Урок музыки в 4 классе «Профессиональная музыка в народном стиле»
Урок музыки в 4 классе
на тему «Профессиональная музыка в народном стиле»
Кондратенко Анатолий Дмитриевич
Учитель музыки МБОУ «Школа №21 города Донецка»
Данный урок знакомит учеников с профессиональной музыкой в народном стиле, позволяет изучить общие и отличительные черты народной и профессиональной музыки. Урок – экскурсия, на котором используются различные формы музыкальной деятельности, позволяет раскрыть творческие способности учащихся класса.
Тема урока: Профессиональная музыка в народном стиле
Цели: Познакомить учащихся с профессиональной музыкой в народном стиле, изучить общие и отличительные черты народной и профессиональной музыки.
Создание условий для формирования у учащихся представлений о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов.
Задачи:
- познакомить с творчеством русского композитора П.И.Чайковского и Р.К. Щедрина (П.И. Чайковский «Детский альбом», «Камаринская», «Неаполитанская песенка», Р. Щедрин. «Озорные частушки»);
закрепить знания о жанрах народных песен, особенностях их музыкального языка, определить их связь с жизнью народа;
-развивать вокально-хоровую культуру исполнения, интонационную точность и чёткость дикции при исполнении;
-воспитывать чувство любви к Родине, её традициям, народному творчеству, умение коллективно размышлять о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов.
Планируемые результаты:
Личностные: проявление заинтересованности к народной и классической музыке, развитие творческого воображения, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора и шедевров музыкального наследия русских композиторов; участие в музыкальной жизни класса; развитие навыка коллективной работы, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
Метапредметные: уметь применять самостоятельность в рассуждениях о музыке, проявлять творческую активность на уроке, овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей; приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере и особенностях языка музыкальных произведений; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные: умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к народному творчеству; обсуждение аргументированных оценочных суждений; соблюдать певческую установку, владеть первоначальными певческими навыками; создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
Тип урока: урок - экскурсия
Оборудование: музыкальные инструменты (синтезатор, баян, ритмические и темброво-шумовые инструменты), компьютер, презентация по теме урока, иллюстрации к музыкальным произведениям, портреты композиторов.
Музыкальный материал: П.И. Чайковский «Детский альбом», «Камаринская», «Неаполитанская песенка», Р. Щедрин. «Озорные частушки», русская народная песня «Посею лебеду», М.Блантер «Катюша», И.Дунаевский «Жил отважный капитан» из к/ф "Дети капитана Гранта"
Ход урока
I.Организационная часть
1.1. Вход учеников в класс под звучание произведения: П. И.Чайковский. Марш
1.2. Музыкальное приветствие.
Ученики выполняют попевку или песню (по выбору учителя).
1.3 Беседа по теме урока. Мотивация.
Сегодня мы продолжим изучение музыкального искусства и познакомимся с профессиональной музыкой в народном стиле.
В ходе нашей экскурсии в мир музыки мы закрепим понятия «народная музыка», «профессиональная музыка», изучим общие и отличительные черты народной и профессиональной музыки.
Сегодня ребята, вам предстоит быть – слушателями, исполнителями, творцами и даже исследователями.
Вы готовы?
Да! (ученики)
Скажите, как называют людей, которые изучают творчество композиторов, детально разбирая каждое музыкальное произведение, анализируя их выразительные средства, если в искусстве людей изучающих творчество художников, скульпторов принято называть – искусствовед.
А в музыке – музыковед. Правильно!
Вот и вам сегодня придется быть исследователями музыки, то есть музыковедами
Вы согласны? Да! ( ученики)
Презентация ( показ слайда)
Слайд:Послушай и определи?
Что звучит, народная или профессиональная музыка?
1.Звучит «Неаполитанская песенка» П.И.Чайковского из Детского альбома
Ученики: Это профессиональная музыка
2.Звучит «Посею лебеду» Русская народная песня в исполнении народного ансамбля
Ученики: Это народная музыка
В чем главное отличие?
О чём рассказывает и что выражает данное произведение?
II. Актуализация и коррекция опорных знаний учеников
Молодцы, вы справились с 1-м заданием-исследованием.
Давайте сейчас образуем 2 группы для исследования профессиональной и народной музыки и назовем:
1 группу, изучающих народную музыку – «народники»
2 группу, изучающих профессиональную музыку – «классики»
Конечно это деление чисто условное и вы если знаете ответ смело поднимайте руку и высказывайте своё мнение.
Презентация (показ слайда)
Музыка народная Профессиональная музыка
Итак, давайте вспомним!
1.Что такое народная музыка? Ответы учеников
Народная музыка, музыкальный фольклор или фолк-музыка (англ. folk music,) — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной форме, передаваемого из поколения в поколение.
Что означает профессиональная музыка?
Профессиональная музыка
В профессиональной музыке автор, как правило известен; создание и исполнение сочинения - сложный процесс, которому специально учатся. Профессиональная музыка: опера, инструментальная музыка, творчество композиторов.
- Назовите жанры народной музыки.
Среди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на русские музыкальные инструменты).
