Методические рекомендации по проведению урока по ОБЖ на тему «Негативные факторы производственной среды»
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции» Чувашской Республики Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики |
Методические рекомендации по проведению урока по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»
на тему «Негативные факторы производственной среды»
ББК 74.47
УДК 379.851
Автор-составитель: Федотов Александр Петрович
преподаватель ОБЖ и БЖД
Методическая разработка содержит рекомендации по проведению урока безопасности жизнедеятельности по теме «Негативные факторы производственной среды». При проведении занятия используется самостоятельная работа обучающихся. Сопровождает урок авторская презентация. Данная работа может быть полезна преподавателям ОБЖ и БЖД профессиональных образовательных учреждений при проведении урока по теме «Негативные факторы производственной среды»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4
Основная часть 14
Заключение 43
Список литературы 50
Приложение 52
ВВЕДЕНИЕ
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и обучающегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки обучающихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал студентов знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у обучающихся искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Ответом на эти вопросы будет правильный выбор преподавателем технологии и методики обучения.
Для подготовки конкурентоспособных специалистов, готовых к эффективной профессиональной деятельности необходимо широко применять различные методы и технологии обучения.
Цель работы: выявление методики проведения занятия безопасности жизнедеятельности по теме «Негативные факторы производственной среды»
Задачи:
- провести анализ учебно-методической литературы и электронных изданий на предмет методики преподавания данной дисциплины
-проследить этапы проведения занятия;
-выявить эффективность обучения,
2. Разработать сценарий урока по безопасности жизнедеятельности по теме «Негативные факторы производственной среды» и методические рекомендации по проведению урока.
Практическая значимость
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования данной методической разработки в образовательном процессе преподавателей безопасности жизнедеятельности.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Рассмотрим методику проведения конкретного занятия по истории, который проводился в группе первого курса по специальности «Коммерция».
Разрабатывая урок, преподаватель должен придерживаться некоторых правил. Во-первых, конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в учебной программе. Отобрать учебный материал. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данной группе, разнообразные виды деятельности обучающихся и педагога на всех этапах урока. Определить формы контроля за учебной деятельностью обучающихся. Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап. Продумать форму подведения итогов урока. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Раздел рабочей программы: №1 Безопасность жизнедеятельности в производственной среде
Тема 10.1. «Негативные и вредные факторы производственной среды»
Тема учебного занятия: Негативные факторы производственной среды
Цель занятия: формирование знаний обучающихся о негативных факторах производственной среды
Задачи:
Образовательные:
- обеспечить знания основных определений и понятий, относящихся к негативным факторам;
- способствовать формированию знаний о последствиях воздействия и способах защиты
Развивающие:
способствовать развитию внимания, умения анализировать, применять знания в нестандартных ситуациях.
Воспитательные:
- формирование у студентов, будущих руководителей среднего звена, ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих людей.
На данном уроке формируются личностные, метапредметные и предметные компетенции обучающихся, изложенные в ФГОС СОО.
Организационная форма проведения занятия: формирование новых знаний
Методическая цель: демонстрация методики проведения занятия
Методическое обеспечение урока: видеофрагменты, раздаточный материал по теме урока, авторские кроссворды
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа
Методы контроля: устный опрос, текущее наблюдение, проверка выполнения заданий
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Междисциплинарные связи: Экология (понятие среда обитания) , Биология (патогенные микроорганизмы и пр.)
Внутридисциплинарные связи: Чрезвычайные ситуации
Материально-техническое оснащение занятия: мультимедиаппаратура, раздаточный материал к уроку, учебники
Э.А.Арустамов, Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, Г.В.Гуськов. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/ М.:Издательский центр “Академия”,2016.
Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник/ В.Ю.Микрюков.- М.: ФОРУМ, 2011. – 464 с.
Продолжительность урока: 90 минут
Структура урока:
1. Оргмомент (7 мин.)
2. Актуализация знаний (8 мин.)
3. Изучение нового материала (30 мин.)
4. Первичное закрепление (10 мин.)
5. Закрепление (30 минут)
5.Домашнее задание (2 мин.)
6. Рефлексия (3 мин.)
