Урок музыки на тему «Все на земле от материнских рук!»
«Все на земле от материнских рук!»
Цель урока:
Познакомить детей с особенностями воплощения образов матери в музыке и живописи.
Задачи:
Воспитывать нравственные качества (любовь, бережное, заботливое отношение к маме) через интеграцию различных видов искусств – музыку, живопись.
Развивать творческие способности, музыкальную память, речь, мышление.
Уметь слушать инструментальную музыку; подбирать музыкальные инструменты, соответствующие эмоционально-образному содержанию пьесы; определять характер музыки.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, рисунки детей, синтезатор, книга «Детский альбом», аудио записи песен и их фонограммы.
У. Кто открыл мне этот мир,
Не жалея свих сил?
Кто всегда оберегала?
Лучшая на свете…(мама)
Кто на свете всех милее,
Кто теплом своим согреет?
Любит больше, чем себя?
Это …(мамочка моя).
Звучит песня « Мама» муз. В.Гаврилина.
У. -Ребята, мы не случайно начали наш урок с этой песни.
Как вы думаете, о ком сегодня пойдёт речь?
(Ответы детей.)
Слайд 1
У.- Действительно, сегодня мы будем говорить о маме… Мама, мамочка… Сколько тепла таит это маленькое слово, которое называет самого дорогого, близкого, единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится о нас, оберегает нас.
-На прошлом уроке домашнее задание было нарисовать наших мам.
-Посмотрите на выставку, какие замечательные рисунки получились! Молодцы! Какие добрые, ласковые лица!
У.- На дворе ноябрь. И вдруг мы говорим о маме. Обычно эта тема появляется весной. Почему же мы заговорили о ней сегодня?
- Во время войны, в 1944-ом, когда страна знала, что Победа - скоро, что надо заживлять самую страшную рану - потерю павших солдат и убитых фашистами граждан, был учрежден орден «Мать-героиня». В 1997 году Государственная Дума приняла Указ об учреждении Дня Матери, который решили отмечать в последнее воскресенье ноября.
- Мама - самый дорогой и любимый человек на земле. У каждого она одна. И у каждого она лучше всех, добрее всех, справедливее и взыскательнее всех, а потому - прекраснее всех на свете. Она разделит твоё самое горькое горе и отдаст свою радость всю без остатка, а если потребуется, не пощадит жизни во имя твоего спасения. О маме сложено много песен, одну из них мы сейчас послушаем, называется она:
« Добрая сказка» муз. А.Н. Пахмутова
( звучит песня)
У. – Ребята, что мы услышали в этой песне?...Какая она, кто её исполнил?
( ответы детей)
У. - Самое прекрасное слово на земле - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет - пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мама, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.
Самая прекрасная из женщин -
Женщина, с ребёнком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках.
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребёнком на руках!
Слайд 2.
У. - Какое у вас настроение, ребята, в минуты общения с мамой?
Дети: Радостное, весёлое, прекрасное, душевное, спокойное.
У. - А когда мамы нет дома, что вы испытываете?
Дети: печаль, тоску, скуку, грусть.
У. - Грустно было и маленькому Пете, когда его мама уехала из дома на несколько дней. Петя очень любил свою маму, скучал по ней. В печали Петя сел к роялю, долго что-то бормотал про себя, напевал и подбирал на клавишах. Наконец сочинил музыку. Пьеса получилась немного грустной, но ведь и вправду грустно, когда мама уезжает. Прошли годы, маленький Петя вырос и стал композитором, которого узнали и полюбили все люди на земле за его прекрасную музыку.
Слайд 3
На экране появляется портрет Чайковского.
У. - А вы, ребята, узнали, о ком идёт речь?
Дети: Это композитор Пётр Ильич Чайковский.
У.- Музыка, которую мы услышим сегодня, написана П. И. Чайковским специально для «Детского альбома» и тоже посвящена самому близкому и дорогому для каждого из нас человеку.
