Конспект урока по музыке в 4 классе «Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель»
Учитель:АбкадыроваЭ.С. |
Музыка |
|
23.01.2019г. |
4 классы |
|
Урок № 19. Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель Цель урока: накопление музыкальных впечатлений , связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов как А. Бородин и П.Чайковский . Научить различать музыкальные инструменты (скрипка, виолончель) по тембру; познакомить с жанром квартета, ноктюрна.
Планируемые результаты:
Познавательные: определять средства музыкальной выразительности;учить различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду;учить понимать музыкальный язык, музыкальные термины; знакомить с музыкой композиторов: Бородина, Чайковского Регулятивные : принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; Коммуникативные: продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; Личностные: развивать духовно-эстетические потребности ребенка;обогащать эмоционально-волевую сферу ребенка;развивать интерес к искусству;воспитывать музыкальную культуру учащихся. Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний. Музыкальный материал: квартет А.Бородина «Ноктюрн» 2часть; вариации П.И.Чайковского из оперы «Евгений Онегин»; А. Лядов “Прелюдия» Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, иллюстрации к уроку, портрет композитора |
В нём — все интонации речи,
И слёзы, и грусть, и улыбка...
И мир в восхищении шепчет:
“Ваше Величество Скрипка!”
Ход урока:
Этапы урока |
Содержание деятельности |
I.Организационный момент |
Музыкальное приветствие |
II.Актуализация опорных знаний III.Изучение нового материала |
Кто написал оперу «Сказка о царе Салтане…» на стихи А.Пушкина? А) М. Мусоргский; Б) Н. Римский - Корсаков; В) П. Чайковский Что такое романс? А) сольная песня с инструментальным сопровождением; Б) инструментальная пьеса с выразительной песенной мелодией; В) первая песня человека. Сколько исполнителей входит в состав дуэта? А) два; Б) три; В) квартет. Сюиту «Картинки с выставки» М.Мусоргский написал под впечатлением: а) народной музыки; б) прочитанной книги; в) рисунков своего друга. Назовите струнные смычковые инструменты? А) скрипка, виолончель; Б) альт, контрабас; В) два ответа верны. Формирование темы урока 1.Сегодня мы поговорим о самом загадочном и красивом инструменте – скрипке. Постараемся разобраться в историческом происхождении инструмента, услышим музыкальные произведения для скрипки . В незапамятные времена человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие, ясные. Но лишь когда он стал организовывать их, чтобы выразить свои мысли и чувства – возникла музыка. Не бывает музыки без музыкантов. Не существует ее и без музыкальных инструментов. Сегодня мы с вами поговорим об одном из них – о скрипке. Про всё, что людям дорого от века, Кто нам споёт душевней и нежней? Прижата плотно к подбородку дека, Как буквы S - два выреза на ней. Упругих струн смычок коснулся гибкий - И замер ты, дыханье затая: Взволнованный и тёплый голос скрипки Неповторим, как голос соловья. История сохранила имена великих итальянцев, мастеров изготовления скрипичных инструментов. Скрипки делали во многих странах, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Это Андреа и Николо Амати, Андреа и Джузеппе Гварнери... - В XVII веке в итальянском городе Кремоне,— как рассказывает одна старинная легенда, - в одном итальянском городе Кремоне волшебник, проходя мимо маленького домика, услышал изумительные по красоте музыкальные звуки. Он вошёл внутрь и увидел юношу, который играл на скрипке, только что им сделанной. Подари мне эту скрипку, и я выполню любое твоё желание,—сказал волшебник. Я хочу жить вечно,— ответил юноша. Хорошо! Но одно условие: ты сделаешь девятьсот девяносто девять таких же прекрасных инструментов, но на тысячном ты умрёшь. Я согласен! Шли годы. Мастер работал. Когда число инструментов стало подходить к тысяче (делались не только скрипки, но и виолончели, альты, лютни, контрабасы, гитары), он