Сценарий проведения занятия
Урок начинается с организационного этапа, который необходим для подготовки обучающихся к работе на занятии, включения их в активную учебную деятельность, психологической установке на восприятие материала занятия. Этот этап длится 7 минут. Преподаватель приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих, проверяет внешний вид обучающихся и готовность рабочего места к уроку.
Далее преподаватель сообщает обучающимся ход урока, привлекая их к формулировке темы и цели урока вопросами.
Цель – это предполагаемый результат. Подводя итог обсуждения обучающимися предполагаемой цели, преподаватель озвучивает цель урока: сформировать представление о негативных производственных факторах. Чтобы достичь эту цель, необходимо рассмотреть влияние среды на организм человека, классификацию негативных факторов производственной среды и их источников. Обучающиеся осмысливают цель занятия.
После этого обучающиеся записывают план изучения темы.
План
Среда обитания (понятие), ее составляющие.Влияние среды обитания на организм человека.
Понятие об опасностях. Классификация негативных факторов среды обитания, их влияние на жизнедеятельность и здоровье человека.
Производственная среда
Классификация источников негативных факторов производственной среды.
На уроке ведется постоянная работа с новыми терминами и понятиями. С раздаточного материала обучающиеся записывают в тетрадь понятия «негативные факторы», «опасные факторы», определения закрепляются в течение пары и в ходе выполнения кроссворда в самостоятельной работе.
Актуализация знаний проводится в ходе устной беседы (8 минут). Преподаватель подводит обучающихся к изучению новой темы, подчеркивая ее актуальность и важность.
Обучающиеся пытаются ответить на поставленные вопросы, работая с раздаточным материалом (Приложение №2)
Важно обеспечить возникновение у обучающихся мотивации - внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей профессии. Мотивация призвана сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала. Преподаватель организует деятельность обучающихся на самостоятельное формирование мотивации учения, задавая вопрос «Зачем Вам, будущим коммерсантам и менеджерам, изучать эту тему?». Обучающиеся осмысливают значимость материала данного урока в формировании профессионального опыта.
Преподавателю также важно выяснить, что знают учащиеся по теме урока. Поэтому он в начале пары актуализирует знания по пройденным темам учебных предметов «Основы безопасности жизнедеятельности», «Биология», «Экология». Благодаря этой работе обучающиеся обнаруживают пробелы в своих знаниях и понимают необходимость изучения темы.
Изучение основного материала - главный целевой этап урока, на котором учащиеся непосредственно получают новые знания. На этом этапе, как уже было сказано выше, преподавателем должны быть подобраны задания, при выполнении которых учащиеся получают необходимые знания, навыки и умения. При подборке заданий педагогу желательно также помнить китайскую поговорку: "Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю".
Цель этого этапа урока – предоставить обучающимся достаточно информации для того, чтобы на ее основе выполнять практические задания, но за минимально короткое время.
Этап изучения нового материала или предоставления необходимой информации (30 минут) начинается с просмотра видеоуроков.
Источники:
«Производственные факторы опасные и вредные» https://youtu.be/WUHJ1MVRZ78 Видео урок: Опасный и вредный производственный фактор.
Затем преподаватель раскрывает основные вопросы изучаемой темы в ходе беседы.
Во время просмотра видеороликов и рассказа преподавателя обучающиеся знакомятся с основными пунктами плана.
Обучающиеся в ходе урока воспринимают, осмысливают, в тетрадях записывают термины, основные положения темы, составляя конспект в тетрадях. Изучив новый материал, обучающиеся обобщают информацию и отвечают на вопросы преподавателя по изучаемой теме:
1. Назовите составляющие среды обитания человека в современном мире.
2.Возможна ли жизнедеятельность человека без влияния факторов среды обитания?
3.Является ли жизнедеятельность человека однозначно опасной для него, или существует потенциальная опасность возникновения неблагоприятного влияния факторов окружающей среды?
4.В чем различие опасного вредного фактора от вредного производственного фактора?
5.Назовите группы негативных факторов производственной среды.
Таким образом происходит первичное закрепление изучаемого материала (10 минут).
