Конспект урока математики "Решение задач"

3
0
Материал опубликован 29 May

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Янгелевская средняя общеобразовательная школа»





Конспект

урока математики

по теме «Решение задач»

3 класс


Дата проведения: 13.12.2023г.



Разработала:

Авозьян Ольга Владимировна,

учитель начальных классов.





п. Янгель

2023 г.


Пояснительная записка к уроку математики по теме: «Решение задач»

1.

Класс

3

2.

Тема урока

«Решение задач»

3.

Тип урока

Повторения и систематизация знаний

4.

Учебные цели и задачи

Цель урока: создание условий для закрепления и систематизации обучающимися умений решать практико-ориентированные задачи по теме «Цена, количество, стоимость».

Задачи урока:

Дидактические: сформулировать правила нахождения цены, количества, стоимости, учить применять их при решении практико-ориентированных задач (математическая, финансовая грамотность), находить верный способ решения задач; анализировать данные и отношения, создавать математические модели; повторить таблицу умножения.

Развивающие: развивать правильную, четкую связную математическую речь, познавательный интерес к предмету; самостоятельность в выборе способа действия; учить понимать свои ошибки.

Воспитательные: воспитывать такие черты характера, как уверенность в себе и любознательность; содействовать нравственному, экономическому воспитанию, учить бережно относиться к деньгам.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Учащиеся узнают: как работать с текстовой задачей, связь величин: цена, количество, стоимость.

Учащиеся научатся: создавать математические модели, планировать ход решения практико-ориентированных задач.

Личностные результаты:

-осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям;

-применять правила совместной деятельности со сверстниками;

-применять математику для решения практических задач в повседневной жизни;

-оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей. 

Метапредметные:

Познавательные:

-устанавливать связи и зависимости между математическими объектами;

-представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, арифметической записи в соответствии с предложенной учебной проблемой;

-понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; 

-применять базовые логические универсальные действия: анализ.

Коммуникативные:

-комментировать процесс вычисления, построения, решения;

-самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным.

Регулятивные:

- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

-определять последовательность учебных действий; 

-осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их;

-находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.

Совместная деятельность:

-участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы; согласовывать  мнения в ходе поиска выбора рационального способа, анализа информации.

5.

Формы работы учащихся на уроке

Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая, самостоятельная.

6.

Оборудование

Компьютер, медиапроектор, карточки с заданиями, рабочие листы.

7.

Методы и приемы обучения

Словесный, наглядный, практический, самооценка результатов работы.

Активные методы обучения: частично-поисковый, групповая работа, применение ЦОР (интерактивное задание).

8.

Цифровые образовательные ресурсы

https://learningapps.org/watch?v=prwo4jk6223
















Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности


Проверьте готовность к уроку.

Садитесь.
Издавна люди называли математику царицей наук. Почему? (Математика применяется в различных областях знаний)

В каких областях применяется математика?

Прием «Ассоциативный куст»:

спорт, медицина, строительство, наука, торговля, семья.

Сегодня мы посмотрим, как применяются знания математики в обычной жизни.

Проверяют готовность к уроку. Садятся на места.



Формулируют ответы на вопросы.

Личностные результаты:

-осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям.


2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи







С чего начинается работа на уроках математики?

Зачем это нужно?

Работать будете в парах. Называете правильный ответ и выбираете карточку с правильным ответом.

Внимание на экран: https://learningapps.org/watch?v=prwo4jk6223

Один карандаш стоит 8 рублей. Сколько карандашей можно купить на 56 рублей? (7)

За 3 одинаковые открытки заплатили 15р. Сколько стоит одна открытка? (5)

Купили 4 чашки по 20 рублей. Сколько стоит покупка? (80)

Книга стоит 27 рублей. А цена тетради составляет третью часть цены книги. Сколько стоит тетрадь? (9)

5 метров шерстяной ткани стоят 40 рублей. Сколько стоит 1 метр ткани? (8)

Что решали? Расположите ответы в порядке возрастания. Переверните карточки. Прочитайте полученное слово.

5 7 8 9 80

Рубль

В словарях найдите, что такое рубль? (словарь) Денежная единица России

Какие виды задач, связанные с рублем, вы решали? (цена, количество, стоимость)

Сформулируйте тему урока. Определите цель урока?

