Сценарий урока по математике в 6 классе «Сравнение чисел»

2
0
Материал опубликован 20 October 2021

Сценарий урока по математике в 6-м классе: «Сравнение чисел»

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма занятия: исследовательская деятельность обучающихся

Цель урока: познакомить учащихся с правилами сравнения положительных и отрицательных чисел.

Задачи урока:

- образовательные (формирование познавательных УУД): формировать умение сравнивать положительные и отрицательные числа, сравнения чисел с нулем, сравнения отрицательных чисел. 

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;

- развивающие (формирование регулятивных УУД): развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Планируемые результаты: 

Предметные: знать правила сравнения чисел, решать задания на сравнение рациональных чисел.

Метапредметные: умение выдвигать гипотезы, предположения, анализировать, сравнивать, видеть различные способы решения задачи.

Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая. Оборудование: ПК, интерактивная доска, дидактический материал.

Структура учебного занятия

Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии (8 мин)

Выявление места и причины затруднения (3 мин)

Построение проекта выхода из затруднения (5 мин)

Реализация построенного проекта (5 мин)

Динамическая пауза (2 мин)

Первичное закрепление во внешней речи (7 мин)

Включение в систему знаний и повторение (3 мин)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (8 мин)

Рефлексия учебной деятельности (2 мин)


Ход занятия.

Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)

- Доброе утро, ребята! Посмотрите, друг на друга, на меня, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок. Я желаю Вам сегодня хорошей, плодотворной работы.

- Эпиграфом к нашему уроку станут следующие слова древнего мыслителя и философа Китая Конфуция: «Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно» (слайд 2).

- Начать наш урок мне бы хотелось со старой притчи. Однажды правитель одной страны решил выбрать из своих придворных первого помощника. Он подвел всех к огромному дверному замку и сказал: «Кто откроет этот замок тот и будет первым помощником». Никто не притронулся к замку. И лишь один визирь подошел к замку и толкнул замок, который открылся. Он не был закрыт на ключ. Тогда правитель сказал: «Ты получишь эту должность, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».

- В чем смысл этой притчи?

- Какое отношение она может иметь к нашему уроку? (Обсуждаются ответы учащихся)

- Я надеюсь, что вы сегодня приложите все свои силы, чтобы добиться успеха на уроке.

Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном действии. (8 мин) (презентация слайды 3 - 7)

- Сделать новые открытия для себя мы сможем лишь при условии закрепления прежних наших знаний и умений.

- Поэтому давайте вспомним и повторим то, что уже знаем и умеем.

- Перед вами листы достижений, подпишите их.

- Мы будем работать пока только с первой таблицей.

- На слайдах презентации будут представлены для вас задания, свои ответы вы будете вписывать в строки таблицы.

- После заполнения всех строк, мы подсчитаем количество баллов за каждое правильно выполненное задание и подсчитаем суммарный балл.




Таблица 1.

Вариант I

Вариант II

Внимательно рассмотрите числа, и определите, какое число является «лишним».

а) -8; -5; -7,5; 1,5; - 3,5;

б) 3,5; 6,2; - 3; 6,7; 5,05;

в) -5; -0,2; -6; 0; -4; -9,6.


а) -10; -11,5; -4,5; 3; -9,5;

б) 15; 8,2; - 2,5; 9,7; 5,5;

в) -8; -1,5; -14; 0; -2,3; -9.

Запишите координаты отмеченных точек

t1634755584aa.gif

а) точки А;

б) точки D.

а) точки В;

б) точки С.

Из чисел 5; -18; -1,3; 56; 0; t1634755584ab.gif; -93; 18 выпишите:

а) отрицательные числа;

б) целые числа;

в) дробные числа.


а) положительные числа;

б) натуральные числа;

в) противоположные числа.


Найдите модуль числа:

а) 6,8;

б) -3;

в) 0.

а) -9;

б) 13;

в) t1634755584ac.gif.

Вычислите:

а) |-4|+1,5;

б) 34 - |- 16|;

в) |23|+|-8|.


а) |-5,5|+5,5;

б) 10 * |- 16|;

в) |40|:|-8|.


- Выполняем проверку (слайд 8)

- Подсчитайте общее количество баллов, которое вы набрали, выполняя задания.

Выявление места и причины затруднения (3 мин)

- Ребята, как вы думаете, какой сегодня день?

- Какое число?

- Правильно, сегодня замечательный день – первый день Весны! Еще будет ветер и снег, но на улице устанавливается все более теплая температура воздуха.

- Итак, утром температура воздуха была -5º С, а через две недели будет +2º С.

- Когда воздух теплее?

-5 < +2 холоднее теплее




Построение проекта выхода из затруднения: (5 мин)

- Итак, когда мы говорим, теплее (холоднее). Какую математическую задачу решаем?

- Что мы делаем с числами? (Сравниваем)

- Молодцы!

- Давайте сравним 7º С мороза и 7º С тепла.

- Какая температура воздуха будет выше?

- А какое же число больше?

- Выше, ниже, теплее, холоднее. Какими математическими знаками можно заменить эти слова?

- Сравнить эти числа вам помог житейский опыт, интуиция.

- Наша цель на уроке научиться сравнивать положительные и отрицательные числа, используя четкие математические правила.

- Откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока: «Сравнение чисел».

Реализация построенного проекта (5 мин)

- Наша задача на уроке научиться сравнивать положительные и отрицательные числа.

- В этом нам может помочь координатная прямая. (На доске координатная прямая с отмеченными числами построена).

