Урок математики по теме «Решение задач»
Пояснительная записка
Урок математики по теме «Решение задач» разработан для учащихся 1 класса по курсу «Математика» программы «Школа России» (автор М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова, учебник «Математика», 1 класс, 2023). Данный урок входит в раздел " Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание». На изучение данной темы в 1 классе выделено 48 часов. На момент проведения урока учащиеся были знакомы с темами "Увеличить на..Уменьшить на..», Числа от 1 до 10, Равенство. Неравенство, Прибавить и вычесть, Слагаемые. Сумма, Задача (условие, вопрос).
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС:
1. На уроке были организованы условия, инициирующие детское действие.
2. Учащиеся самостоятельно делали выводы, предположения, составляли план работы.
3. Планировались личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.
Конспект содержит занимательный материал, направленный на решение образовательных задач обучения, развитие творческого потенциала, формирование устойчивой мотивации и познавательных способностей обучающихся. Носит личностно-ориентированный, индивидуальный характер. На уроке осуществлялся практический, деятельностный подход.
Во время работы стараюсь строить такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.
Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД. Поэтому считаю, что на уроках в 1 классе учебную ситуацию необходимо строить на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.
Во время работы на уроке систематически подводила детей к осуществлению рефлексивного действия (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений...).
Метапредметные связи: окружающий мир, экология, чтение.
Основные понятия: задача, условие (2 числа в условии задачи), вопрос, решение, ответ.
Тема: Решение задач
Тип урока: Урок комплексного применения знаний
Цель урока: Создание условий для закрепления умения анализировать и решать задачи.
Задачи урока:
1)образовательные:
- учить находить и решать задачи, составленные в соответствии с известной учащимся структурой
- закреплять умение различать условие задачи, вопрос; умение правильно оформлять решение задачи.
- отрабатывать вычислительные навыки
- закреплять знание математических терминов: “слагаемое”, “сумма”, “увеличить”, “уменьшить”.
2) развивающие:
- развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
- развитие познавательных способностей учащихся,
- расширение кругозора обучающихся
3) воспитательные:
- прививать чувство взаимовыручки, экологической культуры уч-ся
Планируемые результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные |
- проявлять интерес к предмету Математика; - проявлять навыки сотрудничества со сверстниками; - уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | - понимать и формулировать учебную задачу, решать ее под руководством учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - работать по коллективно составленному плану; - уметь ориентироваться в своей системе знаний. | - знать структуру текстовой задачи, возможности её решения; - уметь правильно оформлять решение задачи; - уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей. |
Основные методы обучения:
по виду учебной деятельности:
системно - деятельностный метод (поиск решения поставленных учебных задач).
по источнику учебного материала:
Словесные (объяснение, беседа с учащимися)
Наглядные (иллюстративный)
по степени активности педагога и учащихся:
Активные и интерактивные
На уроке использовались логические и организационные методические приемы, а именно: была постановка проблемы, выявление признаков задачи, делались выводы, обобщения, составление необходимых задач на урок.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
-фронтальная работа ( словесная и наглядная передача учебной информации)
-работа в парах;
-индивидуальная работа (самостоятельное выполнение задания)
Ресурсы урока:
1. Учебник: «Математика» 1 класс, 1 часть,
2. Презентация с материалом для задачи
3. Наглядный и раздаточный материал.
4. Методическое пособие
Оборудование:
1. учебная доска
2. проектор и экран;
3. тетради
План урока
I этап - Целеполагание
1. Самоопределение к деятельности.
Цель – включение учащихся в деятельность на личностном уровне.
Оформление доски | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
| -Вот и прозвенел звонок, Начинаем наш урок. Все за парты дружно сели На меня все посмотрели Проверим готовность к уроку.. Что нам необходимо на урок математики? А это: учебник, рабочая тетрадь, карандаш, ручка, линейка , и три цветных карандаша зеленый, красный, синий. | Дети улыбаются, глядя друг на друга, желают удачи | Личностные – самоопределение деятельности, учебно-познавательная мотивация. Коммуникативные - умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками |
Результат – готовность к учебной деятельности, положительный настрой.
2.Аактуализация необходимых знаний
Цель – повторение изученного материала для подготовки к изучению нового.
