Урок математики в 1 классе «Прибавление числа 4 с переходом через разряд»
Разработка сценария урока математики в 1 классе с реализацией
системно – деятельностного подхода в начальной школе
Тема урока: «Прибавление числа 4 с переходом через разряд»
Работа
учителя начальных классов
МБОУСОШ № 32
Ефремовой О.Н.
Тема: Прибавление числа 4 с переходом через разряд.
Цель: организовать ознакомление детей с приемом прибавления числа 4 с переходом через 10.
Планируемый результат:
- умение решать примеры указанного вида на основе знания состава числа 4;
- умение анализировать задачу, выбирать и объяснять выбор действия;
- умение выполнять устно сложение, вычитание, однозначных чисел в пределах 10.
Задачи:
Воспитательные: - знать правила работы в группе,
- уметь адекватно относится к высказываниям партнеров.
Развивающая: - уметь составлять алгоритмы решения примеров на основе знаний состава чисел
Обучающая: - уметь решать примеры указанного вида на основе составленного алгоритма.
В результате формируются УУД:
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- уметь проводить самооценку успешной учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- проговаривать алгоритм действий на уроке;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- уметь проверять правильность решения примеров указанного вида на основе алгоритма.
Познавательные УУД:
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- уметь составлять алгоритм на основе знаний;
- самостоятельно выполнять прибавление числа 4 с переходом через разряд на основе коллективно составленного алгоритма;
Коммуникативные УУД:
- учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;
- учиться умению договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в паре, в группе.
Средства обучения: мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация
Демонстрационный материал:
эталон
7+4=7+3+1=11:
8+4=8+2+2=12
9+4=9+1+3=13
Раздаточный материал:
1)карточка с заданием на пробное действие:
2) карточки для групповой работы
Литература
В.Н.Рудницкая. Математика: 1 класс. Часть 2. – М.: Издательство «Вентана-Граф», 2019
2. В.Н.Рудницкая. Методические рекомендации к учебнику для 1 кл. М.: «Вентана-Граф», 2019.
Ход урока:
Название этапа | Цель | Организация учебного процесса | № слайда | Формирование УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин) | Создать условия для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне | На 1 слайде записано высказывание: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому» (Д.Пойа) - Как вы понимаете высказывание? (Нужно стараться добыть знания самому) - Каким образом? (Думать, пробовать, искать) Высказывание на слайде: «Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым» (А.П.Конфорович) -Кто у нас сильный? Кто у нас смелый? - Вы готовы добывать знания? - Я вижу, что вы готовы к работе. Пожелайте друг другу успехов и примемся за работу. | 1 | - самоопределение в учебной деятельности, предполагающее осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (Л) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии (4-5 мин) | 1) Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. 2) Тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; 3) Мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию; 5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока; 6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения; 7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании. | Счёт от 1 до 20 и обратно. 1-й ряд – сосчитать от 0 до 10 через одно число и обратно от 10 до 0 через одно число. 2-й ряд – сосчитать от 1 до 10 через два числа и обратно от 10 до 0 через два числа. 3-й ряд – продолжить счет до 20: 7, 8… Актуализация знания состава числа 10 Игра «Заселяем домики». На 2 слайде число 4 . Что вы можете сказать об этом числе? Как можно получить число 4? Дети рассказывают хором состав числа 4 по опоре на доске 4 4 4 4 1и1и1и1 1 и 3 2 и 2 3 и 1 2). Игра «Торопись - не ошибись!» 7 + 3 3 + 5 8+3 3 + 6 5+2 2 + 7 2 + 8 8+4 -Какой пример не смогли решить? Почему возникли трудности?(8+4) 3) Пробное действие. - Сейчас я вам предложу пробное задание. Почему оно так называется? - Достаньте карточку для пробного действия. 7+4 8+4 9+4 - Что необходимо выполнить? (Необходимо решить эти примеры.) -Примеры нужно решить, не пользуясь счетным материалом, линейкой. - Что нового в этом задании? (Нужно прибавить число 4.) - У кого нет ответа? - О чём говорит ваш результат? (Мы не знаем способа прибавления числа 4 с переходом через разряд.) - Покажите ответы, у кого они есть. Учитель фиксирует на доске полученные учащимися варианты ответов. - Я вижу, что среди вариантов разные ответы. О чём говорит такой результат? (Мы допустили ошибки, нужно найти правильный способ решения.) | 2 3 4 | - анализ, сравнение, аналогия, обобщение (П); - использование знаково-символических средств (П) - осознанное и произвольное речевое высказывание (П); - подведение под понятие (П) - выполнение пробного учебного действия (Р); - фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (К); - учёт разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К) |
3. Выявление места и причины затруднения (3-4мин) | 1) выявить и зафиксировать место и причину затруднения | - Какое задание вы выполняли? (Решали примеры) - Чем же эти примеры отличаются от предыдущих? (Нужно прибавить число 4 с переходом через разряд) - Почему же возникло затруднение? ( Нужно было решить не прибегая к помощи линейки и счетного материала. Этот способ не удобен, так как не всегда под рукой есть линейка или счетный материал.) | - постановка и формулирование проблемы (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); | |
