Открытый урок математики с использованием мультимедиа на тему «Доли» (3 класс)

Пояснительная записка к презентации
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2 г. Павловск»
Павловского муниципального района Воронежской области.
Открытый урок по математике в рамках окружного конкурса «Учитель года 2018»
Тема:«Доли».
Подготовила и провела:
учитель начальных классов, ВКК
Ручкина Надежда Анатольевна
Павловск, 2018г.
Подготовила и провела в 3 «А» классе
МКОУ Павловская СОШ №2
Павловского муниципального района
Воронежской области
Учитель начальных классов ВКК:
Ручкина Надежда Анатольевна
Открытый урок математики в 3 классе по теме "Доли" с использованием ИКТ.
Понятие не даётся учащимся в готовом виде – дети должны пережить в личном опыте, осмыслить логику его введения.
Предмет: Математика
УМК: Завершённая предметная линия учебников « Математика» под редакцией: М.И. Моро
Класс: 3 «А» класс
Тип урока: Метапредметный урок по математике с введением фрагмента урока по технологии. ОНЗ (открытие новых знаний)
Программа: «Школа России»
Презентация к уроку
PPTX / 1.87 Мб
Листы самооценки.
DOCX / 55.06 Кб
Тема урока: |
"Доли" |
|||||||||||||||||
Цель: |
первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли; закреплять знание таблицы умножения. |
|||||||||||||||||
Планируемые результаты:
Формируемые УУД:
|
|
|||||||||||||||||
Межпредметные связи: |
Связь математики с технологией, окружающим миром. |
|||||||||||||||||
Оборудование: |
|
Этапы урока |
Выполняемые задания |
Коммента- рии |
|
1.Орг. момент
МЛ |
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу и поприветствуем гостей . Возьмите листы самооценки и отметьте, с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом.Приглашаю вас на урок математики, удачного вам дня. |
|
|
2.Актуализация знаний
Маршрутные листы
Сигнальные кружки |
На доске запись: 27 : 3 > 9 24 : 4 > 8 28 : 8 = 4 20 : 4 < 5 14 : 1 = 14 42 : 7 = 3 - Прочитайте записи. Найдите неверные. Исправьте ошибки. -Чем похожи данные выражения? - Чем отличаются выражения друг от друга? - На какие две группы можно разбить данные выражения? -Я сейчас попробую отгадать, что вы уже знаете по математике, а что нет. На мои утверждения, вы будете сигнализировать мне знаками: «да»- зеленый кружок, «нет»- красный. Приготовились! -Вы знаете, как в математике называется сложение одинаковых слагаемых. -Вы изучили таблицу умножения. -Вы знаете соответствующие случаи деления. - Какое действие с числами выполняли? -Вы умеете делить на равные части. -А как называется 1часть, получившаяся при делении на равные части? |
Доска, магнитные цифры
-Определяют границы знания и незнания. Определяют тему.
|
|
3. Сообщение темы и целей урока.
Зкран
Экран
МЛ
Бобры
|
-Сейчас мы посмотрим мультфильм, как животные в лесу делили апельсин и узнаем, как называется 1 часть при делении. - так как же называется 1часть при делении? - Кто знает, что это такое? - Где в жизни вы встречали это слово? Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.) - Ребята, словосочетание “равные части” иногда заменяют словом “доли”.
- откройте учебник на с.92-93 и попробуйте определить какая у нас будет тема урока? -На какие умения она опирается? -Где в дальнейшем потребуются знания, которые вы получите сегодня? Тема урока у нас сегодня важная, а главное, нужная. -А какова цель урока? -Что нам сегодня предстоит узнать и чему научиться? -Есть ли у вас какие-то трудности или опасения отметьте их в своем маршрутном листе. -Отметьте в маршрутном листе, чего вы ждете от урока. -Откройте тогда тетради . -Посмотрите на экран. - Два бобра решили распилить бревно пополам. Наметили разрез и распилили. Вот что поучилось. Это рисунок. Посмотрите, как рисунок я изобразила схемой. -Что вы заметили? - Как распилили бревно бобры? - Согласны ли вы с тем, что бревно распилено пополам? (Нет, т.к. части у бревна не равны.)
![]()
|
мультфильм «Мы делили апельсин»
Учебник Определяют тему. -Находят области применения знаний.
-Определяют цель урока и область задач. -Определяют границы незнания и трудности с ними связанные. лимон яблоко
соотнесение чертёж-схема.
|
|
4.Открытие нового знания. Из истории дробей.
Экран |
Практическая работа.
- Давайте разберёмся с таким вопросом. -Ребята, какие мысли у вас возникают, глядя на этот предмет? Варианты ответов: аппетитное, сладкое, круглое, спелое, его хочется съесть. - А я бы, одна не стала его есть, а обязательно поделилась бы со своей семьей. - Смогу ли я одно яблоко разделить на двоих поровну? - Как мне это сделать, ведь яблоко одно?(Выслушиваются мнения учащихся.) Яблоко разрезаю на 2 равные части. - Что сделали с одним целым яблоком? - Как разрезала? (Пополам.) - Как сказать по- другому? (На две равные части.) - Как по-другому назвать равные части? (Доли.) - На сколько равных частей (долей) разделили яблоко? - Как можно назвать одну часть? (Половина, одна вторая.)
– А мне нужно разделить на четыре равные части. Как теперь разделить яблоко? Кто догадался, как это сделать? (Каждую половину поделить пополам.)