Достигать цели будем решая задачи, связанные с жизнью в парах, группах, самостоятельно

Сегодня вы будете зарабатывать деньги. На партах монеты номиналом 1 и 2 рубля. За каждое правильно выполненное задание вы получаете 2 рубля, за задание, выполненное с ошибкой, 1 рубль, если не справились с заданием – монетку не берете. Вы их будете приклеивать в рабочие листы. Если заработаете 8 рублей – 5, если 6-7 рублей – 4, 4-5 рублей – 3, меньше 4 – 2.

Прием «Корзина понятий»

У меня в руках корзина понятий.

Давайте наполним её имеющимися знаниями по теме «Цена, количество, стоимость». Что такое цена, количество, стоимость?

1 ряд формулирует правило нахождения цены, 2 - количества, 3 стоимости.

Цена = стоимость : количество

Количество = стоимость : цену

Стоимость = цена х количество

Этими понятиями будем пользоваться в течение урока.

Я хочу поместить в корзину еще одно правило: «Деньги нельзя воровать, но можно заработать». Этим правилом вы будете пользоваться при оценивании себя монетками. Я вам доверяю, надеюсь вы будете честными и лишних монет не возьмете.

Формулируют ответы на вопросы.





Читают задачи. Работают в парах.











Работают со словарем.


Формулируют тему урока

Формулируют цель урока: закреплять умения решать задачи по теме «Цена, количество, стоимость».

Слушают учителя.




Формулируют правила, определяют знания.






Слушают учителя.

Личностные результаты:

-осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям.

Познавательные:

-понимать и адекватно использовать математическую терминологию;

-устанавливать связи и зависимости между математическими объектами.

Регулятивные:

-формулировать тему и цель урока с помощью учителя.

Совместная деятельность:

-участвовать в совместной деятельности.


4. Первичное закрепление



В рабочих листах запишите фамилию, имя. Сегодняшнее число. Классная работа.

Представьте ситуацию, Саша пригласил вас в гости. Прочитайте задачу 1 в рабочих листах.

Саша купил 3 воздушных шарика и заплатил за них 27 рублей. Он попросил вас купить еще 5 шариков. Сколько денег вам нужно взять с собой в магазин?

О чем задача? Что известно? Какие данные не известны? Главный вопрос задачи? Можем мы сразу ответить на него? Почему? Как найти? (корзина понятий, ученик достает и читает алгоритм нахождения цены). Какая цена будет у шариков? Потом сможем найти ответ на вопрос задачи? Как? (корзина понятий, ученик достает и читает алгоритм нахождения стоимости). У вас уже есть таблица в рабочих листах. Заполним её данными, составив модель задачи. Какие слова возьмем для краткой записи? Что такое 3? 27? Что запишите в колонку цена? Что такое 5? Что нужно найти?

Сколько действий в задаче?

1 действие комментирует…Какое пояснение запишите?

2 действие комментирует…

Мы ответили на вопрос задачи? Запишите ответ (проверка ответа).

Сравните свои работы со слайдом. Оцените себя. У кого были ошибки в выполнении задания?

Итог.

Физминутка: считаем от 1 до 10. Вместо чисел, которые делятся на 3, молча хлопаем. Считаем от 11 до 20. Вместо чисел, которые делятся на 4, молча хлопаем.

ЗАДАЧА 2. Рассмотрите модель задачи 2, придумайте в парах задачу, обратную первой.

Саша купил 3 воздушных шарика и заплатил за них 27 рублей. Он попросил вас зайти в магазин и купить ещё несколько шариков. У вас с собой 45 рублей. Сколько шариков вы сможете купить?

Что нужно найти в задаче? Как? (корзина понятий).

Решите задачу самостоятельно. (инд.работа с теми, у кого были трудности при решении 1 задачи).

Сравнение с образцом. Самооценка. Что не получилось? Итог.



Читают и анализируют задачу.










Выполняют задание, комментируют свои действия.




Проводят самооценку своей деятельности.



Выполняют задание.


В парах составляют задачу при помощи модели, выполняют решение.



Проводят самооценку своей деятельности.

Личностные:

-применять математику для решения практических задач в повседневной жизни.

Познавательные:

-представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, арифметической записи в соответствии с предложенной учебной проблемой;

-применять базовые логические универсальные действия: анализ.

Регулятивные:

-определять последовательность учебных действий; 

-осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их;

-находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.

Коммуникативные:

-комментировать процесс вычисления, построения, решения;

-самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным.

5.Самостоятельная работа

Цель:

Перед уроком ко мне обратилась маленькая девочка Лена и попросила помочь. Я сказала, что мои ребята уже хорошо умеют считать и обязательно помогут.

Откройте учебник на с. 86. Прочитайте задачу 1. Что нужно сделать? Выполните самостоятельно.

