Урок МХК для учащихся 9-10 классов «Секрет Паганини»

4
0
Материал опубликован 30 September 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

                              Муниципальное автономное учреждение культуры

«Ишимская городская централизованная библиотечная система»

Центральная библиотека

Музыкальный час «Секрет Паганини»

Урок МХК для учащихся 9, 10 классов

27.10. 2017 года исполняется 235 лет со дня рождения (1782-1840) Н. Паганини.

 

Цель мероприятия: познакомить учащихся с жизнью и творчеством композитора и великого скрипача Никколо Паганини; способствовать развитию музыкального вкуса.

 Задачи мероприятия: формирование интереса к классической музыке.

Учебное оборудование: компьютер, телевизор. Рассказ сопровождается демонстрацией презентации.

Музыкальные источники, использованных во время мероприятия: «Кампанелла», «Каприз №24», «Соната ми минор», «Кантабиле», «Вечное движение».

Планируемый результат: активизация интереса к классической музыке, высокий уровень освоения темы, ориентированный на общекультурную подготовку.

                                                                          Вступление

 

   Одной из музыкальных стран называют Италию. Еще ее называют родиной оперы. Итальянская публика XVII – XVIII вв. была сосредоточена исключительно на опере. По эстетическим воззрениям эпохи только опера признавалась высшей формой музыки. В то время инструментальная музыка считалась низшей формой, т.е. играла подчиненную роль. Настоящее ее назначение – только усилить выразительность поэзии.

Стихия музыки – могучая стихия.

Она чем непонятней, тем сильней.

                                                                                Глаза мои, бездомные, сухие,

                                                                          Слезами наполняются при ней.

 

                                                                     Она и не видна и невесома,

                                                                       И мы ее в крови своей несем.

                                                                    Мелодии всемирная истома,

Как соль в воде, растворена по всем.

Е.Винокур

  В XVIII веке там возникла блестящая скрипичная школа, представленная именами Корелли, Тартини, Вивальди. А, еще в XVIII веке появился виртуоз-скрипач и композитор, который играл так, что недоброжелатели обвиняли его в том, что он «продал душу дьяволу» - люди играть так просто не могут. Это был Николо Паганини. Критики писали, что «скрипка в руках Паганини – орудие психики, инструмент души».

Знаменитая «Кампанелла» Паганини, входящая в его «Второй концерт», стала музыкальным символом.

Звучит «Кампанелла» Н. Паганини.

Детство

Родился Паганини в 1782 году далеко от дворцов, в небогатом квартале в Генуе. Игре на скрипке его начал обучать отец, разочарованный тем, что его старший сын Карло не радовал успехами. Младшего сына он заставлял играть за двоих. Природа наделила Николо необыкновенным даром – необычайно чувствительным слухом. Даже колокола в соседнем соборе били по нервам. Потому, Антонио Паганини верил в вещий сон своей жены, который предрекал их сыну карьеру великого музыканта, а значит – много денег. Для занятий маленького скрипача запирали в чулан, а отец бдительно следил, чтобы сын играл непрерывно. Когда у Николо не хватало сил держать скрипку в руках, он ставил ее между ног, как виолончель, и продолжал играть. Говоря по правде, этот жестокий подход был совсем не нужен, т.к. он сам испытывал огромную тягу к инструменту. Спустя годы Паганини простил отца за жестокость. Осталась только благодарность за то, что он научил его играть на скрипке.

Неизвестно, посещал ли Паганини школу, возможно, читать и писать он научился позднее. В его письмах, написанных в зрелом возрасте, встречаются орфографические ошибки. Однако, Н.Паганини обладал некоторыми познаниями в литературе, истории, мифологии.

Усиленные занятия, как признавал сам Паганини, во многом подорвали его и без того хрупкое здоровье. На протяжении всей жизни он часто и тяжело болел. Иногда на многие месяцы выключался из концертной работы. Он плохо переносил жару, еще хуже холод. После концертов был так обессилен, что даже летом был вынужден надевать шубу (некоторые относили это к чудачествам).