- Мы получили какую долю яблока? (Четвертую.) - Как это записать? (Дети сначала предлагают свои варианты записи.) На доске дети видят следующую запись: - Что эта запись обозначает? (Мнения детей.)
- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными. - Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (Мнения детей.) - А число над чертой? (Мнения детей.) - Под чертой пишется число, которое показывает, на сколько частей разделили целое. Число , которое стоит под чертой будем называтьзнаменателем. - А число над чертой? (Мнения детей.) а над чертой ставится единица, т.к. взяли одну долю. Число, которое над чертой, будем называть числителем. Вывод: - Итак, при чтении дроби сначала произносится верхнее число-одна, а затем нижнее-1/2, 1/3. ![]()
Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. в XVI веке.
|
Яблоки-3
½-пишу я
¼-пишут дети
Знаки деления.Доска
Экран |
|
Физкультминутка. Гимнастика для глаз. |
Выполняют |
Доска |
|
6. «Открытие» нового знания. Практическая работа геометрическим материалом. |
- Сейчас мы вместе выполним такую работу. - Возьмите круг и разделите его с помощью перегибания на две равные части. Сколько половин в целом круге? (В целом круге 2 половины.) - Какие это части? (равные) - Какую долю получили?(½). Закрасьте красным карандашом ½ долю. Запишите в тетрадь, какую долю вы закрасили?
- Возьмите другой круг и разделите перегибанием его на 4 равные части. Сколько в целом круге четвёртых долей? - А теперь, закрасьте, синим карандашом ¼ долю. - Запишите. (¼) - Как прочитать эту запись? (Одна четвертая). - А сравните1/4 и половинку. - Какая доля больше, половина или четверть? (Половина.) - Как это записать? (½ > ¼) Запишите.
- У вас на партах лежат полоски бумаги. -Разверните. - На сколько долей разделили полоску? - Закрасьте одну такую долю полоски. - Как на языке математики записать, какую долю полоски вы закрасили? Запишите.
- Другую полоску разделите на три равные части. Запишите … (⅓). - Какая доля больше, ⅓ или 1/6? (⅓). Проверьте наложением. Вывод: чем на меньше частей делим, тем больше доля. Возьмите квадрат и разделите его на 8 равных частей. Закрасьте одну часть. - Как можно назвать эту часть? (Одна восьмая.) - А как записать?
![]()
- Что эта запись обозначает? (Целое разделили на 8 равных частей (долей) и взяли одну такую часть.)
|
Алгоритм обозначения долей. Сравнение долей. Вывод: ½ > ¼
1/6<1/3 |
|
Экран
Учебник
Учебник |
А теперь откройте учебник на стр. 92 -самостоятельная работа. - Что значит одна восьмая? -Сколько восьмых долей в целом яблоке? Правильно, 8/8 или 1 целое яблоко.
-А теперь нам надо разделить пирог. Прочитайте задачу №1 (1) -На сколько частей разделили пирог? -Какие должны быть части? -Как будем называть одну часть? Запишите. -Сколько получится частей, если каждую долю разделить еще на 2 равные части? Какая это будет доля? Как запишем? -А какой еще вопрос можно поставить к этой задаче? №1(2) выполните в тетради. Проверьте друг друга.
№ 2. - устно Прочитайте задачу. -На сколько долей разделен зеленый прямоугольник? Как назовем одну долю?.... -Назовите доли начиная с наименьшей… -Какая доля меньше? Почему? |
Доска
Доска. Квадрат 6Х6 |
|
Физкультминутка
|
«Светофор» |
Круги: Зеленый- идем, желтый- стоим, красный- присесть. |
|
8.Работа в группе с демонстрационным материалом |
№9 (работа экспертов)Листы в клеточку.
Круги. Берут долю, называют правильно, записывают. - А если 2 доли возьму, какая дробь получится? А три… |
Выходят к доске и записывают 1/8 |
|
|
Маршрутные листы
|
|
|
9.Самостоятельная работа.
Экран
Пособие.
Маршрутные листы
|
-На экране появляется слайд с пословицей, где пропущено одно слово. Всякое дело ...... боится. - Кого можно назвать мастером? Человек, который умеет делать отлично свое дело. Каким бы дело не было, легкое или трудное, мастер его выполнит. На доске остается слово мастер. -Если мы к этому слову добавим -ИТЬ, то что у нас получится? -На следующие уроки нам потребуется пособие, которое вы сейчас в группе соберете |
Работа в группе по алгоритму. |
|
10. Закрепление. Экран
Маршрутные листы
|
- А теперь устно решим задачу. -Большая перемена длится 20 минут. Маленькая составляет четвертую часть от большой. Сколько минут длится маленькая перемена?
|
Презентация
|
|
11. Итог урока. Рефлексия. |
Наш урок подходит к концу и пора подвести итоги. Маршрутные листы.
-Вернёмся к нашим яблокам и лимонам -Оправдались ли ваши опасения? -Получили ли вы то, чего ождали от урока? -Достигли ли мы цели урока? Как вы считаете? портфель -За что бы сегодня вы себя похвалили на уроке? -Я вас тоже сегодня хвалю и благодарю за работу. -Я проверю ваши маршрутные листы, посовещаюсь с экспертами и познакомлю вас с оценками.
|
|
|
12.Домашнее задание. |
С. 93, №3, №4 + №5 (по желанию) |
Экран |