При продолжительности занятия 90 минут обязательно использовать физкультминутки, которые поддерживают здоровье обучающихся.
Закрепление - важный этап урока, не только повышающий эффективность усвоение материала в целом, заинтересованность обучающихся, но и формирующий в сознании учащихся последовательную логическую структуру знаний и методов, применяемых в данном предмете, а не разрозненную россыпь сведений.
Второй частью первичного закрепления является заполнение студентами таблицы (по вариантам) с последующей проверкой правильности ее заполнения (Два студента выходят к доске).
До начала пары таблицы подготовлены с оборотной стороны доски. Студенты лишь вписывают примеры в каждый столбик.
Вариант1: Заполнить таблицу «Классификация видов опасностей среды обитания», используя материал лекции (записать по 3 примера в каждом столбце).
Виды опасностей среды обитания | |||
Природные катаклизмы | Техногенные опасности | Экологические опасности | Социальные опасности |
Вариант 2: Заполнить таблицу «Классификация негативных факторов производственной среды», используя материал лекции (записать по 3 примера в каждом столбце).
Группы негативных факторов производственной среды | |||
Физические | Химические | Биологические | Психофизиологические |
Закрепление базисного уровня проводится в форме самостоятельной работы студентов. Цель – усвоение учебного материала, достижение результата урока.
С целью закрепления студенты отвечают на вопросы теста (Приложение) и разгадывают кроссворд (Приложение)
Анализ и оценка успешности достижения цели урока проводится на заключительном этапе занятия.
Студенты сдают работы и делают вывод об усвоении данной темы.
Оценивание – важный стимулирующий компонент урока. Оценивание должно быть гибким, наглядным, непредвзятым и справедливым. Только в этом случае оно будет действовать, как стимулятор, в противном случае оно может послужить основной причиной отторжения от предмета и падения заинтересованности, поэтому здесь надо быть особенно осторожным.
Далее преподаватель проводит инструктаж о целях, видах и способах выполнения домашней работы (2 мин.).
Задание - изучить конспект лекции, рассмотреть возможные варианты защиты человека от негативных факторов производственной среды.
Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.
Рефлексия является самым важным компонентом интерактивного обучения на уроке. Она предоставляет учащимся возможность:
осознать, чему они научились;
припомнить подробности своего опыта в этой работе;
оценить собственный уровень понимания и усвоения учебного материала и четко планировать реальные шаги его дальнейшего усвоения;
сравнить свое восприятие с мыслями, взглядами, чувствами других, коррекция определенных позиций;
как постоянный элемент обучения приучать обучающихся к рефлексии в реальной жизни, осознавая свои действия и прогнозируя дальнейшие шаги;
преподавателю: посмотреть реакцию обучающихся на обучение и внести необходимые коррективы.
Рефлексия применяется после самых важных интерактивных упражнений, после урока, после окончания определенного этапа обучения.
Вопросы итоговой рефлексии, которые задаются преподавателем в конце урока:
Как бы вы назвали урок?
Какова тема сегодняшнего урока?
Какова цель урока?
Что было самым важным на уроке?
Что для тебя было легко (трудно)?
Доволен ли ты своей работой?
За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одногруппников?
Функции итогового этапа урока:
-выяснить содержание проделанного;
-сравнить ожидаемые результаты с реальными;
-проанализировать, почему все проходило так, а не иначе;
-сделать выводы;
-закрепить или скорректировать усвоенное;
-наметить новые темы для обсуждения;
-установить связь между тем, что нужно усвоить, чему нужно научиться.
В конце урока можно организовать рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одногруппниками с целью развития коммуникативных способностей обучающихся с помощью «смайликов» студенты на листочках с работой, которую сдают преподавателю, изображают смайлик, отражающий их эмоциональное настроение.
