Урок «Музыка вокруг нас», 1 класс
Урок знакомства с музыкой
Класс:1
УМК: Критская Е.Д,, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Автор: Васильева КамшатЖумартовна
Тема: Музыка вокруг нас Цель урока: формирование у обучающихся умения наблюдать за музыкой в жизни человека, различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Задачи:
Знакомство с произведением П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»;
Развитие умения проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Воспитание музыкальной культуры, привитие обучающимся эстетического вкуса.
Ход урока
Оргмомент
Музыкальное приветствие, имитирующее эхо.
Знакомство, представление
Введение в новую тему
Звучит шум прибоя, дети слушают.
- Ребята, скажите, что вы сейчас слышали?
- А какая картина представилась?
-Посмотрите на репродукцию картины И. Айвазовский «Штиль».
- Похожа ваша воображаемая картина на эту?
Это – произведение великого русского художника Ивана Айвазовского, он очень любил море, и свою любовь выражал в своих картинах.
Теперь послушаем другие звуки.
Звучит пение птиц в лесу.
- Расскажите теперь об этих звуках.
- Как часто вы слышите пение птиц? Обращали ли вы на это внимание раньше?
Обратите внимание на репродукцию картины Шишкина «Медведи в лесу».
- Схожа данная картина с вашим представлением, созданным музыкой?
- Ребята, делая вывод из увиденного и услышанного, что вы можете сказать? (Музыка окружает нас в природе).
3. Изучение новой темы
Чтение учителем стихотворения Онегина Гаджикасимова
Без музыки не проживу и дня
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов
В молчанье трав и в радуге цветов
И в зареве рассвета над землей…
Но разве может жить она без нас
Хотя бы день. Полдня? Хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и не смешных?...
Мы ей за все «спасибо!» говорим
И, веря в торжество ее, - творим!
Ребята, вы согласны с автором?
Расскажите о своей первой встрече с музыкой.
(ребята рассказывают о своих «музыкальных» встречах).
Учитель предлагает детям вслушаться в музыку, вспомнить – знакомо ли им это произведение, кто его автор?
Звучит произведение “Вальс цветов” П.И.Чайковского.
– это “Вальс цветов” П.И.Чайковского(на слайде портрет композитора), одного из самых знаменитых композиторов русской музыкальной культуры.
- Расскажите о своих впечатлениях от прослушанной музыки
( Кружась в вальсе, все цветы стали танцевать волшебный вальс. И как же не радоваться такой красоте? Ведь каждый цветок, это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов).
4. Физкультуминутка.
- Ребята, представьте, что вы на мгновение превратились в своих любимых цветов и закружились в вальсе. Давайте вместе попробуем побывать на балу у Феи цветов.
Послушайте песню на музыку и стихи Вячеслава Горского «Ода музыке».
Понравилась песня?
О чем она?
Давайте попробуем эту песню разучить. Для этого сначала распеться нам нужно.
5. Распевание
«Ветер шумит в листве» — дети шипят «Ш-ш-ш-ш-ш», сначала громче, а затем тише. Вторая часть упражнения – голос ребенка сохраняет постоянное звучание, а малыш двигает микрофон ближе и дальше ото рта, регулируя громкость звука.
«Волки воют на луну» — дети поют звук «У-у-у-у-у-у», передвигаясь голосом вверх и вниз по гамме. С этим звуком может использоваться распевка до ре ми.
А теперь споем звукоряд.
6. Разучивание песни (1 куплета и припева)
7. Исполнение песни.
8. Итог урока:
- О чем мы говорили сегодня н уроке?
- Где вы может встретить музыку?
- А произведение какого композитора мы слушали?
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- С каким настроением вы уходите с урока?
Приложение №1
Текст песни Ода музыке.
Музыка с неба прилетит стихами.
Нежной свирелью запоёт вдали.
Музыка в руки упадёт цветами.
Чтоб на рассвете мы её нашли.
ПРИПЕВ
Лети, лети крылатой песней в небо позови,
Лети, лети, и всем на свете счастье принеси.
Музыка в воздухе парит веками,
И для неё не нужно строить городов,
Её все слушают с открытыми сердцами,
И понимают смысл музыки без слов.
Музыка взрослых и детей соединяет,
Как семицветным радужным мостом.
Она всех радует, спасает, утешает,
В чудесном мире, в котором мы живём
Презентация «Музыка вокруг нас»
Фонограммы «Вальс цветов» П.Чайковский
«Ода музыке» В.Горский