4.Назовите музыкальные жанры и формы профессиональной музыки
Музыкальные жанры и формы профессиональной музыки:
вокальные (песня, романс, гимн);
хоровые (кантата, оратория);
камерно-инструментальные (соната, сюита, квартет и т.п.);
симфонические (симфония, увертюра, концерт);
музыкально-театральные (опера, балет, оперетта, мюзикл).
- Я думаю, что вы теперь готовы к дальнейшим исследованиям и предлагаю исполнить песню Исаака Дунаевского «Жил отважный капитан» из к/ф "Дети капитана Гранта":
Исполнение песни «Жил отважный капитан» в сопровождении синтезатора
III. Сообщение темы урока
Записать тему урока: Профессиональная музыка в народном стиле
Презентация (показ слайда)
Слайд: Назови композитора
Петр Ильич Чайковский «Детский альбом»
IV. Восприятие учебного материала
Беседа.
4.1. Рассказ о творчестве П.И.Чайковского (звучание народных мотивов в произведениях композитора – Детский альбом)
24 разнохарактерных пьес для фортепиано.
Пример пьес из альбома:
Камаринская слушание)
Мужик на гармонике играет
Русская песенка
Учитель. В народном и профессиональном творчестве есть много общего. Произведения профессиональных композиторов пронизаны и основаны на интонациях народных песен. Примером является творчество П.И.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, Родиона Щедрина, С.Рахманинова, Н.Леонтовича и др. композиторов.
Показ слайда
4.2. Родио́н Константи́нович Щедри́н (р. 16 декабря 1932, Москва, СССР) — советский и российский композитор и пианист, педагог.
Один из величайших музыкантов ХХ века
Народный артист СССР (1981). Лауреат Ленинской премии (1984), Государственной премии СССР (1972) и Государственной премии РФ (1992).
Автор 7 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 14 концертов, многочисленных произведений камерной, инструментальной, вокальной, хоровой и программной музыки, музыки к кино и театральным постановкам.
Внимание! Сейчас мы совершим экскурсию в зал филармонии и послушаем фрагмент выступления симфонического оркестра:
Видео: Р. Щедрин. Концерт для симфонического оркестра «Озорные частушки»
Переход к презентации
Вопросы к ученикам:
Что считают наши музыковеды?
Дайте характеристику данного произведения. Можно назвать его профессиональным в народном стиле?
Команда «Классики» - высказывания учеников
Команда «Народники» - высказывания учеников:
- Почему композитор назвал свой концерт «Озорные частушки»?
- Какие звучали инструменты?
4.3. Исполнение народной песни
Предложить исполнить русскую народную песню «Посею лебеду»
Работа над вокальным исполнением в сопровождении народного инструмента баяна и дальнейшего подключения ритмических инструментов ( бубны, ложки, трещетки и др.)
4.4 Викторина – соревнование между командами.
Вопросы команде «Народники»
Вопросы команде «Классики»
Молодцы! Прошу выйти к доске учащихся, кто правильно ответил на вопросы.
4.5. Проведение игры «Ансамбль»
Создайте ансамбль группу музыкантов для сопровождения шуточных песен.
Игра «Ансамбль»: ученики должны создать ансамбль народных инструментов из представитпелей двух команд и исполнить аккомпанимент к народной песне. Исполненипе песни «Посею лебеду» с ритмическими инструментами.
Использовать хлопки для отображения партии ударных инструментов: бубен, ложки, трещотки и др. инструменты
Учитель. Народная шуточная песня - яркое и своеобразное явление, исключительно ценный источник песенного юмора. В ней отражено характер и мировоззрение нашего народа, его этический и эстетичный вкусы, высокое благородство и непоколебимый оптимизм.
Остроумные шутки создают веселое расположение духа, ободряют.
5. Исполнение песни: Ученики исполняют песню.
Катюша — популярная советская песня. Автор музыки — Матвей Блантер, автор слов — Михаил Исаковский. Впервые была исполнена 27 ноября 1939 года.
Это песня, которую полюбили в народе и часто называют народной.
Вопросы к ученикам:
Учитель: Можно назвать это произведение профессиональным в народном стиле?
Сравнить произведения народной и профессиональной музыки
Обсуждение учеников.
V. Итоги урока. Рефлексия
• Какая музыка звучала на уроке?
• Назовите состав народного ансамбля (народной музыки ) и инструменты симфонического оркестра ( музыки профессиональных композиторов)
Какие основные особенности народных песен и песен профессиональных композиторов?
Учитель оценивает работу учеников на уроке, отношение к музыкальной деятельности.
Домашнее задание: слушать народную и музыку профессиональных композиторов, сравнивать характер, определять инструменты, тембры инструментов . выполнить рисунки к пьесам П.Чайковского из «Детского альбома».
Выход учеников из класса под звучание музыки П.И.Чайковского Марш
1. Федеральная образовательная программа НОО
2. Юцевич Ю.Э. Музыка.. –Т Словарь-справочник.: Богдан, 2003.
3. Материал из Википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Народная_музыка
https://ru.wikipedia.org/wiki/Детский_альбом