Конспект урока математики "Решение задач"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Янгелевская средняя общеобразовательная школа»
Конспект
урока математики
по теме «Решение задач»
3 класс
Дата проведения: 13.12.2023г.
Разработала:
Авозьян Ольга Владимировна,
учитель начальных классов.
п. Янгель
2023 г.
Пояснительная записка к уроку математики по теме: «Решение задач»
1. | Класс | 3 |
2. | Тема урока | «Решение задач» |
3. | Тип урока | Повторения и систематизация знаний |
4. | Учебные цели и задачи | Цель урока: создание условий для закрепления и систематизации обучающимися умений решать практико-ориентированные задачи по теме «Цена, количество, стоимость». Задачи урока: Дидактические: сформулировать правила нахождения цены, количества, стоимости, учить применять их при решении практико-ориентированных задач (математическая, финансовая грамотность), находить верный способ решения задач; анализировать данные и отношения, создавать математические модели; повторить таблицу умножения. Развивающие: развивать правильную, четкую связную математическую речь, познавательный интерес к предмету; самостоятельность в выборе способа действия; учить понимать свои ошибки. Воспитательные: воспитывать такие черты характера, как уверенность в себе и любознательность; содействовать нравственному, экономическому воспитанию, учить бережно относиться к деньгам. Планируемые образовательные результаты: Предметные: Учащиеся узнают: как работать с текстовой задачей, связь величин: цена, количество, стоимость. Учащиеся научатся: создавать математические модели, планировать ход решения практико-ориентированных задач. Личностные результаты: -осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям; -применять правила совместной деятельности со сверстниками; -применять математику для решения практических задач в повседневной жизни; -оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей. Метапредметные: Познавательные: -устанавливать связи и зависимости между математическими объектами; -представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, арифметической записи в соответствии с предложенной учебной проблемой; -понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; -применять базовые логические универсальные действия: анализ. Коммуникативные: -комментировать процесс вычисления, построения, решения; -самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным. Регулятивные: - формулировать тему и цель урока с помощью учителя; -определять последовательность учебных действий; -осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их; -находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок. Совместная деятельность: -участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы; согласовывать мнения в ходе поиска выбора рационального способа, анализа информации. |
5. | Формы работы учащихся на уроке | Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая, самостоятельная. |
6. | Оборудование | Компьютер, медиапроектор, карточки с заданиями, рабочие листы. |
7. | Методы и приемы обучения | Словесный, наглядный, практический, самооценка результатов работы. Активные методы обучения: частично-поисковый, групповая работа, применение ЦОР (интерактивное задание). |
8. | Цифровые образовательные ресурсы | https://learningapps.org/watch?v=prwo4jk6223 |
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности | Проверьте готовность к уроку. Садитесь. В каких областях применяется математика? Прием «Ассоциативный куст»: спорт, медицина, строительство, наука, торговля, семья. Сегодня мы посмотрим, как применяются знания математики в обычной жизни. | Проверяют готовность к уроку. Садятся на места. Формулируют ответы на вопросы. | Личностные результаты: -осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям. |
2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи | С чего начинается работа на уроках математики? Зачем это нужно? Работать будете в парах. Называете правильный ответ и выбираете карточку с правильным ответом. Внимание на экран: https://learningapps.org/watch?v=prwo4jk6223 Один карандаш стоит 8 рублей. Сколько карандашей можно купить на 56 рублей? (7) За 3 одинаковые открытки заплатили 15р. Сколько стоит одна открытка? (5) Купили 4 чашки по 20 рублей. Сколько стоит покупка? (80) Книга стоит 27 рублей. А цена тетради составляет третью часть цены книги. Сколько стоит тетрадь? (9) 5 метров шерстяной ткани стоят 40 рублей. Сколько стоит 1 метр ткани? (8) Что решали? Расположите ответы в порядке возрастания. Переверните карточки. Прочитайте полученное слово. 