Урок математики на тему «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» (3 класс)
Пояснительная записка к презентации
Бармина Клавдия Павловна
Математика 3 класс
Пояснительная записка
Тема урока: Сложение и вычитание трехзначных чисел. С.70-71
Тип урока: урок открытия нового знания
Предмет: математика
Класс: 3 класс, общеобразовательной школы
УМК: «Развивающая система Л. В. Занкова».
Учебник: «Математика 3 класс 1 часть» И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина
Мотивация
учащихся: Применение ИКТ, групповые формы работы, проблемные ситуации, схема состава задачи
Автор урока: Бармина Клавдия Павловна
Должность: учитель начальных классов
Образовательное
учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Республика/край: Хабаровский край
Город/ поселение: п.Ванино
Цели:
Образовательные: Овладеть алгоритмами сложения и вычитания любых трехзначных чисел.
Распознавать задачу с недостающими данными.
Преобразовывать задачу с недостающими данными в задачу с необходимым
и достаточным количеством данных.
Вычислять площадь прямоугольника.
Находить рациональные способы вычисления площади фигуры
Планируемый результат:
Личностные УУД
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя, а в некоторых случаях и самостоятельно;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- принимать участие в групповой работе.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т.ч. заданий, развивающих смекалку;
- контролировать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами;
- вносить необходимые коррективы в результаты своих действий.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- кодировать информацию в знаково-символической или графической форме;
- строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме;
- проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям; наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление);
- проводить классификацию изучаемых объектов (выделять основание классификации, разбивать объекты на группы по выделенному основанию);
- самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;
- строить индуктивные рассуждения (формулирование общего вывода на основе сравнения нескольких объектов о наличии у них общих свойств).
Обучающийся получит возможность научиться:
- моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
- на основе кодирования самостоятельно строить модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций;
- самостоятельно формулировать выводы на основе сравнения, обобщения;
- проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений при обосновании изучаемых математических фактов;
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- активно участвовать в коллективной работе, используя при этом речевые и другие коммуникативные средства;
- владеть диалогической формой коммуникации;
- использовать в различных ситуациях правила вежливости;
- допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении;
- строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, использовать речь для передачи информации;
- контролировать свои действия в коллективной работе.
- выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков;
- пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.
- осуществлять разносторонний анализ объекта (по нескольким существенным признакам );
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать относительность мнений и подходов к решению задач;
- аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров для выработки совместного решения;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- осуществлять взаимный контроль, анализировать совершенные действия;
- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;
- продуктивно сотрудничать с одноклассниками и учителем на уроке.
План урока |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I. Вводная часть |
I. Организация класса. Мотивация учебной деятельности Цель: Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Вы услышали звонок? Дал сигнал он: «На урок?» Вы друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь. Будем думать, рассуждать И заданья выполнять - Урок математики. М.В.Ломоносов говорил «Математику изучать надобно, поскольку она в порядок ум приводит» Ребята, как вы думаете, почему он так сказал? - Какие числа записаны на слайде? Запишите их в порядке возрастания и прочтите закодированное слово. - Девиз урока «Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Только тот, кто много знает В жизни что-то достигает» А так как:«Математика уступает свои крепости лишь смышлёным и смелым», мы будем на уроке придерживаться таких правил: Я буду внимателен Я буду любознателен Я буду трудолюбив Я буду доброжелателен Я буду активен Я буду успешен |
Установка на деятельность |
Включение в работу |
II. Актуализация опорных знаний. Цель: Самоконтроль. Отработка вычислительных навыков. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). - Запиши в тетрадях числа. Найди закономерности. Продолжи ряд. - Назовите закономерности в рядах и проверьте правильность выполнения задания. |
Организация работы учащихся, контролирующая |
