Технологическая карта урока биологии в 9–10 классе «Мутации. Часть 2»
«Утверждаю»
Руководитель ОД
___________/М.М.Абловацкая/
Технологическая карта урока
Преподаватель Гордеева Е. В. класс 9 предмет биология
Тема урока № | Мутации |
Цель урока | Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации. Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов |
Задачи урока | -образовательные: обеспечить в ходе урока усвоение основных понятий темы; -развивающие: развивать познавательный интерес и способности, мотивационные качества учащихся формировать умение выделять существенные признаки понятий, переносить полученные знания в новую ситуацию; -воспитательные: продолжить формирование умения работать в коллективе и находить согласованные решения |
Планируемые результаты | -предметные: уметь давать определения понятий: мутация, геном, делеция, транслокация, инверсия, дупликация, полиплоидия, анеуплоидия, мутагены; характеризовать виды мутаций и связвнные с ними болезни человека; использовать приобретенные знания для профилактики возникновения вредных мутаций. -личностные: умение применять полученные знания в своей практической деятельности, умение справедливо оценивать свою работу и работу одноклассников |
Тип урока | Комбинированный урок |
Основные термины/понятия | мутация, геном, делеция, транслокация, инверсия, дупликация, полиплоидия, анеуплоидия, мутагены |
Военная составляющая | Уставные требования на уроке биологи. Биологическое оружие, радиация как причины возникновения мутаций |
Этапы урока\ время | Виды деятельности | Планируемые результаты | Вид контроля | Техноло-гии | |||||||||||||||||
преподавателя | суворовцев | Предметные | Метапредметные Регулятивные/ познавательные /коммуникативные | Личностные | |||||||||||||||||
I.Организационный | |||||||||||||||||||||
1 мин. | Принимает рапорт. Приветствие | Сдают рапорт готовности к уроку | Регулятивные УУД : - умеют быстро организовать свое рабочее место; Коммуникативные УУД: - умеют строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | знание правил поведения в кабинете биологии; позитивная моральная самооценка | Самоконтроль | ||||||||||||||||
II.Вход в урок | |||||||||||||||||||||
1Актуализация знаний\ навыков 5 мин. | Организуется деятельность суворовцев по повторению темы «Изменчивость» | Называют и объясняют основные термины темы: «Генетика, наследственность, изменчивость модификационная и наследственная, норма реакции» | - знание основных понятий темы | Познавательные УУД : - умение давать определения понятиям Коммуникативные УУД : - с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли | -проявление интеллектуальных и творческих способностей. | Накопительная функция контроля | |||||||||||||||
2.Моти-вация 3мин. | Эвристический прием. Преподаватель демонстрирует репродукции и предлагает учащимся ответить на проблемный вопрос: «Что не так на изображениях и почему это происходит» | Определяют границы знания и незнания: затрудняются найти ответ на вопрос и понимают необходимость приобретения новых знаний | Коммуникативные УУД:- умеют воспринимать информацию на слух | -проявление интеллектуальных и творческих способностей | Взаимообсуждение | ||||||||||||||||
3.Целе-полагание 5мин. | Использует прием «Подводящий диалог»»: совместно с суворовцами преподаватель организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению способами приобретения новых знаний. Организует подводящий диалог: Какова цель нашего урока? Выслушивает предположения детей. (Чем мутации отличаются от модификаций? В чем сходство мутаций и модификаций? Выяснить причины возникновения мутаций. Изучить, как наследуются мутации. Какова их роль в жизни человека, в природе?) | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину затруднений (т.е. формулируют, какие знания им нужны). Согласовывают с учителем цель урока, осознают цель предстоящей деятельности. | Коммуникативные УУД : – умеют высказывать свое мнение Регулятивные УУД: - определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | -проявление интеллектуальных и творческих способностей | |||||||||||||||||
III. Организация деятельности суворовцев в ходе приобретения «нового» | |||||||||||||||||||||
1. Первичное усвоение новых знаний 10 мин. | Организует работу в группах с целью поиска ответов на вопросы. | Обсуждают материалы слайдов презентации. Находят в тексте учебника и в глоссарии информацию о мутациях | - знание основных характеристик мутаций и мутационного процесса в целом. | Познавательные УУД: - -умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую Регулятивные УУД: -- умеют планировать свою работу при выполнении заданий преподавателя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: - - умеют слушать преподавателя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | Самоконтроль Взаимоконтроль | Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) | |||||||||||||||
