Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме «В городе богини Афины»
Пояснительная записка к презентации
Тема |
В городе богини Афины |
||||
Цель темы |
Формировать яркое, образное, эмоционально окрашенное представление о знаменитом и удивительном городе Афинах |
||||
Задачи урока |
- познакомить учащихся с некоторыми достопримечательностями главного города афинского государства; продолжить формирование умений работать с различными источниками информации, анализировать её и структурировать; описывать памятники культуры; правильно употреблять и объяснять исторические термины; воспитывать любовь к истории и уважение к культурному наследию |
||||
Тип урока |
- урок нового знания |
||||
Вид урока |
- урок-путешествие |
||||
Технология |
Технология критического мышления |
||||
Методы обучения |
- рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, наглядный, частично-поисковый, практический, контроля |
||||
Планируемый результат |
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
||
Научатся: формировать представление о Древних Афинах. Получат возможность научиться: работать с картой, планом и исторической информацией; иллюстрациями; высказывать собственное мнение, суждения |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель и задачи; анализируют вопросы, формулируют ответы. Получают представления о знаменитом городе Древней Эллады, дополняют и расширяют имеющиеся знания. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и определяют последовательность действий. |
Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания Усваивают нравственно-этическую оценку отношения к памятникам культуры, обеспечивающую личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. |
|||
Основные понятия |
Керамика, краснофигурная и чернофигурная роспись, портики, Совет пятисот, Кариатиды, фронтоны, Парфенон, Ника, Фидий, Акрополь, Пропилеи, Агора. |
||||
Организация пространства |
|||||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
|||
История, искусство, география, ИКТ, МХК, обществознание, танцы, иностранный язык (греческий) |
Фронтальная Индивидуальная, в парах Виды деятельности: - заполнение РЛ - самосоятельная работа с документами, учебником; - решение познавательных задач, проблемных ситуаций |
- компьютер; - мультимедийный проектор; - презентация по теме урока; - отрывок видеоурока «В городе богини Афины»; - отрывок флешмоба танца «Сиртаки» - учебник А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История древнего мира», 5 класс. - М.: Просвещение, 2013-2014; - карта «Древняя Греция» - план Афин в 5 веке до н.э. |
Ход урока: |
|||||||||||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
||||||||||||||
Организационный этап |
|||||||||||||||
Приветствие, фиксация присутствующих |
Проверка готовности к уроку |
||||||||||||||
Стадия вызов: а. постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
|||||||||||||||
Сегодня мы продолжим путешествие в мир Древней Эллады. Вы уже побывали на горе небожителей ... (Олимпе), в воинственной ... (Спарте), в торговых и военных гаванях порта ... (Пирей). (учитель отмечает на карте флажком - Олимп, Спарта, Пиреи) Чтобы узнать, куда мы отправимся сегодня, ответьте на 2 вопроса: - Как звали древнегреческую богиню мудрости, любимую дочь Зевса? Афина - В каком городе прошли первые Олимпийские игры современности? Афины - Кто догадался, в какой древнегреческий город мы попадем? Афины - Верно, в Афины, город богини Афины, центр древнегреческой Аттики (учитель отмечает на карте Афины). - Т.к., мы путешествуем по Греции, то сегодня на уроке мы будем заполнять рабочий лист путешественников 5б класса. А во время путешествия по Афинам, мы будем зарабатывать баллы. Максимальное количество баллов – 23 - Может кто-то знает, в каком году прошли ОИ? Давайте отметим на линии времени в РЛ. - Кто правильно отметил все на линии времени, может поставить себе 2 балла. За одну дату – 1 балл. 776 РХ 1896г
Запишите тему урока в РЛ – «В городе богини Афины». Учитель записывает тему на доске (слайд). Давайте составим план изучения нового материала к параграфу 37, стр.175. наш план должен состоять из 3 слов. (Учащиеся самостоятельно, в течение 2 минут, просматривают параграф и составляют план 1) Керамик …; (район ремесленников) 2) Агора …; (главная площадь Афин) 3) Акрополь … () Вопросы плана и будут задачами нашего урока. Т.О., что мы должны сегодня узнать? Цель нашего урока – дать представление о знаменитом и удивительном городе Афинах. Задачами урока будет на план, т.е. мы сегодня должны познакомиться с основными районами Афин: Керамик, Агора, Акрополь. Узнать кто жил в районах Афин, чем занимались жители города, основные достопримечательности районов города. |
