Урок музыки в 4 классе «Зимняя сказка»

0
0
Материал опубликован 21 December 2022

Урок музыки «Зимняя сказка»  4 класс

Цель урока:

формирование представлений о многообразии образов зимы, воплощенных в разных видах искусства (музыка, живопись, литература).

Задачи урока:

образовательные:

учить воспринимать музыку, эмоционально осмысливая, раскрывая образную сущность произведения, музыкальное содержание, анализируя средства музыкальной выразительности;

способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

учить детей связывать музыкально-художественные образы с их жизненными впечатлениями;

закреплять знания об инструментах, входящих в состав симфонического оркестра;

расширять музыкально-эстетический словарь воспитанников.

воспитательные:

воспитывать познавательный интерес у обучающихся к осознанному восприятию музыки;

воспитывать нравственные качества – любовь и бережное отношение к природе;

воспитывать чувство ответственности за музыкальное исполнение в ходе коллективного творчества учащихся;

прививать любовь и уважение к музыке, как предмету искусства.

коррекционно-развивающие:

коррегировать отклонения детей в интеллектуальном развитии;

развивать и коррегировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;

совершенствовать певческие навыки;

способствовать снятию эмоционального напряжения;

учить детей адекватно оценивать собственное исполнение и ответы.

Методы и приемы обучения:

словесный;

наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный);

практический.

метод сравнения и сопоставления;

создание ситуации успеха;

метод эмоционально-нравственного и художественно-эстетического познания музыки;

метод жизненного социального контекста;

метод междисциплинарных взаимодействий.

Педагогические технологии:

здоровьесберегающее обучение;

личностно-ориентированное обучение;

компенсирующее обучение;

адаптивное обучение;

информационно-коммуникационные технологии – персональный компьютер, проектор, презентация в Power Point;

игровая технология.

Средства обучения:

интерактивный комплекс;

видео-презентация к уроку;

музыкальный центр;

синтезатор

детские музыкальные инструменты;

цветной шаблон сказочного замка;

бумажные заготовки для « окон замка»;

карточки с названием музыкальных инструментов, средств музыкальной выразительности.


Ход урока:


I. Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

- Прошу садиться. Начинаем наш урок.

- Мои милые друзья, все внимание на меня. На уроке мы будем дружны, эмоциональны и активны.

II. Мотивация, постановка цели урока.

- Урок сегодня интересный, урок сегодня необычный, потому что главным героем нашего урока будет……..?

Я думаю, вы сами догадаетесь, когда найдете ответ на мою загадку:

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом.

Шьет пуховые перины,

Разукрасит все витрины?

- Конечно же, зима! Сегодня на уроке мы постараемся поделиться своим впечатлением, настроением, отношением и, конечно же, своими знаниями об этом удивительном, сказочном времени года. Услышать музыку зимы в произведениях разных композиторов и художников.

-Времена года, как люди, разные на лицо и душой. И зима наша разная.

Но как мы рады любым проказам матушки зимы! И сегодня, если вы будете внимательны на уроке, вы обязательно услышите и увидите разную музыку зимы, разные звуки и краски этого волшебного времени года.

Слайд №1

Тема урока: «Зимняя сказка».

- Кажется, мы много знаем об этом времени года.

А есть ли у вас желание узнать больше, услышать и найти что-то новое, незнакомое для себя о красавице зиме?

Предполагаемые ответы детей (какие инструменты могут рассказывать о зиме; какие краски у зимы?)

- Мы постараемся на уроке еще больше узнать и порадоваться этому сказочному времени года. Сегодня вы будете и исполнителями, и внимательными слушателями, и художниками.

III. Актуализация знаний.

Слайд №2

Фрагмент из концерта А.Вивальди «Времена года» - «Зима», февраль.

- Музыка какого композитора сейчас прозвучала?

(Итальянского композитора Антонио Вивальди)

Слайд № 3

Портрет композитора А. Вивальди

Какой инструмент в руках у А. Вивальди? Почему?

