12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Подкопаева Наталья Алексеевна25
Россия, Ростовская обл., Ростов-на-Дону

Урок русского языка в 10 классе.

«Фразеология. Фразеологизмы и их употребление в речи».

Цели: повторить, углубить и обобщить знания учащихся о фразеологических оборотах; совершенствовать умения выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи.

Ход урока.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста.

Давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение помогут вам справиться со всеми заданиями. Я желаю вам удачи.

Лингвистическая разминка.

Ребята, посмотрите на слайд и отгадайте загадку.

1) На него бросают слова и деньги, когда их не ценят; он обычно бывает в голове у легкомысленных людей; его советуют искать в поле; он обычно свистит в ушах при быстрой езде. (Ветер).

Бросать слова/деньги на ветер;

ветер в голове;

ищи ветра в поле (не удается найти, как ни старайся);

ветер свистит в ушах

Как называются данные лексические единицы? Сформулируйте тему урока.

(Ученики формулируют тему урока)

Учитель: Какие же цели урока мы поставим?

Учащиеся: Повторить, что такое фразеологизмы, систематизировать знания по теме, находить фразеологизмы в тексте, уместно употреблять фразеологизмы в своей речи


Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы будем повторять, наверное, самый богатый на примеры пласт языка – фразеологию. Начну я урок с высказывания известного ученого –лингвиста В. В. (Виктор Владимирович) Виноградова, который занимался исследованием лексики и фразеологии русского языка: «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений».

Как вы понимаете слова Виноградова?

Мозговой штурм

Давайте вспомним, что изучает фразеология? (Раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы)

Что такое фразеологизмы – это … (Устойчивое сочетание слов, равное по значению либо одному слову, либо целому предложению.)

Значение фразеологизмов разъясняется в … (Во фразеологических словарях русского языка, а также в толковых словарях.)

Ребята. Посмотрите на слайд. Чем отличаются сочетания слов?

Не разлить воду – водой не разольёшь

Послушайте рассказ.

Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну деталь в виде буквы Ф.
 Подобное же мы видим в жизни слов. Живут- поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы.

t1681060938aa.gif

вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь; 

как, провалить, земля, сквозь – как сквозь землю провалиться.

Так, из сочетаний слов рождается большинство фразеологизмов.

Ребята, сегодня вы будете работать в группах с рабочим листом, который будете заполнять по ходу урока.

Вспомните всё, что вы знаете о фразеологизмах и заполните кластер в рабочем листе. (проверка кластера)

Молодцы, переходим к выполнению задания №1. Прочитайте внимательно задание. 2 мин на выполнение задания.

Задание 1. Вспомним признаки фразеологизмов.

1-я группа. Определите, какие из словосочетаний являются фразеологизмами. Докажите, что остальные сочетания слов свободные. Распределите в два столбика. (Это устойчивые словосочетания, соотносятся с одним словом)

1. Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. 2. Расстояние мы определили на глаз. На глаз больного наложили повязку. 3. Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер.

2-я группа. Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами. Назовите признаки фразеологизмов. (Соотносятся с определенным понятием, лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом)

Работали все; он вдруг замолчал; он нередко переусердствовал; на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться.

Для справок: от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал палку; проглотил язык; ни зги не видно.

3-я группа. Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов. О каком признаке фразеологизмов идет речь? (Целостность, неделимость фразеологизма)

(Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стенку, дверь).

4-я группа. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.

Душа в пятки… . Семи пядей во … И в ус не … Как сыр в масле … За тридевять… Как зеницу … Как собаке пятая … Гусь свинье не … (устойчивость и воспроизводимость (не создаются в речи, а используются готовыми, требуют запоминания)

Итак, закончили работу. Проверим. Какие знания надо было применить, чтобы выполнить задание? (Знать признаки фразеологизмов и свободных словосочетаний.)

- Каковы же признаки фразеологизмов? Давайте вернемся к вашему кластеру и дополним его. Кластер (на слайде)

1) устойчивость (в их составе нельзя заменять слова по своему желанию),

2) воспроизводимость (не создаются в речи, а используются готовыми, требуют запоминания),

3) целостность значения (лексическое значение имеет фразеологизм в целом).

Задание 2. Выполняя задание 2, мы увидим, зачем нужны фразеологизмы. Какова роль фразеологизмов в речи?

1-я гр. Определите, какие фразеологизмы лишены образности, а какие имеют образный характер. Запишите в два столбика.

Повестка дня, кормить завтраками, глаза на мокром месте, иметь значение, до поры до времени, сбрасывать маску, между прочим, как гром средь ясного неба, на первый взгляд, пальчики оближешь.