Оформление доски | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
На доске картинки: Зима (после ответа детей) условие (на доске) вопрос решение ответ | Звучит музыка (зима). -Какое время года вы услышали? -А сейчас какое время года? Какой месяц? -Чем зимой любят заниматься дети на улице? 1.Игра «Снежный ком» (устный счет) 2. Решение задачи устно на слайдах. - Утром на поляне 5 елочки росли Вечером мы с мамой трех елок не нашли Кто ответит нам, ребятки Сколько стало их на полянке? -Ребята, а почему елочек стало вечером меньше? -А разве можно вырубать деревья? Как можно беречь лес, но с елочкой встретить Н.Г? -Когда мы применяем такие понятия условие вопрос решение ответ
Итак, что мы с вами сейчас повторили? Чем занимались? -Как вы считаете, для чего мы все это повторили? Понадобятся ли эти знания нам на сегодняшнем уроке? | Зима Зима Ответы детей Их вырубили на Н.Г. Нужно ставить дома искусственную елочку Ответы детей Из чего состоит задача Решали примеры, задачи. Ответы детей | Личностные - учебно-познавательный интерес. Коммуникативные – умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные - умение структурировать знания, контроль и самооценка процесса и результата деятельности, актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.
|
Результат – повторили из чего состоит задача, потренировались в решении примеров
3. Постановка учебной задачи
Цель - обсуждение создавшегося затруднения, формулирование цели урока.
Мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.
Оформление доски | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Картинка Волка Вывешивается картинка Кот Леопольд с удочкой | Звучит звуки природы (Волк) – Как вы думаете, кто сейчас к нам пришел? – Из какой сказки, этот герой? - Чем он занимался в этой сказки? -Давайте мы сейчас составим задачу. Напомните, как мы работаем над задачей. Итак, что первое должно быть в задаче? Утром Волк поймал сколько рыбок? Вечером он поймал меньше рыб, чем утром. -Затем что? Вопрос: сколько рыб Волк поймал вечером? -А теперь что мы должны сделать? - Попробуйте решить задачу. (Дети пытаются решить задачу) -Можете ли вы решить эту задачу? - Почему? - У нас возникло затруднение. - Определите, где у нас возникло затруднение: в условии задачи или в вопросе? - Сколько чисел в этой задаче? -Сделайте вывод: можно ли решить задачу, если в условии только одно число? - Итак, задачу можно решить, если в условии есть хотя бы 2 числа. -Кто сможет сформулировать тему нашего урока? |
Волк Ответы детей Лиса и волк. Ловил рыбу. Условие Пять рыбок. Вопрос Схема и решение. Затем ответ ( Нет.) (Неизвестно, на сколько меньше он поймал рыбок вечером) В условии Одно число Нет нельзя Ответы детей | Личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, осознание ответственности за общее дело. Познавательные – анализ, синтез, обобщение, классификация; выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации; установление причинно-следственных связей; доказательство, постановка и формулирование проблемы, выделение нужной информации, ориентирование в своей системе знаний. Регулятивные – волевая саморегуляция, познавательная инициатива. Коммуникативные – формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений; использование речевых средств для решения коммуникативных задач. |
Результат - на уроке создана проблемная ситуация.
1 физминутка.
- Ребята, а давайте покажем как мы лепим снеговика (показываем стоя движениями, то в лево, то в право)
II. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: самостоятельное составление плана работы на уроке и определение способов решения задач.
Обдумывание будущих учебных действий.
Оформление доски | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
План на урок: Учиться решать разные задачи | -Итак, ребята, тема нашего урока Решение задач. Чему мы будем учиться сегодня на уроке? -Да, ребята, мы будем учиться решать разные задачи и даже те, в которых не хватает данных. -Давайте внесём изменения в наш эталон. - Сколько чисел должно быть в задаче? -Я в условие помещу 2 кружочка, чтобы вы помнили, что решить задачу можно, если в условии есть хотя бы 2 числа. | Решать задачи Хотя бы 2 числа | Личностные -самоопределение Регулятивные -планирование действий в соответствии с поставленной задачей Познавательные -ориентироваться на разнообразие способов решения задачи, следование алгоритму действий; Коммуникативные-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Результат – самостоятельное составление необходимых для урока задач.