( Скрипка - это струнный инструмент, который относится к группе струнно - смычковых инструментов, потому что состоит из струн и смычка, который помогает извлечь звук.)

- А. Вивальди очень любил этот инструмент и был мастером игры на нем, поэтому большая часть его произведений написана именно для скрипки.

- Как называется это музыкальное произведение?

(«Времена года». «Зима», февраль)

- На прошлом уроке мы уже наслаждались музыкой этого выдающегося итальянского композитора, которая так точно рисует таинственную, волшебную зиму!

Слайд № 4

Характер музыки (музыкальные термины)

- Какое развитие получила музыка в этом фрагменте?

- Менялось ли настроение, характер, динамика, темп?

Закрепление средств музыкальной выразительности:

Динамика, темп, мелодия.

- Какие инструменты рисуют нам этот образ зимы, завораживают своим звучанием? (струнные инструменты).

Творческое задание

- В конверте вы найдёте набор слов. Я предлагаю вам составить из этих слов одно или несколько предложений о зиме. А музыка А.Вивальди вам в этом поможет.

(СЛОВА: зима, метельная, белый, вьюга, снежинки, завывает, холодно, уснули, злится, вьюжная, громко, замёрзли, тревожная, беспокойная, хрустальные, покрывало, взрывная, таинственная, стучит, метель, летят, кружатся)

Пока дети составляют предложения, звучит музыка А.Вивальди.

(Все составленные учащимися предложения зачитываются под тихую музыку А. Вивальди)

Слайд № 5

«Февральская лазурь» И. Э. Грабарь

- Созвучна ли картина художника с музыкой композитора А.Вивальди?

- Что общего вы нашли в этих двух произведениях искусства?

IV. Применение знаний и умений в новой ситуации.


Игра «Зимние музыкальные инструменты»

Собери пазл из музыкальных инструментов.


V. Обобщение и систематизация знаний.

Зима снегами вьюжится,
С утра и дотемна.
Снежинки вьются, кружатся,
У нашего окна.

Как будто звезды искрами,
Рассыпались кругом.
Несутся, серебристые,
Заглядывают в дом.

То в комнату попросятся,
То снова убегут,
За стеклами проносятся,
На улицу зовут.


- Ребята, посмотрите, к нам в класс прилетели снежинки.

Элементы дыхательной гимнастики: 

Упражнения «Снежинки-пушинки»

Вокальные упражнения:

«Воет ветер»

(Протяжное пропевание гласных с разной силой звука.)


Слайд№6

Песня В. Ренева «Белая дорожка»

- Мы подготовили свой голосовой аппарат к пению.

Исполняется песня «Белая дорожка»

Задание перед исполнением:

- четкое пропевание слов;

- исполнение в характере;

- эмоциональное пение;

- пение по рядам.


- Ребята, хотите отправиться в небольшое музыкальное путешествие?


- Где лучше можно увидеть настоящую зиму?

- Конечно в лесу, там царствует настоящая зима. Лес стоит окутан белым снегом, и деревья стоят нарядные и пушистые.

Унесет нас тройка далеко за город, в зимний сказочный лес!

Давайте сядем поудобнее, закроем глаза и я произнесу «магические слова». Итак!

Раз. Два. Три. Четыре. Пять! Начинаем мы играть!

Мы в звуки можем превратиться! В лесу зимнем очутиться!

Вот мы и в лесу!

Слайд № 7

Зимний лес

Игра «Звуки зимы» - задание по группам.

- Сейчас мы музыкально оформим небольшой литературный эпизод, который наполнится звуками зимы.

Красивый лес пред нами встал!

Мы все дружно пошли в лес по проторенной дорожке, только снег под ногами хрустит (шелест бумаги).

А в лесу тишина! Только дятел трудиться, работает. Все стучит да стучит своим клювом о дерево (стук ложек).

