Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Четырехугольники»
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Четырехугольники»
Геометрия 8 класс
Цели урока:
- систематизировать и обобщить основные свойства и признаки четырехугольников, установить связь между фигурами, изучаемыми в данной теме;
- развивать умение анализировать, систематизировать, классифицировать, проводить логические обоснования, развивать математический кругозор, любознательность;
- воспитывать взаимопомощь, ответственность, уважительное отношение к другому человеку.
Оборудование и учебно-методическое обеспечение:
компьютер, проектор.
План урока:
1. Организационный момент. (2 минуты)
2. Мотивация, определение темы, целей и задач. (2 минуты)
3. Актуализация опорных знаний учащихся. (5 минут)
4. Решение задач. (10 минут)
5. Физкультминутка. (2 минуты)
6. Из «жизни» четырехугольников. (5 минут)
7. Решение практической задачи. (5 минут)
8. Выступления учащихся. (5 минут)
9. Рефлексия и подведение итогов урока (2 минуты)
10. Домашнее задание. (2 минуты)
Ход урока:
1. Здравствуйте, ребята! Садитесь.
2. Скажите, какие геометрические фигуры мы с вами изучали? (Четырёхугольники).
Сегодня заключительный урок по теме «Четырёхугольники», урок обобщения и систематизации знаний.
Запишите в тетрадях число и тему урока. (Учитель пишет на доске).
Давайте сформулируем цели урока.
(Повторить всё, что мы знаем о четырёхугольниках, применить полученные знания при решении задач).
3. - Какие виды четырехугольников мы знаем? (Выпуклые и невыпуклые). Прикрепляют на доске.
- Какие выпуклые четырёхугольники вам известны? (Параллелограмм, прямоугольник, ромб и квадрат, трапеция). Прикрепляют на доске.
- Вспомним определения этих фигур. (Дают определения).
А теперь послушайте сказку.
В стране Четырёхугольников жил Параллелограмм и было у него три сына: Прямоугольник, Ромб и Квадрат. Семья их была очень дружной, потому что у них было много общего. Что у них общего? (Перечисляют общие свойства параллелограмма, прямоугольника, ромба и квадрата, прикрепляют с помощью магнитов на доске).
Но, несмотря на то что сыновья были очень похожи на своего отца, всё же каждый из них был хорош по-своему. (Вспоминаем особые свойства прямоугольника, ромба и квадрата и прикрепляем на магнитах).
Однажды в дом к параллелограммам постучалась незнакомка (показать трапецию) и говорит: «Я тоже параллелограмм! Пустите меня к себе жить».
Как узнать, является данная фигура параллелограммом или нет? (Вспоминаем признаки параллелограмма).
Поселилась трапеция в отдельном домике и вскоре появились у неё две подружки. (Показать прямоугольную и равнобедренную трапеции). Как они называются, какими свойствами обладает равнобедренная трапеция?
Вид доски:
4. Молодцы ребята!
Много задач о параллелограммах встречается на экзамене.
Решим некоторые из них (презентация).
1) Выберите верное утверждение:
- У прямоугольника диагонали взаимно перпендикулярны.
- Квадрат нельзя назвать ромбом.
- И у квадрата, и у прямоугольника все углы прямые.
2) Выберите неверное утверждение:
- У квадрата и у ромба диагонали взаимно перпендикулярны.
- У квадрата, и у ромба, и у прямоугольника диагонали равны.
- У ромба углы могут быть не равными 90°.
3) Найдите углы параллелограмма, если его диагональ образует с одной из его сторон углы, равные 45° и 25°.
4) Найдите периметр прямоугольника, если биссектриса угла D делит сторону АВ на отрезки АО= 12см и ОВ= 4см.
5) Периметр ромба равен 68 см, тупой угол в нем равен 120°. Найдите меньшую диагональ ромба.
5. Физкультминутка.
Игра «Угадай фигуру».
Пять учащихся выходят к доске и встают лицом к классу. Учитель показывает фигуру (учащиеся у доски не видят её). Один ученик из класса объясняет, что это за фигура, не называя её. Ученик, стоящий у доски, угадывает фигуру. Если не угадал, выбывает из игры (садится). Выигрывает тот, кто угадал больше фигур.
6. Доклад «Параллелограммы вокруг нас».
7. Практико-ориентированная задача (решают в парах).
Необходимо покрыть двускатную крышу металлочерепицей. Размер крыши 4 х 6 м, размер листа металлочерепицы 1120 х 2000 мм. Цена листа 300 руб. за 1 м2. Сколько листов потребуется? Какова стоимость металлочерепицы?
8. А теперь послушаем выступления ребят (стихи, сказки, загадки о параллелограммах).
9. Рефлексия.
Ребята, давайте подведём итоги урока. Достигли ли мы поставленной цели? Понравился ли вам наш урок? (Мнения учащихся).
10. Домашнее задание.
Изготовить буклет, в котором отобразить определения, свойства и признаки изученных четырёхугольников.