12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ручкина Надежда Анатольевна54
Люблю свою профессию! А школа- это моя жизнь!
Россия, Воронежская обл., г. Павловск
4

Открытый урок математики с использованием мультимедиа на тему «Доли», 3 класс



 

 

 

 

Муниципальное казённое  образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2 г. Павловск»

Павловского муниципального района Воронежской области.

 

Открытый урок  по математике в рамках окружного конкурса «Учитель года 2018»

Тема:«Доли».

Подготовила и провела:

учитель  начальных классов, ВКК

Ручкина Надежда Анатольевна

 

Павловск, 2018г.

 

Подготовила и провела в 3 «А» классе

МКОУ Павловская СОШ №2

 Павловского муниципального района

Воронежской области

Учитель начальных классов ВКК:

Ручкина Надежда Анатольевна

 

Открытый урок математики в 3 классе по теме "Доли" с использованием ИКТ.

Понятие не даётся учащимся в готовом виде – дети должны пережить в личном опыте, осмыслить логику его введения.

Предмет: Математика

УМК: Завершённая предметная линия учебников « Математика»   под редакцией: М.И. Моро

Класс: 3 «А» класс

Тип урока: Метапредметный  урок по математике с введением фрагмента урока по технологии. ОНЗ (открытие новых  знаний)

Программа:  «Школа России»


Презентация к уроку
PPTX / 1.87 Мб


Листы самооценки.
DOCX / 55.06 Кб

Тема урока:

 "Доли"

Цель:

первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли; закреплять знание таблицы умножения.

Планируемые результаты:

 

 

 

 

Формируемые УУД:

 

Предметные:формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений

 
 
 
 
 

Метапредметные:

Регулятивные УУД:  формулируют учебную задачу урока и стремятся её выполнить;планируют собственную деятельность и прогнозируют результат усвоения знаний, контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников, при необходимости вносят корректировки, способность к саморегуляции.

действие с поставленной задачей; осознанно и прочно овладевать математическими и геометрическими  умениями.

Познавательные УУД:   формулируют познавательную цель урока, учатся устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять поиск необходимой информации на основе анализа и синтеза, создают алгоритм действия, учатся использовать полученные математические умения в повседневной жизни.

 

 

Коммуникативные УУД: формировать собственное мнение;договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, уметь слышать и слушать партнёра, достаточно чётко выражать свои мысли, при необходимости задавать вопросы уточняющего характера.

 

 

Личностные УУД: наличие положительной мотивации, сотрудничество со сверстниками и со взрослыми, проявление самостоятельности, личной ответственности

 
 

 

 

Межпредметные связи:

Связь математики с технологией, окружающим миром.

Оборудование:

  1. Презентация урока;
  2. Магнитные цифры
  3. карточки
  4. Шаблоны.
  5. Маршрутный лист.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Выполняемые задания

Коммента-

рии

1.Орг. момент

 

 

 

МЛ

 

- Ребята, давайте улыбнемся друг другу и поприветствуем гостей .

 Возьмите листы самооценки и отметьте, с каким настроением вы пришли сегодня на урок.

Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом.Приглашаю вас на урок математики, удачного вам дня.

 

2.Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутные листы

 

Сигнальные кружки

На доске запись:

27 : 3 > 9                           24 : 4 > 8

28 : 8 = 4                           20 : 4 < 5

14 : 1 = 14                         42 : 7 = 3

- Прочитайте записи. Найдите неверные. Исправьте ошибки.

-Чем похожи данные выражения?

- Чем отличаются выражения друг от друга?

- На какие две группы можно разбить данные выражения?

-Я сейчас попробую отгадать, что вы уже знаете по математике, а что нет.

На мои утверждения,  вы будете сигнализировать мне знаками:

«да»- зеленый кружок,  «нет»- красный. Приготовились!

-Вы знаете, как в математике называется сложение одинаковых слагаемых.

-Вы изучили таблицу умножения.

-Вы знаете соответствующие случаи деления.

- Какое действие с числами выполняли?

-Вы умеете делить на равные части.

-А как называется 1часть, получившаяся при делении на равные части?

Доска, магнитные цифры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Определяют границы знания и незнания.

Определяют тему.