Самостоятельная работа |
|
II. Основная часть
|
III. Постановка темы и цели урока. Планирование работы. Цель :Сравнение записанных детьми выражений по картинкам. Умение выявлять и называть роль цифры, обозначающей одинаковое слагаемое, определять количество слагаемых. Формулировка темы урока. (Регулятивные УУД). - Кто-то уже сможет сформулировать тему урока? (ответы уч-ся) - Посмотрите на слайд и постарайтесь более точно сформулировать тему урока? - Сложение и вычитание трёхзначных чисел через разряд - Какие знания нам потребуются на уроке? (сложение и вычитание бес перехода, формулу нахождения площади, единицы измерения…) - Откройте учебник на стр. 70 – 71 и рассмотрите задания разворота учебника. -Какие виды математических упражнений нам предлагают для выполнения? (складывать и вычитать трёхзначные числа, решать задачи, находить площади геометрических фигур, работать с величинами, работа с выражениями) - Мы постараемся по мере возможности выполнить эти задания. IV.Первичное закрепление. Включение нового знания в систему знаний Цель: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД). Уметь сравнивать и выделять различные случаи сложения и вычитания трёхзначных чисел. Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). Повторим алгоритм сложения трёхзначных чисел: - пишу разряд под разрядом - складываю единицы, результат записываю под единицами - складываю десятки, результат записываю под десятками - складываю сотни, результат записываю под сотнями (при сложении не забываю о переходах через разряд) - читаю ответ 2. Повторим алгоритм вычитания трёхзначных чисел: - пишу разряд под разрядом - вычитаю единицы, результат записываю под единицами - вычитаю десятки, результат записываю под десятками - вычитаю сотни, результат записываю под сотнями (при сложении не забываю о переходах через разряд) - читаю ответ 3.- Найдите выражения, где действия выполняются без перехода - Самостоятельно выполните действия - Проверьте, оцените свою работу 4.- У доски с пояснением найти значение оставшихся выражений с переходом через разряд ( дети пошагово выполняют действия с переходом, проговаривая вслух) V. Диагностика усвоения темы. - Самостоятельно найдите значения выражений по вариантам - Сравните результаты Ребята должны найти ошибку на слайде и объяснить, как правильно нужно было выполнить действие у доски пошагово (ошибка в первом выражении первого варианта) VI. Рефлексия. Самооценка. Зелёный кружок – усвоили сложение и вычитание с переходом через разряд Жёлтый кружок – были небольшие затруднения Красный кружок – эта тема была трудная |
Постановка проблемы, оказание необходимой помощи обучающимся Контроль, помощь |
Исследовательская Формулирование темы урока Планирование Дети пошагово рассказывают алгоритмы сложения и вычитания Самостоятельно выполняют задание, проверяют, оценивают Работа у доски и в тетрадях Самостоятельная работа Само оценивание |
ФИЗМИНУТКА Я называю таблицу деления, а вы даёте ответ и если число в ответе чётное, то встаёте, а если нечётное – приседаете. 3х4=12 7х3=21 4х6=24 3х5=15 5х6=30 9х9=81 |
Регулирующая |
Включение в работу |
|
VII. Работа над задачей «Чтобы решить задачу, смотрите на нее, пока решение не придет в голову» А. Спивак Цель: Формировать представление о структуре задачи. Познакомиться с понятием «задача с недостающими данными». Распознавать задачу с недостающими данными, дополнять условие задачи данными, достаточными для ее решения. Уметь работать коллективно Решение задачи №146 - Прочитайте задачу. Найдите слова для краткой записи и выполите её в тетради. Если можете – решите. Если нет, объясни почему. В этой задачи не хватает данных. (при необходимости, при решении учитель вместе с детьми делает схему к задаче) Рефлексия. Самооценка. Зелёный кружок – вам понятно решение задачи Жёлтый кружок – были небольшие затруднения Красный кружок – эта задача была трудная |
Регулирующая |
Самостоятельная Коллективная Индивидуальная У доски записывают краткую запись, сравнивают со слайдом, добавляют данное и решают |
|
VIII. Работа над пройденным материалом Цель: Вычислять площадь прямоугольника по значению его длины и ширины. Находить площадь фигуры разными способами: разбиением на прямоугольники, дополнением до прямоугольника Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). - Как называются фигуры, которые лежат перед вами? - Для чего? Что можно с ними сделать? Как найти площадь жёлтой фигуры? Найдите разные способы. Дети показывают разные варианты, выполняют необходимые измерения находят площадь. |
Регулирующая |
Самостоятельная, коллективная, измерительная работа |
|
III.Итог урока |
IХ. Рефлексия Цель: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Оцените свою работу на уроке: Кому на уроке было легко и он справился со всеми заданиями? Кому трудно было на уроке? Работа по схеме |
Регулирую щая, организа ционная |
Аналитическая Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Х. Дифференцированное домашнее задание № 148, 150(1) и найти площадь оставшейся фигуры ( по желанию) Урок окончен. Спасибо за работу на уроке. |
Планирование |
Самостоятельная |