Урок математики в 1 классе «Прибавление числа 4 с переходом через разряд»

1
0
Материал опубликован 8 November 2022





Разработка сценария урока математики в 1 классе с реализацией

системно – деятельностного подхода в начальной школе





Тема урока: «Прибавление числа 4 с переходом через разряд»




Работа

учителя начальных классов

МБОУСОШ № 32

Ефремовой О.Н.


Тема: Прибавление числа 4 с переходом через разряд.


Цель: организовать ознакомление детей с приемом прибавления числа 4 с переходом через 10.


Планируемый результат:

- умение решать примеры указанного вида на основе знания состава числа 4;

- умение анализировать задачу, выбирать и объяснять выбор действия;

- умение выполнять устно сложение, вычитание, однозначных чисел в пределах 10.

Задачи:

Воспитательные: - знать правила работы в группе,

- уметь адекватно относится к высказываниям партнеров.

Развивающая: - уметь составлять алгоритмы решения примеров на основе знаний состава чисел

Обучающая: - уметь решать примеры указанного вида на основе составленного алгоритма.


В результате формируются УУД:


Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- уметь проводить самооценку успешной учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- проговаривать алгоритм действий на уроке;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- уметь проверять правильность решения примеров указанного вида на основе алгоритма.

Познавательные УУД:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- уметь составлять алгоритм на основе знаний;

- самостоятельно выполнять прибавление числа 4 с переходом через разряд на основе коллективно составленного алгоритма;

Коммуникативные УУД:

- учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;

- учиться умению договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в паре, в группе.


Средства обучения: мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация

Демонстрационный материал:

эталон

7+4=7+3+1=11:

8+4=8+2+2=12

9+4=9+1+3=13

Раздаточный материал:

1)карточка с заданием на пробное действие:

2) карточки для групповой работы



Литература


В.Н.Рудницкая. Математика: 1 класс. Часть 2. – М.: Издательство «Вентана-Граф», 2019

2. В.Н.Рудницкая. Методические рекомендации к учебнику для 1 кл. М.: «Вентана-Граф», 2019.


Ход урока:


Название этапа

Цель

Организация учебного процесса

слайда

Формирование УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

(1-2 мин)


Создать условия для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

На 1 слайде записано высказывание:

«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому» (Д.Пойа)

- Как вы понимаете высказывание? (Нужно стараться добыть знания самому)

- Каким образом? (Думать, пробовать, искать)

Высказывание на слайде:

«Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым»

(А.П.Конфорович)

-Кто у нас сильный? Кто у нас смелый?

- Вы готовы добывать знания?

- Я вижу, что вы готовы к работе. Пожелайте друг другу успехов и примемся за работу.



1



- самоопределение в учебной деятельности, предполагающее осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (Л)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

(4-5 мин)


1) Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

2) Тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) Мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.


Счёт от 1 до 20 и обратно.

1-й ряд – сосчитать от 0 до 10 через одно число и обратно от 10 до 0 через одно число.

2-й ряд – сосчитать от 1 до 10 через два числа и обратно от 10 до 0 через два числа.

3-й ряд – продолжить счет до 20: 7, 8…

Актуализация знания состава числа 10 Игра «Заселяем домики».


t1667935077aa.png

На 2 слайде число 4 .

Что вы можете сказать об этом числе?

Как можно получить число 4?

Дети рассказывают хором состав числа 4 по опоре на доске

4 4 4 4


1и1и1и1 1 и 3 2 и 2 3 и 1

2). Игра «Торопись - не ошибись!»

7 + 3 3 + 5

8+3 3 + 6

5+2 2 + 7

2 + 8 8+4

-Какой пример не смогли решить? Почему возникли трудности?(8+4)

3) Пробное действие.

- Сейчас я вам предложу пробное задание. Почему оно так называется?

- Достаньте карточку для пробного действия.

7+4 8+4 9+4

- Что необходимо выполнить? (Необходимо решить эти примеры.)

-Примеры нужно решить, не пользуясь счетным материалом, линейкой.

- Что нового в этом задании? (Нужно прибавить число 4.)

- У кого нет ответа?

- О чём говорит ваш результат? (Мы не знаем способа прибавления числа 4 с переходом через разряд.)

- Покажите ответы, у кого они есть.

Учитель фиксирует на доске полученные учащимися варианты ответов.

- Я вижу, что среди вариантов разные ответы. О чём говорит такой результат? (Мы допустили ошибки, нужно найти правильный способ решения.)










2



















3

4


































- анализ, сравнение, аналогия, обобщение (П);

- использование знаково-символических средств (П)

- осознанное и произвольное речевое высказывание (П);

- подведение под понятие (П)

- выполнение пробного учебного действия (Р);

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (К);

- учёт разных мнений (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К)

3. Выявление места и причины затруднения (3-4мин)

1) выявить и зафиксировать место и причину затруднения

- Какое задание вы выполняли? (Решали примеры)

- Чем же эти примеры отличаются от предыдущих? (Нужно прибавить число 4 с переходом через разряд)

- Почему же возникло затруднение? ( Нужно было решить не прибегая к помощи линейки и счетного материала. Этот способ не удобен, так как не всегда под рукой есть линейка или счетный материал.)