вдруг заболел. Призвав своих сыновей, мастер рассказал им о пророчестве волшебника и добавил: - Теперь я могу умирать. Мои инструменты будут жить, а вместе с ними и я, потому что я им отдал свою душу, всю свою жизнь. Имя этого мастера известно всему миру — Антонио Страдивари. Да, эти знаменитые итальянцы оставили нам в наследство великолепные инструменты и... множество загадок. Её величество скрипка живёт в дружной семье смычковых. Её ближайшими родственниками были и остаются альт, виолончель и контрабас. Почти человеческий голос. В нём — все интонации речи, И слёзы, и грусть, и улыбка... И мир в восхищении шепчет: “Ваше Величество Скрипка!” Изготовить смычковый инструмент – тяжелый труд и большое искусство. В маленькой скрипке - более 40 деталей. Говорят, что скрипка поет. И правда, звучание ее похоже на трепетный человеческий голос. Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями, тонкой “талией”. Важнейшая часть скрипки - её смычок. Струны для него изготавливают из конского волоса. На Востоке в 8-м веке существовал пятиструнный смычковый инструмент - крота. Уже тогда музыканты перед выступлением натирали смычок смолой, чтобы звук получался плавным, а сам смычок - более прочным. Сейчас для натирания смычка тоже используют твёрдую смолу из сока хвойных деревьев - канифоль. А. Лядов “Прелюдия” 2. Родственный инструмет скрипке- виолончель. Родились виолончель и скрипка в Италии почти 500 лет назад. К какой группе инструментов симфонического оркестра они относятся? ( струнно-смычковые). А чем же они отличаются? ( скрипка меньше виолончели) Виолончель нередко называют басом. Помните басню И.Крылова «Квартет»? « Ты с басом, Мишенька, садись против альта, я , прима, сяду против вторы…» Речь здесь идёт об ансамбле в который входят 4 инструмента: две скрипки, альт и виолончель. А виолончель назвали «Басом», потому что он самый низкий по звучанию инструмент в квартете. Давайте, послушаем и вспомним, как играли музыканты- медведь, осёл, козел и Мартышка на инструментах. Слушание квартета Получилась ли у них красивая музыка? Почему? ( нет, у них получилась бессмыслица, а почему?) А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разнообразная музыка – звучит красиво, выразительно, увлекательно. Послушайте «ноктюрн» одну из известных частей струнного квартета А.П.Бородина. Ноктюрн (по-французски – ночной). Слушание музыки Анализ и интерпритация произведения. |
3. Петр Ильич Чайковский назвал свое сочинение для виолончели с оркестром Вариации на тему рококо. Давайте вспомним, что такое вариации?(изменение) вариациями называют музыкальную форму, состоящую из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм. А что это за необычное слово «рококо»? Происходит оно от французского слова «рокайль», что означает раковина. Именно её изображение часто помещалось в центре орнамента Слушание музыки: вариации П.И.Чайковского Анализ и интерпритация произведения Физкультминутка 4. Музыкальная ритмика 5.Вокально- хоровая работа: Распевка. а) Вокально- ладовые упражнения; б) Гамма до мажор; в) Работа над песней «Выпускной», "Квартет лягушек" Крылатова. 6.Музыкально – ритмические движения |
|
IV.Закрепление пройденного материала |
назовите смычковые инструменты, расположив их “по росту” от самого маленького до самого большого. (Скрипка, альт, виолончель, контрабас). назовите итальянских мастеров, которые изготавливали самые лучшие скрипки в мире. (Страдивари, Амати, Гварнери)) |
V. Подведение итогов урока |
В лесу росла, Домой пришла, На печи высохла, Без слез заплакала. (Скрипка) Смычком по струнам проведу и сразу в сказку попаду. Мне дивный инструмент поможет, по-разному звучать он может: То нежно, ласково, легко, то низко, сочно, глубоко. Он звуком бархатным поёт и сразу за душу берёт, Не контрабас и не свирель, зовут его... (Виолончель) |
VI.Оценивание. |
Самооценка, взаимооценка |
VII.Домашнее задание |
Нарисуй понравившийся струнный инструмент |
VIII.Рефлексия. |
-Что вам понравилось на уроке? -Что нового узнали? |