Сценарий урока по математике в 6 классе «Сравнение чисел»
Сценарий урока по математике в 6-м классе: «Сравнение чисел»
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма занятия: исследовательская деятельность обучающихся
Цель урока: познакомить учащихся с правилами сравнения положительных и отрицательных чисел.
Задачи урока:
- образовательные (формирование познавательных УУД): формировать умение сравнивать положительные и отрицательные числа, сравнения чисел с нулем, сравнения отрицательных чисел.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;
- развивающие (формирование регулятивных УУД): развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: знать правила сравнения чисел, решать задания на сравнение рациональных чисел.
Метапредметные: умение выдвигать гипотезы, предположения, анализировать, сравнивать, видеть различные способы решения задачи.
Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая. Оборудование: ПК, интерактивная доска, дидактический материал.
Структура учебного занятия
Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии (8 мин)
Выявление места и причины затруднения (3 мин)
Построение проекта выхода из затруднения (5 мин)
Реализация построенного проекта (5 мин)
Динамическая пауза (2 мин)
Первичное закрепление во внешней речи (7 мин)
Включение в систему знаний и повторение (3 мин)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (8 мин)
Рефлексия учебной деятельности (2 мин)
Ход занятия.
Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)
- Доброе утро, ребята! Посмотрите, друг на друга, на меня, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок. Я желаю Вам сегодня хорошей, плодотворной работы.
- Эпиграфом к нашему уроку станут следующие слова древнего мыслителя и философа Китая Конфуция: «Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно» (слайд 2).
- Начать наш урок мне бы хотелось со старой притчи. Однажды правитель одной страны решил выбрать из своих придворных первого помощника. Он подвел всех к огромному дверному замку и сказал: «Кто откроет этот замок тот и будет первым помощником». Никто не притронулся к замку. И лишь один визирь подошел к замку и толкнул замок, который открылся. Он не был закрыт на ключ. Тогда правитель сказал: «Ты получишь эту должность, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».
- В чем смысл этой притчи?
- Какое отношение она может иметь к нашему уроку? (Обсуждаются ответы учащихся)
- Я надеюсь, что вы сегодня приложите все свои силы, чтобы добиться успеха на уроке.
Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном действии. (8 мин) (презентация слайды 3 - 7)
- Сделать новые открытия для себя мы сможем лишь при условии закрепления прежних наших знаний и умений.
- Поэтому давайте вспомним и повторим то, что уже знаем и умеем.
- Перед вами листы достижений, подпишите их.
- Мы будем работать пока только с первой таблицей.
- На слайдах презентации будут представлены для вас задания, свои ответы вы будете вписывать в строки таблицы.
- После заполнения всех строк, мы подсчитаем количество баллов за каждое правильно выполненное задание и подсчитаем суммарный балл.
Таблица 1.
Вариант I | Вариант II |
Внимательно рассмотрите числа, и определите, какое число является «лишним». | |
а) -8; -5; -7,5; 1,5; - 3,5; б) 3,5; 6,2; - 3; 6,7; 5,05; в) -5; -0,2; -6; 0; -4; -9,6. | а) -10; -11,5; -4,5; 3; -9,5; б) 15; 8,2; - 2,5; 9,7; 5,5; в) -8; -1,5; -14; 0; -2,3; -9. |
Запишите координаты отмеченных точек | |
а) точки А; б) точки D. | а) точки В; б) точки С. |
Из чисел 5; -18; -1,3; 56; 0; ; -93; 18 выпишите: | |
а) отрицательные числа; б) целые числа; в) дробные числа. | а) положительные числа; б) натуральные числа; в) противоположные числа. |
Найдите модуль числа: | |
а) 6,8; б) -3; в) 0. | а) -9; б) 13; в) . |
Вычислите: | |
а) |-4|+1,5; б) 34 - |- 16|; в) |23|+|-8|. | а) |-5,5|+5,5; б) 10 * |- 16|; в) |40|:|-8|. |
- Выполняем проверку (слайд 8)
- Подсчитайте общее количество баллов, которое вы набрали, выполняя задания.
Выявление места и причины затруднения (3 мин)
- Ребята, как вы думаете, какой сегодня день?
- Какое число?
- Правильно, сегодня замечательный день – первый день Весны! Еще будет ветер и снег, но на улице устанавливается все более теплая температура воздуха.
- Итак, утром температура воздуха была -5º С, а через две недели будет +2º С.
- Когда воздух теплее?
-5 < +2 холоднее теплее |
Построение проекта выхода из затруднения: (5 мин)
- Итак, когда мы говорим, теплее (холоднее). Какую математическую задачу решаем?
- Что мы делаем с числами? (Сравниваем)
- Молодцы!
- Давайте сравним 7º С мороза и 7º С тепла.
- Какая температура воздуха будет выше?
- А какое же число больше?
- Выше, ниже, теплее, холоднее. Какими математическими знаками можно заменить эти слова?
- Сравнить эти числа вам помог житейский опыт, интуиция.
- Наша цель на уроке научиться сравнивать положительные и отрицательные числа, используя четкие математические правила.
- Откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока: «Сравнение чисел».
Реализация построенного проекта (5 мин)
- Наша задача на уроке научиться сравнивать положительные и отрицательные числа.
- В этом нам может помочь координатная прямая. (На доске координатная прямая с отмеченными числами построена).
