Урок музыки в 4 классе «Профессиональная музыка в народном стиле»

1
0
Материал опубликован 1 July

Урок музыки в 4 классе

на тему «Профессиональная музыка в народном стиле»

Кондратенко Анатолий Дмитриевич

Учитель музыки МБОУ «Школа №21 города Донецка»

Данный урок знакомит учеников с профессиональной музыкой в народном стиле, позволяет изучить общие и отличительные черты народной и профессиональной музыки. Урок – экскурсия, на котором используются различные формы музыкальной деятельности, позволяет раскрыть творческие способности учащихся класса.



























Тема урока: Профессиональная музыка в народном стиле


Цели: Познакомить учащихся с профессиональной музыкой в народном стиле, изучить общие и отличительные черты народной и профессиональной музыки.

Создание условий для формирования у учащихся представлений о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов.

Задачи:

- познакомить с творчеством русского композитора П.И.Чайковского и Р.К. Щедрина (П.И. Чайковский «Детский альбом», «Камаринская», «Неаполитанская песенка», Р. Щедрин. «Озорные частушки»);

закрепить знания о жанрах народных песен, особенностях их музыкального языка, определить их связь с жизнью народа;

-развивать вокально-хоровую культуру исполнения, интонационную точность и чёткость дикции при исполнении;

-воспитывать чувство любви к Родине, её традициям, народному творчеству, умение коллективно размышлять о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов.

Планируемые результаты: 

Личностные: проявление заинтересованности к народной и классической музыке, развитие творческого воображения, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора и шедевров музыкального наследия русских композиторов; участие в музыкальной жизни класса; развитие навыка коллективной работы, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

Метапредметные: уметь применять самостоятельность в рассуждениях о музыке, проявлять творческую активность на уроке,  овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей; приобретение умения осознанного построения  речевого высказывания о содержании, характере и особенностях языка музыкальных произведений; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

Предметные: умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к народному творчеству; обсуждение аргументированных оценочных суждений; соблюдать певческую установку, владеть первоначальными певческими навыками; создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;

Тип урока: урок - экскурсия

Оборудование: музыкальные инструменты (синтезатор, баян, ритмические и темброво-шумовые инструменты), компьютер, презентация по теме урока, иллюстрации к музыкальным произведениям, портреты композиторов.

Музыкальный материал: П.И. Чайковский «Детский альбом», «Камаринская», «Неаполитанская песенка», Р. Щедрин. «Озорные частушки», русская народная песня «Посею лебеду», М.Блантер «Катюша», И.Дунаевский «Жил отважный капитан» из к/ф "Дети капитана Гранта"







Ход урока



I.Организационная часть

1.1. Вход учеников в класс под звучание произведения: П. И.Чайковский. Марш

1.2. Музыкальное приветствие.

Ученики выполняют попевку или песню (по выбору учителя).

1.3 Беседа по теме урока. Мотивация.

Сегодня мы продолжим изучение музыкального искусства и познакомимся с профессиональной музыкой в народном стиле.

В ходе нашей экскурсии в мир музыки мы закрепим понятия «народная музыка», «профессиональная музыка», изучим общие и отличительные черты народной и профессиональной музыки.

Сегодня ребята, вам предстоит быть – слушателями, исполнителями, творцами и даже исследователями.

Вы готовы?

Да! (ученики)

Скажите, как называют людей, которые изучают творчество композиторов, детально разбирая каждое музыкальное произведение, анализируя их выразительные средства, если в искусстве людей изучающих творчество художников, скульпторов принято называть – искусствовед.

А в музыке – музыковед. Правильно!

Вот и вам сегодня придется быть исследователями музыки, то есть музыковедами

Вы согласны? Да! ( ученики)

Презентация ( показ слайда)

Слайд:Послушай и определи?

Что звучит, народная или профессиональная музыка?


1.Звучит «Неаполитанская песенка» П.И.Чайковского из Детского альбома

Ученики: Это профессиональная музыка

2.Звучит «Посею лебеду» Русская народная песня в исполнении народного ансамбля

Ученики: Это народная музыка

В чем главное отличие?

О чём рассказывает и что выра­жает данное произведение?


II. Актуализация и коррекция опорных знаний учеников

Молодцы, вы справились с 1-м заданием-исследованием.

Давайте сейчас образуем 2 группы для исследования профессиональной и народной музыки и назовем:

1 группу, изучающих народную музыку – «народники»

2 группу, изучающих профессиональную музыку – «классики»

Конечно это деление чисто условное и вы если знаете ответ смело поднимайте руку и высказывайте своё мнение.

Презентация (показ слайда)

Музыка народная Профессиональная музыка

Итак, давайте вспомним!

1.Что такое народная музыка? Ответы учеников

Народная музыка, музыкальный фольклор или фолк-музыка  (англ. folk music,) — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной форме, передаваемого из поколения в поколение.

Что означает профессиональная музыка?

Профессиональная музыка

В профессиональной музыке автор, как правило известен; создание и исполнение сочинения - сложный процесс, которому специально учатся. Профессиональная музыка: опера, инструментальная музыка, творчество композиторов.

- Назовите жанры народной музыки.

Среди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на русские музыкальные инструменты).