Отвечают на вопросы
Определяют тему урока
Работают в РЛ, отмечают даты на линии времени
Работают в РЛ, записывают тему урока
Работают с учебником, составляют план урока Называют цель и задачи урока с помощью учителя |
||||||||||||||
Стадия осмысления: актуализация знаний |
|||||||||||||||
- Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове «Афины». Давайте составим кластер. (город, боги, Солон, граждане, демократия…). Сегодня мы пополним ваши знания об Афинах. - В какой Греции находятся Афины? В средней Греции, в Аттике (показать на карте). - Кто является покровителем Афин? Давайте вспомним миф о споре Афины и Посейдона? (миф о споре Афины и Посейдона) - как вы думаете, Афиняне гордились своим городом? О своем городе его жители говорили: "Об Афинах v в. до н.э. говорили «Так ты чурбан, если не видел Афин, осёл, если видел их и не восторгался, а если по своей воле покинул их, то ты верблюд». О чем свидетельствует эта шутливая оценка? Предположения детей (Афиняне гордились своим городом и считали его самым лучшим, восхищались его красотой). Древние Афины были городом большим, а по тогдашним меркам – просто огромным. В этом городе проживало 200 тыс. человек. Для сравнения, сейчас в Сыктывкаре сейчас проживают 242718 человек. Большинство из жителей Афин, правда, составляли не граждане, а рабы и метеки (вы ведь помните, что метеками называли приезжих жителей?). Итак, отправляемся в путешествие по Афинам. (На доску вешается план города Афины в 5 веке до н.э.) Первый район, в который мы попадаем – Керамик. Керамик Вот мы и в пригороде Афин. Это район ремесленников. А называется он Керамик. Сделайте отметку в дневнике путешественника. Под номером 1 дети пишут "Керамик"- район ремесленников. Люди какой профессии, по-вашему, дали ему название? Давайте узнаем об этом, прочитав документ, который находится у вас на партах. Читая, отмечаем карандашом - «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. (чтение документа) Документ Название этому району дали гончары. Оно происходит от слова "керамос" - глина, а "керамика" - это обожженная глина. Начали мы наше путешествие с района Керамик не потому, что он красив. Совсем наоборот. Он темен, неудобен и плохо пахнет. Улочки были очень узкими. Спрашивается, ну чем тут восхищаться? Но дело в том, что именно здесь, в этом районе, рождается великое волшебство под названием «греческая керамика». Начинается волшебство с правильного выбора глины. Хотя город стоял на большом месторождении глины, самую лучшую брали в 12 км от Афин. Афинские гончары придумали вот такую хитрость: они стали подмешивать к глине мелко нарезанную солому. В результате сосуды получались более легкими, а вода в них медленнее нагревалась и медленнее остывала. Жители других городов не могли понять, почему это происходит, и вынуждены были эти сосуды покупать. Афинские сосуды были настолько популярны, что их стали называть по району керамикой. А потом это название распространилось на все гончарные изделия вообще. Вкладывая душу в обычный кусок глины, мастер создавал удивительные творения. Именно в этом районе Афин создали новый стиль знаменитой греческой керамики: вазы украшали чернофигурным рисунком – по красноватой глине художник наносил фигуры черным лаком. Позже греки стали поступать наоборот. Вся поверхность покрыта черным лаком, а фигуры остаются в цвете натуральной глины, т.е. красными. Такие фигуры называются краснофигурными. (рисунки ваз в учебнике стр.176) -Что было для вас знакомым из прочитанного? - Что нового вы узнали для себя из этого текста? - У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным? - Запишите в РЛ: Греческая керамика Чернофигурные рисунки краснофигурные рисунки Посмотрите на экран. Перед вами работы греческих мастеров. Назовите под какими номерами чернофигурная роспись, а под какими краснофигурная. (чернофигурные-3,4,5; краснофигурные-1,2) Давайте сами побудем греческими мастерами-художниками и закрасим в РЛ рисунки. 