Первые успехи

Первым настоящим учителем стал скрипач капеллы генуэзского собора Джакомо Коста. Прижимистому отцу нравилось, что учитель не берет денег за обучение. Он не сразу узнал, какой доход приносят выступления Паганини в соборе по субботам. Слушатели называли маленького скрипача сначала маленькой обезьянкой за его нескладный вид, а потом – «маленьким дьяволенком со скрипкой» (без нечистой силы точно не обошлось, не может ребенок играть так виртуозно как дьявол). Тем более Паганини переводилось, как человек, почитающий ложных богов («paganus» - язычник).

Затем его любимым учителем стал генуэзский скрипач и композитор Франческо Ньекко. Он видел, что церковная музыка чужда маленькому мальчику, его пленили звуки свободолюбивых «Карманьолы» и «Марсельезы». Ньекко советовал не играть произведений живущих композиторов, дабы не оскорблять их своим исполнением (потому что его исполнение превосходило замысел создателя). А еще лучше творить свое.

Сочинять Паганини стал рано – уже в восемь лет написал скрипичную сонату и несколько трудных вариаций. Постепенно слава о юном виртуозе распространялась по всему городу. Выступление Паганини пожелали послушать даже при дворе герцога Бурбонского.

В начале 1797г. Отец Николо понял, что настала пора эксплуатировать талант сына. Взяв на себя роль импресарио, он предпринял первое концертное турне по Северной Италии: Флоренция, Пиза, Ливорно, Милан. Всюду его ждал огромный успех. Поначалу, представ перед своими слушателями, он вызывал смех своим длинным смычком. Но, стоило ему прикоснуться к струнам, смех мгновенно затихал. Звуки его скрипки завораживали настолько, что никто из музыкантов не решался выступать после него. В оставшееся от концертов время Паганини посвящает совершенствованию своей техники и занимается самостоятельно без преподавателей.

В это время он продолжает и сочинять. Так появились многие из его каприччо или капризы (Каприччо – виртуозные инструментальные пьесы свободной формы). Каприччо Паганини совершили переворот в скрипичном языке. Он добился предельной концентрации выразительности, спрессовывая музыку в тугую пружину, а затем отпуская ее на свободу. Это стало характерным для его исполнительского стиля. В его музыке можно было услышать имитацию охотничьего рога, топот и ржание лошадей, смех кокетливой женщины. Эти пьесы до сих пор остаются уникальным явлением искусства. Технически они очень сложно исполняются, звучание их очень оригинально, иногда необычно и непривычно.

Звучит «Каприз №24» Н. Паганини.

Избавление от опеки

Окрепший характер, бурный итальянский темперамент Никколо приводили к конфликтам в семье. Его угнетала зависимость от отца, он жаждал свободы и воспользовался первым предлогом, чтобы уйти от жестокой родительской опеки. Вначале они с отцом едут в Парму, к знаменитому Александро Ролла, чтобы повысить свое мастерство.

В тот день, когда отец и сын Паганини посетили Ролла, последний был болен и не собирался никого принимать. В комнате рядом со спальней больного лежали ноты концерта, написанного композитором накануне и скрипка. Николло взял инструмент и сыграл произведение с листа. Удивленный Ролла вышел к гостям и, увидев, что его концерт играет мальчик, развел руками: «Мне нечему тебя учить». И посоветовал обратиться в консерваторию синьора Паэра. Паэр, занятый постановками опер в Парме, Флоренции, Венеции, не имел времени для уроков. Он рекомендовал юного скрипача виолончелисту Гаспаре Гиретти.

В 1801 году Паганини избавился от опеки отца. Осенью он дал два концерта в Луке, которые были приняты публикой с восторгом. В местных газетах отдавалось должное, как мастеру, однако неодобрение автора вызвало то, что в соборе не место для имитации птичьего пения, звука флейты, трубы. Восторг слушателей кружил голову, пьянило ощущение свободы. Но, даже став знаменитым Паганини посылал деньги родителям всю жизнь.