5 7 8 9 80 Рубль В словарях найдите, что такое рубль? (словарь) Денежная единица России Какие виды задач, связанные с рублем, вы решали? (цена, количество, стоимость) Сформулируйте тему урока. Определите цель урока? Достигать цели будем решая задачи, связанные с жизнью в парах, группах, самостоятельно Сегодня вы будете зарабатывать деньги. На партах монеты номиналом 1 и 2 рубля. За каждое правильно выполненное задание вы получаете 2 рубля, за задание, выполненное с ошибкой, 1 рубль, если не справились с заданием – монетку не берете. Вы их будете приклеивать в рабочие листы. Если заработаете 8 рублей – 5, если 6-7 рублей – 4, 4-5 рублей – 3, меньше 4 – 2. Прием «Корзина понятий» У меня в руках корзина понятий. Давайте наполним её имеющимися знаниями по теме «Цена, количество, стоимость». Что такое цена, количество, стоимость? 1 ряд формулирует правило нахождения цены, 2 - количества, 3 стоимости. Цена = стоимость : количество Количество = стоимость : цену Стоимость = цена х количество Этими понятиями будем пользоваться в течение урока. Я хочу поместить в корзину еще одно правило: «Деньги нельзя воровать, но можно заработать». Этим правилом вы будете пользоваться при оценивании себя монетками. Я вам доверяю, надеюсь вы будете честными и лишних монет не возьмете. | Формулируют ответы на вопросы. Читают задачи. Работают в парах. Работают со словарем. Формулируют тему урока Формулируют цель урока: закреплять умения решать задачи по теме «Цена, количество, стоимость». Слушают учителя. Формулируют правила, определяют знания. Слушают учителя. | Личностные результаты: -осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям. Познавательные: -понимать и адекватно использовать математическую терминологию; -устанавливать связи и зависимости между математическими объектами. Регулятивные: -формулировать тему и цель урока с помощью учителя. Совместная деятельность: -участвовать в совместной деятельности. |
4. Первичное закрепление | В рабочих листах запишите фамилию, имя. Сегодняшнее число. Классная работа. Представьте ситуацию, Саша пригласил вас в гости. Прочитайте задачу 1 в рабочих листах. Саша купил 3 воздушных шарика и заплатил за них 27 рублей. Он попросил вас купить еще 5 шариков. Сколько денег вам нужно взять с собой в магазин? О чем задача? Что известно? Какие данные не известны? Главный вопрос задачи? Можем мы сразу ответить на него? Почему? Как найти? (корзина понятий, ученик достает и читает алгоритм нахождения цены). Какая цена будет у шариков? Потом сможем найти ответ на вопрос задачи? Как? (корзина понятий, ученик достает и читает алгоритм нахождения стоимости). У вас уже есть таблица в рабочих листах. Заполним её данными, составив модель задачи. Какие слова возьмем для краткой записи? Что такое 3? 27? Что запишите в колонку цена? Что такое 5? Что нужно найти? Сколько действий в задаче? 1 действие комментирует…Какое пояснение запишите? 2 действие комментирует… Мы ответили на вопрос задачи? Запишите ответ (проверка ответа). Сравните свои работы со слайдом. Оцените себя. У кого были ошибки в выполнении задания? Итог. Физминутка: считаем от 1 до 10. Вместо чисел, которые делятся на 3, молча хлопаем. Считаем от 11 до 20. Вместо чисел, которые делятся на 4, молча хлопаем. ЗАДАЧА 2. Рассмотрите модель задачи 2, придумайте в парах задачу, обратную первой. Саша купил 3 воздушных шарика и заплатил за них 27 рублей. Он попросил вас зайти в магазин и купить ещё несколько шариков. У вас с собой 45 рублей. Сколько шариков вы сможете купить? Что нужно найти в задаче? Как? (корзина понятий). Решите задачу самостоятельно. (инд.работа с теми, у кого были трудности при решении 1 задачи). Сравнение с образцом. Самооценка. Что не получилось? Итог. | Читают и анализируют задачу. Выполняют задание, комментируют свои действия. Проводят самооценку своей деятельности. Выполняют задание. В парах составляют задачу при помощи модели, выполняют решение. Проводят самооценку своей деятельности. | Личностные: -применять математику для решения практических задач в повседневной жизни. Познавательные: -представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, арифметической записи в соответствии с предложенной учебной проблемой; -применять базовые логические универсальные действия: анализ. Регулятивные: -определять последовательность учебных действий; -осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их; -находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок. Коммуникативные: -комментировать процесс вычисления, построения, решения; -самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным. |
