12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Арбузова Ольга Олеговна55

Арбузова Ольга Олеговна, учитель русского языка и литературы, муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия №37», г. Казань, Республика Татарстан



Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе «Имя прилагательное»


Цели урока

1) Обучающая-повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное»; закрепление орфографических навыков правописания прилагательных, закрепление умения употреблять прилагательные в речи, правильно сочетая с существительными, отличать их от других частей речи,

2) Развивающая - развитие орфографической зоркости, навыков лингвистического анализа, монологической речи, работы с текстами, развитие умения определять разряды прилагательных; развитие умения правильно образовывать прилагательные;

3)Воспитывающая-воспитание интереса к изучению русского языка, изучению достопримечательностей и истории родного края

Планируемые результаты:
Предметные: развитие умения определять разряды прилагательных, правильно образовывать прилагательные, краткую форму прилагательных; развитие умения видеть орфограммы в прилагательных, выбирать написание в соответствии с правилом, развитие творческих способностей детей.

Метапредметные: владение навыками лингвистического анализа; умения определять основную мысль текста, анализировать свою учебную деятельность, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности, развитие логического мышления, внимания, памяти, формирование умения определять цель предстоящей деятельности, целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи.
Личностные – формирование способности к самооценке, воспитание интереса к изучению русского языка, толерантности.
Метод: системно-деятельностный

Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал с текстами, тесты, письмо, мыши и нарисованные домики.


Ход урока

I. Организационный этап

- Здравствуйте, ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Желаю вам плодотворно поработать сегодня и усвоить все, о чем мы будем говорить. Садитесь. Запишите число и классную работу.

II. Актуализация

- Мне бы хотелось начать урок со странного письма, которое пришло по электронной почте в нашу школу.

Слайд1 Уважаемые шестиклассники!

Пишет вам работник исторического музея. Недавно я решил прочитать легенду о казанском коте, которую я очень люблю, но, открыв ее, увидел, что из текста пропали слова. Помогите восстановить их.

- Ребята, посмотрите у вас на партах лежат тексты этой легенды с пропущенными словами. У этих слов есть особые приметы: отзываются на вопрос какой?чей?, легко приспосабливаются к любому предмету.

- Ребята, слова какой части речи пропущены в данном тексте?

(прилагательное)

- Давайте поможем вернуть прилагательные в данный текст и согласуем их с существительными грамматически и по смыслу.

Слайд2 (На слайде слова) Мудрый, простой, императорский, толстый, рыжий, прекрасный, красивый, казанский, уникальный, огромный, старый, добрый.

Учащиеся вставляют пропущенные слова в текст.

Слайд3 (проверка с эталона) Итак, что же у нас получилось? У всех ли так? (учитель читает текст)

Однажды мудрая царица Елизавета приехала в славный город Казань и остановилась в простом купеческом доме, поскольку не были построены еще тогда императорские квартиры. И увидела Елизавета, что по дому ходят толстые рыжие коты.

-Что за порода такая? – поинтересовалась царица.

- Это порода особая. Казанские коты – прекрасные мышеловы и крысоловы, - ответили ей.

Тогда царица приказала собрать 30 красивых казанских котов. Увезла их с собой в Петербург, и приняли котов на государственную службу. Стали они ловить крыс и мышей в подвалах Эрмитажа, потому что мышеловки мышеловками, но лучше котов казанских с делом государственной важности – охраной уникальных шедевров Эрмитажа – до сих пор никто не справлялся.

Таким образом, коты помогли извести грызунов. Нынешние же потомки тех самых увезенных когда-то из Казани котов сейчас живут в Государственном Эрмитаже. В благодарность за боевую отвагу, каждое 1 апреля сотрудники музея устраивают для них праздник живота - балуют всякими кошачьими вкусности в огромном количестве. Потомки казанских котов это ценят, и не дают покой мышам, как и в старые добрые времена.

В 21 веке в память об этом событии коту казанскому поставили памятник на улице Баумана в Казани и на берегу озера Раифского Богородицкого Монастыря в окрестностях Казани.

Слайд4

- Видели ли вы этот памятник?

- А знали ли вы, почему поставили памятник коту?

- Теперь вы знаете, чем заслужил простой кот такой красивый памятник.

- А теперь докажите, что слова, которые вы вставили в текст это имена прилагательные. Как вы будете это доказывать?

(Ученики называют морфологические признаки им.прилагательных - обозначают признак предмета, отвечают на вопрос какой?, являются определением, имеют род, число, падеж, степени сравнения, бывают полные и краткие)

- Итак, мы подошли к теме нашего урока. О чем пойдет речь сегодня на уроке?

(Об имени прилагательном, его морфологических признаках)

- Запишем тему урока в тетрадь.