В городе Луке Паганини провел несколько лет. Благодаря Пайеру Паганини предложили занять место первого скрипача в Луке, он с радостью согласился. Ему поручили руководить городским оркестром, кроме того, разрешили концертировать. Николо добился больших успехов. А, вот друзей Паганини не завел, и они стали его врагами: распространяли сплетни о молодом музыканте, подрезали струны у скрипки.

Выступления по стране

С 1814г. по 1824г. Паганини много выступал по стране. Иногда его выступления прерывала болезнь. Однажды в Неаполе Паганини заболел так серьезно, что, хозяин гостиницы, подумав, что тот умер, вынес его вместе с вещами и скрипкой на улицу. На счастье Паганини узнал проходивший мимо виолончелист, с которым он играл в квартете. Перевез скрипача к себе и выходил.

Выйдя из кризиса, Паганини почти не брал скрипку – боялся своих слабых рук. В эти годы отдушиной были занятия с маленьким Камилло Сивори, сыном генуэзского купца. Для своего юного ученика Паганини пишет шесть кантабиле (так назывались инструментальные пьесы виртуозного характера), чтобы мальчик лучше овладел инструментом. Сивори был единственным учеником великого маэстро.

Однажды Паганини избили и ограбили: украли даже скрипку. А, через некоторое время - концерт. Выручил местный импресарио, страстный меломан, одолживший для выступления скрипку работы Гварнери дель Джеву. После концерта владелец инструмента, восхищенный искусством Паганини, воскликнул: «Никто, кроме Вас, не должен играть на этой скрипке!» И действительно, ничья другая рука не прикасалась к ней. По завещанию Паганини подарок Ливрона хранится вечно в Генуе. Впоследствии у Паганини скопилась целая коллекция скрипок Страдивари, Гварнери, Амати. Но самой любимой была та, что хранится в Генуе.

О Паганини в течение всей жизни ходило много легенд. Существовало как - бы два человека: один – виртуозно играл на скрипке, другой – азартный игрок, пьяница, не выходящий из тюрьмы (идеальное место совершенствовать свой дар) и о том, что музыкант продал душу дьяволу, а скорее всего – умер (слухи о его смерти преследовали Паганини всю жизнь). Ходили слухи, что он проиграл скрипку, потому не выступает, о его скупости.

Любовь Н. Паганини

Паганини был страстной, увлекающейся натурой. Каждое из своих многочисленных увлечений он готов был назвать первой и единственной любовью. Но даже самые прекрасные образы не могли заставить его забыть об искусстве. Свои музыкальные произведения он посвящает то одной, то другой. Например, произведение «Любовная сцена» для двух струн посвящено сестре Наполеона Элизе. Две струны на скрипке как бы признавались друг другу в любви. Произведение произвело фурор. Спустя некоторое время им написана Военная соната «Наполеон» для одной струны. Впоследствии Паганини на своих выступлениях иногда специально рвал струны, оставляя одну.

Только одна женщина завладела его вниманием на более долгий срок. Это известная оперная певица Антония Бьянки. Познакомился он с ней в 1816г. Николло было – 34, Антонии -22. Их отношения нельзя было назвать простыми. С одной стороны – она побаивалась его, с другой – поклонялась. При этом без зазрения совести изменяла ему.

С ней они вместе выступали, она же родила ему сына Ахилла. Отцовская любовь была велика. Когда маленький Ахилл сломал ногу, Паганини неделю (и днем и ночью) держал малыша на руках. Для сына он купил титул барона, который передавался по наследству и только ему оставил все свое состояние, стараясь обеспечить мальчику достойное будущее. С Бьянкой он расстался из-за ее большой любви к церкви и еще большим желанием управлять жизнью свободолюбивого Паганини, добившись единоличной опеки над сыном. После этого он работал как одержимый. Давал концерты: один за другим и просил за свои выступления немыслимые гонорары.

Только, однажды почти на три года имя Паганини исчезает с концертных афиш. Это была любовь. Об этом периоде в «Автобиографии» сказано лишь, что в ту пору он занимался «сельским хозяйством» и «с удовольствием щипал струны гитары». В эти годы были созданы многие гитарные сочинения Паганини, в том числе и 12 сонат для скрипки и гитары. Сонаты были пронизаны любовью и нежной грустью. Послушаем, как скрипка передает чувства композитора.