Самооценка: как я усвоил материал:
- получил прочные знания, усвоил весь материал
- усвоил материал, но есть над чем еще поработать - усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы
Из всего вышесказанного следует: ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой обучающимся в рамках обучения информации, что представляется практически невыполнимой задачей без привлечения современных технологий. С помощью различных методов обучения, без привлечения больших финансовых, а также временных затрат, вполне возможно увеличить эффективность обучения и качество образования в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) подготовки специалиста по направлениям подготовки образовательными учреждениями среднего профессионального образования, на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
В процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на те методы, при которых слушатели идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение
Преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности обучающихся, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
В данной методической рекомендации предложены к рассмотрению методы и формы обучения на уроке «Безопасность жизнедеятельности» по теме «Негативные факторы производственной среды».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Э.А.Арустамов, Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, Г.В.Гуськов. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/ М.:Издательский центр “Академия”,2016.
Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник/ В.Ю.Микрюков.- М.: ФОРУМ, 2011. – 464 с.
Видеоресурс
Производственные факторы опасные и вредные
https://youtu.be/WUHJ1MVRZ78 Видео урок: Опасный и вредный производственный фактор.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
1 вариант
3 | 9 | |||||||||||||||||
8 | 11 | |||||||||||||||||
2 | 12 | |||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||
По горизонтали
……обитания. 5. Факторы среды и трудового процесса, которые могут вызывать профессиональную патологию или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту, привести к нарушению здоровья потомства. 6. К какой группе негативных факторов относятся шум, вибрация, электрический ток.7. К какой группе негативных факторов относятся радиоактивные вещества, пестициды, тяжелые металлы. 10. Система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое
По вертикали:
Факторы производственной среды, оказывающие отрицательное влияние на организм человека, его здоровье и потомство. 3. К какой группе негативных факторов относятся воздействие патогенных микроорганизмов (бактерии, вирусы, грибы), растений, животных. 4. К какой группе травм относятся ожоги и обморожения. 8. Функция организма, связанная с воспроизведением потомства. 9. Чрезвычайные ситуации, связанные со значительным изменением состояния окружающей среды, возникшие в результате стихийного бедствия или хозяйственной деятельности человека. 11. Негативное свойство окружающей среды, способное причинять ущерб здоровью и жизни человека. 12. Состояние деятельности, при которой, с определенной вероятностью, исключается потенциальные опасности.
Ответы:
3б | 9э | |||||||||||||||||
и | 8р | к | 11о | |||||||||||||||
о | е | о | п | |||||||||||||||
2н | л | п | л | а | 12б | |||||||||||||
е | 4т | о | р | о | с | е | ||||||||||||
г | е | г | 10о | р | г | а | н | и | з | м | ||||||||
1с | р | е | д | а | р | и | д | и | о | о | ||||||||
т | м | ч | у | ч | с | п | ||||||||||||
6ф | и | з | и | ч | е | с | к | и | е | т | а | |||||||
в | ч | с | т | с | ь | с | ||||||||||||
5в | р | е | д | н | ы | е | к | и | к | н | ||||||||
ы | с | и | в | и | о | |||||||||||||
7х | и | м | и | ч | е | с | к | и | е | н | е | с | ||||||
и | а | т | ||||||||||||||||
е | я | ь | ||||||||||||||||
2 вариант
9 | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 8 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||
Ответы:
9ф | |||||||||||||||||||
и | |||||||||||||||||||
1р | 2б | 8с | з | ||||||||||||||||
е | и | 7б | р | и | |||||||||||||||
п | о | е | е | ч | |||||||||||||||
р | л | з | д | е | |||||||||||||||
о | о | 10о | п | а | с | н | о | с | т | ь | |||||||||
д | 6х | г | п | к | |||||||||||||||
у | 5м | и | и | а | и | ||||||||||||||
к | 3т | е | р | м | и | ч | е | с | к | и | е | е | |||||||
т | х | и | е | н | |||||||||||||||
и | а | ч | с | 12о | р | г | а | н | и | з | м | ||||||||
4в | р | е | д | н | ы | е | к | с | |||||||||||
н | и | с | и | 13т | р | а | в | м | ы | ||||||||||
а | ч | к | е | ь | |||||||||||||||
я | е | и | |||||||||||||||||
с | е | ||||||||||||||||||
к | |||||||||||||||||||
11н | е | г | а | т | и | в | н | ы | е | ||||||||||
е |
По горизонтали: 3. К какой группе травм относятся ожоги и обморожения? 4. Факторы среды и трудового процесса, которые могут вызывать профессиональную патологию или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту, привести к нарушению здоровья потомства. 10. Негативное свойство окружающей среды, способное причинять ущерб здоровью и жизни человека. 11. Факторы производственной среды, оказывающие отрицательное влияние на организм человека, его здоровье и потомство. 12. Система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.