4. Построение проекта выхода из затруднения (4-6 мин) | 1)Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации 1) Построить проект выхода из затруднения | - Сформулируйте цель вашей деятельности? (Открыть способ прибавления числа 4 с переходом через разряд.) - Вспомните, что вы повторяли в начале урока. (Состав числа 10, состав числа 4.) - Как это вам может помочь? (Мы можем прибавлять четыре частями, дополнив нужное нам число до десятка, а затем прибавить остальное.) - Как мы это будем делать? (Составим алгоритм: 1) читаю запись; 2) анализирую значение знака действия; 3) вспоминаю состав числа 10 и числа 4; 4) раскладываю число 4 на два удобных числа, первым дополняю нужное число до десятка и прибавляю оставшееся число; 5) проверяю правильность на основе знаний состава числа или с помощью линейки и счётного материала | выделение и формулирование познавательной цели (П); - поиск и выделение необходимой информации (П); - планирование (П); | |
5. Реализация построенного проекта (5-8 мин) | Построение и фиксация нового знания 1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; 2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона); 3) организовать уточнение общего характера нового знания. | - Я предлагаю поработать вам в группах. Назовите правила работы. (Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны его выслушать. В каждой группе должен быть ответственный. Он отвечает за работу всей группы, за результат. Работать в группе нужно так, чтобы не мешать другим группам.) - Выполните в группах 1-4 пункты плана. Группы в течение 2 минут работают самостоятельно - Какие результаты у вас получились? На доске выставляются результаты работы групп. - Какие знания вам были неоходимы, чтобы выполнить работу? - В какой группе были допущены ошибки? - Какой шаг осталось выполнить? (Проанализировать наши действия и сформулировать способ.) Эталон: 7+4=7+3+1=11 8+4=8+2+2=12 9+4=9+1+3=13 - Как проверить, верно, ли вы рассуждали? (По эталонам, в учебнике посмотреть.) - Что вам позволяет «открытый» способ? (Решать примеры данного вида на основе знания состава чисел, когда нет под рукой линейки и другого счетного материала.) | - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); - выдвижение гипотез и их обоснование (П); - волевая саморегуляция, познавательная инициатива (Р); - моделирование (П); - установление причинно-следственных связей (П); - осознание ответственности за общее дело (Л); - выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (К); - учёт разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К) | |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4-5 мин) | Применение нового знания в типовых заданиях 1) создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи. | - Что теперь нам надо сделать? (Потренироваться в решении примеров и задач) 1. Выполнение задания 6 на с. 59 учебника -- проговорить – Объясните, как можно прибавить число 4. 10 7 + 4 = ? + 1 = 7 + 4 – получается число больше 10. Поэтому число 4 разобьем на части так, чтобы при прибавлении первой части получалось 10, а потом прибавим оставшуюся часть. 4 – это 3 и 1; 7 + 3, получится 10; 10 + 1, получится 11. Значит, 7 + 4 = 11. Выполнение задания 1 на с. 45 в рабочей тетради № 2. с комментированием у доски Составление и запоминание таблицы +4.(Работа в парах) Проверка проводиться по образцу на слайде. - Кто допустил ошибку? В чем она? Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки. - Кто выполнил все верно? Сделайте вывод. (Мы умеем прибавлять число 4.) - Как в этом убедиться? (Нужно выполнить самостоятельную работу.) | 6 | - выполнение действий по алгоритму (П); - выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (К) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин) | 1) организовать самопроверку и самооценку учащимися умения прибавлять число 4 | Решите предложенные примеры, записывая только ответ. - Проверьте по эталону самопроверки на слайде. - У кого есть ошибки? В чем они? Сделайте вывод. - У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы умеем прибавлять число 4 с переходом через разряд) | 7 | - выполнение действий по алгоритму (П); - контроль, самооценка (Р); |
8. Включение в систему знаний и повторение (5-8 мин) | 1) организовать работу по совершенствованию вычислительных навыков; 2) организовать повторение простых задач | - Какие умения необходимо развивать, чтобы правильно вычисления? (Необходимо уметь размышлять, правильно считать, хорошо знать состав чисел.) - Верно, с этой целью я вам предлагаю выполнить решение задачи «Ручка стоит 8 рублей, а карандаш 4 рубля. Сколько надо заплатить за оба предмета?» - Что вам может помочь решить задачу? - Проанализируйте задачу. В случае затруднения детей при анализе задачи, учитель помогает вопросами. - Что известно в задаче? Что надо узнать? Как ответить на вопрос задачи? - Можете ли сразу ответить на вопрос? Как? - Расскажите план решения задачи. Самопроверка по эталону на слайде. | 8 9 | - установление причинно-следственных связей (П); - контроль, коррекция, самооценка (Р); - выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (К) |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин) | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знаия | - Что необходимо сделать в конце урока? (Анализируем свою работу.) - Какова была цель сегодняшнего урока? (Найти способ прибавления числа 4 с переходом через разряд .) - Достигли ли цели? Докажите. - Давайте вернемся к началу урока. Кто может сказать, что сумел сам сделать «открытие». Докажите. - Кому не удалось, почему? - Оцените свою деятельность на лестнице успеха. - Какие же трудности у вас еще встречаются? - Где можно над ними поработать? Как преодолеть? | 10 | - рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса результатов деятельности (П); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л); - формулирование своего мнения, учёт разных мнений (К) |
1