Урок «Нуклеиновые кислоты: классификация, строение, функции» (Биология, 9 класс)
Презентация ДНК, РНК
PPTX / 1008.51 Кб
/data/files/m1609588071.pptx (Презентация ДНК, РНК)
Инструктивная карта ученика
DOCX / 19.72 Кб
/data/files/b1609588095.docx (Инструктивная карта ученика)Технологическая карта урока
Нуклеиновые кислоты: классификация, строение, функции
Класс: 9 (ФГОС)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Тема урока | Нуклеиновые кислоты. |
Цель урока | Сформировать у учащихся знания о нуклеиновых кислотах. |
Задачи урока | Познавательные: Изучить особенности строения нуклеиновых кислот как биополимеров, их функции в хранении и передаче наследственной информации. Регулятивные: Развивать умения определять длину и количество нуклеотидов. Коммуникативные: Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию. Личностные: Формировать культуру умственного труда, умение грамотно изложить свою точку зрения. умение грамотно изложить свою точку зрения. |
Формирование УУД | Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера. |
Основные понятия | Нуклеиновые кислоты, нуклеотид, ДНК, РНК, репликация, комплементарность. |
Формы урока | Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально. |
Методы | Репродуктивный, частично-поисковый, словесный. |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний Учащимся предлагается выполнить задание в инструктивных картах по темам прошлого урока «Белки и их строение». Провести взаимопроверку. | Учащиеся вспоминают строение и свойства белков. Записывают ответы в тетради. Меняются тетрадями и проводят взаимопроверку. | ||||||||||||||||||||||||
Мотивация, целеполагание, планирование 1) дайте определение понятию биополимеры (Сложные органические соединения, входящие в состав клеток живых организмов); 2) что такое полимер? (Цепь, состоящая из многочисленных звеньев – мономеров); 3) Приведите пример полимеров (полисахариды, белки) Сегодня мы поговорим о веществах, которые отвечают за хранение наследственной информации. Встречаются они в ядре (по латыни «ядро» - нуклеус). Имеют кислую среду, поэтому они называются … Записать на доске Нуклеиновые кислоты мы будем изучать по такому же плану, что и все органические вещества. Что сегодня мы о них узнаем? Запись на доске: Строение Функции Место в клетке или Нуклеиновые кислоты: классификация, строение, функции | Ответы учащихся Формулируют тему | ||||||||||||||||||||||||
Открытие нового знания Нуклеиновые кислоты были открыты в 60-х годах 19 века швейцарским ученым Мишером. Он их обнаружил в ядрах клеток и назвал нуклеином .Однако в связи с недостаточным уровнем развития лабораторной техники установить точное химическое строение нуклеина Мишер не смог. Лишь к концу 30-х годов 20 столетия был уточнен химический состав нуклеиновых кислот, а также установлено, что имеется два типа нуклеиновых кислот ДНК и РНК и что они входят состав клеток всех без исключения живых существ на Земле. Для изучения нового материала вам необходимо ответить на вопросы инструктивной карты. Самостоятельная работа в парах с помощью инструкционной карты и учебника. (задание 2) Этап первичного закрепления По окончании работы с инструкционной картой фронтальное обсуждение ответов учащихся и корректировка через показ слайдов. Примерные вопросы: -какие вещества называют нуклеиновыми кислотами? (Нуклеиновые кислоты - высокомолекулярные органические соединения, обеспечивающие хранение и передачу наследственной (генетической) информации в живых организмах из поколения в поколении). - какие типы нуклеиновых кислот существует? (ДНК и РНК); - где в клетке содержится ДНК? (Ядро, митохондрии, хлоропласты); - что является мономерами нуклеиновых кислот? (Нуклеотид); -каковы особенности строения нуклеотидов ДНК? (Азотистое основание, углевод дезоксирибоза и остаток фосфорной кислоты); -каковы особенности строения нуклеотидов РНК? (Азотистое основание, углевод рибоза и остаток фосфорной кислоты). Игра «Кто быстрее?» Заполните таблицу, которая демонстрируется на интерактивной доске. Сходство и различия молекул ДНК и РНК.
Физкультминутка | Учащиеся работают с инструктивными картами Ответы учащихся | ||||||||||||||||||||||||
В конце 19 века было известно, что в ядре находятся хромосомы, которые состоят из ДНК и белка. Знали, что ДНК передает наследственную информацию, но главное оставалось тайной. Как же работает такая сложная система? Решить эту задачу можно было, только узнав устройство загадочной ДНК. После 2-х лет кропотливой работы ученые Дж. Уотсон и Ф.Крик предложили изящную и простую модель молекулы ДНК. Потом еще 10 лет после этого открытия ученые разных стран проверяли догадки Уотсона и Крика, и, наконец, вердикт был вынесен: “Все верно, ДНК устроена именно так!” Уотсон, Крик и Моррис Уилкинс получили за это открытие в 1953 году Нобелевскую премию.В апреле 1953 года великий датский физик Нильс Бор получил письмо от американского ученого Макса Дельбрюка, где он писал:"Потрясающие вещи происходят в биологии. Мне кажется, что Джеймс Уотсон сделал открытие, сравнимое с тем, что сделал Резерфорд в 1911 году (открытие атомного ядра)". - Какая прослеживается закономерность в расположении азотистых оснований? (При образовании двойной спирали ДНК азотистые основания одной цепи располагаются в строго определенном порядке против азотистых оснований другой. Обнаруживается важная закономерность: против аденина одной цепи всегда располагается тимин другой цепи, против гуанина – цитозин, и наоборот.) - Какой принцип называют принципом комплементарности? (Принцип дополнения одного азотистого основания другим.) Просмотр видео «Репликация ДНК» Учитель объясняет комплементарное строение ДНК, правило Чаргаффа. Приводит пример решения задачи на правило Чаргаффа. Достройте вторую цепь ДНК -.. В молекуле ДНК содержится 31% гуанина. Определите, сколько (в %) в этой молекуле содержится других нуклеотидов Включение нового знания в систему знаний Решение заданий 3 в инструктивной карте | Учащиеся внимательно слушают. Решают вместе с учителем, затем выполняют практическую работу. сдают на проверку. | ||||||||||||||||||||||||
Рефлексия и оценивание Закончите предложения А вы знаете, что сегодня на уроке я... Больше всего мне понравилось... Самым интересным сегодня на уроке было... Самым сложным для меня сегодня было... Сегодня на уроке я почувствовал Сегодня я понял... Сегодня я научился... Сегодня я задумался.... Сегодняшний урок показал мне | Учащиеся заканчивают предложения
| ||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание п.9, доделать упр. в карте | Учащиеся записывают домашнее задание. |