 

3. Сообщение темы и целей урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зкран

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экран

 

 

 

 

 

МЛ

 

 

 

 

Бобры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Сейчас мы посмотрим мультфильм, как животные в лесу делили апельсин и узнаем, как называется 1 часть при делении.

- так как же называется 1часть при делении?

- Кто знает, что это такое?

- Где в жизни вы встречали это слово?

Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

- Ребята, словосочетание “равные части” иногда заменяют словом “доли”.

 

- откройте учебник на с.92-93 и попробуйте определить какая у нас будет тема урока?

-На какие умения она опирается?

-Где в дальнейшем потребуются знания, которые вы получите сегодня?

Тема урока у нас сегодня важная, а главное, нужная.

-А какова  цель урока?

-Что нам сегодня предстоит узнать и чему научиться?

-Есть ли у вас какие-то трудности или опасения отметьте их в своем маршрутном листе.

-Отметьте в маршрутном листе, чего вы ждете от урока.

-Откройте тогда тетради .

-Посмотрите на экран. 

- Два бобра решили распилить бревно пополам. Наметили разрез и распилили. Вот что поучилось.

Это рисунок. Посмотрите, как рисунок я изобразила схемой.

 -Что вы заметили?

- Как распилили бревно бобры?

- Согласны ли вы с тем, что бревно распилено пополам? (Нет, т.к. части у бревна не равны.)

 

- Молодцы!- Значит, какое сегодня обязательное требование к делению целого на части? (Части должны быть равными.)

 

 

 мультфильм «Мы делили апельсин»

 

 

 

 

 

 

Учебник

Определяют тему.

-Находят области применения знаний.

 

-Определяют цель урока и область задач.

-Определяют границы незнания и трудности с ними связанные.

лимон

яблоко

 

 

 

соотнесение чертёж-схема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Открытие нового знания. Из истории дробей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экран

Практическая работа.

 

- Давайте разберёмся с таким вопросом.

-Ребята, какие мысли у вас возникают, глядя на этот предмет?

Варианты ответов: аппетитное, сладкое, круглое, спелое, его хочется съесть.

- А я бы, одна не стала его есть, а обязательно поделилась бы со своей семьей.

- Смогу ли я одно яблоко разделить на двоих поровну?

- Как мне это сделать, ведь яблоко одно?(Выслушиваются мнения учащихся.)

Яблоко разрезаю на 2 равные части.

- Что сделали с одним целым яблоком?

- Как разрезала? (Пополам.)

- Как сказать по- другому? (На две равные части.)

- Как по-другому назвать равные части? (Доли.)

- На сколько равных частей (долей) разделили яблоко?

- Как можно назвать одну часть? (Половина, одна вторая.)

 

 – А мне нужно разделить на четыре равные части. Как теперь разделить яблоко? Кто догадался, как это сделать? (Каждую половину поделить пополам.)

 

- Мы получили какую долю яблока? (Четвертую.)

- Как это записать? (Дети сначала предлагают свои варианты записи.)

На доске дети видят следующую запись: 

- Что эта запись обозначает? (Мнения детей.)

 

1    1

2    4

- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) .

 

- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (Мнения детей.)

- А число над чертой? (Мнения детей.)

- Под чертой пишется число,  которое показывает, на сколько частей  разделили целое.

Число , которое стоит под чертой будем называтьзнаменателем.

- А число над чертой? (Мнения детей.)

 а над чертой ставится единица, т.к. взяли одну долю. Число, которое над чертой, будем называть числителем.

Вывод:

- Итак, при чтении дроби сначала произносится верхнее число-одна, а затем нижнее-1/2, 1/3. 

 

Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. в XVI веке.

 

Яблоки-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

½-пишу я

 

 

 

 

 

 

 

 ¼-пишут дети

 

 

 

 

Знаки деления.Доска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экран

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Выполняют

Доска

6. «Открытие» нового знания. Практическая работа геометрическим материалом.

- Сейчас мы вместе выполним такую работу.

 - Возьмите круг и разделите его с помощью перегибания на две равные части.

 Сколько половин в целом круге? (В целом круге 2 половины.)

- Какие это части? (равные)

- Какую долю получили?(½).

Закрасьте красным карандашом ½ долю.

Запишите в тетрадь, какую долю вы закрасили?

