12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Синицына Анна Викторовна24
Россия, Ярославская обл., Углич

Урок на тему: «Решение логических задач»

Здравствуйте. Присаживайтесь. Сегодняшний урок у вас проведу я.

На слайде изображен следующий текст. Попробуйте прочитать его.

t1637603285aa.jpg

Расшифровка: Данное сообщение показывает, какие уникальные вещи может делать наш разум! Впечатляющие вещи! Сначала это было трудно, но сейчас на этой строке ваш разум читает это автоматически, не задумываясь об этом. Гордись. Лишь определенные люди могут прочитать это.

Действительно! На какие необыкновенные вещи способен наш разум! Глядя на данное задание, как вы считаете, с задачами какого типа мы сегодня будем работать? Правильно! Тема нашего сегодняшнего урока: «Логические задачи». Основываясь на указанную тему, попробуйте сформулировать задачи нашего урока. С целью экономии времени, я помогу вам, предложив глаголы для начала фразу. Попрошу Старосту помочь в оформлении указанных задач на доске.

Разнообразие логических задач очень велико. Способов их решения тоже немало.

В качестве разминки для настроя на учебную деятельность предлагаю вам решить следующую задачу. «Опознай пословицу»: необходимо угадать известные русские пословицы по их программистским версиям.

Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты).

Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь).

Не Intelом единым жив компьютерный мир (Не хлебом единым жив человек).

Бит байт бережет (Копейка рубль бережет).

Вирусов бояться – в Интернет не ходить (Волков бояться – в лес не ходить).

Предлагаю решить следующие задачи, работая в группах, методом мозгового штурма. Метод мозгового штурма (мозговой штурммозговая атака) — оперативный метод решения задач, в котором участники обсуждения генерируют максимальное количество решений задачи, в том числе самые фантастические и глупые. Затем из полученных вариантов выбираются лучшие решения, которые могут быть использованы на практике. 

Обратите внимание, что на группы я вас разделила самостоятельно. Попробуйте догадаться, какой принцип я взяла для объединения в каждую группу. Ваша задача выбрать и капитана и дать название своей команде, основываясь на принципе деления. На это у вас есть 1 минута.

Прошу объявить мне название ваших команд и рассказать принцип объединения.

Приступаем к выполнению заданий. За каждое правильное решение команда получает по 1 баллу. Команда, набравшая большее количество баллов, получит за урок оценки «отлично».

1. Головоломка

Разделить 7 яблок поровну между двенадцатью мальчиками, если каждое яблоко надо разделить на равные части, но ни одно нельзя резать более чем на пять частей.

Ответ: Сначала разделите между двенадцатью мальчиками три яблока, затем четыре оставшихся.

2. Головоломка

Маша провела неделю в больнице. Она не была больна и не получила травму, но во время выписки ее пришлось нести на руках. Почему?

Ответ: Она родилась в этой больнице.

3. Одно слово!

У отдыхающего на море украли все деньги. Пошел он на почту телеграмму жене дать, чтоб денег выслала. Кассирша говорит: «Денег хватит только на одно слово!». Что делать?

Ответ: Мужчина написал одно слово: «Пятидесятирублируй». Во времена СССР пятидесяти рублей хватало на поезд из Крыма до Москвы. Сейчас денег нужно больше.



В следующих 2 задачах возможно множество вариантов решения, ваша задача найти как можно больше и записать их в бланк. Баллы начисляются за каждый предложенный вариант её решения.

1. Шляпу сними 

Один американский кинотеатр стал прогорать. Оказалось, зрители были недовольны тем, что во время киносеанса дамы не снимают шляп, загораживая экран. И чего только не делала администрация кинотеатра. Повесили объявление в гардеробе, просили по громкоговорителю быть вежливыми - результат нулевой. Как же заставить упрямых дам снимать шляпы во время киносеанса? 

(Подсказка. Дама САМА хочет снять шляпу. 1. А вот как. Текст объявления изменили: " Во время сеанса просим дам снять шляпы. К пожилым леди это не относится". Ни одна дама не захотела, чтобы ее приняли за старушню. Даже в темноте зала.2. Скидки или VIP места для сдавших шляпу в гардероб. 3. Шляпам придается статус зрителя и с ними пускают по отдельному билету)

Перейдем к решению логических задач другого типа.