Фронтальная проверка. Самооценка. Итог.

Самостоятельно выполняют задание.

Выполняют проверку фронтально.

Выполняют самооценку работ.

Познавательные:

-представлять текстовую задачу в виде арифметической записи.

Регулятивные:

-осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их.

6.Включение в систему знаний.


Скоро Новый Год. Этот праздник не обходится без покупок. Мама отправляет вас в магазин. Работать будете в группах по рядам. Повернитесь друг к другу. (правила работы в группах).Прочитайте задание на карточках (по 2 на группу).

Мама отправляет вас за продуктами в магазин и просит купить 1 кг сахара, 2 кг капусты и 1 булку хлеба. В таблице показана цена продуктов в магазине №1 и в магазине №2. Сосчитайте, сколько необходимо потратить денег в магазинах, внесите ответ в таблицу. Где выгоднее окажется приобрести продукты?

Что нужно сделать?

На выполнение несколько минут.

Фронтальная проверка: представитель 1 группы записывает на доске стоимость продуктов в 1 магазине, 2 группа – во втором. А третий выходит и сравнивает. Сформулируйте вывод.

Самооценка.

Итог: теперь вы сможете выбрать нужный магазин и сэкономить немного денег.

Формулирую вывод

Личностные результаты:

-применять правила совместной деятельности со сверстниками;

-осознавать необходимость изучения математики.

Познавательные:

-понимать и адекватно использовать математическую терминологию;

-применять базовые логические универсальные действия: анализ.

Регулятивные:

-осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их.

Коммуникативные:

-комментировать процесс вычисления, решения.

Совместная деятельность:

-участвовать в совместной деятельности: согласовывать  мнения в ходе поиска выбора рационального способа, анализа информации.

9.Осуществление рефлексии учебной деятельности на уроке.


Подведем итог работы: чему мы сегодня продолжали учиться? Где это пригодится?

Вывод: математика действительно необходима в обычной жизни. Без нее даже в магазин не сможете сходить.

Давайте определим, насколько ваша работа была успешна. Рассмотрите таблички с рублями. Посчитайте, запишите в пустую колонку итог. Если заработали 8 рублей – 5, если 6-7 рублей – 4, 4-5 рублей – 3, меньше 4 – 2. У кого 8 рублей? (поставьте 5). У кого 6-7? (4). 4-5? (3). У кого меньше 4?

Рассмотрите, какие задания вызвали сложность? Что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию?

Отметить работу ребят, их самооценивание.

Посмотрите, кому-то не хватило всего 1 рубля до 4 или 5. Так и в жизни, если вам не хватит всего 1 рубля на покупку, вам могут товар не продать. Поэтому учитесь считать, чтобы заранее знать, сколько денег необходимо брать с собой в магазин. Ведь важен даже 1 рубль.

Дома составьте задачу на нахождение стоимости и решите её, а в учебнике с. 86 № 4,5 по выбору.


Личностные результаты:

-осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям;

-оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей. 

Регулятивные:

-осуществлять контроль результата своей деятельности, объективно оценивать их;

-находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.























Работа в группах

Мама отправляет вас за продуктами в магазин и просит купить 2 кг сахара, 1 кг капусты и 1 булку хлеба. В таблице показана цена продуктов в магазине №1 и в магазине №2. Сосчитай, сколько необходимо потратить денег в магазинах, внеси ответ в таблицу. Где выгоднее окажется приобрести продукты?

Наименование продуктов

Магазин №1

Магазин №2

Мука (1 кг)

35 рублей

29 рублей

Капуста (1 кг)

18 рублей

18 рублей

Яблоки (1кг)

76 рублей

54 рубля

Сахар (1 кг)

40 рублей

45 рублей

Молоко (1 литр)

52 рубля

50 рублей

Хлеб (1 булка)

25 рублей

27 рублей

Необходимо потратить





Решение: ________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________



Где выгоднее окажется приобрести продукты?

Ответ: ______________________________________________________







«Деньги нельзя воровать, но можно заработать».



Цена =



Количество =



Стоимость =

5

7

8

9

80

5

7

8

9

80

5

7

8

9

80

5

7

8

9

80

р

у

б

л

ь

р

у

б

л

ь

р

у

б

л

ь

р

у

б

л

ь

t1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpg

t1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpg

t1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpg

t1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpg

t1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpgt1716947450aa.jpg

t1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpg

t1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpg

t1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpg

t1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpg

t1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpgt1716947450ab.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей