Урок музыки в 8 классе на тему «Мурад Кажлаев. Балет "Горянка"»
Музыка 8 класс
4 четверть Урок № 3
Учитель: Филинова Т. А
Тема: Мурад Кажлаев .Балет « Горянка»
№ | Текст | В кадре | Звук |
Приветствие Здравствуйте! Приветствую вас в Доме Знаний! | Логотип школы дом знаний справа от учителя на фирменном фоне. | Отбивка музыкальная | |
Сегодня мы продолжаем знакомиться с шедеврами мирового искусства . А урок я хочу начать словами великого поэта современности Расула Гамзатова о композиторе, с балетом которого мы сегодня познакомимся… Это не просто человек, не просто горец. Это стремительная горная река, у которой и водопады, и скорость, как у норовистого скакуна, и плавный, как у колыбельной, напев. Одним словом, человек-музыка. | Фото Расул Гамзатов | ||
Это было сказано о знаменитом дагестанском композиторе Мураде Кажлаеве Имя композитора, дирижера, педагога, Народного артиста СССР и профессора Мурада Кажлаева широко известно любителям и почитателям музыкального искусства. Представитель одной из народностей Кавказа - лакской - Мурад Кажлаев принадлежит к числу основоположников профессиональной музыки Дагестана. Творчество его неразрывно связано с жизнью и музыкой его прекрасной Родины, страны с интереснейшей историей и богатым самобытным фольклором. | Фото Мурад Кажлаев | ||
М. Кажлаев - активно пишущий композитор и общественный деятель, творчество которого заслуженно пользуется большой популярностью в России и за рубежом. Его произведения неоднократно отмечались международными премиями и исполнялись в Австрии, ФРГ, Англии, США, Японии, Чехословакии, Турции, Египте, Болгарии, Италии, Польше и странах СНГ. Способный пианист и одаренный дирижер, М. Кажлаев проработал около 20 лет в Академическом Большом концертном оркестре имени Юрия Силантьева художественным руководителем и главным дирижером, совмещая эту деятельность с педагогической в Ростовской Государственной консерватории им. С. Рахманинова. | |||
М. Кажлаев много концертирует, пропагандируя классическую, современную, симфоническую, эстрадно-джазовую музыку России и лучшие образцы произведений композиторов зарубежья. В списках сочинений М. Кажлаева более 300 наименований, среди которых Первая Дагестанская симфония (1955), первый дагестанский национальный балет "Горянка" (1968), ревю "Миллион новобрачных" (1971), симфонические танцы-картины (1974), симфонические фрески "Фархад и Ширин" (1979), симфонические иллюстрации "Имам Шамиль" (1992), кантаты, увертюры, романсы, песни, музыка к театральным спектаклям. Большой мастер популярной и джазовой музыки, М.Кажлаев написал музыку к 42 кинофильмам российских и зарубежных киностудий. Произведения композитора записаны на 33 долгоиграющих пластинках и 25 компакт-дисках (CD), выпущенных в России, ФРГ, США и Италии. | |||
Не однажды Мураду Кажлаеву доводилось представлять свою страну в жюри международных конкурсов «Золотой Орфей», «Сопот», «Братиславская лира», «Красная гвоздика». | |||
Сегодня мы познакомимся с балетом Мурада Кажлаева « Горянка» Премьера состоялась 20 марта 1968 года в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинский театр). Балет «Горянка» своим появлением на свет обязан, прежде всего, одноименной поэме классика дагестанской и советской литературы поэта Расула Гамзатова. Поэма своей открытой публицистичностью и яркой образностью привлекла композитора Мурада Кажлаева. | Афиша балета « Горянка» Расул Гамзатов и Кажлаев | ||
Обратимся к сюжету В горах Дагестана пасут отары овец чабаны, среди которых Салман и Али. «Смотри, Али, какой муж вырос для твоей Асият, — говорит Салман, показывая на ловкого Османа. — Наши дети обручены с колыбели. Пора думать и о свадьбе». В горы к отцу приходит Асият, отец сообщает ей о предстоящей свадьбе, напоминая, что по древнему закону гор — адату — она должна стать женой того, с кем обручили ее в детстве. Асият в отчаянии — она не любит Османа. Но Али непреклонен: как велит адат, так и будет. К полной неожиданности всех Асият отвечает решительным отказом. | Сцены из балета | ||
