Урок математики в 3 классе "Римские цифры"

6
1
Материал опубликован 27 October в группе

Урок математики 3 класс

Провела учитель 3 класса

Переверзева Елена Александровна

Тема: «Римские цифры»


Цели: Образовательная:

сформировать представление о числах и цифрах, систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах; сформировать представление о римских числах и цифрах.

Развивающая:

развитие умений наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление; развивать математическую речь, память; развивать познавательную активность.

Воспитательная:

воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.

Задачи:

познакомить детей с новыми, неизвестными системами счисления;

познакомить детей с римскими цифрами и их написанием, дать представление об использовании их на практике.

Ход урока

1.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

Этот урок науке посвящается,

Что в школе ежедневно изучается?

Она поможет воспитать такую точность мысли,

Чтоб новое открыть, измерить и исчислить!

2. Самоопределение деятельности.

-О какой науке идет речь?

3. Актуализация опорных знаний и мотивация.


Для того чтобы открыть новую математическую тайну, начнем работу с “гимнастики ума”

Сосчитайте десятками от 10 до 100.

Сосчитайте сотнями от 100 до 1000.

Найдите лишние числа:

345, 809, 687, 45, 243, 900, 106, 4, 265.

4) Установить закономерность:

- Установите закономерность и продолжите ряд (запись в тетрадь по 2 числа):
1) 356, 357, …, … . (358, 359)
2) 671, 670, …, … . (669, 668)
3) 501, 601, …, … . (701, 801)
4) XIV, XV, …, … .
- Проверим, как вы справились с этим заданием


4. Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения

-У кого возникло затруднение?

- В каком месте возникло затруднение?

- Почему возникло затруднение?

- Это тоже числа, но записаны они особыми цифрами малознакомыми вам.

- Знает ли кто-нибудь, как они называются?


4.Построение проекта выхода из проблемы

- Назовите тему урока. (Римская система счисления)

- Какую цель вам надо перед собой поставить? (Научиться записывать числа римскими цифрами и выполнять вычисления с ними)

- Построим план достижения целей: (Читают ученики)

1.Познакомиться со способом образования римских цифр.

2.Узнать, как они называются.

3.Научиться выполнять вычисления, сравнения с числами, обозначенными римскими цифрами.

5. “Открытие” детьми нового знания.

- А знаете ли вы, почему цифры назвали римскими? (Они появились в Риме.) Давным давно в древности.

- Ребята, назовите цифры, которые мы используем для записи чисел. (Для записи чисел мы используем цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)

- Это арабские цифры.

- Сколько их? (10)

- Запишем в тетрадь числа первого десятка от 1 до 10. (на доске карточки с цифрами)

- Представьте, что вы древние римляне (КАРТИНКА) и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 1,2,3? (С помощью пальцев.)

- Покажите с помощью пальцев 1, 2, 3.

- Постройте с помощью палочек (В ПАРАХ)

I II III – запишем в тетрадь.

- Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше?

- На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались?

-Какой знак появился?

Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V , и этот значок стал обозначать цифру 5.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

- Постройте из палочек цифру 5. Прибавьте 1 палочку справа. Какое число получилось? (6), две палочки (7). А сколько палочек надо прибавить, чтобы получилось 8?

- Ну, а как короче записать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать?

(надо записать V и слева поставить палочку 5-1=4)

- А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз - X . Иначе 10 можно записать двумя пересекающимися палочками.

- Постройте 10 с помощью палочек. Поставьте рядом еще одну палочку, получилось число 11, а если поставить слева палочку, получиться число 9.

Вывод: - какую особенность римской нумерации нужно запомнить?

(Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается.)

- Запишем в тетради полученные числа

- Римляне изобрели свои числа более 2500 лет назад. Они и сейчас служат нам.

- Где мы можем встретиться с ними? Циферблат часов

-Нумерация глав в книгах, в дневнике нумеруются четверти, нумерация собраний сочинений писателей

- Восстановите номера выданных книг . стр. 51 №6

6.Реализация проекта выхода из затруднения

- А теперь вернемся к заданию, в котором возникло затруднение. Продолжите ряд чисел:
XIV, XV, XVI, XVII .

- Назовите числа (14, 15, 16, 17). (образец на листах)

- Кто справился с заданием?

- Кто допустил ошибки? Как исправить? Вспомним правила записи римских чисел.

7. Физкультминутка

Сколько луковиц у нас, столько мы присядем раз. (1)

-Сколько яблочек зелёных, столько сделаем наклонов. (5)

-Сколько видим мы грибков, столько сделаем прыжков. (10)

(используются карточки с римскими цифрами)

Зарядка: «Я называю вам движение и показываю римскую цифру, обозначающую, сколько раз его нужно выполнить»:

Хлопайте в ладоши - II раз.

Присядьте – V раз.

Подпрыгните на правой ноге – IV раза.

На левой ноге – VI раз.

Потянитесь – III раза.

Улыбнитесь друг другу – I раз.

8. Первичное закрепление.

Первичное закрепление.

1)      с. 46 № 2 Попробуем прочитать и сравнить числа, записанные римскими цифрами (Фронтально)

2)      № 3 выполнить самостоятельно карандашом в учебнике, 1 вариант – верхняя строка, 2 вариант – нижняя. (два ученика за закрытой доской)

4, 5.

9.Знакомство с новыми цифрами.

- У римлян есть еще цифры, это – 50, 100. 500. Давайте познакомимся с их обозначением

50 - L

100 - C

500 - D

Посмотрите, сколько цифр используют в римской нумерации? (В римской нумерации используют 7 цифр)

-Для записи цифр древние римляне использовали буквы латинского алфавита. (НАЗЫВАЮ)

-Прочитаем хором:

-Обратите внимание: нет знака для обозначения цифры 0!

10. Самостоятельная работа в парах с взаимопроверкой .

-Давайте попробуем записать число с помощью римских цифр.

102, 555, 481, 33, 1541, 2017, 680, 46, 999

Учебник Задания 7,8.

12. Рефлексия деятельности.

- Вот мы и доказали, что они очень сложные, так зачем нам надо их знать, мы с ними встречаемся в жизни редко.

-Где используются римские цифры?

Например, на циферблатах часов. Сколько цифр узнали?

VII.Подведение итогов

-На уроке мы научились …

-Больше всего меня заинтересовало …

-Пригодятся ли вам эти знания и умения в жизни?

VIII.Домашнее задание

-Узнайте, как римляне записывали многозначные числа, и какое число они написали на здании храма: MDCCLVI

-Это задание в буклетах. Я их вам дарю за хорошую работу.

-Спасибо! Урок окончен.













Буклет


t1730054583aa.png


t1730054583ab.png



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за качественную помощь коллегам!

28 October