Слайд 4
Слушание произведения П.И.Чайковского « Мама».
«Мама» – так и называется эта пьеса.
У.- Ребята, какие чувства выразил композитор в своём произведении к маме? Как он относился к своей маме?
Дети: Пётр Ильич Чайковский любил свою маму, не огорчал её, относился к ней с нежностью, любовь.
У.- Музыка П.И.Чайковского без слов, как называется такая музыка?
Дети: Инструментальная. Реклама
У.- Какой инструмент исполняет пьесу?
Дети: Фортепиано.
У.- Какой характер у музыки?
Дети: Музыка нежная, спокойная, задумчивая.
У.- Да, она звучит плавно, спокойно, нежно, ласково, задумчиво.
Слайд 5, 6, 7, 8
У.- Ребята, на столе находятся различные музыкальные инструменты, подойдите к ним и выберете тот, который подходит к пьесе «Мама».
Дети подходят к столу и выбирают музыкальные инструменты.
У.- Какие музыкальные инструменты вы подобрали к пьесе «Мама»?
Дети: Колокольчики, треугольники.
У.- А почему вы не взяли барабан, бубен, ложки?
Дети: Потому, что эти музыкальные инструменты не подходят из-за своего громкого, глухого звука.
У.- Сейчас мы станем музыкантами, и исполним пьесу «Мама».
Повторное исполнение произведения «Мама» П.И.Чайковский.
(Дети играют на музыкальных инструментах).
У. - Чтобы нам немного развеселиться поиграем в игру, которая очень кстати на нашем уроке - называется она «Мамочка».
Учитель проводит физкультминутку. Ученики выполняют движения по тексту стихотворения под музыкальное сопровождение.
Слайд 9
Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу -
Я стираю, полоскаю.
Воду с ручек отряхну,
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
И ни разу,
И ни разу ни словечка
Не скажу.
У.- Молодцы!
У. - Ребята, кто знает, как обычно поздравляют мам?
Дети: (дарят цветы)
У. - Вы знаете, какие цветы любят ваши мамы?
(Ответы детей).
У.- Закройте глаза, представьте себе их приятный аромат.
Дыхательная гимнастика – «Аромат цветов»
У. -Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека – самого близкого, дорогого, единственного.
Сегодня мы разучим замечательную песню, её название простое - «Мама». Её авторы, талантливые люди, которые, я уверена очень любили своих мам. Это композитор Юрий Чичков и поэт Михаил Пляцковский.
Слушание и вопросы:
У. - Какой характер?
-Какое настроение?
Разучивание песни «Мама» муз. Ю.Чичкова
Слайд 10
1 куплет и припев.
У.- Молодцы, ребята! Спели нежно, ласково. Продолжим разучивание песни на следующем уроке.
У.- А какие песни мы ещё знаем о маме?
«Песенка мамонтенка» муз. В. Шаинского
«Ласковое слово» муз. А. Косенкова
(Прослушивание фрагментов)
У.- Материнская любовь греет нас до старости. Учит нас быть добрыми, мудрыми. Дает советы, заботится о нас, оберегает нас.
- Ребята, какой цвет символизирует маму?
(Мнение ребят).
У.- У вас на парте заготовлены лучики разного цвета, выберите тот, который по вашему мнению говорит о маминой любви. Прикрепите его на доске рядом с солнышком, ведь без него на земле было бы также плохо и холодно, как без наших мам.
(На доску прикрепить солнышко с лучиками.)
«Доброе солнышко»
У.- Пусть это теплое, яркое солнышко согревает вас всю жизнь. Только вы будьте внимательные, не остудите эти лучи грубостью, безразличием и озорством.
Слайд 11
У.- Цените, любите и берегите своих матерей!
- Сегодня наш урок мы посвятили кому? (маме)
-Почему ей?
-Что вам запомнилось больше всего?
( ответы детей)
Слайд 12
Оценивание урока ребятами.
7
Запарова Елена Алексеевна