 

- Возьмите другой круг и разделите перегибанием его на 4 равные части. Сколько в целом круге четвёртых долей?

- А теперь, закрасьте, синим карандашом ¼ долю.

- Запишите. (¼)

- Как прочитать эту запись? (Одна четвертая).

- А сравните1/4 и половинку.

- Какая доля больше, половина или четверть? (Половина.)

- Как это записать? (½ > ¼) Запишите.

 

- У вас на партах лежат полоски бумаги.
- Согните её на три части, а потом пополам.

-Разверните.

- На сколько долей разделили полоску?

- Закрасьте одну такую долю полоски.

- Как на языке математики записать, какую долю полоски вы закрасили? Запишите.

 

- Другую полоску разделите на три равные части. Запишите … (⅓).

- Какая доля больше, ⅓ или 1/6? (⅓). Проверьте наложением.

Вывод: чем на меньше частей делим, тем больше доля.

Возьмите квадрат и разделите его на 8 равных частей. Закрасьте одну часть.

- Как можно назвать эту часть? (Одна восьмая.)

- А как записать?

 

 

- Что эта запись обозначает? (Целое разделили на 8 равных частей (долей) и взяли одну такую часть.)

 

Алгоритм обозначения долей.

Сравнение долей. 

Вывод: ½ > ¼ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1/6<1/3

  1. Работа с учебником.

 

 

 

 

 

 

Экран

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник

 

 

 

Учебник

 

 А теперь откройте учебник на  стр. 92

-самостоятельная работа.

- Что значит одна восьмая?

-Сколько восьмых долей  в целом яблоке?

Правильно, 8/8 или 1 целое яблоко.

 

-А теперь нам надо разделить пирог. Прочитайте задачу №1 (1)

-На сколько частей разделили пирог?

-Какие должны быть части?

-Как будем называть одну часть?

Запишите.

-Сколько получится частей, если каждую долю разделить еще на 2 равные части?

Какая это будет доля?

 Как запишем?

-А какой еще вопрос можно поставить к этой задаче?

№1(2) выполните в тетради. Проверьте друг друга.

 

№ 2. - устно

Прочитайте задачу.

-На сколько долей разделен зеленый прямоугольник? Как назовем одну долю?....

-Назовите доли начиная с наименьшей…

-Какая доля меньше? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доска

 

 

Доска. Квадрат 6Х6

Физкультминутка

 

«Светофор»

Круги:

Зеленый- идем, желтый- стоим, красный- присесть.

8.Работа в группе с демонстрационным материалом

№9 (работа экспертов)Листы в клеточку.

 

 

Круги. Берут  долю,  называют правильно, записывают.

- А если 2 доли возьму, какая дробь получится? А три…

 

 

 

Выходят к доске и записывают 1/8

 

Маршрутные листы

 

 

9.Самостоятельная работа.

 

Экран

 

 

 

 

 

 Пособие.

 

Маршрутные листы

 

-На  экране появляется слайд с пословицей, где пропущено одно слово. Всякое дело ......  боится.

- Кого можно назвать мастером?

Человек, который умеет делать отлично свое дело.  Каким бы дело не было, легкое или трудное, мастер его выполнит.

На доске остается слово мастер.

-Если мы к этому слову добавим -ИТЬ, то что у нас получится?

-На следующие уроки  нам потребуется пособие, которое вы сейчас в группе соберете 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Работа в группе по алгоритму.

10. Закрепление.

 Экран

 

 

 

 

Маршрутные листы

 

- А теперь  устно решим задачу.

-Большая  перемена длится 20 минут. Маленькая  составляет четвертую часть от большой. Сколько минут длится маленькая перемена?

 

 

Презентация

 

11. Итог урока. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу и пора подвести итоги.

 Маршрутные листы.

 

-Вернёмся к нашим яблокам и лимонам

-Оправдались ли ваши опасения?

-Получили ли вы то, чего ождали от урока?

-Достигли ли мы цели урока? Как вы считаете?

портфель

-За что бы сегодня вы себя похвалили на уроке?

-Я вас тоже сегодня хвалю и благодарю за работу.

-Я проверю ваши маршрутные листы, посовещаюсь с экспертами и познакомлю вас с оценками.

 

 

12.Домашнее задание.

С. 93, №3, №4 + №5 (по желанию)

Экран

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.