Урок музыки на тему «Путешествие в театр»
Урок музыки
« Путешествие в театр»
Цель: формирование музыкального кругозора обучающихся через творческое воображение, фантазию, умение мыслить музыкальными образами.
Задачи:
Познакомить с различными направлениями театральной деятельности,
с музыкальными произведениями оперы, созданных на основе сказочных сюжетов.
Научить обучающихся слушать и понимать музыку оперы, получая эстетическое удовольствие.
Сформировать навыки осмысления и анализа музыкального материала.
У. Доброе утро, дорогие ребята! Начнем наш урок с улыбки, подарим ее друг другу!
Прослушаем куплет песни «Дорога добра» муз. М Минкова
У. Вы знаете эту песню, о чем она?
Д. О доброте.
У. Что значит быть добрым?
Д. Правильно вести себя, всем улыбаться, говорить приятные слова, помогать. Быть вежливым.
У. Поднимите руки, кто считает себя добрым?
Скажите, пожалуйста, а где всегда добро побеждает зло?
Д. В сказке.
У. У нас сегодня не простой урок, мы сейчас с вами отправляемся в сказку, а вот в какую сказку мы сейчас узнаем. Вы мне сами скажите, но прежде поиграем в игру.
Я вам говорю предложение, а вы мне ответ.
Игра «Доскажи словечко»
У. Он пишет музыку для нас, мелодии играет.
Стихи положит он на вальс, кто песни сочиняет?
Д. Композитор
У. Нужен музыке не только сочинитель,
Нужен тот, кто будет петь, он?
Д. Исполнитель
У. Кто песни не поет, а слушает.
Он называется, кто?
Д. Слушатель.
У. Если текст соединить с мелодией,
И потом исполнить это вместе.
То, что вы услышите
Называется легко и просто?
Д. Это песня.
У. Пел с душою молодец,
Будешь знатный ты?
Д. Певец
У. Коллектив музыкантов, что вместе играют,
И музыку вместе они исполняют.
Бывает он струнный и духовой,
Эстрадный, народный
И всякий другой…
Д. Оркестр
У. Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре – президент.
Д. Дирижер
У. В кинотеатре – широкий экран.
В цирке - манеж и арена.
В театре существует площадка особая
Как она называется?
Д. Сцена
У. Ребята, вы догадались, какая у нас будет сказка?
Д. Музыкальная
У. Чтобы интереснее работать, мы составим схему и работать будем по ней.
А где можно услышать или увидеть музыкальную сказку?
Д. В театре, мультике.
Слайд 1
У. Мы с вами сегодня попадем в театр. А что такое театр?
Показ представления. Называется спектакль.
У. У нас с вами сегодня будет музыкальный спектакль.
Ребята, а какие бывают театры?
Слайд 2
Д. Балет, кукольный, детский, музыкальный, опера.
У. Что делают в опере?
Д. Поют.
У. Артисты в опере показывают музыкальный спектакль посредством песни, они поют.
Вот сегодня мы с вами попадем в Театр оперы и балета, где можно увидеть музыкальную сказку.
Давайте заглянем в театр.
Слайд 3
У. Где выступают артисты?
Д. На сцене
У. А кто исполняет музыку?
Д. Оркестр
У. А где выступает оркестр?
Д. В оркестровой яме.
У. А где сидят зрители?
Д. Партер, балкон
У. Я думаю, вы немного подустали? Давайте отдохнем.
Я вам включу музыку, а вы мне что-то изобразите под эту музыку.
( Звучит музыкальная тема « козлят». Дети изображают «козлят» )
У. Вернемся к театру. А что за плакаты висят в театре?
Слайд 4
Д. Афиши.
У. А что такое афиша?
Д. Место, где написано название спектакля, дата.
У. Посмотрите на афишу, какой спектакль мы сегодня будем смотреть?
Д. Волк и семеро козлят.
Слайд 5
У. А это чей портрет?
Это композитор Мариан Коваль, который написал эту музыкальную сказку - оперу. Сегодня мы с ней будем знакомиться.
Кто главные герои? Кто знает эту сказку или читал?
Д. Коза,7 козлят, волк
У. А в опере композитор поставил немного по-другому, у каждого героя есть своя музыкальная тема.
Послушайте тему мамы Козы.
Звучит музыкальная тема мамы Козы.
У. Представили маму - козу, какая она?
Д. Грустная, заботливая, спокойная.
У. Почему?
Д. Мелодия грустная.
У. Как называется песня, когда укладывают спать детей?
Д. Колыбельная.
У. По характеру какая мелодия?
Д. Нежная.
У. Почему?
Д. Потому что мама их любит, укладывает спать.
У. А мама пела одна или с кем- то?
Д. Одна.
У. А как называется пение, когда поет один артист?
Д. Соло
У. Внимательно еще раз прослушаем.
Как зовут наших козлят?
Д. Всезнайка, Болтушка, Дразнилка, Мазилка, Малыш, Бодайка, Толстушка.
У. Ребята, у вас на листочках написаны имена козлят. Я буду читать характеристику козленка, а вы должны поставить цифру соответствующую имени козленка (работа в группах).
У. Проверим себя
Слайд 6
У. Молодцы, все правильно справились с заданием.
Ребята, а кем хотел стать козленок по имени Малыш?
(Звучит песня Малыша).
Д. Он хотел стать ведущим парада.
У. А как называется ведущий парада?
Д. Командир.
У. Представим, что мы находимся на сцене и сейчас мы с вами попробуем стать актерами.
Будем изображать козлят, в соответствии с характеристикой героя.
( Дети надевают маски козлят, выходят на сцену)
Звучит тема «козлят», ребята выполняют соответствующие движения.
У. Молодцы, ребята. А когда заканчивается музыкальный спектакль, что делают зрители?
Д. Хлопают
У. А музыка помогает изображать характер героя?
Д. Да
У. Нам она помогла?
Д. Да
У. А когда герои поют все вместе, как эта группа людей называется?
Д. Хор
У. Сейчас поиграем в игру, работать будем парами.
Игра « Правильно определи название терминов театра».
Слайд 7
У. Ребята, посмотрите на экран и поднимите руки, у кого нет ошибок? Одна ошибка?
Молодцы, все задание выполнили правильно.
Слайд 8
У. Д /з нарисовать афишу к опере «Волк и семеро козлят»
У. Я хочу вам подарить вот такое солнышко со своей красивой улыбкой. А чего в нем не хватает?
Д. Лучиков.
У. Ребята, у вас на партах лежат лучики желтого и зеленого цвета. Если вам на уроке все понравилось - возьмите желтый лучик, если что-то не понравилось – зеленый. Я попрошу вас выйти к доске и спеть песню про лучики.
Обучающиеся исполняют песню « Лучики»
У. Сейчас повернитесь к солнышку и прикрепите свои лучики.
Какое красивое получилось солнышко!
Спасибо за урок.