Тема урока: Звук в нашей жизни.
Место урока в теме: вводный урок по теме «Колебания. Волны. Звук»
Дидактические цели урока:
Формирование познавательных интересов (активное восприятие информации, умение работать с книгой и информационными источниками Интернета.
Показать учащимся общность законов живой и неживой природы. Углубить представления о взаимосвязи и обусловленности явлений, их познаваемости.
Формирование представлений о воздействии звука разных диапазонов на здоровье человека.
Образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока:
-
Повторить основные характеристики колебаний
Рассмотреть действие звука на организм человека и вытекающие отсюда проблемы.
Показать позитивное и отрицательно влияние звука.
Рассмотреть историю развития звука.
5. Расширить знания о способах уменьшения вреда шумов на организм.
Основополагающий вопрос: звук полезен человеку?
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
Как хорошо, что мне дано судьбою
Услышать голос мамы, шум прибоя
И трели соловьиной перелив,
И музыки чарующей мотив.
И можно мне на миг остановиться
И тишиной природы насладиться.
Но в этой тишине услышу я:
Шуршание листвы,
простой напев дождя.
Пусть эхо многократно повторит,
Что каждый здесь судьбу благодарит!
I. 1. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий, доски, мела и т.д.
Повторение материала
1. работа по вопросам
Найдите ответы на вопросы :
Приведите примеры колебательных движений.
Что является основным признаком колебательного движения?
Основные характеристики и формулы .
Если график зависимости координаты от времени представляет собой синусоиду (косинусоиду) – какой вид колебаний совершает тело?
Возмущения, распространяющиеся в пространстве называются…?
В каких средах возможно распространение упругих волн?
Записать формулы длины волны, скорости распространения волн и указать их единицы измерения.
2. решение задач.
1. по графику определить амплитуду, период, частоту.
2. Период колебания частиц воды равен 2 с. , а расстояние между смежными гребнями волн 6 м. определите скорость распространения этих волн.
3.математический маятник длиной 99,5 см. за 2 мин. совершил 60 колебаний. Определите период колебаний этого маятника и ускорение свободного падения в том месте, где находится маятник.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Мы обобщили и систематизировали знания о колебаниях и волнах. А сейчас перейдем к изучению звуковых явлений.
Звук является одним из видов колебательного движения. Звуки дают возможность людям общаться друг с другом, несут нам разнообразную информацию, доставляют эстетическое наслаждение, предупреждают об опасности. Вся жизнь человека связана со звуками. Тысячи звуков все время нас окружают от звука автомобиля до чуть слышимого шелеста травы.
А какова же история развития звука? Как использовали музыку жрецы Древнего Египта? Кто является основоположником экспериментальной акустики? Где использовались первые звуковые приборы и как они усовершенствовались? Какова роль музыки сегодня? На все эти вопросы мы попытаемся ответить на уроке.
Прослушивание видеоролика.
История развития звука
Обсуждение увиденного
Прослушав видеоролик ,мы узнали, что древние индийцы раньше других овладели высокой музыкальной культурой. Первые музыкальные приборы были созданы в театрах Древней Греции и Рима. Роберт Бойль впервые доказал, что воздух является проводником звука. А американский ученый Томас Эдисон изобрел устройство для записи и воспроизведения звука. Т.е. выяснили исторические моменты развития звука и звуковых приборов.
Давно известно, что обычная вода хранит информацию, которую ей передают с помощью звуковых вибраций. Наш организм более, чем на 80% состоит из воды, значит, он тоже записывает и хранит информацию звуковых вибраций. Поэтому для нашего здоровья далеко не безразлично, какую музыку мы слушаем.
Правильно подобранные звуковые колебания способны активизировать возможности человеческого организма. Так, различные культуры веками оттачивали обрядовую музыку.
Платон считал, что сила государства зависит от того, какую музыку слушает народ. Он предостерегал от использования хаотических и грубых ритмов. Аристотель смог правильно описать музыкальные лады, ведущие к изменению психики человека.
Но какую музыку предпочитают сейчас вы и ваши ровесники?
Какие мелодии вы выбираете для звонков своих сотовых телефонов?
9 – 11 классы 9 «А класс
Из диагностики мы видим, что поп музыка превосходит над классикой. Доказано, что лучшая музыка для уха – классика.
Шекспир как-то заметил: «Легкая мелодия - самый лучший утешитель для возбужденной фантазии и лекарство для мозга».
Сильными целебными свойствами обладает «Второй концерт Рахманинова». Давайте прослушаем отрывок из этого необыкновенного произведения.( прослушивание отрывка второго концерта Рахманинова).
Все мы разные по характеру, но для каждого из нас обязательно найдется множество прекрасных музыкальных произведений улучшающих наше физическое и эмоциональное состояние..
Рассмотрим диагностику класса по характеру ( она проводилась психологом и ее результаты вы видите на экране.
Ещё немецкий ученый Кирхер доказал, что:
«Меланхолики любят серьезную, грустную непрерывающуюся гармонию, сангвиники, благодаря легкой возбудимости, всегда привлекаются танцевальным стилем, а холериков танцы могут привести к воспалению желчи, флегматиков же трогают тонкие нежные голоса».
Проведены тысячи экспериментов на растениях, животных и людях, доказывающих влияние звука на живой организм.
В среднем активный человек вовлечен в речевое общение примерно 10 – 11 часов в сутки из них 75% он слушает и говорит и только 25% времени читает, пишет, работает на компьютере. Вот как велика звуковая нагрузка на человека.
