Урок математики в 3 классе "Римские цифры"
Урок математики 3 класс
Провела учитель 3 класса
Переверзева Елена Александровна
Тема: «Римские цифры»
Цели: Образовательная:
сформировать представление о числах и цифрах, систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах; сформировать представление о римских числах и цифрах.
Развивающая:
развитие умений наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление; развивать математическую речь, память; развивать познавательную активность.
Воспитательная:
воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.
Задачи:
познакомить детей с новыми, неизвестными системами счисления;
познакомить детей с римскими цифрами и их написанием, дать представление об использовании их на практике.
Ход урока
1.Организационный момент | |
- Здравствуйте, ребята! Этот урок науке посвящается, Что в школе ежедневно изучается? Она поможет воспитать такую точность мысли, Чтоб новое открыть, измерить и исчислить! | |
2. Самоопределение деятельности. | |
-О какой науке идет речь? | |
3. Актуализация опорных знаний и мотивация. | |
– Для того чтобы открыть новую математическую тайну, начнем работу с “гимнастики ума” Сосчитайте десятками от 10 до 100. Сосчитайте сотнями от 100 до 1000. Найдите лишние числа: 345, 809, 687, 45, 243, 900, 106, 4, 265. 4) Установить закономерность: - Установите закономерность и продолжите ряд (запись в тетрадь по 2 числа): | |
4. Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения -У кого возникло затруднение? - В каком месте возникло затруднение? - Почему возникло затруднение? - Это тоже числа, но записаны они особыми цифрами малознакомыми вам. - Знает ли кто-нибудь, как они называются? 4.Построение проекта выхода из проблемы - Назовите тему урока. (Римская система счисления) - Какую цель вам надо перед собой поставить? (Научиться записывать числа римскими цифрами и выполнять вычисления с ними) - Построим план достижения целей: (Читают ученики) 1.Познакомиться со способом образования римских цифр. 2.Узнать, как они называются. 3.Научиться выполнять вычисления, сравнения с числами, обозначенными римскими цифрами. | |
5. “Открытие” детьми нового знания. | |
- А знаете ли вы, почему цифры назвали римскими? (Они появились в Риме.) Давным давно в древности. - Ребята, назовите цифры, которые мы используем для записи чисел. (Для записи чисел мы используем цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) - Это арабские цифры. - Сколько их? (10) - Запишем в тетрадь числа первого десятка от 1 до 10. (на доске карточки с цифрами) - Представьте, что вы древние римляне (КАРТИНКА) и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 1,2,3? (С помощью пальцев.) - Покажите с помощью пальцев 1, 2, 3. - Постройте с помощью палочек (В ПАРАХ) I II III – запишем в тетрадь. - Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше? - На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались? -Какой знак появился? Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V , и этот значок стал обозначать цифру 5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА - Постройте из палочек цифру 5. Прибавьте 1 палочку справа. Какое число получилось? (6), две палочки (7). А сколько палочек надо прибавить, чтобы получилось 8? - Ну, а как короче записать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать? (надо записать V и слева поставить палочку 5-1=4) - А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз - X . Иначе 10 можно записать двумя пересекающимися палочками. - Постройте 10 с помощью палочек. Поставьте рядом еще одну палочку, получилось число 11, а если поставить слева палочку, получиться число 9. Вывод: - какую особенность римской нумерации нужно запомнить? (Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается.) - Запишем в тетради полученные числа - Римляне изобрели свои числа более 2500 лет назад. Они и сейчас служат нам. - Где мы можем встретиться с ними? Циферблат часов -Нумерация глав в книгах, в дневнике нумеруются четверти, нумерация собраний сочинений писателей - Восстановите номера выданных книг . стр. 51 №6 6.Реализация проекта выхода из затруднения - А теперь вернемся к заданию, в котором возникло затруднение. Продолжите ряд чисел: - Назовите числа (14, 15, 16, 17). (образец на листах) - Кто справился с заданием? - Кто допустил ошибки? Как исправить? Вспомним правила записи римских чисел. | |
7. Физкультминутка Сколько луковиц у нас, столько мы присядем раз. (1) -Сколько яблочек зелёных, столько сделаем наклонов. (5) -Сколько видим мы грибков, столько сделаем прыжков. (10) (используются карточки с римскими цифрами) Зарядка: «Я называю вам движение и показываю римскую цифру, обозначающую, сколько раз его нужно выполнить»: Хлопайте в ладоши - II раз. Присядьте – V раз. Подпрыгните на правой ноге – IV раза. На левой ноге – VI раз. Потянитесь – III раза. Улыбнитесь друг другу – I раз. 8. Первичное закрепление. Первичное закрепление. 1) с. 46 № 2 Попробуем прочитать и сравнить числа, записанные римскими цифрами (Фронтально) 2) № 3 выполнить самостоятельно карандашом в учебнике, 1 вариант – верхняя строка, 2 вариант – нижняя. (два ученика за закрытой доской) | |
№4, 5. | |
9.Знакомство с новыми цифрами. | |
- У римлян есть еще цифры, это – 50, 100. 500. Давайте познакомимся с их обозначением 50 - L 100 - C 500 - D Посмотрите, сколько цифр используют в римской нумерации? (В римской нумерации используют 7 цифр) -Для записи цифр древние римляне использовали буквы латинского алфавита. (НАЗЫВАЮ) -Прочитаем хором: -Обратите внимание: нет знака для обозначения цифры 0! | |
10. Самостоятельная работа в парах с взаимопроверкой . | |
-Давайте попробуем записать число с помощью римских цифр. 102, 555, 481, 33, 1541, 2017, 680, 46, 999 Учебник Задания 7,8. | |
12. Рефлексия деятельности. | |
- Вот мы и доказали, что они очень сложные, так зачем нам надо их знать, мы с ними встречаемся в жизни редко. -Где используются римские цифры? Например, на циферблатах часов. Сколько цифр узнали? VII.Подведение итогов -На уроке мы научились … -Больше всего меня заинтересовало … -Пригодятся ли вам эти знания и умения в жизни? VIII.Домашнее задание -Узнайте, как римляне записывали многозначные числа, и какое число они написали на здании храма: MDCCLVI -Это задание в буклетах. Я их вам дарю за хорошую работу. -Спасибо! Урок окончен. Буклет
|
Горбачёва Марина Юрьевна