По вертикали:
Функция организма, связанная с воспроизведением потомства. 2. К какой группе негативных факторов относятся воздействие патогенных микроорганизмов (бактерии, вирусы, грибы), растений, животных. 5. Вид травм, к которым относятся переломы, ушибы, вывихи, растяжения и т.тд. 6. К какой группе негативных факторов относятся радиоактивные вещества, пестициды, тяжелые металлы. 7. Состояние деятельности, при которой, с определенной вероятностью, исключается потенциальные опасности.
Приложение 2
ТЕСТ Вариант 1
1. Дайте определение термину «среда обитания» | |
2. Как называют негативные воздействия, возникающие периодически или постоянно в системе «человек- среда обитания»? | А) чрезвычайные ситуации Б) опасности В) происшествия Г) катаклизмы |
3. Как называется вероятность реализации негативного воздействия в зоне пребывания человека? | А) чрезвычайные ситуации Б) чрезвычайные происшествия В) опасность Г) реальная опасность Д) риск (потенциальная опасность) |
4. Возможно ли существование и жизнедеятельность человека в условиях абсолютной безопасности? | А) да, потому что в современном мире исключены все негативные воздействия на человека и среду обитания Б) нет, потому что всегда существует потенциальная опасность воздействия негативных факторов на человека и среду обитания В) да при условии соблюдения всех норм безопасности |
5. Какой производственный фактор называют вредным? | А) фактор, негативное воздействие которого на человека приводит к ухудшению самочувствия Б) фактор, негативное воздействие которого на человека приводит к травме В) фактор, негативное воздействие которого на человека приводит к заболеванию Г) фактор, негативное воздействие которого на человека приводит к летальному исходу Д) все ответы верны |
6. Какие показатели характеризуют критерии воздействия на человека различных негативных факторов физической природы (шум, вибрации, ультразвук, пониженная температура и т.д.)? | А) ПДК (предельно допустимая концентрация) Б) ПДУ (предельно допустимый уровень) В) ПДВ (предельно допустимый выброс) Г) ПДС (предельно допустимый сброс) |
7. Перечислите основные формы физического труда | А) механизированный труд Б) управленческий труд В) формы труда, требующие значительной мышечной активности Г) операторский труд |
8. Перечислите травмоопасные производственные факторы: | А) падающие предметы; Б) высота; В) пониженная температура воздуха; Г) движущиеся машины и механизмы; Д) электрический ток. Е) все вышеперечисленные |
9. Какие условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест? | А) оптимальные; Б) допустимые; В) вредные; Г) экстремальные. |
10. Разгадать кроссворд. |
Вариант 2
1. Дайте определение термину «производственная среда» | |
2. Проявление какого рода опасности в наименьшей степени связано человеческим фактором? | А) социальные опасности Б) техногенные опасности В) природные катаклизмы Г) экологические опасности |
3. Как классифицируют опасности по вероятности воздействия на человека и среду обитания | А) природные, техногенные, антропогенные Б) реальные и нереальные В) потенциальные, реальные, реализованные Г) мотивированные и немотивированные Д) все варианты верны |
4. Что такое безопасность? | А) полное отсутствие опасностей Б) состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех неблагоприятных факторов не превышает максимально допустимых значений В) опасность, которая представляет угрозу общего характера, не связанная с пространством и временем воздействия |
5. Какой производственный фактор называют опасным? | А) фактор, негативное воздействие которого на человека приводит к ухудшению самочувствия Б) фактор, негативное воздействие которого на человека приводит к травме В) фактор, негативное воздействие которого на человека приводит к заболеванию Г) фактор, негативное воздействие которого на человека приводит к летальному исходу Д) все ответы верны |
6. Какие показатели характеризуют критерии воздействия на человека различных негативных факторов химической и биологической природы (радиоактивность, содержание вредных веществ в воздухе и воде и т.д.)? | А) ПДК (предельно допустимая концентрация) Б) ПДУ (предельно допустимый уровень) В) ПДВ (предельно допустимый выброс) Г) ПДС (предельно допустимый сброс) |
