Урок математики с позиции системно-деятельностного подхода « Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»
Технологическая карта урока
Предмет : математика
Класс: шестой
Тема урока: Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Триединая дидактическая цель урока
Обучающий компонент
Учащиеся научатся:
- алгоритму умножения и деления рациональных чисел;
- распознавать и устранять ошибки логического и арифметического характера;
- использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений;
- решать простые уравнения, используя правила нахождения неизвестных компонентов;
- оценивать результаты вычислений и выполнить проверку;
- читать информацию, представленную на слайдах.
Получат возможность научиться:
- повторить и закрепить навыки выполнения действий с рациональными числами;
- распознавать логически некорректные высказывания логического и математического характера;
-строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики.
развивающий компонент
Регулятивные УУД:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- осуществлять поиск средств достижения целей;
-развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
-тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
- вносить необходимые коррективы в действие после го завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- оценивать правильность выполнения действия на уроке.
Коммуникативные УУД:
-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.
Познавательные УУД:
- умение ориентироваться в своей системе знаний;
- умение структурировать знания, осуществлять анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
воспитывающий компонент:
Личностные УУД:
- воспитание чувства коллективизма, товарищества, ответственности за порученное дело;.
- воспитание воли, упорства в достижении поставленной цели;
- привитие навыков самостоятельной работы и работы в паре.
- развитие положительного отношения к процессу познания
Методы обучения: словесные, частично-поисковые, исследовательские, практические, наглядные.
ФОПД: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование компьютер, проектор, интерактивная доска, тетрадь, учебник, листы самооценки.
Технологическая карта.
Этап урока, задачи урока. | УУД, формируемые на данном этапе. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Прогнозируемый результат | ||||||||||||||
1. Самоопределение к деятельности. Задачи: Организовать эффективное самоопределение учащихся к учебной деятельности; Включить учащихся в деятельность по выявлению готовности (2мин) | Регулятивные: постановки перед собой цели: « Что я хочу получить сегодня от урока?» Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Личностные: - настраивание на положительное отношение к процессу урока. | -Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку. -- - -Сообщает структуру урока, создает благоприятную обстановку. -Проводит инструктаж по работе с листом самооценки.
Начать урок более интереснее, можно сказать о листе самооценки. Например: В листе оценивания вы будете выставлять баллы, полученные вами за каждый этап урока. - Здравствуйте, ребята! Чем мы занимались на предыдущих уроках? ( Умножением и делением рацион. чисел). - Как вы думаете чем сегодня мы будем заниматься? ( Ответы уч – ся). - Сегодня мы продолжим работать над умножением и делением положительных и отрицательных чисел. Задача каждого из вас – разобраться в том, что как он освоил эту тему, доработать то, что ещё не совсем получается. Кроме того, вы узнаете много интересного о первом месяце весны. – марте ( Слайд 1). | Эмоциональный настрой на урок. Проверяют готовность к уроку. Выдвигают предположение о теме урока. Знакомятся с листом самооценки, уточняют критерии оценки. Записывают в тетрадях число, классная работа. Настраиваются на рабочий лад. | Полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в рабочий ритм, организация внимания всех учащихся. | ||||||||||||||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений а) Устный счёт. Задачи: актуализировать необходимые знания, умения и способы деятельности для выполнения заданий. (5мин) | Познавательные: умение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: выделен е и осознание того, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению. Коммуникативные: умение аргументированно доказывать свою точку зрения, владеть монологической и диалогической формами речи. Личностные: личностное самоопределение, умение формулировать собственную позицию, умение давать самооценку своей деятельности. | Организует: - повторение знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; - тренировку соответствующих мыслительных операций; - Предлагает ответить на поставленные вопросы. Повторение правил умножения и деления положительных и отрицательных чисел, нахождения неиз- вестных компонентов при умножении и делении. -Предлагает выполнения заданий устного счета. Устный счет! Ну – ка, в сторону ручки, тетради. Нет ни ручек, ни мела! Устный счет! Мы творим это дело Только силой ума и души!. Задания для устного счета: Выполнить умножение: -5*3; 9*(-4); -10*(-8); 36 *(-0,1); -20*0,5;. -13 * (-0,2). (Слайд. 