Урок развития речи в 5-6 классах по теме « Текст»
Тип урока: урок формирования и закрепления новых знаний
Цели урока:
Развитие навыков работы с текстом.
Задачи: 1. Формировать умение применять на практике знания о структуре и признаках текста.
2.Формировать умение составлять текст. Определять тему текста и основную мысль.
3. Обогащать словарный запас языка
4. Развивать умения давать самооценку своей деятельности
5. Содействовать воспитанию интереса к урокам русского языка
Оборудование:
компьютер
раздаточный материал
презентация
мультимедийный проектор
Планируемые результаты:
Предметные:
проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языка; знают признаки текста, определяют в учебнике, понимают основную мысль текста и находят языковые особенности текста.
Метапредметные:
Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося
Познавательные
воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения
Регулятивные
принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.
Коммуникативные
умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.
2.Мотивация урока. (Вступительное слово учителя).
Ребята, послушайте высказывание известного лингвиста Е. В. Джанджаковой « ..текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано…»
- Какое ключевое слово поможет вам определить тему нашего урока?
- Текст.
Значит мы сегодня будем работать с текстом. Но углубим наше понятие и назовем тему урока «Текст»
-Чем будем заниматься на уроке?
3. Актуализация знаний.
Прием «Жокей-лошадь»
Учащиеся делятся на 2 группы. Одни берут карточки с вопросами, другие - карточки с ответами.
-текст
-тема текста
-основная мысль
-абзац
-микротема
-сплошные тексты
-несплошные тексты
4. Выполнение упражнений.
Задание 1.
- Можно ли данные предложения назвать текстом? Почему?
- Превратите группу предложений в текст. Каждое предложение имеет номер. Расставьте номера предложений в нужной смысловой последовательности.
1) Первыми улетают ласточки.
2) наступает ненастная, дождливая осень.
4) Перелётные птицы собираются в дальний путь.
5) Прошло тёплое лето.
3) Счастливого вам пути, дорогие наши друзья!
(Проверка: 52413 – слайд)
5. Признаки текста. Заполнить цветок. На лепестках пишут признаки текста.
Выполнен е упражнений.
Задание 2.
Прочитайте текст.
Определите его тему и главную мысль.
Придумайте и запишите название текста.
Сколько абзацев в тексте.
Определите микротемы
Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания.
Наступил март. В лесу первым об этом узнал озорной и в…сёлый дят…л. Он с громк…м треск…м л…тал по всему лесу и сообщал : «Пришла весна!»
Его стр…котанье услышали белка с бельчатами. Они в это время собирали пр…шлогодние шишки. Мама-белка ск…зала дятлу : « Тише ты! Разве не понима…шь ,что тебя услыш…т старая куница? А уж она-то враг всем нам!»
И дят…л пол…тел дальше.
За…ц-беляк тоже услыш…л весть дятла. Но и его она (не) обрадовала. Зайчишка лишь спрят…лся под старую ель прижал ушки и с…дел тихо-тихо.
А л…са в это время бе…шумно и п…чально бр…ла по утренн…му лесу. Ведь снега в л…су уже (не) было и её серо-рыжая шу…ка была всем в…дна изд…лека. А сл…ды уже (не) зам…тёшь хв…стом, как з…мой. Кр…савица-л…сичка была г…л…дна.
Пёстрый дят…л целый день л…тал по лесу и сообщ…л всем о приходе в…сны. Но звери (не) обр…щали на него никакого внимания. Каждый был занят св…ими очень важн…ми и нужн…ми д…лами. Ведь весна это время хл…пот!
Тема: _________________________________________________________
Главная мысль: ________________________________________________________________
Заголовок: ____________________________________________________
6.Работа на доске. Распределить тексты на сплошные и несплошные.
Рассказ, схема, чек, басня, стихотворение, билет, сочинение, таблица
7.Работа с несплошным текстом
- Сейчас мы поработаем с несплошным текстом. Перед вами билет в театр и нам сегодня предстоит поработать с информацией, которая находится в билете.
- Положите перед собой билет и внимательно его рассмотрите. Давайте прочитаем информацию, которая в нем находится.
Задание 1
Билет в дельфинарий
Словарная работа
Задание 1
Билет в дельфинарий . Предлагаю ответить на вопросы
- Где находится дельфинарий (адрес)?
- Сколько стоит билет на представление?
-В какой день и в какое время состоится представление?
- Где будет сидеть зритель, купивший этот билет?
-Кто организатор представления?
-Что случится, если зритель опоздает на представление?
-Можно ли этот билет обменять на другой?
- За какие поступки зрителю могут сделать замечание?
Задание 2.
В конце представления объявили, что обладатель билет Серия ВА №032430 выиграл поездку в Турцию.
- Ребята, давайте обратим внимание на билет, в котором находятся серия и номер выигрышного билета. Найдите эту информацию.
- А теперь сравните, серию и номер своего билета с серией и номером выигрышного билета.
Задание №4.
- Подумайте, посмотрите ли вы спектакль, если доберётесь до здания театра в 17.05? Свой ответ вы должны подтвердить словами из текста.
5. Рефлексия
- Ребята, скажите, где вам может пригодится умение работать с текстом?
-Я самостоятельно выполнил задание…
-Я выполнил задание с помощью …
-Я своей работой на уроке…
6. Домашнее задание.
Выполнить работу по тексту на карточках. «Мир Диснея»
Уолтер Дисней вырос на ферме и в детстве любил рисовать домашних животных. Собственную киностудию, носящую его имя, основал в 1923 г., а Микки-Мауса нарисовал в 1928 г. Успех таких персонажей, как Микки, Дональд Дак, Плато и Гуффи привёл к съёмкам полнометражных анимационных фильмов. Первыми из них стали «Белоснежка и семь гномов» (1937 г.) и «Пиноккио» (1940 г.). Студия Диснея выпустила больше мультипликационных фильмов, чем любая другая студия мира.
(«Большая энциклопедия школьника» издательство «Росмэн-Пресс», 2002 г.)
1 Раздел «Получение, поиск и фиксация информации»
Ученик научится осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.
Задание: Используя информацию текста, ответьте, в каком году Уолт Дисней основал собственную студию? Подчеркните ответ.
1) в 1940 г., 2) в 1923 г., 3) в 1937 г., 4) в 1928 г.
Предполагаемый ответ: в 1923 г.