Холодно в лесу! Пробежимся побыстрей! (шелест бумаги в быстром темпе).

Впереди гора высокая. Вот где можно прокатиться сверху вниз! (игра на металлофоне). Здорово!

Зазвучали вдали колокольчики (треугольник). Это, наверное, прискакала тройка лошадей за нами. Пора отправляться домой. Сели дружно все на сани и поехали! Только колокольчики весело звенят и трезвонят! (колокольчики).

А в городе теплее, чем в лесу. И уже часто слышны капели, падающие с крыш домов (звучание треугольника, металлофона).

Вот какие интересные звуки зимы мы с вами услышали в сказочном лесу.


Слайд № 8

Музыкальная разминка

Ой, мороз, мороз, мороз!

Щиплет уши нам и нос.

А мы не боимся, а мы веселимся!

Исполняется песня-игра «Если нравится тебе, то делай так!»

( с движениями)


Слайд №9

Песня «Как на тоненький ледок» р.н.п.

А сейчас прозвучит зимняя шуточная русская народная песня.

- О чём в ней поётся?

- А что сделали подружки, увидев случившееся с Ваней?   

(Они его подняли, посадили на коня, показали дорогу и посоветовали ехать внимательно).

В этой песне мы видим пример помощи человеку, попавшему в беду, взаимовыручку. Именно так нужно всегда поступать и этому учит нас песня.

Исполнение песни в сопровождении музыкальных инструментов.


Слайд №10

Зимние узоры.

Рисование зимних узоров под музыку.

- Мы с вами станем зимними художниками - девочки превратятся в Снежных королев, а каждый мальчик – Мороз-Красный нос.

Но прежде скажите, а что разрисовывает своими диковинными узорами зимой мороз?

(Окна)

-Да. Наши окна превращаются в необыкновенные, замысловатые, волшебные картины. Если внимательно присмотреться, то на окнах можно увидеть самые различные пейзажи, картины, сказочные цветы.

Эти белые, стройные линии

На окошках то тут, то там-

Распустились снежные лилии,

Недоступные буйным ветрам.

Лепестки их как будто короны,

Бриллиантом горят в серебре.

И являются эти бутоны

Идеалом цветов в феврале.


- Вы будете разрисовывать заготовленные окошки. У каждого кисточка, белая краска. Поочередно вы выходите к доске и начинаете фантазировать с кистью в руках. А в это время будет звучать красивая зимняя музыка.

А когда мы разрисуем все окошки, то поместим их в сказочный замок Снежной королевы. Вы сегодня станете настоящими волшебниками!


Слайд №11

Вот цветы на тонких ножках

На заснеженных окошках,

Перепутав зиму с летом, расцветают белым цветом.

Мерзнет нос, а толку мало-

Их зима нарисовала.


( Дети выходят, рисуют. Затем переворачивается доска и появляется замок Снежной королевы. Дети находят соответствующее по форме окно и размещают их в замке.)


VI. Контроль усвоения знаний.

- Какую музыку зимы мы услышали и увидели сегодня на уроке?

( музыка зимы бывает разной: морозной, холодной, вьюжной, солнечной, колкой, взрывной, таинственной, волшебной)

- Как называются средства музыкальной выразительности, которые помогают композитору создавать такие прекрасные произведения искусства?

(Темп, динамика, мелодия)

- В каких видах искусства было показано это время года?

(В изобразительном, музыкальном искусстве, в литературе.)


VII. Информация о домашнем задании

Домашнее задание: нарисовать зиму, найти пословицы о зиме.


VIII. Рефлексия.

Наш урок завершается, и я хочу, чтобы те ребята, которым понравилось на уроке музыки, подняли большую снежинку, а те, которых это не заинтересовало – маленькую.

Вот и закончился наш необычный, немножко сказочный урок. На этом уроке вы пели, играли, рисовали.

Я уверена, что у нас еще много будет интересных, увлекательных и удивительных уроков музыки! До встречи!































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.