- постановка и формулирование проблемы (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

4. Построение проекта выхода из затруднения (4-6 мин)

1)Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации

1) Построить проект выхода из затруднения

- Сформулируйте цель вашей деятельности? (Открыть способ прибавления числа 4 с переходом через разряд.)

- Вспомните, что вы повторяли в начале урока. (Состав числа 10, состав числа 4.)

- Как это вам может помочь? (Мы можем прибавлять четыре частями, дополнив нужное нам число до десятка, а затем прибавить остальное.)

- Как мы это будем делать? (Составим алгоритм: 1) читаю запись;

2) анализирую значение знака действия; 3) вспоминаю состав числа 10 и числа 4;

4) раскладываю число 4 на два удобных числа, первым дополняю нужное число до десятка и прибавляю оставшееся число; 5) проверяю правильность на основе знаний состава числа или с помощью линейки и счётного материала


выделение и формулирование познавательной цели (П);

- поиск и выделение необходимой информации (П);

- планирование (П);


5. Реализация построенного проекта

(5-8 мин)

Построение и фиксация нового знания

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);

3) организовать уточнение общего характера нового знания.


- Я предлагаю поработать вам в группах. Назовите правила работы. (Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны его выслушать. В каждой группе должен быть ответственный. Он отвечает за работу всей группы, за результат. Работать в группе нужно так, чтобы не мешать другим группам.)

- Выполните в группах 1-4 пункты плана.

Группы в течение 2 минут работают самостоятельно

- Какие результаты у вас получились?

На доске выставляются результаты работы групп.

- Какие знания вам были неоходимы, чтобы выполнить работу?

- В какой группе были допущены ошибки?

- Какой шаг осталось выполнить? (Проанализировать наши действия и сформулировать способ.)

Эталон:

7+4=7+3+1=11

8+4=8+2+2=12

9+4=9+1+3=13

- Как проверить, верно, ли вы рассуждали? (По эталонам, в учебнике посмотреть.)

- Что вам позволяет «открытый» способ? (Решать примеры данного вида на основе знания состава чисел, когда нет под рукой линейки и другого счетного материала.)














- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

- волевая саморегуляция, познавательная инициатива (Р);

- моделирование (П);

- установление причинно-следственных связей (П);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (К);

- учёт разных мнений (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К)

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4-5 мин)

Применение нового знания в типовых заданиях

1) создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.


- Что теперь нам надо сделать? (Потренироваться в решении примеров и задач)

1. Выполнение задания 6 на с. 59 учебника -- проговорить

Объясните, как можно прибавить число 4.

10

7 + 4 = ? t1667935077ab.png + 1 =

7 + 4 – получается число больше 10. Поэтому число 4 разобьем на части так, чтобы при прибавлении первой части получалось 10, а потом прибавим оставшуюся часть.

4 – это 3 и 1; 7 + 3, получится 10; 10 + 1, получится 11. Значит, 7 + 4 = 11.

Выполнение задания 1 на с. 45 в рабочей тетради № 2. с комментированием у доски

Составление и запоминание таблицы +4.(Работа в парах)

Проверка проводиться по образцу на слайде.

- Кто допустил ошибку? В чем она? Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.

- Кто выполнил все верно? Сделайте вывод. (Мы умеем прибавлять число 4.)

- Как в этом убедиться? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)




6










- выполнение действий по алгоритму (П);

- выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (К)


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин)

1) организовать самопроверку и самооценку учащимися умения прибавлять число 4

Решите предложенные примеры, записывая только ответ.

t1667935077ac.png

- Проверьте по эталону самопроверки на слайде.

- У кого есть ошибки? В чем они? Сделайте вывод.

- У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы умеем прибавлять число 4 с переходом через разряд)



7

- выполнение действий по алгоритму (П);

- контроль, самооценка (Р);


8. Включение в систему знаний и повторение

(5-8 мин)

1) организовать работу по совершенствованию вычислительных навыков;

2) организовать повторение простых задач

- Какие умения необходимо развивать, чтобы правильно вычисления? (Необходимо уметь размышлять, правильно считать, хорошо знать состав чисел.)

- Верно, с этой целью я вам предлагаю выполнить решение задачи

«Ручка стоит 8 рублей, а карандаш 4 рубля. Сколько надо заплатить за оба предмета?»

- Что вам может помочь решить задачу?

- Проанализируйте задачу.

В случае затруднения детей при анализе задачи, учитель помогает вопросами.

- Что известно в задаче? Что надо узнать? Как ответить на вопрос задачи?

- Можете ли сразу ответить на вопрос? Как? - Расскажите план решения задачи.

Самопроверка по эталону на слайде.




8










9

- установление причинно-следственных связей (П);

- контроль, коррекция, самооценка (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (К)


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин)

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знаия

- Что необходимо сделать в конце урока? (Анализируем свою работу.)

- Какова была цель сегодняшнего урока? (Найти способ прибавления числа 4 с переходом через разряд .)

- Достигли ли цели? Докажите.

- Давайте вернемся к началу урока. Кто может сказать, что сумел сам сделать «открытие». Докажите.

- Кому не удалось, почему?

- Оцените свою деятельность на лестнице успеха.

- Какие же трудности у вас еще встречаются?

- Где можно над ними поработать? Как преодолеть?












10

- рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса результатов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);

- формулирование своего мнения, учёт разных мнений (К)





1



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации