Урок математики в 3 классе по теме «Доли»
Пояснительная записка к презентации
Урок математики с использованием ИКТ, 3 класс,
Программа: Образовательная система «Школа 2100»
Тема: Доли
Цели: 1. Познакомиться с понятием «доля».
2. Учиться читать и записывать доли.
3. Продолжать выполнять арифметические действия изученных видов.
4. Развивать умение решать текстовые задачи изученных видов.
Тип урока: Урок введения нового знания
Методы: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные.
Формы организации: фронтальная работа, работа в группах, подвижный способ обучения, самостоятельная работа, практическая работа.
Формирование УУД (универсальных учебных действий):
Познавательные: УУД - формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;
Регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;
Личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.
Коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности и значимости окружающих.
Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Для учащихся: полоска бумаги (4 см х 1 см), цветные карандаши, линейки, учебник по математике для 3 класса. Т.Е. Демидова «Математика» ,1 часть М.: Баласс, 2008
Ход урока.
1. Организационный момент. (слайд 1)
- Сегодня на уроке у нас много гостей. А с каким выражением лица встречают гостей? (с улыбкой).
- Правильно с улыбкой. Улыбнитесь друг другу и гостям.
2. Актуализация опорных знаний.
Вновь звонок нас всех зовёт.
Что ж, друзья мои, вперёд!
Пенал, учебник и тетрадь
Вас устали ожидать
И рады встрече с вами снова…
А вы к открытиям готовы?
а) Устный счёт.
- Ребята, нам пришло письмо!
(Открываем конверт, читаем: “Приглашаю вас на День Рождения! Алиса”)
- Ребята, а обратного адреса нет. Как вы думаете, какая Алиса пригласила нас в гости?
(может быть Алиса Селезнева/ Лиса Алиса/ Алиса из Зазеркалья)
- Алиса приготовила нам задание, выполнив его, мы поймем, какая именно Алиса ждёт нас в гости. (слайд 2)
- Теперь очевидно, что нас пригласила к себе в гости Алиса Селезнева. Ребята, а где она сейчас находится?
(На неизвестной планете)
Формулирование темы и целей урока.
б) Постановка проблемы.
- Я предлагаю отправиться к ней на ракете, но т.к. нас много, то нужно будет несколько ракет. (слайд 3)
- Прочитайте числа, которые записаны на борту кораблей:
18 45 1/6 27 15 1/3
- Возникли ли у вас трудности при прочтении данных чисел? (Да, мы не можем прочитать некоторые числа).
- Почему вы не смогли прочитать данные числа? (Мы не знаем, как они читаются)
- Вы хотите узнать, что это за числа и как они читаются? (Да)
в) Сообщение темы и цели урока.
- Какие мы должны поставить перед собой цели? (слайд 4)
(говорят дети)
- Мы отправляемся в гости к Алисе. А хотите узнать, чем она нас будет угощать?
(слайд 5)
- Вы об этом узнаете, если правильно решите примеры и разгадаете какое слово зашифровано.
П 18 х 4 Л 66 : 11
Е 75 – 25 И 0 х 5
А 3 х 9 С 47 х 1
Ь 72 : 8 К 34 + 17
У 8 х 8 Н 45 : 3
27 |
72 |
51 |
6 |
9 |
47 |
0 |
15 |
а |
п |
е |
л |
ь |
с |
и |
н |
- Молодцы ! Не удивляйтесь, именно апельсин поможет нам сегодня открыть новые знания
- А как разделить один апельсин на всех гостей? (предлагают дети)
- Как называется каждая часть апельсина? (Долька).
- Теперь подумайте и скажите, что будем изучать сегодня на уроке? Какова тема урока?
(Доли). (слайд 6)
- Запишите тему урока в тетрадь.
_ Какие цели мы поставим перед собой?
- Верно, мы познакомимся с новым математическим понятием «доли», научимся их определять, читать и записывать.
3. “Открытие нового знания”
- Первыми в гости к Алисе пришли Громозека и гном Веня. (слайд 7)
- Откройте учебник на с.76, №1. Как разделила апельсин Алиса?
- Какая часть досталась каждому? (слайд 8)
- В математике равные части называются долями.
- Сколько долей всего? (2).
- По сколько долей получил каждый? (по 1).
- Можно ли записать математическим языком выполненные действия?
- С каким действием связано нахождение доли? (делением)
- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:)
- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.
- Значит, у каждого из друзей одна из двух долей или одна вторая доля. Записать это можно так -1/2 (слайд 9).
- Что эта запись обозначает?
- Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (на сколько равных частях (долей) разделили)
- А число над чертой? (сколько таких частей взяли)
- Давайте проверим наше предположение с текстом учебника (с. 76) (слайд 10)
Практическая работа.
- У вас на парте лежат полоски (12 см). Возьмите полоску и согните её пополам, ещё раз пополам. Разверните. На сколько долей линией сгиба разделили полоску? (на 4). Закрасьте красным карандашом одну такую долю.
- Как теперь записать, какую долю вы закрасили? (одна четвёртая доля)
(слайд 11) - Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке.
Первичное закрепление.
а) Работа у доски и в тетрадях.
- Начертите отрезок длиной 5 см, разделите его на пять равных частей. Выделите одну долю. Как будет называться эта доля? Запишите. ( 1/5).
б) Упражнение в определении долей. (с.78 № 3) (слайд 12) № 4 (слайд 13)
По классу развешены доли, учитель называет, а дети показывают их.
Выбираем задания и тренируемся: Решение задачи с.78 № 6 (а) (слайд 14)
6. Рефлексия.
- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? (слайд 15)
- Что нового узнали на уроке?
- Что такое доли?
- Все ли получилось у вас на уроке?
- Какие задания показались наиболее трудными?
- Какие задания были наиболее интересными?
- Давайте подарим Алисе подарок. Если мы пришли всем классом, то и подарок у нас будет один, но большой. Каждый из вас сейчас положит в коробку маленькую часть. Если в классе 26 учеников, то какую долю вы можете положить? (1/26)
Перед вами лежат 3 квадрата. Если:
- Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы поняли тему и можете помочь другим. (желтый)
- Вы считаете, что поняли тему, но вам ещё нужна помощь. (красный)
- Вы считаете, что было трудно на уроке. (зелёный)
(прикрепляют на доске – «подарок» (на листе нарисована коробка, она разделена на то количество клеток, сколько детей в классе))
Оценивание работы учащихся учителем.
7. Домашнее задание
- Алиса тоже приготовила для вас подарок, ребята.
(в конверте – домашнее задание в форме математической игры раскраски на знание таблицы умножения)
Презентация к уроку
PPT / 4.74 Мб
Алина Яковлевна Корогод
Паздникова Елена Сергеевна
Сафронова Елена Леонидовна
Паздникова Елена Сергеевна