2). 2. Выполнить деление: 48: (-8); -24 : (2); -200 : 4; -4,9 : 7; -8,4 : (-7); 15: (-0,3). (Слайд 3). 3. Решите уравнения: -3х = 27; -5х = 45; х: (- 2,5) =5 ( Слайд 4). | Взаимодействуют с учителем во время устного счета. Выполняют, контролируют правильность ответов, информации. Определяют границы знания и незнания. | Участие в устной работе по повторению правил умножения и деления положительных и отрицательных чисел, нахождения неизвест- ных компонентов при умножении и делении. Активное участие в устной работе. Правильное и быстрое выполнение заданий, их проверка. | ||||||||||||||
Этап актуализации б) Самостоятельная работа. Задачи: Создать затруднения в индивидуальной деятельности учащихся и организовать их к выполнению заданий. (5мин) III. Этап локализации затруднений Задачи: Организовать анализ возникшей ситуации и на этой основе выявить в чем состоит недостаточность ЗУН (10мин) 5.Физминутка (2мин) 6.Первичное закрепление (решений задач в измененной ситуации) Задачи: организовать работу по постановке учебной задачи, и на этой основе – выбор способа и средства их реализации. (16мин) 7. Подведение итогов урока . Задачи: Организовать работу учащихся по самооценке учащимися результатов своей учебной деятельности, осознания метода построения и границ применения своих знаний и умений. (3мин) | Познавательные: умение анализировать объект, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов задач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение аргументированно доказывать свою точку зрения, представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме. Личностные: принятие социальной роли обучающегося на данном этапе работы. Регулятивные Контроль, коррекция и оценка процесса и результатов деятельности, волевая саморегуляция. Познавательные: - ставить и формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. Познавательные: формирование и развитие по средствам математических знаний познавательных интересов; - умение вести самостоя- тельный поиск; анализ , отбор информации, её преобразование. Предметные: применять новый способ проверки выполненного задания; Регулятивные: уметь соотносить цель и результат. Коммуникативные: слушать, понимать и обсуждать точку зрения одноклассника. Личностные: развивать способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Регулятивные: соотносить то, что известно, в повседневной жизни. Коммуникативные: уметь вести диалог и выражать свои мысли. Познавательные: -выстраивание логической цепочки рассуждения; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Предметные: -актуализация и систематизация знаний об умножении и делении положительных и отрицательных чисел. Регулятивные: оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, а что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные : - умение слушать и понимать речь других; - формирование и аргументация своего мнения и позиции. Личностные: - умение давать самооценку своей деятельности; -умение получать знания из разных источников проводить логическую взаимосвязь и между ними. Регулятивные: - уметь соотносить цель и результат; - волевая саморегуляция, самооценка; - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё предстоит усвоению. Коммуникативные: Уметь выражать свои мысли. Личностные: - развивать способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. | На экране появляются задания для каждого варианта. (Слайд 5.) -Предлагает по вариантам записать задания и выполнить их. -Предлагает выполнить самопроверку, сверяют работу с эталоном выполнения. Проведем с вами математический диктант по вариантам. Каждый ученик записывает свои задания, решает и выполняете проверку по слайду, оцениваете, и в оценочном листе выставите сумму набранных баллов. ( Каждый правильный ответ - 1 балл), Проверка. (Слайд. 5). Вариант 1. 3,6 : (-0,4)= - 9 -7 * (-1,2) = 8, 4 - 9,6 : 4 = - 2, 4 - 3 * 11/52 = - 33/52 - 35/51 : (-7) = - 5/51 Вариант 1. 4,9 : (-0,7) = - 7 -2 * (-3,4) = 6,8 -5,2 : 26 = - 0.2 -2 *17/41 = - 32/41 -32/71 : (-4) = 8/71
Фиксирует затруднения индивидуальной деятельности - Предлагает выполнение тестов в тетради, проверка. ( Работа в парах). -Запись ответов на доске. Сейчас мы выполним с вами задания, а в ответе зашифровано слово. Какое, вы узнаете, когда выполните все задания. Каждый ответ – одна буква. Работаете парами, проверяйте помогайте друг другу. Потом проверяют все ответы устно и записывают ответы. Выполняют задания, записанные на доске без букв. Далее появляется буквы, где каждый ответ- одна буква. - 1, 5 *2 = -3 (р) -0, 25 * (-2) = 0, 5 (с) - 625 : (-25) = 25 (м) - 0, 45 : 0,9 = - 0,5 (а) - 204 : 20 = - 10, 2 (т) - 50 : ( - 25) = 2 ( и) 3, 2 : ( - 2) = - 1,6 ( у).