Звучит «Соната ми минор» Паганини.

Гастроли в Европе

В 1828 году Паганини покидает Италию. Начинается период странствий по Европе. Восторженные отзывы о выступлении итальянского артиста слышали в разных городах Европы. Он выступал в Вене, Дрездене, Гамбурге, Париже. Иногда сам продавал билеты на концерт. Когда зрители рассаживались в зале, запирал дверь на ключ, чтобы входящие не мешали игре. Только за 1831 год он побывал в 30-ти городах, дав более 100 выступлений. Иногда концерты срываются, потому что, требуют больших денег за аренду зала, чем договаривались. Иногда (например, в Лондоне), зрители не хотят приобретать дорогие билеты. Но, придя на концерт, о деньгах не жалели – недоверие сменялось восторгом.

Паганини чувствует себя на взлете, выступления проходят с огромным успехом, он почти не болеет. В своих программах Паганини выступает как режиссер: свои концерты строит как в театре. Он оформляет зал декорациями. Например, для исполнения фантазии «Буря» на заднем плане сцены был нарисован корабль, который борется со стихией. А, в конце исполнения произведения вместе с музыкой звучат раскаты грома и завывание ветра.

При расширении масштабов концертной деятельности, невозможно было лично ведать организацией концертов. Поэтому Паганини заключает контракт с английским предпринимателем, по которому получал определенную сумму дохода и принимал обязательства выступать в концертах, организуемых его импресарио. Паганини был первым, кто подписал подобный договор с частным предпринимателем. Так талант стал средством для получения прибыли. Не один раз Паганини отказывался от великой чести - быть первой скрипкой какого-либо собора, предпочитая зарабатывать деньги для себя. Ни один артист не пользовался такой популярностью, как Паганини. Размер его гонорара составлял несколько миллионов франков. Потому церковь и мечтала, чтоб он стал ее богатым сыном.

Секрет Паганини

Ходили слухи, что Паганини владел каким-то секретом. Некоторые говорили, что он продал душу дьяволу. Другие - что у виртуоза более длинный смычок, что он по-другому ставит свои длинные пальцы, что он не так настраивает свою скрипку. Да, он поставил на скрипке виолончельные струны, которые давали более мощный звук, и удлинил смычок. Почему французам можно из клавесина сделать рояль, а ему нет.

Действительно его пальцы были длиннее, чем у обычных людей. Многие верили слухам, что в молодости Паганини прибег к помощи хирурга, который сделал ему операцию, чтобы повысить гибкость пальцев. Только в 1896 г. американский врач Майрон Шенфельд объяснил феномен фантастической скрипичной техники Паганини тем, что музыкант страдал редкой наследственной болезнью, так называемым синдромом А. Марфана. У больных синдромом Марфана характерная внешность: бледная кожа, глубоко посаженные глаза, худое тело, длинные «паучьи» пальцы. Это совпадает с описанием облика Паганини. Однако сам по себе синдром Марфана вовсе не располагал к музыкальной одаренности.

Тайна Паганини не в настройке скрипки или способе проведения смычком по струнам. Она в его мироощущении, слиянии с инструментом, и еще, в его трудолюбии. Стендаль писал: «Чтобы играть совершенно, необходимо тренироваться в течение 8-ми лет играть каждый день по 3 часа одни гаммы. Тогда на кончиках пальцев левой руки образуются мозоли, которые деформируют руки, но, дают возможность извлекать из инструмента совершенные звуки».

Звучит Кантабиле Н. Паганини.

Последние дни (заключение)

Свою концертную деятельность Паганини заканчивает в 1834 году. Но, самыми последними стали концерты в 1836 году в Ницце. Билеты на концерты были такими дорогими, что люди лишали себя удовольствия на целый год, чтобы послушать знаменитого виртуоза только вечер. Честолюбие музыканта было удовлетворено. Но, бурная концертная деятельность окончательно разрушила его организм. Он теряет голос, еле держится на ногах. Последние пять месяцев Паганини не выходит из комнаты. Он настолько истощен, что не может взять в руки смычок. Скрипка лежала рядом, и он перебирал ее струны пальцами. В мае 1840г. В Ницце Николо Паганини скончался.