2-я гр. Установите, какой художественный прием (гипербола, литота, сравнение) лежит в образной основе фразеологизма.

Как кошка с собакой (сравнение), капля в море (литота), золотые горы (гипербола), хвататься за соломинку (литота), вырос до неба (гипербола), как банный лист (сравнение), с маковое зернышко (литота), как за каменной стеной (сравнение), море удовольствия (гипербола)

3-я гр. Найдите фразеологические синонимы

Набрать в рот воды

Пожимать плечами

Встал не с той ноги

Всего ничего

Теряться в догадках

Играть в молчанку

Кот наплакал

Не в духе

Как сквозь землю провалился

Днем с огнем не найдешь

Витать в облаках

Сию минуту

В тот же миг

Семи пядей во лбу

Ума палата

Строить воздушные замки



4-я гр. Найдите фразеологические антонимы

Как из-под земли вырос

Засучив рукава

Бить баклуши

Сидеть сложа руки

Как кошка с собакой

Чуть свет

На ночь глядя

Как сквозь землю провалился

Не покладая рук

Не разлей вода

С гулькин нос

За тридевять земель

Рукой подать

Последняя спица в колесе

Играть первую скрипку

Как звезд на небе

Вывод. Посмотрите на выполненные задания и скажите, какова роль фразеологизмов в речи? (Отражают явления действительности, служат для передачи мыслей, могут выражать положительное и отрицательное отношение, создают образы, украшают нашу речь.)

Физкультминутка.

Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и на руки,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно,

Ну, а дальше будь здоров!

Задание 3. Работа по совершенствованию культуры речи. Ошибки в употреблении фразеологизмов

Фразеологизмы – это средства выразительности языка, они делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой. Но только в том случае, если мы правильно их используем в речи. На что же нужно обратить внимание, чтобы не допустить речевых ошибок?

1) Анализ типичных речевых ошибок. (Задание ЕГЭ)

1. Искажение смысла

На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню. (последнее проявление таланта, последнее значительное произведение)

2. Нарушение состава (включение лишних слов или исключение необходимых)

Идти в одну ногу со временем, главный гвоздь программы / с тех пор немало утекло (пропущено воды)

3. Смешение двух фразеологизмов

У них всё было шито-крыто белыми нитками (шито крыто + шито белыми нитками)

4. Искажение лексического состава (замена слов)

Не мудрствуя долго (надо "... лукаво")

Задание №3. Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологических оборотов. Объясните суть каждой ошибки. (по 1 фразеологизму – ответ)

1. Мы идем в ногу со своим временем. (Нарушение целостности фразеологизма: вставка во фразеологизм «в ногу со временем» слова «свой».)

2. Решение задачи привело в тупик. (Нарушение воспроизводимости фразеологического оборота «зашло в тупик».)

3.Нам не удалось одержать реванш над командой из другой школы. (Смешение двух фразеологизмов: одержать победу и взять реванш.)

4.Он работал, опустив рукава. (Нарушение целостности фразеологического оборота «работать спустя рукава».)

Задание 4. Работа с текстом.

Замените выделенные слова фразеологизмом.

Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла без всяких затруднений. Вообще он очень хорошо знал эту тему, потому что на уроках всё быстро воспринимал и легко усваивал, а вот его друг Вовка в это время бездельничал и порой даже дремал. Дома Вовка сначала напряжённо думал над предложенной темой, а потом торопливо написал что – то. Он решил, что ловко обманет учителя, сказав, что забыл тетрадь. Однако он не сообразил, что его учитель – человек опытный, и моментально раскроет Вовкин обман.

Проверим.

Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла как по маслу. Вообще он как свои пять пальцев знал эту тему, потому что на уроках всё схватывал на лету, а вот его друг Вовка в это время бил баклуши и порой даже клевал носом. Дома Вовка сначала ломал голову над предложенной темой, а потом на скорую руку написал что – то. Он решил, что обведёт учителя вокруг пальца, сказав, что забыл тетрадь. Однако он не сообразил, что его учитель – стреляный воробей, и в мгновение ока раскроет Вовкин обман.

Ребята, какой текст выразительнее? Почему?

Лингвистический эксперимент.

Задание: подберите «отечественный» фразеологический оборот, одинаковый по значению с приведёнными заимствованными выражениями.

1. Английский: быть занятым как пчела.

Французский: стрелять из четырёх ружей.

Испанский: выплёвывать печенки.

Немецкий: не знать ни отдыха, ни покоя.

Русский:… (крутиться как белка в колесе)

2. Английский: это ещё всё в воздухе.

