План – конспект урока музыки в 1 классе «Дом, который звучит»

2
0
Материал опубликован 23 November 2017

Тема урока: «Дом, который звучит».

Цель урока: осознание обучающимися значения музыки в театре.

Задачи:

1) обучающие: расширить представления обучающихся о музыкальном театре, об опере и балете, познакомить обучающихся со страницами творчества Н. И. Сац, фрагментами из музыкальных произведений, опер и балетов, особенностями музыкального языка звучащих на уроке музыкальных сочинений;

2) развивающие: развивать умение размышлять: сравнивать, сопоставлять, анализировать; развивать творческие музыкальные способности: музыкальную память, слух, чувство ритма, пластику движений, навыки инструментального музицирования, вокально-хоровые навыки (дыхание, дикция, артикуляция, навыки интонационно – чистого звучания, пения в ансамбле), развивать эстетический вкус, моторику рук, будить творческое воображение, фантазию;

3) воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к мировой художественной культуре, в частности к музыкальной культуре, истории своего народа, профессии артиста, воспитывать чувства доброты, любви, юмора, бережного отношения к животным.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, мел, инструмент фортепиано, хрестоматия, музыкальные сборники, карандаши, краски, баночки с водой, учебник – тетрадь.

Ход урока.

1) Организационный момент: нацелить внимание обучающихся на урок.

Вход обучающихся в класс под звучание музыкального фрагмента из балета– сказки Р. Щедрина «Конек - Горбунок».

Музыкальное приветствие:

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте!

- Садитесь!

2) Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, скажите, кто из вас был в музыкальном театре? Какие музыкальные спектакли вы смотрели? Чем отличается музыкальный театр от драматического? Зачем нужна музыка в театре?

Сегодня на уроке мы отправимся с вами в музыкальный театр. Тема нашего урока называется: «Дом, который звучит». Ведь музыкальный театр действительно звучит. Он наполнен музыкой.

Но прежде, чем отправится в такой театр, давайте узнаем, кем и когда был создан первый в мире Детский музыкальный театр. В Москве в 1964 г. на Воробьевых горах Натальей Ильиничной Сац был создан первый в мире Детский музыкальный театр, который сейчас известен во всех странах мира. Эмблема театра – синяя птица на золотой арфе (скульптор В. Клыков) – символ мечты о счастье. Ребята, посмотрите, что держит в руках Муза на рисунке Учебника-тетради? Да, тоже синюю птицу. В музыкальных театрах ставятся музыкальные спектакли: оперы, балеты.

3) Беседа с детьми об опере и балете, о разных персонажах музыкальных спектаклей.

- Ребята, кто из вас знает, что такое опера? Что делают в опере? Как называют артистов в опере, если они поют? А что такое балет? Как называют танцоров в балете? Подо что герои опер поют, а балетов танцуют? Молодцы, ребята, и пение, и танец объединяет музыка. Кто играет на музыкальных инструментах? Где сидят музыканты оркестра? А как зовут человека, которому подчиняется все музыканты оркестра? Что он делает во время выступления? По взмаху его волшебной палочки играют музыканты. Под чудесную игру музыкантов поют и танцуют артисты на сцене. Ребята, как зовут героев музыкальных спектаклей, нарисованных в учебнике – тетради?

4)Персонажи музыкальных спектаклей. Творческая работа обучающихся.

Раскрасьте наших героев такими цветами, какие больше всего подходят им, их характеру.

- Ребята, послушайте и подумайте, в каком музыкальном спектакле (опере или балете) могла бы звучать эта музыка?

5) Слушание, анализ и пластическое интонирование – «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка.

- Ребята, как звучит музыка? Да, очень плавно, задумчиво. Из какого произведения эта музыка? Что вы представили? (Мелодия льется как ручеек. И, кажется, что он никогда не иссякнет, не прекратится его тихое журчание, едва уловимый плеск воды.) Как австрийский композитор К. В. Глюк назвал эту музыку в опере «Орфей и Эвридика»? («Мелодией»). Музыка ведет нас в сказку, рассказывая о любви Орфея и Эвридики. Ребята, какие инструменты рассказали нам сказочную историю? А теперь наступил и ваш черед. Представьте себя музыкантами. Возьмите в руки воображаемые флейты, а вы (показ) – скрипки и сыграйте эту мелодию (исполнение). Молодцы! Вам понравилось «играть»?

6) Исполнение – «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Римского – Корсакова.

- Ребята, послушайте сейчас песню. Вспомните, кто ее поет, и где она звучит? (слушание) А что такое опера? Как звучит мелодия песни? Правильно, так напевно и ласково, что невольно успокаиваешься. Песня убаюкивает. Ребята, пропойте, пожалуйста, сначала мелодию на слог «а». А теперь со словами. У вас красиво получилось спеть. Я заслушалась вашим пением. Молодцы, ребята!

7) Слушание, анализ и исполнение – фрагмент из балета «Конек – Горбунок» Р. Щедрина «Золотые рыбки».

- Сейчас прозвучит тоже известная для вас музыка. Как она называется? Кто ее написал? (слушание, ответы) По какой сказке был написан балет? Что делали золотые рыбки на морском дне? Как вы догадались? Очень хорошо! Ребята, пожалуйста, напомните мне, что такое балет? Понятно. Композитор Родион Константинович Щедрин окунул нас в сказочное подводное царство. Множество морских обитателей восторженно встретило нас. Обрадовались нашему появлению и морской конек, и крабы, и моллюски, и золотые морские рыбки. Золотые рыбки с радостью стали с нами танцевать, закружили нас в своем волшебном танце. Вспомните, как это было? (звучит музыка, дети танцуют)

- Ребята, где мы оказались, в каком музыкальном спектакле?

8) Исполнение – «Хор семерых козлят» из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят».

- Кто поет эту песню? Как они поют? Какие по характеру козлята? Где звучит их песня? В каком произведении? Кто его сочинил? Спойте, ребята, так, чтобы настроение еще лучше стало. Что кроме пения, еще вам хотелось делать под эту музыку? Да, в опере поют, но в оперном спектакле может звучать также танцевальная и маршевая музыка.

9) Обобщение урока, подведение итогов урока.

- Ребята, где побывали на сегодняшнем уроке мы с вами? Как называется театр, в котором звучит музыка? Для чего нужна музыка в театре? Какая музыка звучит в музыкальных спектаклях по характеру? Что хочется делать под эту музыку? Тем, кто научился различать песенную, танцевальную и маршевую музыку «откроются двери» в волшебную страну, название которой «Музыкальный театр». Ведь герои опер и балетов поют, танцуют, маршируют, и даже играют на различных  музыкальных инструментах. 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.