1 вариант – чернофигурные, 2 вариант – краснофигурные. Взаимопроверка – правильно ли закрасил фигуру ваш сосед по парте. Если правильно, то поставьте 1 балл в РЛ. Работа в РЛ Образцы таких ваз можно встретить в крупнейших музеях мира. А знаете ли вы, что современные технологии лишь немного прояснили загадку глазури? До сих пор остается секретом, какую именно глазурь использовали афинские горшечники и чем - кисточкой, пером, резцом или щеткой - наносили мастера свои удивительные линии. Хотите узнать больше, прочитайте об этом в энциклопедиях "Искусство" и "Культура" из серии "Я познаю мир" или в интернете. -Кто работал в мастерских у гончаров? (рабы, свободные мастера и сами ремесленники). - Кто из них работал лучше и почему? - Афиняне в своем районе не только работали. Они очень любили танцевать. Давайте и мы с вами познакомимся со знаменитым греческим танцем «Сиртаки» и побудем танцорами. Физминутка - греческий танец «Сиртаки» (видео) http://ok.ru/video/512951699 Итак, узнали мы, чем знаменит район Керамик, кто в нем жил и работал. Правы ли были афиняне, восторгаясь красотой своего города? А тогда за что они ценили район Керамик? Предположения детей (за греческую керамику). А можно ли судить обо всем городе только по одному району? Агора Давайте продолжим путешествие и отправимся на главную площадь Афин - Агору. Впишите в РЛ название под №2. Работа в РЛ Перед нами Агора – главная площадь Афин. Это была площадь, на которой располагался рынок. Вы уже знаете, чем обычно торговали в Древней Элладе. Что же можно было здесь купить и какой товар пользовался наибольшим спросом? Почему? В РЛ за 1 минуту запишите товары, которые можно купить в Афинах. Работаем в парах. (папирус, слоновая кость, зерно, зелень, рабов, рыбу, масло и т.д.). Кто написал больше 5 наименований товаров может поставить себе 1 бал. Не зря существует известная поговорка - в Греции все есть. - Кто в ваших семьях обычно ходит в магазин, на рынок? - А в Афинах ежедневные покупки совершали мужчины. - В РЛ у вас есть схема, заполнив которую вы узнаете, кто следил за порядком на площади, где афиняне встречались с друзьями, какие достопримечательности площади мы можем выделить. Для этого работаем с учебником на стр. 177-178 (пункт 3 сверху). Самостоятельно читаем и заполняем схему в рабочих листах. При заполнении схемы, вы можете заработать 6 баллов.
- Кто заполнит схему на доске? -Заполняя таблицу, вы познакомились с новыми понятиями: Портики – полуоткрытые помещения, крышу которого поддерживают колонны. Посмотрите на рисунок на стр.177. В портиках горожане часто собирались вместе. Как вы думаете, какие вопросы они обсуждали? Ответы детей Благодаря книге Плутарха, мы можем узнать, о чем говорили древние греки. Вот самые волнующие темы: - Почему под осень люди обжорливей? - Что появилось раньше, курица или яйцо? - Четное число звезд на небе или нечетное? - Почему у фигового дерева сок горький, а плод вкусный? - Могут ли появиться новые, еще не известные болезни? Думаю, что на часть этих вопросов вы бы не без удовольствия ответили сами. И, конечно же, здесь обсуждались политические вопросы. - А еще они очень любили разгадывать загадки. Отгадаем некоторые из них: Не говори ничего и ты выразишь мое имя; Но если ты назовешь меня, говоря мое имя,- О, Чудо! – ты не выразишь меня! (молчание) Я – черное дитя сверкающего отца; Птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков; Едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (дым) Когда ты смотришь на меня, Я тоже смотрю на тебя, Но не вижу, ибо у меня нет глаз; Когда ты говоришь, глядя на меня, Я открываю рот и двигаю губами, но молчу, ибо у меня нет голоса. (зеркало) Совет пятисот – орган власти в Афинах. - Чем занимался Совет пятисот? (следил за пополнением казны, строительством боевых кораблей, водопроводов, храмов) - Итак, узнали мы, что такое Агора? Можно ли назвать Агору центром политической и общественной жизни афинян? Меняется ли ваше мнение о красоте города? Акрополь Продолжаем наше путешествие. С площади хорошо виден Акрополь (от "акрос" - верхний и "полис" - город) - возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, которая в случае войны могла использоваться как убежище для жителей. Отметьте в РЛ Акрополь под номером 3. Работа в РЛ: Акрополь – верхний город, холм, на котором находились храмы. - Об Акрополе нам расскажет греческий мудрец в небольшом видеоролике. Ваша задача – внимательно его послушать и заполнить таблицу в РЛ, вписав правильные названия. При правильном заполнении таблицы вы сможете получить 6 баллов. https://infourok.ru/videouroki/subscription Дети смотрят видеоролик и заполняют таблицу «Афинский Акрополь».