Французский: это ещё не в кармане.

Испанский: написано на песке.

Немецкий: это пока написано на звёздах.

Русский: (вилами по воде писано)

3. Английский: бить воздух.

Французский: бить шпагой по воде.

Испанский: ходить кругами вокруг колодца.

Немецкий: обмолачивать пустую солому.

Русский: (толочь воду в ступе)

4. Английский: жить в клевере.

Французский: как петух в мармеладе.

Испанский: плавать в изобилии.

Немецкий: как червячок в сале.

Русский: (как сыр в масле)

Подведение итогов.

1. О чём мы сегодня говорили на уроке? Что мы вспомнили о фразеологизмах?

2. Как избежать ошибок в речи, связанных с употреблением фразеологизмов?

Достигли мы цели урока? (Да, мы систематизировали наши знания по теме «Фразеология», выполняя различные виды заданий). Какое задание у вас вызвало затруднение?

Давайте вернёмся к высказыванию В.В. Виноградова «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений» теперь, по окончании урока, мы можем согласиться с ученым?

Для чего же нужно изучать фразеологию?

Знание фразеологии – необходимое условие глубокого овладения родным языком. «Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – её драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск». Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой.

А сейчас предлагаю составить синквейн по теме урока.

Фразеологизмы

Яркие, жизненные

Украшают, дополняют, обогащают

Смысл спрятан между строк

Образ

Домашнее задание. (на выбор)

1. Упр. 170

2. Составить связный текст, употребив не менее 10 фразеологизмов.

3. Составить тест из 10 вопросов по теме «Фразеологизмы и их употребление в речи»

Рефлексия.

-Выразите свое отношение к уроку, используя фразеологизмы.

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хотя к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя.

Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост! Молодцы, ребята! Спасибо за работу!

































































Рабочий лист Группа № 1

Тема урока: «Фразеология. Фразеологизмы и их употребление в речи».



t1681060938ab.gif



t1681060938ac.gift1681060938ab.gift1681060938ab.gif









t1681060938ab.gift1681060938ab.gif

t1681060938ab.gif









Задание 1. Определите, какие из словосочетаний являются фразеологизмами. Подчеркните их. Докажите, что остальные сочетания свободные.

1. Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. 2. Расстояние мы определили на глаз. На глаз больного наложили повязку. 3. Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер.



Задание 2. Установите, какой художественный прием (гипербола, литота, сравнение) лежит в образной основе фразеологизма.



Как кошка с собакой, капля в море, золотые горы, хвататься за соломинку, вырос до неба, как банный лист, с маковое зернышко, как за каменной стеной, море удовольствия.

Задание 3. Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологических оборотов. Объясните суть каждой ошибки.

Мы идем в ногу со своим временем.

Решение задачи привело в тупик.

Нам не удалось одержать реванш над командой из другой школы.

Он работал, опустив рукава.

Задание 4. Работа с текстом.

Замените выделенные слова фразеологизмом.

Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла без всяких затруднений (___________________________). Вообще он очень хорошо (______________________________) знал эту тему, потому что на уроках всё быстро воспринимал и легко усваивал (_____________________________), а вот его друг Вовка в это время бездельничал (________________________) и порой даже дремал (________________________). Дома Вовка сначала напряжённо думал (_________________________________) над предложенной темой, а потом торопливо (___________________________) написал что – то. Он решил, что ловко обманет учителя (_______________________________), сказав, что забыл тетрадь. Однако он не сообразил, что его учитель – человек опытный (______________________________________), и моментально (__________________________________) раскроет Вовкин обман.



















Рабочий лист Группа № 2



Тема урока: «Фразеология. Фразеологизмы и их употребление в речи».





t1681060938ab.gif



t1681060938ab.gift1681060938ab.gif



t1681060938ac.gif











t1681060938ab.gift1681060938ab.gif





t1681060938ab.gif















Задание 1. Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами. Назовите признаки фразеологизмов.



Работали все; он вдруг замолчал; он нередко переусердствовал; на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться.



Для справок: от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал палку; проглотил язык; ни зги не видно.



Задание 2. Определите, какие фразеологизмы лишены образности, а какие имеют образный характер.



Повестка дня, кормить завтраками, глаза на мокром месте, иметь значение, до поры до времени, сбрасывать маску, между прочим, как гром средь ясного неба, на первый взгляд, пальчики оближешь.



Задание 3. Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологических оборотов. Объясните суть каждой ошибки.

Мы идем в ногу со своим временем.

Решение задачи привело в тупик.

Нам не удалось одержать реванш над командой из другой школы.

