уменьшаемое, вычитаемое, разность.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД): развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Планируемые результаты: выполнять вычитание натуральных чисел. Правильно использовать в речи термины: уменьшаемое, вычитаемое, разность. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при вычитании; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.


Образовательные источники и ресурсы: Мерзляк А. Г. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразоват. организаций/ А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – М.: Вентана - Граф. (Алгоритм успеха. ФГОС)

Ход урока:



Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (в мин)

1

Организационный

момент

Создать

благоприятный

психологич.

настрой на работу

Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. Сообщает, что на каждом этапе урока свои достижения они будут отмечать в листе успешности.


Слайд 1.О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

Удивительно точно подметил А.С. Пушкин в своем незавершенном стихотворении характер научной деятельности. Любому открытию сопутствует опыт, талант открывателя и даже случай.


-Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть на уроке. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Наш урок будет разбит на части – этапы и каждый этап вы будете сами оценивать, т.е. проводить самооценку своей работы. Для этого у вас на столах лежат бланки- листы успешности. Давайте с ними познакомимся.

Приветствие учителя. Знакомство с листом успешности. Настрой на работу.

1

2

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Организует устный счёт на повторение ранее изученного материала.


Слайд 2. Перед вами репродукция картины «Устный счёт. Урок арифметики в сельской школе» С.А.Рачинского.


Класс сельской школы. Идет урок арифметики. На доске учителем написана задача, которую предстоит решить детям. Всех их связывает увлеченность заданием, усердие, с которым они ищут ответ. При этом каждый из персонажей наделен собственным характером. Обращаю ваше внимание на то, что это происходит более века лет назад, в трехклассной сельской школе, и ученики решают устно. Посмотрите на лица - равнодушных нет! Рачинский говорил: «С поля за карандашом и бумагой не побежишь, решать надо умственно!»


-На прошлых уроках вы складывали многозначные числа, повторили, как называются компоненты сложения, применяли свойства сложения.

- Начнём урок с устного счёта. Слайд 3. Вычислите. Давайте побудем немного дешифровальщиками и узнаем, что же это за слово.

(детям выдаются примеры, после счёта - таблица и буквы)


203

180

161

168

239

142

139

168

137










91+37+9= 137 (е)

81+13+109= 203 (в)

52+61+48= 161 (ч)

15+22+105= 142 (а)

46+19+74 = 139 (н)

77+(68+23)= 168 (и)

(46+139)+54= 239 (т)

83+54+37+6 = 180 (ы) Слайд 4. Ответы

Оцените себя и поставьте балл в листе успешности

Решают примеры устного счёта.

8

3

Озвучивание темы урока. Постановка учебных
задач

Поставка учебных задач

Предлагает назвать тему урока.


- Всё верно: вычитание. Тема урока? (Вычитание натуральных чисел) Слайд 5.

- Сформулируйте задачи, которые необходимо будет выполнить на данном уроке. (повторить, как называются компоненты при вычитании, выполнять вычитание многозначных чисел. Решать задания по теме)

- Запишите дату и тему урока в тетради.

Озвучивают тему урока. С помощью учителя формулируют задачи урока. Записывают дату и тему урока.

2

4

Первичное усвоение новых знаний

Обеспечение

восприятия,

осмысления и

первичного

запоминания

детьми

изученной темы

Беседует по теме урока.


1) - Какое действие называется вычитанием?

(Вычитание – это действие, обратное сложению)


-А какой знак действия мы будем использовать при вычитании? Для ответа на этот вопрос прослушайте стихотворение:

Не со зла он отнимает,

Просто долг свой выполняет.

Отнимать большой мастак

Этот всем знакомый знак. (Минус).


2) -Как получить число, предыдущее при счёте данному натуральному числу?

(Чтобы получить предыдущее при счёте число, надо из натурального числа вычесть 1)

- Назовите числа, которые предшествуют числам 34, 98, 200,470. (Числа напечатаны на карточках, которые показывает учитель)

3) Работа с текстом. Слайд 6.

«РОДИНА-слово привычное, как земля, как жизнь. У каждого есть своя родина, свой край, где он родился. Моя малая родина-деревня Вязовка, одна из немногих в районе, где добротные и красивые дома. У каждого – палисадники, утопающие летом в радуге цветов, а зимой в них деревья стоят в куржаке, переливаясь на солнце перламутром… Жизнь в нашей деревне протекает бурно, полна различными событиями. Название её связано с вязами, так как здесь когда – то росли деревья – вязы. Раньше Вязовка была поделена на три участка: Сорокина, Намятовка, Заручей, а 80-х годов прибавились Черёмушки… В деревне есть библиотека, дом культуры, медпункт, магазины, детский сад, школа… Школа-второй дом, где мы получаем знания и навыки к труду…» Так писала одна из выпускниц Вязовской школы в газете «Районные будни».

Вязовская основная школа общеобразовательная школа впервые открыла свои двери в 1990 году. Слайд 7. За эти годы много выпускников покинуло стены родной школы. Все нашли свой путь в жизни. Сменилось немало учителей и несколько руководителей. Слайд 8.

