Конспект урока по музыке в 4 классе «Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель»

0
0
Материал опубликован 23 January 2019

 

Учитель:АбкадыроваЭ.С.

Музыка

23.01.2019г.

 

4 классы

Урок № 19. Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель

Цель урока: накопление музыкальных впечатлений , связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов как А. Бородин и П.Чайковский . Научить различать музыкальные инструменты (скрипка, виолончель) по тембру; познакомить с жанром квартета, ноктюрна.


 

Планируемые результаты:


 

Познавательные:

определять средства музыкальной выразительности;учить различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду;учить понимать музыкальный язык, музыкальные термины;

знакомить с музыкой композиторов: Бородина, Чайковского

Регулятивные :

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

Коммуникативные:

продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

Личностные: 

развивать духовно-эстетические потребности ребенка;обогащать эмоционально-волевую сферу ребенка;развивать интерес к искусству;воспитывать музыкальную культуру учащихся.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Музыкальный материал:  квартет А.Бородина «Ноктюрн» 2часть; вариации П.И.Чайковского из оперы «Евгений Онегин»; А. Лядов “Прелюдия»

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, иллюстрации к уроку, портрет композитора

Эпиграф к уроку: Почти человеческий голос.

 

В нём — все интонации речи,

И слёзы, и грусть, и улыбка...

И мир в восхищении шепчет:

Ваше Величество Скрипка!”

Ход урока:

Этапы урока

Содержание деятельности

I.Организационный момент

Музыкальное приветствие

II.Актуализация опорных знаний

III.Изучение нового материала

Кто написал оперу «Сказка о царе Салтане…» на стихи А.Пушкина?

А) М. Мусоргский;

Б) Н. Римский - Корсаков;

В) П. Чайковский

Что такое романс?

А) сольная песня с инструментальным

сопровождением;

Б) инструментальная пьеса с выразительной песенной мелодией;

В) первая песня человека.

Сколько исполнителей входит в состав дуэта?

А) два;

Б) три;

В) квартет.

Сюиту «Картинки с выставки» М.Мусоргский написал под впечатлением:

а) народной музыки;

б) прочитанной книги;

в) рисунков своего друга.

Назовите струнные смычковые инструменты?

А) скрипка, виолончель;

Б) альт, контрабас;

В) два ответа верны.

Формирование темы урока

1.Сегодня мы поговорим о самом загадочном и красивом инструменте – скрипке. Постараемся разобраться в историческом происхождении инструмента, услышим музыкальные произведения для скрипки .

В незапамятные времена человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие, ясные. Но лишь когда он стал организовывать их, чтобы выразить свои мысли и чувства – возникла музыка. Не бывает музыки без музыкантов. Не существует ее и без музыкальных инструментов.

Сегодня мы с вами поговорим об одном из них – о скрипке.

Про всё, что людям дорого от века,

Кто нам споёт душевней и нежней?

Прижата плотно к подбородку дека,

Как буквы S - два выреза на ней.

Упругих струн смычок коснулся гибкий -

И замер ты, дыханье затая:

Взволнованный и тёплый голос скрипки

Неповторим, как голос соловья.

История сохранила имена великих итальянцев, мастеров изготовления скрипичных инструментов.

Скрипки делали во многих странах, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Это Андреа и Николо Амати, Андреа и Джузеппе Гварнери...

- В XVII веке в итальянском городе Кремоне,— как рассказывает одна старинная легенда, - в одном итальянском городе Кремоне волшебник, проходя мимо маленького домика, услышал изумительные по красоте музыкальные звуки. Он вошёл внутрь и увидел юношу, который играл на скрипке, только что им сделанной.

Подари мне эту скрипку, и я выполню любое твоё желание,—сказал волшебник.

Я хочу жить вечно,— ответил юноша.

Хорошо! Но одно условие: ты сделаешь девятьсот девяносто девять таких же прекрасных инструментов, но на тысячном ты умрёшь.

Я согласен!

Шли годы. Мастер работал. Когда число инструментов стало подходить к тысяче (делались не только скрипки, но и виолончели, альты, лютни, контрабасы, гитары), он вдруг заболел. Призвав своих сыновей, мастер рассказал им о пророчестве волшебника и добавил:

- Теперь я могу умирать. Мои инструменты будут жить, а вместе с ними и я, потому что я им отдал свою душу, всю свою жизнь.