. Асият бежит в горы. Все свои радости и печали она привыкла поверять природе, среди которой она выросла. В воображении Асият возникают картины старого Дагестана. Ей видятся женщины, замученные тяжелым трудом и покорные своей судьбе. Они просят девушку не изменять старым традициям и законам. Асият и самой тяжело идти против воли отца. И вот настал день свадьбы … Композитор показывает в балете ритуал горской свадьбы. Ритмичен и зажигателен танец касумкентских барабанщиков, изящна и стремительна лезгинка, мужественен танец жениха. Асият со слезами на глазах прощается с подругами. Она еще надеется умолить родных, но тщетно. И тогда Асият срывает с себя свадебные наряды и бросает их к ногам жениха. Страстно призывает она навсегда покончить с устаревшими законами прошлого. Такого в горах еще не было. Старики требуют мести. Оскорбленный Осман клянется быть верным адату. | |||
Город. Асият учится в институте. У нее появились новые друзья. Девушку ждет новая жизнь, любовь, счастье. В городе появляется Осман. Радость местной молодежи еще больше озлобляет его. Он находит Асият и требует вернуться в аул. Позор и бесчестье нужно искупить повиновением или ее ждет смерть. Асият уже выбрала свою дорогу, и Осман убивает ее, выполнив страшное требование закона черных гор. | |||
«Горянка» — единственный балет композитора вряд ли был бы столь удачен без его содружества с хореографом Олегом Виноградовым. Балетмейстер вспоминал: «Готовясь к постановке балета, я со специальной экспедицией объездил и обходил буквально весь Дагестан. Впечатления от этого остались на долгие годы. Дагестан — море музыки, ритмов, пластики. Редко где можно встретить такое разнообразие и богатство танцев, как в этой республике. Танец для горцев — насущная необходимость, потребность. Там танцуют все с раннего детства до глубокой старости. К хорошо танцующему человеку относятся с уважением, а к неумению танцевать — как к досадному недоразумению. Горцы очень искренни в танцах, они отдаются стихии движений целиком. А какая сложность и изобретательность движений, какое богатство средств выражения! Например, аварские девушки танцуют на пальцах даже на неровных камнях, и, разумеется, без специальных туфель. Часто в пластике женщин встречаются по-мужски сильные движения. Старики в танце выглядят намного моложе, а дети — почти как взрослые горцы». | О. Виноградов Ряд фото пейзажей горных Дагестана Танца народов Дагестана -фото | ||
Все эти наблюдения и впечатления нашли свое отражение в балете. Восторг зрителей вызывала, например, лезгинка, в которой солировали три танцовщицы. Видео Каждый из персонажей характеризовался своим не похожим на других танцем: сваты и кунаки, седовласые отцы семейства и «черные рыцари». Естественно, народные приметы этой танцевальной выразительности были талантливо театрализованы. Фольклор был обогащен, развит, ему были приданы черты профессиональной хореографии. Один из излюбленных приемов Виноградова-хореографа — симфонизация танца — ярко проявился в «Горянке», укрупняя отдельные фрагменты спектакля, делая их поистине живописными полотнами . Развернутая картина горской свадьбы, насыщенная приметами фольклора, принадлежит к находкам балетмейстера. Медленно начинали свою тему «черные рыцари», к ним присоединялись сваты, друзья жениха и невесты. Светлыми всплесками одежд прорезали сцену грациозные фигуры женщин. Шествие росло, как росла и музыкальная тема, где исступленно били барабаны, вскрикивали трубы. И наконец, появлялся герой этого мира Осман — величественный, весь устремленный вверх, он был по праву венцом этого симфонического и танцевального шествия. Видео | Видео Видео | ||
Спектакль имел большой успех, как в Ленинграде, так и на гастролях театра в Дагестане и в Москве. Дагестанцы восторженно приняли «Горянку», как свой первый национальный балет. Создателям была присуждена Государственная премия имени М. И. Глинки. Балет возобновлялся в Кировском театре дважды (1970, 1973), в 1984 году там же Виноградов показал новый двухактный вариант балета, назвав его именем героини «Асият». Балетмейстеру хотелось обогатить хореографию, видоизменить постановку в соответствии требованиями современной эстетики балетного театра. Весь спектакль строился как воспоминания отца героини об уже произошедшей трагедии. Однако новый спектакль просуществовал недолго. Вскоре наступили другие времена, в которых роль и значение вековых традиций многими воспринималась с иных позиций. | |||