Пропилеи, Парфенон, кариатиды, фронтон, Фидий, Эрехтейон Итак, давайте проверим правильность заполнения таблицы. (на слайде – таблица) У кого все правильно – поставьте себе 6 баллов. - Статуя кого находилась в Парфеноне? (покровительницы города богини Афины). - Кто является ее создателем? (Фидий) - Из чего она сделана? (основа – деревянная, одежда, щит и шлем – из золота, лицо, шея, руки – покрыты тонкими пластинками из слоновой кости цвета человеческого тела) стр. учебника 178. - Почему богиня Ника изображена без крыльев? (Афиняне изобразили Нику бескрылой, чтобы богиня не улетела и победа навсегда была с горожанами) - Из какого природного материала были сделаны почти все постройки на акрополе? (из мрамора). Показать. - Молодцы, вы правильно заполнили таблицу и ответили на мои вопросы. - Мы узнали, что такое Акрополь, познакомились с его достопримечательностями? Т.О., мы познакомились с тремя районами Афин, которые были обозначены в нашем плане. - Посмотрите на экран. Перед вами сохранившийся Акрополь. Должно ли государство Греция заботиться об этом памятнике культуры? |
Составляют кластер
Вспоминаю миф о споре Афины и Посейдона
Отвечают на вопросы
Записывают в РЛ - Керамик – район ремесленников Читают документ и отмечают карандашом«V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. Работа с приемом «Инсерт» Отвечают на вопросы
Записывают в РЛ Греческая керамика: чернофигурные рисунки, краснофигурные рисунки
Работают со слайдом
Закрашивают рисунки в РЛ Взаимопроверка
Флешмоб (физминутка)
Записывают в РЛ - Агора – главная площадь Афин
Работа в парах Записывают товары, которые можно купить в Афинах Отвечают на вопросы
Заполняют схему в РЛ (в парах)
Заполнение схемы на доске
Знакомство с новыми словами – портики, Совет пятисот
Рассматривают портрет Плутарха
Отгадывают загадки
Записывают в РЛ- Акрополь – верхний город, холм, на котором находились храмы
Смотрят видеоролик
Заполняют таблицу в РЛ
Проверят заполнение таблиц
Работают с учебником
Рассматривают кусок мрамора
Делают выводы
Работают со слайдом |
||||||||||||||
Рефлексия. |
|||||||||||||||
- Хотелось бы вам побывать в Афинах? - Один мальчик, Коля Ошибкин, уже там побывал и даже написал сочинение об Афинах. Давайте его прочитаем в РЛ и выясним, все ли правильно написал Коля. Можно заработать 7 баллов. Сочинение Коли Ошибкина. Район гончарных мастерских в Афинах назывался рынок. Художники украшали вазы желтофигурным и синефигурным узором. Главной площадью Афин являлся Парфенон. За порядком на площади следили полицейские. Покупки в Афинах всегда делали женщины. «Главный город», - так в переводе с греческого называются кариатиды. - Есть ли ошибки в сочинении Коли? Назовите их. |
Работают с сочинением Коли Ошибкина в РЛ Называют ошибки |
||||||||||||||
В начале урока вы в кластере записали ваши ассоциации с Афинами из курса истории Древней Греции и из жизни. А сейчас давайте составим понятийное колесо из новых понятий, с которыми познакомились сегодня на уроке. Наше путешествие подошло к концу. Ребята, греки бы вам сказали «Эфхаристо», а я вам говорю «Большое спасибо за активную работу на уроке». Мне очень понравилось с вами работать. |
Составляют понятийное колесо |
||||||||||||||
Оценивание |
|||||||||||||||
Самооценка: А сейчас посчитайте баллы, которые вы заработали во время урока. У кого получилось 21-23 балла - ставят себе отметку – 5, 16-20 баллов – 4, 10-15 баллов – 3. Кто получил дополнительные баллы в течение урока – дополнительная оценка. Выставление и комментирование отметок. - Кому понравилась своя работа на уроке? |
Оценивают свою работу на уроке Считают баллы |
||||||||||||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
|||||||||||||||
Дома я предлагаю вам прочитать п.37, ответить на вопросы №1-4, на дополнительную отметку выполнить кроссворд по теме урока. |
Записывают домашнее задание |
презентация "В городе богини Афины"
PPT / 2.28 Мб
рабочий лист к уроку "В городе богини Афины"
DOCX / 50.3 Кб
приложение
DOCX / 675.66 Кб
рисунки
DOC / 672 Кб
Плутарх
DOCX / 297.76 Кб
текст "Район Керамик"
DOCX / 11.78 Кб
конспект урока "В городе богини Афины"
DOC / 243 Кб