Слайд5

- Посмотрим на экран и проверим, все ли признаки прилагательного мы назвали? (читает ученик)

1) Обозначает признак предмета

2)Отвечает на вопросы какой?какая?какое?какие?

3) Постоянные признаки: разряд по значению

4) Непостоянные признаки: степень сравнения, краткая и полная форма (качественные)

род, число, падеж

5) Синтаксическая роль


III Формирование УУД

1)

-Попрактикуемся в выделении морфологических признаков прилагательных.

Слайд6 - На экране вы видите прилагательные, ваша задача образовать от них краткие.

Добрый, старый, казанский, прекрасный, уникальный, простой, государственный, кошачий

(ученики записывают в тетрадь)

- От всех ли слов получилось образовать краткую форму?

- Почему не получилось образовать от других слов?

(это относительные и притяжательные имена прилагательные)

Слайд7 – Проверим, как вы справились.

(Проверка по эталону на проекторе)

На слайде: Добр, стар, прекрасен, уникален, прост

2) - Исходя из прочитанной легенды, какие можно подобрать определения коту?

(добрый, толстый, рыжий, казанский, мудрый, красивый)

- Образуйте от них все степени сравнения, сравнительную и превосходную:

Например, добрый- добрее, более добрый, добрейший, самый добрый


3) –Вы знаете, там, где есть кот, там есть и мыши. Посмотрите на доску, вы видите мышей, для того, чтобы наш кот казанский не поймал заморских гостей, поможем им добраться до их домиков. На домиках указаны разряды прилагательных – качественные, относительные, притяжательные. Перевернув мышку, вы увидите прилагательные, определив разряд которых вы отправите мышку в тот или иной домик. Выходим по одному (ученики работают)

Слайд8 -Проверим все ли мышки в своих домиках. 1 ряд проверяет качественные, 2 ряд относительные и 3 ряд притяжательные. (Проверка по эталону на проекторе)

Качественные / Относительные / Притяжательные

важный вчерашний Орлиный

Узкий Стальной заячий

Робкий Зимний Папин

сладкий Каменный Лисий

Смелый игровой мышиный


IV. Закрепление

Работа в группах

- Вернемся к тексту нашей легенды. Ваша задача сделать морфологический разбор одного выделенного прилагательного в тексте. (На экране предложения)

Слайд9

1 ряд Тогда царица приказала собрать 30 красивых казанских котов.

2 ряд И увидела Елизавета, что по дому ходят толстые рыжие коты.

3 ряд Однажды мудрая царица Елизавета приехала в славный город Казань.

Проверка

V. Игра

- Каких героев мультфильмов – котов вы знаете?

(Матроскин, Том, Леопольд)

Слайд 10- Ну и конечно, вам знаком этот персонаж?

(да, это кот Леопольд)

- Чему всегда учил кот Леопольд?

(жить дружно, быть добрым)

- А кто постоянно мешал Леопольду и вредил ему?

(Мыши)

Слайд11 (работа по вариантам).

- Теперь представим, что мы герои мультика:

1 вариант - Кот Леопольд расскажет, какими он хочет видеть всех детей на свете: славными, добрыми,…

2 вариант - Мыши  же хотят видеть детей злобными, жадными,…

Задание: продолжить ряд прилагательных, соответствующих Коту Леопольду и вредным мышам.

(Проверка).

Слайд12 – Теперь каждый из вас подумает и даст определение самому себе: «Я какой???» (слушаются ответы)

VI. Контроль. Тестирование

Раздаются листочки с тестом, ученики отмечают правильный вариант

1. Имя прилагательное- это

а) член предложения,

б) часть речи.

2.Имя прилагательное обозначает

а) предмет,

б) действие предмета,

в) признак предмета.

3.Имя прилагательное изменяется

а) по родам и падежам,

б) по падежам,

в) по родам, числам и падежам.

4.Падеж прилагательного определяется

а) по окончанию прилагательного,

б) по вопросу от существительного к прилагательному,

в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное.

5. В каком предложении словосочетание “существительное + прилагательное” стоит в Винительном падеже?

а) Ветер гнал вперёд лёгкий парусник.

б) По поверхности моря мчался лёгкий парусник.

6. Найдите прилагательное во множественном числе.

а) широкие,

б) широкое,

в) широкий.


VII. Рефлексия

- Итак, наш урок подошел к концу. Что сегодня на уроке мы повторили?

Слайд13 У вас у каждого на партах лежат зеленые и розовые кружочки: оцените свою работу на уроке. Зеленый - у меня все получилось, я все понял, розовый – я ничего не понял, многое не получилось. Поднимите тот кружочек, который соответствует вашей работе на уроке.

VIII Домашнее задание

Слайд14: побывайте на улице Баумана и сфотографируйтесь с памятником казанскому коту, пришлите мне на электронную почту эту фотографию и опишите, используя прилагательные, каким изобразил скульптор кота.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.