2. Первичная проверка понимания 5 мин. | Организует беседу по вопросам, заданным суворовцами во время формулировки темы и целей урока -предлагает суворовцам пересесть за другие парты (снятие статического напряжения) | Отвечают по желанию на вопросы преподавателя. Обсуждают ответы одноклассников пересаживаются за другие парты | - знание основных характеристик мутационного процесса | Познавательные УУД: -умеют давать определения понятиям, классифицировать объекты Регулятивные УУД: -развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: -умеют высказывать свое мнение | -проявление интеллектуальных и творческих способностей | Устный опрос | Здоровьесберегающие | ||||||||||||||
3. Первичное закрепление 5 мин. | Предлагает составить схему «Классификация мутаций» (работа в парах) | Работают в парах: составляют «Классификация мутаций» | - знание основных характеристик мутационного процесса | Познавательные УУД: -используют разнообразные приемы работы с информацией. Регулятивные УУД: -умеют организовать выполнение заданий преподавателя, сделать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: -умеют работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | -умение применять полученные знания в своей практической деятельности | Взаимопроверка. Творческая работа: схемы | Коллективного взаимодействия | ||||||||||||||
Контроль усвоения, обсужде-ние допущенных ошибок и их коррекция 7 мин. | Предлагает выполнить интерактивные задания, а также задания с печатной основой: номер 7-12 | Выполняют задания в рабочей тетради | - знание основных характеристик мутационного процесса | Познавательные УУД: - умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Регулятивные УУД:- умеют планировать свою работу при выполнении заданий преподавателя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: -с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли | -потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | Тест с многозначным ответом. Тесты на дополнение | |||||||||||||||
IV.Рефлексия | |||||||||||||||||||||
Содержания учебного предмета 1 мин. | Организует самооценку обучающимися собственной учебной деятельности на уроке. Организует подводящий диалог: Все ли вопросы, поставленные в начале урока, нашли своё решение? Достигли ли мы целей нашего урока? Осуществляет рефлексию: предлагает на схематичной лестнице поставить себя на ту ступеньку, которая более точно соответствует степени понимания темы «Мутации»: нижняя – мало что понял, средняя – в общем понятно, но остались вопросы, верхняя – понял все. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Высказывают оценочные суждения. Формулируют что узнали нового на уроке. Формулируют вывод об основных характеристиках мутаций. | - знание основных характеристик мутационного процесса | Коммуникативные УУД: -с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли | |||||||||||||||||
V. Итоги урока, задание для самоподготовки. Изучить параграф 21 и записи в тетради. |
Преподаватель Гордеева Е. В.
Приложение 1
ДНК-варианты
Асп Арг Цис Гли Про Лиз Тре Глу Ала
ГАУ ЦГУ УГУ ГГУ ЦЦУ ААА АЦУ ГАГ ГЦУ
ГАЦ ЦГЦ УГЦ ГГЦ ЦЦЦ ААГ АЦГ ГАА ГЦЦ
ЦГА ГГА ЦЦА АЦЦ ГУА
ЦГГ ГГГ ЦЦГ АЦА ГЦГ
АГА
АГГ
Приложение 2
Глоссарий
Мутации – это внезапные стойкие изменения генетического материала
Мутагены – факторы, которые вызывают изменения генотипа. Например, высокая температура, радиация, химические вещества и др.
ГенОм – совокупность генов гаплоидного набора хромосом в организме определённого вида
Генные (или точковые) мутации – нарушение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК
Хромосомные мутации связаны с изменением структуры хромосом
Геномые мутации связаны с изменением числа хромосом
Полиплоидия – кратное увеличение числа хромосом
Анеуплоидия – изменение числа хромосом
Делеция – выпадение участка хромосомы
Транслокация – перенос участка хромосомы на другую, не гомологичную ей
Инверсия – поворот участка хромосомы на 180°
Дупликация – удвоение участка хромосомы
Синдром кошачьего крика – наследственная болезнь, связанная с укорочением плеча 5 хромосомы
Синдром Дауна (трисомия 21 пары) – в 21-й паре есть одна лишняя хромосома
Полидактилия – образование лишнего пальца на руках или ногах
Фенилкетонурия – болезнь, связанная с отсутствием фермента, который превращает аминокислоту фенилаланин в тирозин
Серповидно-клеточная анемия – болезнь связанная с заменой глутаминовой кислоты на валин. В результате образуется аномальный белок гемоглобин S.
Синдром Кляйнфельтера – мужское генетическое заболевание, при котором в клетках тела есть дополнительная Х-хромосома (ХХY)
Синдром Шерешевского – Тернера – хромосомная болезнь, при которой отсутствует Y-хромосома (ХО – моносомия)
Дальтонизм - неспособность различать цвета
Гемофилия – несвертываемость крови