Имя этого мастера известно всему миру — Антонио Страдивари.

Да, эти знаменитые итальянцы оставили нам в наследство великолепные инструменты и... множество загадок.

Её величество скрипка живёт в дружной семье смычковых. Её ближайшими родственниками были и остаются альт, виолончель и контрабас.

Почти человеческий голос.

В нём — все интонации речи,

И слёзы, и грусть, и улыбка...

И мир в восхищении шепчет:

Ваше Величество Скрипка!”

Изготовить смычковый инструмент – тяжелый труд и большое искусство. В маленькой скрипке - более 40 деталей. Говорят, что скрипка поет. И правда, звучание ее похоже на трепетный человеческий голос. Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями, тонкой “талией”.

Важнейшая часть скрипки - её смычок.

Струны для него изготавливают из конского волоса. На Востоке в 8-м веке существовал пятиструнный смычковый инструмент - крота. Уже тогда музыканты перед выступлением натирали смычок смолой, чтобы звук получался плавным, а сам смычок - более прочным. Сейчас для натирания смычка тоже используют твёрдую смолу из сока хвойных деревьев - канифоль.

А. Лядов “Прелюдия”

2. Родственный инструмет скрипке- виолончель.

Родились виолончель и скрипка в Италии почти 500 лет назад.

К какой группе инструментов симфонического оркестра они относятся? ( струнно-смычковые). А чем же они отличаются? ( скрипка меньше виолончели)

Виолончель нередко называют басом. Помните басню И.Крылова «Квартет»? « Ты с басом, Мишенька, садись против альта, я , прима, сяду против вторы…» Речь здесь идёт об ансамбле в который входят 4 инструмента: две скрипки, альт и виолончель. А виолончель назвали «Басом», потому что он самый низкий по звучанию инструмент в квартете.

Давайте, послушаем и вспомним, как играли музыканты- медведь, осёл, козел и Мартышка на инструментах.

Слушание квартета

Получилась ли у них красивая музыка? Почему?

( нет, у них получилась бессмыслица, а почему?)

А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разнообразная музыка – звучит красиво, выразительно, увлекательно.

Послушайте «ноктюрн» одну из известных частей струнного квартета А.П.Бородина. Ноктюрн (по-французски – ночной). Слушание музыки

Анализ и интерпритация произведения.

3. Петр Ильич Чайковский назвал свое сочинение для виолончели с оркестром Вариации на тему рококо.

Давайте вспомним, что такое вариации?(изменение) вариациями называют музыкальную форму, состоящую из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм.

А что это за необычное слово «рококо»? Происходит оно от французского слова «рокайль», что означает раковина. Именно её изображение часто помещалось в центре орнамента

Слушание музыки: вариации П.И.Чайковского

Анализ и интерпритация произведения

Физкультминутка

4. Музыкальная ритмика

5.Вокально- хоровая работа:

Распевка.

а) Вокально- ладовые упражнения;

б) Гамма до мажор;

в) Работа над песней «Выпускной», "Квартет лягушек" Крылатова.

6.Музыкально – ритмические движения

IV.Закрепление пройденного материала

назовите смычковые инструменты, расположив их “по росту” от самого маленького до самого большого. (Скрипка, альт, виолончель, контрабас).

назовите итальянских мастеров, которые изготавливали самые лучшие скрипки в мире. (Страдивари, Амати, Гварнери))

V. Подведение итогов урока

В лесу росла,

Домой пришла,

На печи высохла,

Без слез заплакала. (Скрипка)

Смычком по струнам проведу и сразу в сказку попаду.

Мне дивный инструмент поможет, по-разному звучать он может:

То нежно, ласково, легко, то низко, сочно, глубоко.

Он звуком бархатным поёт и сразу за душу берёт,

Не контрабас и не свирель, зовут его... (Виолончель)

VI.Оценивание.

Самооценка, взаимооценка

VII.Домашнее задание

Нарисуй понравившийся струнный инструмент

VIII.Рефлексия.

-Что вам понравилось на уроке?

-Что нового узнали?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.