- Когда – то на Руси отсчёт года вели с 1 марта, с начала сельскохозяйственных работ, с первой весенней капели. Название месяца «март» идет от римлян.Они назвали этот месяц в честь , бога войны Марса.и был мазван мартиусом. На Руси это название упростили, взяв лишь 4 первые буквы.(Слайд 6). В народе говорят: «Март неверен, то плачет, то смеётся». С мартом связано много народных примет. Некоторые дни его имеют свои названия. Сегодня мы вместе составим народный месяцеслов на март. Учитель предлагает встать и физми нутку связывает с темой урока. -Предлагает повторить знаки при умножении и делении положительных и отрицательных чисел при помощи мнемонических правил. -У вас у всех друзья, подруги или хотя бы один друг. Кто такой друг? Как поётся в детской песне: Друг всегда поможет, лишнего не спросит. Но к сожалению, могут быть и враги. А можно ли свойства друга и врага отнести к теме нашего урока? Да. Посмотрите на слайд. (Слайд 7). -Организует выполнение заданий на повторение и закрепление и отработки умений и рефлексии. -Организует проверку выполнения учащимися заданий с эталоном (по слайду). - предлагает критерии для оценивания каждого задания. - Проводит взаимосвязь математики, окружающей жизни, истории. Слайд.8. – 5,4 у = -21, 6. ( у = 4). 4 марта – Архип. На Архип женщинам полагалось весь день провести на кухне. Чем больше она наготовит всякой еды, тем богаче будет дом. (1балл). Слайд. 9. У* (-2,5) = -15. (у = 6). 6 марта – Тимофей –весновой. Коли в Тимофеев день снежок задулинами, то урожай на яровые. ( 1 балл). Слайд.10. – 50,4 :х = - 4,2 (х = 12). 12 марта – Прокоп – перезимний дорогу рушит. (1балл). Слайд. 11. - 0,25 : 5 * (-260) = 13 13 марта – Василий капельник с крыш капает. Птицы гнезда завивают, а перелётные летят из теплых мест. (2 балла). Слайд. 12. – 29, 12 : ( - 2, 08). = 14 14 марта – Евдокия ( Авдотья – плющиха) – снег плющит настом. Какова Евдокия – таково и лето. Евдокия красна – и весна красна; на Евдокию снег – к урожаю. (1балл). Слайд 13. ( - 6 – 3,6 * 2,5) * ( -1). = 15. 15 – марта –Федот. На федота ветер и метель – долго травы не будет.(3 балла). Слайд. 14. – 81,6 : 48 * (- 10). = 17. 17 марта – Герасим – грачевник грачей пригнал. Грачи на пашню садятся, а коли прямо на гнёзла летят – дружная весна будет. (2 балла). Слайд. 15. 7,15 * (-4) : (- 1,3) = 22. 22 марта – Сороки- день равен ночи. Зима кончается, весна начинается, прилетают жаворонки. По старинному обычаю из теста пекут жаворонков и куликов. (2 балла). Слайд. 16. -12, 5 * 50 : (-25) = 25. 25 марта – Феофанов день Если он туманный, то урожай на лён и коноплю добрый будет. (2 балла). Слайд. 100 + ( - 2,1 : 0, 03) = 30. 30 марта- Алексей теплый. С гор вода, а рыба со стану ( с зимовья). Каковы в этот день ручьи ( большие или маленькие), такова и пойма (разлив). ( 2 балла). Организует работу по оценке деятельности учащихся: Подсчитайте количество баллов за работу на уроке в оценочных листах; Определите индивидуальный уровень овладения навыками ( базовый, повышенный, высокий). 20 баллов - базовый уровень 21 – 23 балла – повышенный Более 24-29 баллов – высокий Вопросы: - Урок понравился или нет? - Что особенно? - Что нового узнали на уроке?. | Индивидуально выполняют задания в тетрадях. Проверяют успешность выполнения по эталону, выставляют баллы в оценочные листы. Определяют для себя учебную задачу: (цель своей деятельности) Выполнение тестов, взаимопроверка, запись на доске ответов. (Каждый правильный ответ – 1 балл). Включаются в активную беседу по теме. Повторяют правила по слайду. Выполняют задания в тетрадях, сравнивают с эталоном и оценивают работу. Учащиеся в тетради решают примеры, ответы которых являются числами месяца. По слайду проверяют ответы и знакомятся с названием этого дня марта месяца и народной приметой. Подсчитывают количество баллов за работу на уроке в оценочных листах Определяют индивидуальный уровень овладения темой ( базовый, повышенный, высокий) по эталону. | Подведение итогов самостоятельной работы. Самоанализ каждого ученика. Подведены итоги работы в баллах. Работа в парах. Повторение знакомых правил в новой форме. Выполняют задания, используя знакомые правила, получают новые знания из других источников. Дифференцированная оценка за урок у каждого ученика. | ||||||||||||||
8.Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2мин) | Регулятивные: - соотносить то, что известно и то что предстоит выпол- нить самостоятельно. | Учитель предлагает на выбор задания по уровням сложности. Базовый уровень – составить 5 примеров для устного счёта. Повышенный уровень – составить тест со словом «апрель». Высокий уровень – подготовить месяцеслов на апрель. Найти приметы апреля и составить примеры, результаты которых соответствуют дню месяца. | Выбирают домашнее задание соответствующее своим результатам урока | Дифференцированное домашнее задание |
Приложение1.
Лист самооценки.
№ п/п | Вид деятельности. | Критерии самооценки | Самооценка |
1. | Математический диктант. (Самостоятельная работа). | За каждый правильный ответ – 1 балл Максимальный – 5 баллов. | |
2. | Выполнение теста. | За каждый правильный ответ – 1 балл Максимальный - 7 баллов | |
3. | Закрепление знаний, умений и навыков. ( Работа со слайдами). | За каждое правильно выполненное задание – 1 балл. 1, 2, 3, 5 задания – по 1 баллу 4, 7, 8, 9, 10 задания – по 2 балла 6 задание - 3 балла Максимальный – 17 баллов | |
4. | | Итого: 29 баллов. | |
Определите свой уровень :
20 баллов - базовый уровень
21 – 23 балла – повышенный
24 – 29 баллов – высокий