5.Самостоятельная работа Цель: | Перед уроком ко мне обратилась маленькая девочка Лена и попросила помочь. Я сказала, что мои ребята уже хорошо умеют считать и обязательно помогут. Откройте учебник на с. 86. Прочитайте задачу 1. Что нужно сделать? Выполните самостоятельно. Фронтальная проверка. Самооценка. Итог. | Самостоятельно выполняют задание. Выполняют проверку фронтально. Выполняют самооценку работ. | Познавательные: -представлять текстовую задачу в виде арифметической записи. Регулятивные: -осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их. |
6.Включение в систему знаний. | Скоро Новый Год. Этот праздник не обходится без покупок. Мама отправляет вас в магазин. Работать будете в группах по рядам. Повернитесь друг к другу. (правила работы в группах).Прочитайте задание на карточках (по 2 на группу). Мама отправляет вас за продуктами в магазин и просит купить 1 кг сахара, 2 кг капусты и 1 булку хлеба. В таблице показана цена продуктов в магазине №1 и в магазине №2. Сосчитайте, сколько необходимо потратить денег в магазинах, внесите ответ в таблицу. Где выгоднее окажется приобрести продукты? Что нужно сделать? На выполнение несколько минут. Фронтальная проверка: представитель 1 группы записывает на доске стоимость продуктов в 1 магазине, 2 группа – во втором. А третий выходит и сравнивает. Сформулируйте вывод. Самооценка. Итог: теперь вы сможете выбрать нужный магазин и сэкономить немного денег. | Формулирую вывод | Личностные результаты: -применять правила совместной деятельности со сверстниками; -осознавать необходимость изучения математики. Познавательные: -понимать и адекватно использовать математическую терминологию; -применять базовые логические универсальные действия: анализ. Регулятивные: -осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их. Коммуникативные: -комментировать процесс вычисления, решения. Совместная деятельность: -участвовать в совместной деятельности: согласовывать мнения в ходе поиска выбора рационального способа, анализа информации. |
9.Осуществление рефлексии учебной деятельности на уроке. | Подведем итог работы: чему мы сегодня продолжали учиться? Где это пригодится? Вывод: математика действительно необходима в обычной жизни. Без нее даже в магазин не сможете сходить. Давайте определим, насколько ваша работа была успешна. Рассмотрите таблички с рублями. Посчитайте, запишите в пустую колонку итог. Если заработали 8 рублей – 5, если 6-7 рублей – 4, 4-5 рублей – 3, меньше 4 – 2. У кого 8 рублей? (поставьте 5). У кого 6-7? (4). 4-5? (3). У кого меньше 4? Рассмотрите, какие задания вызвали сложность? Что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию? Отметить работу ребят, их самооценивание. Посмотрите, кому-то не хватило всего 1 рубля до 4 или 5. Так и в жизни, если вам не хватит всего 1 рубля на покупку, вам могут товар не продать. Поэтому учитесь считать, чтобы заранее знать, сколько денег необходимо брать с собой в магазин. Ведь важен даже 1 рубль. Дома составьте задачу на нахождение стоимости и решите её, а в учебнике с. 86 № 4,5 по выбору. | | Личностные результаты: -осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям; -оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей. Регулятивные: -осуществлять контроль результата своей деятельности, объективно оценивать их; -находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок. |
Работа в группах
Мама отправляет вас за продуктами в магазин и просит купить 2 кг сахара, 1 кг капусты и 1 булку хлеба. В таблице показана цена продуктов в магазине №1 и в магазине №2. Сосчитай, сколько необходимо потратить денег в магазинах, внеси ответ в таблицу. Где выгоднее окажется приобрести продукты?
Наименование продуктов | Магазин №1 | Магазин №2 |
Мука (1 кг) | 35 рублей | 29 рублей |
Капуста (1 кг) | 18 рублей | 18 рублей |
Яблоки (1кг) | 76 рублей | 54 рубля |
Сахар (1 кг) | 40 рублей | 45 рублей |
Молоко (1 литр) | 52 рубля | 50 рублей |
Хлеб (1 булка) | 25 рублей | 27 рублей |
Необходимо потратить | | |
Решение: ________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Где выгоднее окажется приобрести продукты?
Ответ: ______________________________________________________
«Деньги нельзя воровать, но можно заработать».
Цена =
Количество =
Стоимость =
5 | 7 | 8 | 9 | 80 |
5 | 7 | 8 | 9 | 80 |
5 | 7 | 8 | 9 | 80 |
5 | 7 | 8 | 9 | 80 |
р | у | б | л | ь |
р | у | б | л | ь |
р | у | б | л | ь |
р | у | б | л | ь |