- Кто из ваших родителей учился в нашей школе? Или работал?

-Сколько лет руководил Караваев П.С.? Бахарев Е.В.? Сколько лет прошло с тех пор, как Вязовская школа открыла свои двери для учеников? Какое арифметическое действие нужно выполнить, чтобы ответить на вопросы? Составьте выражения.


1998 - 1990

2018 - 1998

2020 - 1990


- Как называются компоненты действия вычитания? (Результат вычитания называют разностью, число из которого вычитают – уменьшаемое, число, которое вычитаем – вычитаемое.) На доску вывешивается плакат.

ab = c

уменьшаемое вычитаемое разность

-Что показывает разность? (На сколько первое число больше второго или на сколько второе число меньше первого)

- Прочитать разными способами. (Разность чисел 2020 и 1990; из 2020 вычесть 1990; от 2020 отнять 1990; Уменьшаемое – 2020, вычитаемое – 1990.)

- Вычисли и узнай, сколько прошло лет со дня открытия школы: 2020 – 1990 = 30 (Юбилей школы!)


- На юбилей школы дарят подарки. Ребята, сейчас мы с вами сделаем поздравительные открытки. Слайд 9 (открытка со цветком, на лепестках написаны примеры). Первый пример решает ученик у доски с подробным комментированием, остальные примеры – самостоятельно.

Найдите значение разности:

1) 27 146 – 24 317; (2 829)

2) 12 030 – 11 164; (866)

3) На сколько, число 28 816 меньше, чем число34 725? (5909)

4) 56 789 – 9 876; (46 913)

5) 82 314 – 78 425; (3 889)

6) На сколько, число 258 143 больше, чем число 164 275? (93 868)

7) 46 000 185 – 8 123 456 (37 876 729).

-Рассмотрите полученные ответы. Раскрасьте лепестки:

красным цветом – числа, у которых в разряде единиц стоит число 9;

жёлтым цветом – маленькое натуральное число;

голубым цветом – число, у которого в разряде десятков стоит число 1;

-оставшийся лепесток раскрась своим любимым цветом.

-Молодцы! После урока подарите свою открытку любимому учителю.

Оцените себя и поставьте балл в листе успешности

Отвечают на вопросы.








































Вспоминают название компонентов вычитания.












Выполняют задания.

Изготавливают открытку.
















17

5

Физкультминутка


На полу изображён координатный луч. Дети встают около начала отсчёта.


Если утверждение верное, то двигаетесь вперёд на один единичный отрезок. Если неверное – остаётесь на месте.

От перестановки мест слагаемых значение суммы не меняется.

Ряд натуральных чисел конечен.

0 - натуральное число.

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое. (предложение на карточке, вывешивается на доску)

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность. (предложение на карточке, вывешивается на доску)

Координатный луч ни чем не отличается от прямой.

При вычитании нуля из натурального числа получается само число.

Равенство 15 - 15 = 0 верное.

- Ребята, если вы правильно выполнили задания, то должны оказаться в точке с координатой, обозначающей любимую отметку ученика - 5. Молодцы!

Оцените себя и поставьте балл в листе успешности

Выполняют задания

3

6

Решение практических задач

Применение новых знаний

- Многие практические задачи можно решить с помощью выполнения арифметических действий.

Решение текстовой задачи. с. 57., № 202. (задача про города и посёлки). Ответ: 2394


Числовой эксперимент «Экономия должна быть экономной» Слайд 10

Наименование товара

Цены в супермаркетах

с. Байкалово (в рублях)

Цена в магазине д. Вязовка

Монетка

Магнит

1 кг груш

160

155

195

1 литр сока

45

40

58

1 кг бананов

70

60

100

Необходимо купить: 4 кг груш, 2 кг бананов, 3 литра сока.

Задача: определить, в какой магазинов выгоднее всего отправиться за покупкой указанного набора продуктов. При выборе магазина постарайтесь учесть все факторы, требующие затраты денег. Ваши затраты должны быть минимальными.

Выполните необходимые расчеты и дайте ответ на следующие вопросы:

В какой магазин вы отправитесь?

Какие факторы повлияли на ваш выбор?

Какое количество денег у вас останется после похода в магазин, если первоначально вам дали 1 тысячу рублей? Хватит ли на покупку 1 тысячи рублей?

Оцените себя и поставьте балл в листе успешности

Один ученик работает у доски




Решают самостоятельно

8

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет

- Продолжаем работать по теме. Выполнить математический диктант (на ноутбуках). При наличии времени

Оцените себя и поставьте балл в листе успешности

Выполняют математический диктант


8

Подведение итогов и рефлексия.

Информация о домашнем задании.

Анализ и оценка успешности выполнения задач урока.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Подводим итог, отвечая на вопросы:

- как называются компоненты вычитания?

-как найти неизвестное уменьшаемое?

-как найти неизвестное вычитаемое?


Заполняем лист успешности, оцениваем себя.

t1609501896aa.jpg

с. 55, п. 8 (до примера 2), № 198, 200

Спасибо за урок! Слайд 11

Отвечают на вопросы, заполняют лист успешности, выставляют отметку.

Записывают дз.

1



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.