На следующем этапе урока мне хочется рассмотреть положительное и отрицательное воздействие музыки на человеческий организм.
Презентация 1-ой группы: «положительное воздействие звука.»
Влиянием музыки на состояние здоровья человека люди интересовались с древних времен. Тогда же выявили и самый действенный с точки зрения лечебного эффекта компонент музыки – ритм. Доказано, что органная музыка Баха не вредит растению, а как бы сохранит его осанку. Мимоза и петунья от мажорных мелодий расцветают на 2 недели раньше.
Сегодня музыкальная терапия используется для боли, страха, напряжения, повышения тонуса организма, лечения депрессии, для мед. реабилитации и для сопровождения физических занятий.
В Германии «Музыка Акустического Резонанса» признана лечебной и распространяется через аптечную сеть, насчитывающую 22000 пунктов.
С начала 90-х годов в США доктор Шульман излечивает пациентов с помощью аудиокассет со звуками различных органов человека: сердца, лёгких, желудка.
Институты музыкальной терапии действуют в 15 странах, в том числе в Англии, Франции, Германии, США.
В России звукотерапия широко практикуется в Центральной поликлинике медицинской реабилитации МЧС России.
Словотерапия - тоже реальность. Некоторые слова и предложения, произнесенные с определенной интонацией, несут в себе энергетический целебный заряд. Перед вами на экране и в ваших буклетах несколько простых, но действенных китайских рецептов:
звук Ю - снимает болевые спазмы;
звуки А и О - приводят в действие весь организм, дают команду всем клеточкам настроиться на работу;
звук Н - активизирует творческие способности;
звук В - исправляет неполадки в нервной системе;
звук Е - прекрасный чистильщик организма от негативных эмоций;
звуки В, Н, М, Э - улучшают работу головного мозга.
Не случайно говорят, что одной музыкой можно исцелять, а другой - убивать.
Выясним какая музыка отрицательно воздействует на организм человека.
Презентация 2-ой группы: «отрицательное воздействие звука.»
Недавние исследования показали, что снижение слуха у жителей планеты происходит такими темпами, что в скором будущем этот недуг может оказаться настоящим бедствием. Какие же звуки оказывают отрицательное воздействие на организм человека и почему?
Доказано, что бурная музыка рок-н –рола может убить растение. Непрерывный многократный грохот бульдозера вызывает линьку перьев у водоплавающих птиц. Сильный шум доводит зверьков до такого исступления, что они убивают своих детенышей. Звуки – шумы определенного диапазона с частотой (2 – 3 кГц) и большой мощности вредны для людей. Исследования показали, что шум может являться раздражителем, который нарушает структуру и обмен веществ в клетке. При прослушивании рока слушатели погружаются в звуковой поток, лишаются возможности правильно ориентироваться, принимать самостоятельные решения.
При длительном воздействии на человека мощных звуков и шумов происходит перевозбуждение клеток коры головного мозга. В итоге: понижается острота звука, ускоряется процесс старения организма. Напряженное вслушивание в тишину, наоборот, повышает остроту слуха. Если сила звука выше 80 децибел, появляется опасность потери чувствительности находящихся в среднем ухе ворсинок-отростков слуховых нервов. Отмирание половины из них еще не ведет к ощутимой потере слуха. А если погибает больше половины-человек погружается в мир, в котором не слышно шелеста деревьев, жужжанья пчел.
Шум является косвенной причиной расстройства нервной системы человека (до психических заболеваний), ухудшения или потери зрения. Например, неожиданный шум может вызвать у детей слепоту или заикание. Дети особенно уязвимы к ухудшению слуха, связанному с вредным шумовым воздействием, причем, как правило, это происходит безболезненно и постепенно. Чрезмерный шум наносит вред микроскопическим сенсорным рецепторам, находящимся во внутреннем ухе ребенка.
Статистика проблем со слухом в России
В Республике Татарстан проживает 4339 человек не слышащих инвалидов. Среди них инвалидами первой и второй группы признаны 201 человек, третьей группы – 2016 человек. Из них не работают 1411 человек, работают на государственных предприятиях 1875 человек, среднее образование имеют 750 человек, высшее образование – 2 человека. Обучаются в школах, колледжах, ПТУ – 574 человека.
Среди родителей глухих детей 70% слышащих и, соответственно, 30% - не слышащих родителей.
Количество глухих людей в России растет и уже составляет порядка 13 млн. человек, сообщает Минздрав. В крупных городах, где шумовое загрязнение выше, проблемы слуха возникают почти в 2 раза чаще.
Учитель: Предлагаю проанализировать таблицу, которую вы видите на экране
V. закрепление материала:
Я вам предлагаю вспомнить все, о чем говорилось на уроке и заполнить таблицу
Положительное воздействие звука на организм человека |
Отрицательное воздействие звука на организм человека |
V. Итог урока.
Подвести итог выше сказанному мне хочется словами Еврипида: « Вокруг нас мир музыки. А большой он или маленький зависит от вас. Чем больше вы о нем знаете, тем больше этот мир. Молодость это лучшее время быть богатым или бедным в этом мире». Вы молоды, амбициозны и умны! Вы уже доказали, что знаете о музыке очень много, значит вы культурно богаты. Хочется надеется, что каждый из вас сделал для себя определенный вывод, который в дальнейшем поможет вам разобраться в огромном мире музыки и использовать его в положительных целях.
дом. задание.
П. 34.
Презентации « История создания духовых инструментов»
« История создания струнных инструментов.»