Урок истории на тему «В городе богини Афины» (5 класс)
5 класс
Урок «открытия» нового знания
Предметный материал: «В городе богини Афины»
Тема урока: «Можно ли считать Афины центром ремесла, культуры и политики?»
Основная поставленная цель – достичь образовательных результатов:
1.Обучающиеся должны научиться: определять особенности города; доказать что Афины являются центром политики, культуры и ремесла; использовать приобретенные знания для решения практических задач.
2.Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
3.Уметь: ставить цель и организовывать ее достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, давать оценку своей учебно-познавательной деятельности.
Формируемые результаты
1.Предметные – совершенствовать умение работать с картой, иллюстрациями и понятийным аппаратом, поиск информации в источнике
2.Метапредметные – умение организовывать свою учебную деятельность, оформлять свою речь, работать с информацией, анализировать и делать выводы, целеполагание, публичное выступление, формулирование суждений и высказываний (устных и письменных)
3.Личностные – умение строить взаимоотношения в группе на основе доброжелательности и сотрудничества
Оборудование – презентация Power Point, кувшин с оливками, «Дневники открытий», карта-план Афин, атрибуты для инсценировки, магнитики-сувениры, белые и черные камни для голосования, КОЗ для групп, шаблон греческой вазы, кисти и черная гуашь, линейки
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||
Этап мотивации к учебной деятельности | Слайд 1 - Меня зовут Марина Александровна. Я приглашаю вас на урок истории, как вы думаете о чём пойдет речь? (Древней Греции) - Перед вами сосуд, что в нем? Слайд 2 - Древние греки считали ее боꞌльшим богатством, чем животворная влага. Они утверждали, что это подарила им Афина – богиня мудрости. Однажды она поспорила с богом морей Посейдоном о том, кому из них обладать Аттикой. Боги решили отдать эту благословенную землю тому, кто сделает краю лучший подарок. Ударил Посейдон своим трезубцем о скалу - и из нее пробился прозрачный ручей, но вода была соленой и не пригодной для питья. Афина же вонзила в скалу свое копье. Орудие войны оделось листвой, укоренилось и превратилось в символ труда, мира и плодородия. Боги присудили победу Афине, признав ее дар более ценным. - Что богиня подарила грекам? Что же в этом сосуде?(оливки) Слайд 3
- А знаете ли вы, как греки отблагодарили Афину? - Давайте, послушаем слова жителя Афин. («Да ты глупец, коли Афин не видывал! Невежда, коли, увидев, не пришел в восторг! Равнодушный, коли покинул город по собственной воле!» - Как вы думаете, о чем свидетельствует данная шутливое высказывание греков о своем городе? (наиболее точно выражает значение и красоту города) Слайд 4 - Мы отправляемся с вами на экскурсию в Афины. Но вы не просто туристы, а вы – исследователи. - А с какой целью, как вы думаете, мы едем в Афины? Чем нас может заинтересовать это путешествие? Что вы ждете от него? - Мы будем не просто знакомиться с достопримечательностями Афин. А попробуем ответить на вопрос: «Можно ли считать Афины центром ремесла, культуры и политики?» Слайд 5 - Что необходимо для путешествия в любой город, в том числе и в Афины? (карта, план города) - Я предлагаю вам еще и «Дневник открытий». Как вы думаете зачем? - Ваши выводы, ваши открытия помогут нам ответить на вопрос. | Определяют цель, проблему в деятельности | ||||||||