III. Выполнение реализации построенного проекта
Открытие нового знания
Цель: формировать у учащихся умение обобщать и формулировать новые знания
Оформление доски | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
| - Что нам надо изменить в задаче, чтобы она соответствовала эталону? -Какое число можно вставить? Выход другой ученик решать задачу Волка: Утром Волк. Поймал 5 рыбок. Вечером на 2 меньше. Сколько рыбок поймал вечером? -Работаем над задачей по эталону. 1.Читаем. 2.Выделяем условие задачи. Сколько чисел? Какое первое число? Второе? Что обозначает число 5? Число 2? Каков вопрос задачи? 3.Решение. -Работаем в тетрадях самостоятельно -Какое действие выберем: сложение или вычитание? Почему? (Вычитание, потому что рыбок меньше.) 5-2=3(р.) Ответ: 3рыбки. Сверка с доской Вывод. Если в задаче не хватает каких-либо данных, нужно… | Добавить число, обозначающее на сколько рыбок меньше. (не больше 4) Ответы детей | Личностные: оценивание значимых понятий урока, осмысление общечеловеческих ценностей. Коммуникативные: ответ на поставленные вопросы, учет позиции собеседника. Познавательные: выделение нужной информации, ориентирование в своей системе знаний. Регулятивные - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. |
Результат - учащиеся формулируют общий вывод, самостоятельно «открывают» новые знания
Физминутка:
IV. Первичное закрепление.
Цель – организация деятельности учащихся по закреплению знаний в рамках темы.
Оформление доски | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Картинка Весны | Звучит пения птиц. -Что вы сейчас прослушали? -Я предлагаю вам поработать в парах и решить задачу про зимних птиц, про снегирей - Напомните правила работы в парах (Нужно уметь договариваться, не ссориться), - Возьмите карточки . Там 2 задачи. №1. Сначала на ветке сидели 4 снегиря. Потом снегирей стало больше. Сколько снегирей стало? ____________________________________________ №2. Сначала на ветке сидели 4 снегиря. Потом прилетели еще 2 снегирей . Сколько снегирей стало? Вам надо выбрать только одну задачу, которая соответствует эталону и решить её. - На что обратите особое внимание? -1 пара работает у доски. -Проверяем. Какую задачу выбрали: №1 или №2? - Почему не выбрали №1? | Ответы детей Учащиеся проговаривают правила, которыми пользовались ранее при работе в паре Дети решают задачу на карточках В условии должны быть 2 числа Одно число в задаче | Личностные – осознание ответственности за общее дело Познавательные – подведение под понятие; использование общих приёмов решения задачи; выведение следствий. Регулятивные – контроль, коррекция, волевая саморегуляция. Коммуникативные – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач, умение планировать учебное сотрудничество со сверстниками; слушание и понимание партнера |
Результат – в ходе работы определяется уровень освоения нового знания.
V. Контроль и оценка своей деятельности
Цель – усвоение новых знаний, умение применять их в деятельности.
Оформление доски | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
На оборотной стороне доски: Решение 2 задач | Работа в тетради. -Читаем задачу вверху. - Сколько чисел в задаче? Какие? - Работайте над задачей по эталону. Советую схему не делать, а дополнить рисунок задачи. - Сколько всего снеговиков? (5) -Как нашли? (3+2=5) - Почему выбрали сложение? (Снеговиков стало на 2 больше.) Сверка с решением на доске. | Самостоятельная работа с проверкой по эталону (задания в тетради, сверка с доской. Обсуждение проблемных моментов | Личностные - формирование внутренней позиции, интереса к новому учебному материалу. Познавательные – структурирование знаний, выбор необходимого Регулятивные – самостоятельный учёт выделенных ориентиров действий в новом учебном материале; волевая саморегуляция; осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценивание. |
Результат – применение полученных знаний, процесс контроля и самооценки.
VI. Рефлексия
Цель – осознание учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и деятельности класса.
Оформление доски | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
На доске две картинки с изображением Леопольда. На одной – он грустный, на другой – веселый. | Какие задачи ставили перед собой? (обращение к плану) У - Удалось ли нам выполнить поставленные задачи? -Какие новые знания мы сегодня добавили в наш эталон решения задач? (В задаче должно быть не менее 2 чисел) - Оцените свою деятельность на уроке. Если вам все понятно, ставим магнит на картинку с веселым котом, если испытываете непонимание в теме – на картинку с грустным котом. -Для чего нам нужно умет решать задачи? Спасибо всем за урок! | Учиться решать задачи Дети берут магниты и ставят на соответствующую картинку. Ответы детей | Личностные – внутренняя позиция школьника; самооценка на основе критерия успешности; эмпатия; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. Познавательные – рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка результатов деятельности; Коммуникативные – формулирование и аргументация своего мнения; |
Результат – формирование представлений о значении пройденной темы, оценка своей деятельности.