- Как расположены числа на числовой прямой?

- Давайте сравним их.

- Какие выводы вы можете сделать?

Любое отрицательное число меньше любого положительного.

На координатной прямой точка с большей координатой лежит правее точки с меньшей координатой.

Из двух отрицательных чисел меньше то, модуль которого больше.

Нуль меньше любого положительного числа, но больше любого отрицательного числа.

- Ребята, объединимся в группы (по 5 чел) и попробуем вставить пропущенные слова так, чтобы получилось верное высказывание. (Раздаются листы с заданием)

- Если будет сложно, то можно обратиться к учебнику: с. 163, п.29.

- Какие высказывания у вас получились? (По одному высказыванию на группу, сверить правильность со слайдом 8.)

- Давайте, обобщим ваши наблюдения, делаем следующие выводы (слайд 9)

Динамическая пауза (2 мин)

- Вы, наверное, устали?

- Давайте, немного отдохнем!

- Ребята, если число положительное, то поднимаем руки вверх, если отрицательное, то приседаем.

- Итак, начали: -8; 8; 6,7; -69; -3,5; 4; 0; 49; -4,7; 80; -5,46; 78; -84,9.

Первичное закрепление во внешней речи (7 мин)

- Молодцы!

- Отдохнули, продолжим свою работу.

- На доске для вас «послание от семиклассников», они выполняли сравнение чисел.

- Давайте проверим, как они справились.

1. t1634755584ad.gif (t1634755584ae.gif 4. t1634755584af.gif

2. t1634755584ag.gif 5. t1634755584ah.gif (t1634755584ai.gif.

3. t1634755584aj.gif t1634755584ak.gif

- Открываем учебники, тетради. Выполним с комментариями у доски:

- с. 164, № 976 (1 – 2 колонки). Работа по колонкам, 2 ученика у доски одновременно выполняют задания, после решения имеют возможность проверить и исправить цветным мелком ошибку товарища.

- Сравнивая числа, проговаривайте правила сравнения.

Включение в систему знаний и повторение (3 мин)

- А теперь поработаем с вами в парах: с.165, № 980 (1 – 2 колонки).

- При выполнении сравнения буквенных выражениях, учитывайте, какие числа вам даны: положительные или отрицательные.

- Воспользуйтесь правилами, с которыми вы познакомились (слайд 9).

- Выполним проверку (слайд 10)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (8 мин)

- Закрываем рабочие тетради.

- Возвращаемся к работе с листами достижений.

- Во второй таблице вам необходимо выполнить сравнение чисел.



Таблица 2. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

1 вариант

2 вариант

Сравните:

а) -7,5 и 1;

б) -17 и -12;

в) -3 и 9;

г) -2 и -19;

д) -2,5 и 0;

е) -5,01 и -5,1

ж) 0, 01 и 0.


Сравните:

а) -4,8 и 2;

б) -11 и -16;

в) 0,03 и 0;

г) -9 и 5;

д) -22 и -15;

е) -4,2 и 0;

ж) -10,1 и 0,01.

- Все справились с заданиями?

- С помощью взаимопроверки, выясним сейчас, как вы справились с заданиями.

- Поменяйтесь листами и проверьте работу «соседа». (слайд 11).

- За каждое правильно выполненное задание – 1 балл, неправильное – 0.

- Подсчитайте суммарное количество баллов за это задание. Запишите его.

- Возвращайте свои листы достижений друг другу.

Рефлексия учебной деятельности (2 мин)

- Давайте оценим проделанную вами работу на сегодняшнем уроке.

- Итак, у вас есть общее количество баллов в первой таблице, во второй. Найдите их сумму и результат внесите в свой лист достижений.

- У вас есть критерий для выставления оценки. Пожалуйста, оцените свою работу (слайд 11)

- Поднимите руки у кого 5, 4, 3?

- Осталась незаполненной последняя таблица: «Оцени себя сам» (слайд 13)

- В ней три колонки: как вы поняли теорию; как запомнили правила; ваш эмоциональный настрой. В каждой колонке обведите кружочком, свои достижения на уроке.

- Открываем дневники, записываем д/з:

- п. 29, №№ 974 (ж – м); 976 (ж; з); 980 (3 колонка).

- В д/р вы будете выполнять те же номера, что и в классной работе, только под другими буквами.

- Свои записи в тетрадях, используйте, как образец для оформления работы.

- На столах у вас именные листочки с дерева, мы сегодня выяснили с вами, что приближается весна. С каждым днем температура воздуха повышается. Скоро на деревьях начнут набухать почки, а потом распускаться листочки.

- У нас есть свое дерево знаний. Я предлагаю вам его украсить листочками (слайд 14)

- Если вы считаете, что было интересно на уроке, вы поняли новый материал, вы смогли применить полученные знания, то расположите свой зеленый листочек на верхних ветках дерева.

- Если вы считаете, что не совсем разобрались в новом материале, вам трудно было применить новые знания, то расположите свой желтый листочек на нижних ветках.

- Дополнительно: (слайд 15)

- В математике внимание – половина успеха.

- Предлагаю вашему вниманию задачи на сообразительность.

1. Есть дорога, по которой может проехать только одна машина. По дороге едут две машины: одна с горы, другая под гору. Как им разъехаться?

2. Если вместо точек написать прописью определенные числа, тогда можно прочитать слова. Какие именно?

По…л (Подвал), Р….а (Родина), С…жка (Стрижка), И…рия (История).

- Наш урок закончен.

- Спасибо за урок (слайд 16)



7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.