У двери его комнаты стояли священники, желающие отпустить его грехи и получить завещание в пользу церкви. Выхода было два: либо он станет славой господней, либо врагом церкви. Произошло второе: упрямый скрипач оставил все деньги 14-летнему сыну.

Перед гостиницей, где умер скрипач, бушевала толпа. Несколько священников подогревали народный гнев. Они утверждали, что покойник знался с нечистой силой, отказался крестить сына, убил свою собственную жену, чтобы использовать ее жилы в качестве струн, и теперь скрипка поет голосом Бьянки. Толпа готова была разнести в щепки последний приют музыканта. В критическую минуту Антониа вышла на улицу, чтобы показать, что она жива, и попросила не тревожить прах усопшего. И толпа послушалась ее.

Ненависть Церкви была столь велика, что запретили хоронить безбожника где-либо, ведь только дьявол мог отказаться окунуть свою скрипку в святую воду. Конечно, можно простить грехи после смерти, но, за очень большие деньги. Всю жизнь сын не мог похоронить отца, даже расставшись со своим наследством. Прах великого итальянца перевозили с места на место. Лишь спустя 56 лет он был погребен в Парме, на севере Италии.

А, в муниципалитете Генуи хранится старенькая скрипка. По установленной традиции каждый год к ней прикасаются руки самых знаменитых скрипачей мира.…Оживают струны, пробуждается ее могучий, красивый голос. Вместе со скрипкой оживает вечный двигатель - музыка ее владельца Николо Паганини.

Звучит «Вечное движение" (перпетум мобиле) Н. Паганини.

Литература

    1. Биография Николо Паганини // tunnel.ru/post-paganini-nikolo
    2. Виноградов А.К. Осуждение Паганини.- М.: Художественная литю,1988.- 556с.
    3. Григорьев В. Никколо Паганини. Жизнь и творчество.- М.: Музыка, 1987.- 144с., ил.
    4. Никколо Паганини // http:// free-classic.ru/paganini.htm 
    5. Николло Паганини // http://history-persons.ru/2012/05/nikkolo-paganini-niccola-paganini/
    6. Николло Паганини // http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/54480
    7. Тибальди-Кьеза М. Паганини.- М.: правда, 1986. – 384с.,ил.
    8. Ямпольский И.М. Никколо Паганини: жизнь и творчество.- М.: Музыка, 1968.- 448с.

Музыкальные источники

«Кампанелла» https://ipleer.fm/song/2827502/Nikolo_Paganini_-_Kampanella/

«Каприз №24» https://ipleer.fm/song/18771333/N._Paganini_-_Kapriz_24_skripka/

«Соната ми минор» http://moosic.cc/mp3/%D0%9F%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B8+%D0%A1%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0+%D0%BC%D0%B8+%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%80

«Кантабиле» https://ipleer.fm/q/%D0%BF%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B8+%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5/

«Вечное движение» http://muz-color.ru/?s=%D0%9F%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B8%20%D0%92%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5


Презентация к музыкальному часу "Секрет Паганини"
PPTX / 5.07 Мб

Предварительный просмотр презентации

Секрет Паганини Музыкальный час

Николло Паганини (1782-1840) Итальянский скрипач и композитор

Учителями будущего композитора сначала был отец, большой любитель музыки, а затем Джакомо Коста – скрипач собора Сан Лоренцо.

В городе Луке Паганини предложили занять место первого скрипача Каприччо – виртуозные инструментальные пьесы свободной формы

Выступления по стране

Любовь Н. Паганини певица Антония Бьянки Элиза бонапарт

Гастроли в Европе

Секрет паганини

Последние дни Скрипка, на которой играл великий мастер, после его смерти, получила имя «Вдова Паганини»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.