- Как расположены числа на числовой прямой?
- Давайте сравним их.
- Какие выводы вы можете сделать?
Любое отрицательное число меньше любого положительного.
На координатной прямой точка с большей координатой лежит правее точки с меньшей координатой.
Из двух отрицательных чисел меньше то, модуль которого больше.
Нуль меньше любого положительного числа, но больше любого отрицательного числа.
- Ребята, объединимся в группы (по 5 чел) и попробуем вставить пропущенные слова так, чтобы получилось верное высказывание. (Раздаются листы с заданием)
- Если будет сложно, то можно обратиться к учебнику: с. 163, п.29.
- Какие высказывания у вас получились? (По одному высказыванию на группу, сверить правильность со слайдом 8.)
- Давайте, обобщим ваши наблюдения, делаем следующие выводы (слайд 9)
Динамическая пауза (2 мин)
- Вы, наверное, устали?
- Давайте, немного отдохнем!
- Ребята, если число положительное, то поднимаем руки вверх, если отрицательное, то приседаем.
- Итак, начали: -8; 8; 6,7; -69; -3,5; 4; 0; 49; -4,7; 80; -5,46; 78; -84,9.
Первичное закрепление во внешней речи (7 мин)
- Молодцы!
- Отдохнули, продолжим свою работу.
- На доске для вас «послание от семиклассников», они выполняли сравнение чисел.
- Давайте проверим, как они справились.
1. ( 4.
2. 5. (.
3.
- Открываем учебники, тетради. Выполним с комментариями у доски:
- с. 164, № 976 (1 – 2 колонки). Работа по колонкам, 2 ученика у доски одновременно выполняют задания, после решения имеют возможность проверить и исправить цветным мелком ошибку товарища.
- Сравнивая числа, проговаривайте правила сравнения.
Включение в систему знаний и повторение (3 мин)
- А теперь поработаем с вами в парах: с.165, № 980 (1 – 2 колонки).
- При выполнении сравнения буквенных выражениях, учитывайте, какие числа вам даны: положительные или отрицательные.
- Воспользуйтесь правилами, с которыми вы познакомились (слайд 9).
- Выполним проверку (слайд 10)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (8 мин)
- Закрываем рабочие тетради.
- Возвращаемся к работе с листами достижений.
- Во второй таблице вам необходимо выполнить сравнение чисел.
Таблица 2. Самостоятельная работа с взаимопроверкой
1 вариант | 2 вариант |
Сравните: а) -7,5 и 1; б) -17 и -12; в) -3 и 9; г) -2 и -19; д) -2,5 и 0; е) -5,01 и -5,1 ж) 0, 01 и 0. | Сравните: а) -4,8 и 2; б) -11 и -16; в) 0,03 и 0; г) -9 и 5; д) -22 и -15; е) -4,2 и 0; ж) -10,1 и 0,01. |
- Все справились с заданиями?
- С помощью взаимопроверки, выясним сейчас, как вы справились с заданиями.
- Поменяйтесь листами и проверьте работу «соседа». (слайд 11).
- За каждое правильно выполненное задание – 1 балл, неправильное – 0.
- Подсчитайте суммарное количество баллов за это задание. Запишите его.
- Возвращайте свои листы достижений друг другу.
Рефлексия учебной деятельности (2 мин)
- Давайте оценим проделанную вами работу на сегодняшнем уроке.
- Итак, у вас есть общее количество баллов в первой таблице, во второй. Найдите их сумму и результат внесите в свой лист достижений.
- У вас есть критерий для выставления оценки. Пожалуйста, оцените свою работу (слайд 11)
- Поднимите руки у кого 5, 4, 3?
- Осталась незаполненной последняя таблица: «Оцени себя сам» (слайд 13)
- В ней три колонки: как вы поняли теорию; как запомнили правила; ваш эмоциональный настрой. В каждой колонке обведите кружочком, свои достижения на уроке.
- Открываем дневники, записываем д/з:
- п. 29, №№ 974 (ж – м); 976 (ж; з); 980 (3 колонка).
- В д/р вы будете выполнять те же номера, что и в классной работе, только под другими буквами.
- Свои записи в тетрадях, используйте, как образец для оформления работы.
- На столах у вас именные листочки с дерева, мы сегодня выяснили с вами, что приближается весна. С каждым днем температура воздуха повышается. Скоро на деревьях начнут набухать почки, а потом распускаться листочки.
- У нас есть свое дерево знаний. Я предлагаю вам его украсить листочками (слайд 14)
- Если вы считаете, что было интересно на уроке, вы поняли новый материал, вы смогли применить полученные знания, то расположите свой зеленый листочек на верхних ветках дерева.
- Если вы считаете, что не совсем разобрались в новом материале, вам трудно было применить новые знания, то расположите свой желтый листочек на нижних ветках.
- Дополнительно: (слайд 15)
- В математике внимание – половина успеха.
- Предлагаю вашему вниманию задачи на сообразительность.
1. Есть дорога, по которой может проехать только одна машина. По дороге едут две машины: одна с горы, другая под гору. Как им разъехаться?
2. Если вместо точек написать прописью определенные числа, тогда можно прочитать слова. Какие именно?
По…л (Подвал), Р….а (Родина), С…жка (Стрижка), И…рия (История).
- Наш урок закончен.
- Спасибо за урок (слайд 16)
7