4.Назовите музыкальные жанры и формы профессиональной музыки

Музыкальные жанры и формы профессиональной музыки:

вокальные (песня, романс, гимн);

хоровые (кантата, оратория);

камерно-инструментальные (соната, сюита, квартет и т.п.);

симфонические (симфония, увертюра, концерт);

музыкально-театральные (опера, балет, оперетта, мюзикл).

- Я думаю, что вы теперь готовы к дальнейшим исследованиям и предлагаю исполнить песню Исаака Дунаевского «Жил отважный капитан» из к/ф "Дети капитана Гранта":

Исполнение песни «Жил отважный капитан» в сопровождении синтезатора



III. Сообщение темы урока

Записать тему урока: Профессиональная музыка в народном стиле

Презентация (показ слайда)

Слайд: Назови композитора

Петр Ильич Чайковский «Детский альбом»

IV. Восприятие учебного материала

Беседа.

4.1. Рассказ о творчестве П.И.Чайковского (звучание народных мотивов в произведениях композитора – Детский альбом)

24 разнохарактерных пьес для фортепиано.

Пример пьес из альбома:

Камаринская слушание)

Мужик на гармонике играет

Русская песенка

Учитель. В народном и профессиональном творчестве есть много общего. Произведения профессиональных композиторов пронизаны и основаны на интонациях народных песен. Примером является творчество П.И.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, Родиона Щедрина, С.Рахманинова, Н.Леонтовича и др. композиторов.

Показ слайда

4.2. Родио́н Константи́нович Щедри́н (р. 16 декабря 1932, Москва, СССР) — советский и российский композитор и пианист, педагог.

Один из величайших музыкантов ХХ века

Народный артист СССР (1981). Лауреат Ленинской премии (1984), Государственной премии СССР (1972) и Государственной премии РФ (1992).

Автор 7 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 14 концертов, многочисленных произведений камерной, инструментальной, вокальной, хоровой и программной музыки, музыки к кино и театральным постановкам.

Внимание! Сейчас мы совершим экскурсию в зал филармонии и послушаем фрагмент выступления симфонического оркестра:

Видео: Р. Щедрин. Концерт для симфонического оркестра «Озорные частушки»

Переход к презентации

Вопросы к ученикам:

Что считают наши музыковеды?

Дайте характеристику данного произведения. Можно назвать его профессиональным в народном стиле?

Команда «Классики» - высказывания учеников

Команда «Народники» - высказывания учеников:

- Почему композитор назвал свой концерт «Озорные частушки»?

- Какие звучали инструменты?



4.3. Исполнение народной песни

Предложить исполнить русскую народную песню «Посею лебеду»

Работа над вокальным исполнением в сопровождении народного инструмента баяна и дальнейшего подключения ритмических инструментов ( бубны, ложки, трещетки и др.)

4.4 Викторина – соревнование между командами.

Вопросы команде «Народники»

Вопросы команде «Классики»

Молодцы! Прошу выйти к доске учащихся, кто правильно ответил на вопросы.

4.5. Проведение игры «Ансамбль»

Создайте ансамбль группу музыкантов для сопровождения шуточных песен.

Игра «Ансамбль»: ученики должны создать ансамбль народных инструментов из представитпелей двух команд и исполнить аккомпанимент к народной песне. Исполненипе песни «Посею лебеду» с ритмическими инструментами.

Использовать хлопки для отображения партии ударных инструментов: бубен, ложки, трещотки и др. инструменты

Учитель. Народная шуточная песня - яркое и своеобразное явление, исключительно ценный источник песенного юмора. В ней отражено характер и мировоззрение нашего народа, его этический и эстетичный вкусы, высокое благородство и непоколебимый оптимизм.

Остроумные шутки создают веселое расположение духа, ободряют.

5. Исполнение песни: Ученики исполняют песню.

Катюша — популярная советская песня. Автор музыки — Матвей Блантер, автор слов — Михаил Исаковский. Впервые была исполнена 27 ноября 1939 года.

Это песня, которую полюбили в народе и часто называют народной.

Вопросы к ученикам:

Учитель: Можно назвать это произведение профессиональным в народном стиле?

Сравнить произведения народной и профессиональной музыки

Обсуждение учеников.

V. Итоги урока. Рефлексия

Какая музыка звучала на уроке?

Назовите состав народного ансамбля (народной музыки ) и инструменты симфонического оркестра ( музыки профессиональных композиторов)

Какие основные особенности народных песен и песен профессиональных композиторов?

Учитель оценивает работу учеников на уроке, отношение к музыкальной деятельности.

Домашнее задание: слушать народную и музыку профессиональных композиторов, сравнивать характер, определять инструменты, тембры инструментов . выполнить рисунки к пьесам П.Чайковского из «Детского альбома».

Выход учеников из класса под звучание музыки П.И.Чайковского Марш

Литература



1. Федеральная образовательная программа НОО

2. Юцевич Ю.Э. Музыка.. –Т Словарь-справочник.: Богдан, 2003.

3. Материал из Википедии:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Народная_музыка

https://ru.wikipedia.org/wiki/Детский_альбом

https://ru.wikipedia.org/wiki/Щедрин,_Родион_Константинович

https://ru.wikipedia.org/wiki/Катюша_(песня)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.