Этап актуализации | Слайд 6 - За бортом шумит море, кричат чайки, а мы бороздим просторы морей. Перед нами открывается большой порт. Определите, по карте как он называется? Слайд 7 - Используя масштаб карты, вычислите расстояние от порта до города Афин. (5 – 6 км) - Мы спускаемся по трапу, но нас останавливают и не пропускают. Почему? (мы чужеземцы, мы не граждане афинского государства, а значит, не имеем гражданских прав, поэтому должны заплатить налог за проживание в Афинах) - С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пиреем возвели длинные стены. Почему? Слайд 8 -Мы вступили на афинскую землю. Первое, что мы здесь можем услышать: Звучит аудиозапись «Хайрете, пайдес! Калойкайагатой! - «Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!» - Давайте приветствуем друг друга по-гречески «Хайрете!» Слайд 9 видеоролик - Перед нами Афины – видеоролик. - Для решения проблемного вопроса предлагаю разбиться на группы (вопрос на доске) - Первая группа «Архитекторы». Цель - провести экскурсию по Акрополю, ознакомившись с архитектурой города. - Кого интересует политика, предлагаю поработать в третьей группе «Общественные деятели». Задача показать ораторское искусство. - Если вас интересует гончарное искусство Афин, включайтесь в работу второй группы «Искусствоведы». Цель выполнить роспись греческой амфоры. - Я надеюсь, вы определились. Посмотрите на указатель и займите рабочее место в группе | Планируют деятельность, выдвигают версии | ||||||||
Поиск решения проблемы | - 1 группа – Вы должны доказать, что Афины центр – культуры. 2 группа – Вы должны доказать, что Афины центр – политики 3 группа – Вы должны доказать, что Афины центр – ремесла Время на работу пока звучит музыка Слайд 10 Учитель оказывает помощь в работе групп. Звучит греческая музыка. | Организовывают работу в группе 4 – 5 минут, поиск решения проблемы | ||||||||
Физкультминутка | Слайд 11 Звучит музыка сиртаки. - Завершить работу в группах предлагаю движениями греческого танца «Сиртаки». Посмотрите на экран, этот танец танцуют в Афинах. Прошу всех встать в круг. Положить руки на плечи друг другу. Движения следующие… - Спасибо, займите свои места за партами | Исполняют движения греческого танца | ||||||||
«Открытие нового знания» | - Мы предоставляем слово группе… - Ваша задача прослушать и задать интересующие вопросы, сформулировать дополнения. 1 группа «Архитекторы» - обозначают на карте холм Акрополь, проводят виртуальную экскурсию. Слайд 12 – 14 2 группа «Общественные деятели» - обозначают на карте площадь Агору на карте», зачитывают текст, показывают инсценировку. Слайд 15 – 17 3 группа «Искусствоведы» - обозначают на карте район Керамик на карте, зачитывают текст, демонстрируют роспись амфоры. Слайд 18 – 20 | Выступление группы «Архитекторы» (проводят виртуальную экскурсию по Акрополю) Выступление группы «Общественные деятели» (зачитывают текст, показывают сценку) Выступление группы «Искусствоведы» (зачитывают текст, показывают изделия, выполненные в разной техники вазописи | ||||||||
Выражение решения, применение нового знания | Слайд 21 - Проблемный вопрос: «Можно ли Афины считать центром ремесла, политики и культуры?» Слайд 22 - Надеюсь, что сегодня вы испытали хотя бы часть того восхищения, которое испытывали жители древних Афин, узнали новое и можете описать свои впечатления от экскурсии, заполнив страничку «Дневника открытий». Ваша задача зафиксировать открытия, которые вы сделали во время изучения темы, дать им оценку. - Кто готов поделиться своими открытиями? | Аргументируют свои мнения Зачитывают записи из «Дневника открытий» | ||||||||
Домашнее задание | - У вас есть возможность продолжить записи в «дневнике», открыв и выполнив домашнее задание по выбору на следующей странице. п.37 читать, задание на выбор: 1.Составить пинакотеку «Современные Афины» 2.Заполнить таблицу
3.Нарисовать эмблему одного из районов Афин – Керамик, Акрополь, Агора. 4.Разгадать кроссворд «В городе богини Афины» | | ||||||||
Рефлексия | - Сегодня у вас есть уникальная возможность проголосовать, ведь этим правом обладали только свободные граждане Греции. Кто из вас знает, как проходило голосование, принималось решение по важным вопросам? - Если на уроке вы сделали для себя открытие, положите белый камень в сосуд, если нет, то черный. - Посмотрите на сосуд, какой можно сделать вывод? - Я рада, что каждый из вас на уроке узнал что-то новое и сделал для себя открытие. - Одним из атрибутов богини Афины была сова – символ мудрости. Каждый может взять на память о нашем уроке атрибут Афины в виде магнитика. | Выражают свое мнение при помощи черных и белых камней |