«Каков вопрос – таков ответ»

Народная мудрость.



В нашей жизни есть много ценных умений: от умения почистить картофелину до умения рассчитать траекторию полета космического корабля. Одно из них – умение задать сильный вопрос. Сильный вопрос – это такой вопрос, который приближает нас к ясности и избавляет от необходимости задавать множество других вопросов. Удачно заданный вопрос может помочь следователю быстро раскрыть преступление, бизнесмену открыть удачное дело, врачу поставить правильный диагноз, ученого привести к открытию, журналисту сделаться в одно мгновение известным...

Интереснее всего учиться задавать сильные вопросы, играя в игру «Да-нет».

-Кто из вас знает эту игру? Какие в этой игре правила? (Пусть учащиеся сформулируют правила игры «Да-нет». Учитель им помогает, а затем обобщает эти правила).

-Верно, я задаю вам вопрос или рассказываю вам ситуацию, а вы должны найти ответ. При этом вы можете задавать мне вопросы. Но вопросы должны быть поставлены так, чтобы на них можно было ответить только «Да» или «Нет». Иногда я могу сказать: «И да, и нет» или «Нет ответа».

Теперь еще два самых важных правила (обычно про них забывают):

Каждый из вас обязательно должен слушать вопросы, которые задают другие учащиеся, а также ответы на них, чтобы не повторяться.

Вопросы нужно формулировать так, чтобы они целенаправленно вели к ответу (отсекали целые области неизвестного).


Задача 1. Байкал – одно из древнейших озер планеты и самое глубокое озеро в мире. Байкал входит в десятку самых больших озер в мире. В 1996 году он был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его средняя глубина около 730 метров, а какова же максимальная?

Задача 2. В каком году построен первый в мире нефтеперегонный завод

Задача3. Какой длины (в метрах) можно вытянуть проволоку из 1 кг золота?

Примечание. На первых порах дети слишком увлекаются игрой: не слушают друг друга, хаотично задают вопросы, пытаясь угадать ответ. Обязательно следует остановить их и напомнить правила игры.

В следующем варианте игры загадывается объект, имеющий много характеристик, каждая из которых обладает своими особенностями. Для нахождения ответа детям необходимо выяснить основные характеристики задуманного объекта.

Задача 4. На гербах и флагах некоторых государств мира есть изображения птиц. А что изображено на флаге Папуа-Новая Гвинея?

Ответы:

Задача 1 1637 м.

Задача 2. 1745 г. на реке Ухте

Задача 3. 3420 м

Задача 4. императорская райская птица

Подводя итоги, можно сказать, что команда …. Набрала наибольше количество баллов и ее участники получают за урок оценку Отлично.

Работая в группе, вы показали, насколько вы коммуникабельны, умеете работать в команде. А теперь проверим, насколько вы креативны.

Предлагаю приступить к практической части нашего урока. На компьютерах для вас подготовлена следующая работа. Даны элементы фигур. Завершите фигуру таким образом, чтобы получилась осмысленная картинка.

t1637603285ab.jpgt1637603285ac.jpgt1637603285ad.jpg

Наш урок подошел к концу. Как вы думаете, мы справились с поставленными задачами? Я с вами соглашусь. Скажите, пожалуйста, о каких моментах урока вы могли бы рассказать друзьям?

Спасибо за урок. Все свободны.





Дополнительные задания

2. Куда исчезают экспонаты? 

В историко-краеведческом музее уральского города Катав-Ивановска бесследно исчезают экспонаты: их просто сжирают голодные крысы. Сначала они облюбовали чучела птиц и мелких животных, а теперь принялись за медведя. Как быть сотрудникам музея? 

(1. Крысы не переносят запаха паленой шерсти. Если не жалко, какой-нибудь обглоданный экспонат можно подпалить в помещениях музея… а потом ждать, пока приедут пожарники. 2. Завести котов. 3. Все чучела животных в музеях обрабатывают мышьяком, крысам наверняка не нравится мышьяк. 4. Побрызгать чем-то несъедобным в местах доступности, например настойкой из перца. 5. Скомбинировать.Кормить,а потом тем же и травить, Поставить крысоловки.).



4


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.