7. Перечислите основные формы умственного труда | А) механизированный труд Б) управленческий труд В) формы труда, требующие значительной мышечной активности Г) операторский труд Д) труд учёных,преподавателей |
8. Какие формы труда характеризуются гипокинезией? | А) операторский труд Б) труд медицинских работников В) творческий труд Г) физический труд Д) все вышеперечисленные |
9. Какие условия труда характеризуются наличием факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих воздействие на организм работающего и (или) его потомство? | А) оптимальные; Б) допустимые; В) вредные; Г) экстремальные. |
10. Разгадать кроссворд. |
Приложение 3
Сценарий урока
Негативные факторы производственной среды
Предмет: БЖД
Курс 2 группа № КО-1/17
Специальность: Коммерция
Преподаватель: Федотов Александр Петрович,
Тема урока: «Негативные факторы производственной среды»
Продолжительность урока: 90 минут
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: сформировать знания по данной теме
Задачи:
- подготовить студентов к восприятию нового материала.
сформировать умение классифицировать негативные факторы
осуществить проверку знаний с помощью вопросов.
способствовать развитию внимания, умения анализировать, применять знания в нестандартных ситуациях.
Используемая литература:
Э.А.Арустамов,Н.В.Косолапова,Н.А.Прокопенко,Г.В.Гуськов.Безопасность жизнедеятельности:учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/ М.:Издательский центр “Академия”,2016.
Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник/ В.Ю.Микрюков.- М.: ФОРУМ, 2011. – 464 с.
Методы и приемы обучения: рассказ с элементами беседы, объяснение, рефлексия.
Структура урока:
1. Оргмомент (7 мин.)
2. Актуализация знаний (8 мин.)
3. Изучение нового материала (30 мин.)
4. Первичное закрепление (10 мин.)
5. Закрепление (30 минут)
6.Домашнее задание (2 мин.)
7. Рефлексия (3 мин.)
Ход урока
Организационный момент:
приветствие студентов;
проверка явки студентов на занятие;
информирование о предстоящей деятельности.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
2. Актуализация знаний студентов
Преподаватель интересуется уровнем знаний по данной теме из смежных дисциплин с помощью опроса.
Изучение нового материала
План изложения нового материала:
1.Среда обитания (понятие), ее составляющие.. Влияние среды обитания на организм человека.
Понятие об опасностях. Классификация негативных факторов среды обитания, их влияние на жизнедеятельность и здоровье человека.
Производственная среда
Классификация источников негативных факторов производственной среды.
Прсмотр видеороликов и рассказ –беседа.
Первичное закрепление
Вопросы:
1.Назовите составляющие среды обитания человека в современном мире.
2.Возможна ли жизнедеятельность человека без влияния факторов среды обитания?
3.Является ли жизнедеятельность человека однозначно опасной для него,или существует потенциальная опасность возникновения неблагоприятного влияния факторов окружающей среды?
4.В чем различие опасного вредного фактора от вредного производственного фактора?
5.Назовите группы негативных факторов производственной среды.
Заполнение таблицы по вариантам:
Вариант1:Заполнить таблицу «Классификация видов опасностей среды обитания», используя материал лекции.
Виды опасностей среды обитания | |||
Природные катаклизмы | Техногенные опасности | Экологические опасности | Социальные опасности |
Вариант 2:Заполнить таблицу «Классификация негативных факторов производственной среды», используя материал лекции.
Группы негативных факторов производственной среды | |||
Физические | Химические | Биологические | Психофизиологические |
5.Закрепление
Самостоятельная работа по вариантам, которая включает в себя ответы на вопросы теста и разгадывание кроссворда.
6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Изучить конспект, подготовиться к тесту по данной теме
7. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Что нового вы сегодня узнали?
С каким настроением вы покидаете занятие?