Он работал, опустив рукава.



Задание 4. Работа с текстом.

Замените выделенные слова фразеологизмом.

Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла без всяких затруднений (___________________________). Вообще он очень хорошо (______________________________) знал эту тему, потому что на уроках всё быстро воспринимал и легко усваивал (_____________________________), а вот его друг Вовка в это время бездельничал (________________________) и порой даже дремал (________________________). Дома Вовка сначала напряжённо думал (_________________________________) над предложенной темой, а потом торопливо (___________________________) написал что – то. Он решил, что ловко обманет учителя (_______________________________), сказав, что забыл тетрадь. Однако он не сообразил, что его учитель – человек опытный (______________________________________), и моментально (__________________________________) раскроет Вовкин обман.

















Рабочий лист Группа № 3



Тема урока: «Фразеология. Фразеологизмы и их употребление в речи».







t1681060938ab.gif

t1681060938ab.gif



t1681060938ab.gif

t1681060938ac.gif











t1681060938ab.gift1681060938ab.gif









t1681060938ab.gif













Задание 1. Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов. О каком признаке фразеологизмов идет речь?



(Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стенку, дверь).



Задание 2.

Найдите фразеологические антонимы

Как из-под земли вырос

Засучив рукава

Бить баклуши

Сидеть сложа руки

Как кошка с собакой

Чуть свет

На ночь глядя

Как сквозь землю провалился

Не покладая рук

Не разлей вода

С гулькин нос

За тридевять земель

Рукой подать

Последняя спица в колесе

Играть первую скрипку

Как звезд на небе



Задание 3. Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологических оборотов. Объясните суть каждой ошибки.

Мы идем в ногу со своим временем.

Решение задачи привело в тупик.

Нам не удалось одержать реванш над командой из другой школы.

Он работал, опустив рукава.



Задание 4. Работа с текстом.

Замените выделенные слова фразеологизмом.

Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла без всяких затруднений (___________________________). Вообще он очень хорошо (______________________________) знал эту тему, потому что на уроках всё быстро воспринимал и легко усваивал (_____________________________), а вот его друг Вовка в это время бездельничал (________________________) и порой даже дремал (________________________). Дома Вовка сначала напряжённо думал (_________________________________) над предложенной темой, а потом торопливо (___________________________) написал что – то. Он решил, что ловко обманет учителя (_______________________________), сказав, что забыл тетрадь. Однако он не сообразил, что его учитель – человек опытный (______________________________________), и моментально (__________________________________) раскроет Вовкин обман.















Рабочий лист Группа № 4



Тема урока: «Фразеология. Фразеологизмы и их употребление в речи».







t1681060938ab.gif

t1681060938ab.gif



t1681060938ab.gif

t1681060938ac.gif











t1681060938ab.gift1681060938ab.gif









t1681060938ab.gif















Задание 1. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов. О каком признаке фразеологизмов идет речь?



Душа в пятки _______________

Семи пядей во ________________

И в ус не ____________________

Как сыр в масле_____________________

За тридевять_________________

Как зеницу________________

Как собаке пятая _______________

Гусь свинье не _________________



Задание 2.

Найдите фразеологические синонимы


Набрать в рот воды

Пожимать плечами

Встал не с той ноги

Всего ничего

Теряться в догадках

Играть в молчанку

Кот наплакал

Не в духе

Как сквозь землю провалился

Днем с огнем не найдешь

Витать в облаках

Сию минуту

В тот же миг

Семи пядей во лбу

Ума палата

Строить воздушные замки



Задание 3. Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологических оборотов. Объясните суть каждой ошибки.

Мы идем в ногу со своим временем.

Решение задачи привело в тупик.

Нам не удалось одержать реванш над командой из другой школы.

Он работал, опустив рукава.

Задание 4. Работа с текстом.

Замените выделенные слова фразеологизмом.

Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла без всяких затруднений (___________________________). Вообще он очень хорошо (______________________________) знал эту тему, потому что на уроках всё быстро воспринимал и легко усваивал (_____________________________), а вот его друг Вовка в это время бездельничал (________________________) и порой даже дремал (________________________). Дома Вовка сначала напряжённо думал (_________________________________) над предложенной темой, а потом торопливо (___________________________) написал что – то. Он решил, что ловко обманет учителя (_______________________________), сказав, что забыл тетрадь. Однако он не сообразил, что его учитель – человек опытный (______________________________________), и моментально (__________________________________) раскроет Вовкин обман.



Опубликовано


Комментарии (2)

Лачугина Наталья Степановна, 12.04.23 в 01:54 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную разработку урока!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.