Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе «Имя прилагательное»
Арбузова Ольга Олеговна, учитель русского языка и литературы, муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия №37», г. Казань, Республика Татарстан
Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе «Имя прилагательное»
Цели урока
1) Обучающая-повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное»; закрепление орфографических навыков правописания прилагательных, закрепление умения употреблять прилагательные в речи, правильно сочетая с существительными, отличать их от других частей речи,
2) Развивающая - развитие орфографической зоркости, навыков лингвистического анализа, монологической речи, работы с текстами, развитие умения определять разряды прилагательных; развитие умения правильно образовывать прилагательные;
3)Воспитывающая-воспитание интереса к изучению русского языка, изучению достопримечательностей и истории родного края
Планируемые результаты:
Предметные: развитие умения определять разряды прилагательных, правильно образовывать прилагательные, краткую форму прилагательных; развитие умения видеть орфограммы в прилагательных, выбирать написание в соответствии с правилом, развитие творческих способностей детей.
Метапредметные: владение навыками лингвистического анализа; умения определять основную мысль текста, анализировать свою учебную деятельность, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности, развитие логического мышления, внимания, памяти, формирование умения определять цель предстоящей деятельности, целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи.
Личностные – формирование способности к самооценке, воспитание интереса к изучению русского языка, толерантности.
Метод: системно-деятельностный
Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал с текстами, тесты, письмо, мыши и нарисованные домики.
Ход урока
I. Организационный этап
- Здравствуйте, ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Желаю вам плодотворно поработать сегодня и усвоить все, о чем мы будем говорить. Садитесь. Запишите число и классную работу.
II. Актуализация
- Мне бы хотелось начать урок со странного письма, которое пришло по электронной почте в нашу школу.
Слайд1 Уважаемые шестиклассники!
Пишет вам работник исторического музея. Недавно я решил прочитать легенду о казанском коте, которую я очень люблю, но, открыв ее, увидел, что из текста пропали слова. Помогите восстановить их.
- Ребята, посмотрите у вас на партах лежат тексты этой легенды с пропущенными словами. У этих слов есть особые приметы: отзываются на вопрос какой?чей?, легко приспосабливаются к любому предмету.
- Ребята, слова какой части речи пропущены в данном тексте?
(прилагательное)
- Давайте поможем вернуть прилагательные в данный текст и согласуем их с существительными грамматически и по смыслу.
Слайд2 (На слайде слова) Мудрый, простой, императорский, толстый, рыжий, прекрасный, красивый, казанский, уникальный, огромный, старый, добрый.
Учащиеся вставляют пропущенные слова в текст.
Слайд3 (проверка с эталона) Итак, что же у нас получилось? У всех ли так? (учитель читает текст)
Однажды мудрая царица Елизавета приехала в славный город Казань и остановилась в простом купеческом доме, поскольку не были построены еще тогда императорские квартиры. И увидела Елизавета, что по дому ходят толстые рыжие коты.
-Что за порода такая? – поинтересовалась царица.
- Это порода особая. Казанские коты – прекрасные мышеловы и крысоловы, - ответили ей.
Тогда царица приказала собрать 30 красивых казанских котов. Увезла их с собой в Петербург, и приняли котов на государственную службу. Стали они ловить крыс и мышей в подвалах Эрмитажа, потому что мышеловки мышеловками, но лучше котов казанских с делом государственной важности – охраной уникальных шедевров Эрмитажа – до сих пор никто не справлялся.
Таким образом, коты помогли извести грызунов. Нынешние же потомки тех самых увезенных когда-то из Казани котов сейчас живут в Государственном Эрмитаже. В благодарность за боевую отвагу, каждое 1 апреля сотрудники музея устраивают для них праздник живота - балуют всякими кошачьими вкусности в огромном количестве. Потомки казанских котов это ценят, и не дают покой мышам, как и в старые добрые времена.
В 21 веке в память об этом событии коту казанскому поставили памятник на улице Баумана в Казани и на берегу озера Раифского Богородицкого Монастыря в окрестностях Казани.
Слайд4
- Видели ли вы этот памятник?
- А знали ли вы, почему поставили памятник коту?
- Теперь вы знаете, чем заслужил простой кот такой красивый памятник.
- А теперь докажите, что слова, которые вы вставили в текст это имена прилагательные. Как вы будете это доказывать?
(Ученики называют морфологические признаки им.прилагательных - обозначают признак предмета, отвечают на вопрос какой?, являются определением, имеют род, число, падеж, степени сравнения, бывают полные и краткие)
- Итак, мы подошли к теме нашего урока. О чем пойдет речь сегодня на уроке?
(Об имени прилагательном, его морфологических признаках)
- Запишем тему урока в тетрадь.
Слайд5
- Посмотрим на экран и проверим, все ли признаки прилагательного мы назвали? (читает ученик)
1) Обозначает признак предмета
2)Отвечает на вопросы какой?какая?какое?какие?
3) Постоянные признаки: разряд по значению
4) Непостоянные признаки: степень сравнения, краткая и полная форма (качественные)
род, число, падеж
5) Синтаксическая роль
III Формирование УУД
1)
-Попрактикуемся в выделении морфологических признаков прилагательных.
Слайд6 - На экране вы видите прилагательные, ваша задача образовать от них краткие.
Добрый, старый, казанский, прекрасный, уникальный, простой, государственный, кошачий
(ученики записывают в тетрадь)
- От всех ли слов получилось образовать краткую форму?
- Почему не получилось образовать от других слов?
(это относительные и притяжательные имена прилагательные)
Слайд7 – Проверим, как вы справились.
(Проверка по эталону на проекторе)
На слайде: Добр, стар, прекрасен, уникален, прост
2) - Исходя из прочитанной легенды, какие можно подобрать определения коту?
(добрый, толстый, рыжий, казанский, мудрый, красивый)
- Образуйте от них все степени сравнения, сравнительную и превосходную:
Например, добрый- добрее, более добрый, добрейший, самый добрый
3) –Вы знаете, там, где есть кот, там есть и мыши. Посмотрите на доску, вы видите мышей, для того, чтобы наш кот казанский не поймал заморских гостей, поможем им добраться до их домиков. На домиках указаны разряды прилагательных – качественные, относительные, притяжательные. Перевернув мышку, вы увидите прилагательные, определив разряд которых вы отправите мышку в тот или иной домик. Выходим по одному (ученики работают)
Слайд8 -Проверим все ли мышки в своих домиках. 1 ряд проверяет качественные, 2 ряд относительные и 3 ряд притяжательные. (Проверка по эталону на проекторе)
Качественные / Относительные / Притяжательные
важный вчерашний Орлиный
Узкий Стальной заячий
Робкий Зимний Папин
сладкий Каменный Лисий
Смелый игровой мышиный
IV. Закрепление
Работа в группах
- Вернемся к тексту нашей легенды. Ваша задача сделать морфологический разбор одного выделенного прилагательного в тексте. (На экране предложения)
Слайд9
1 ряд Тогда царица приказала собрать 30 красивых казанских котов.
2 ряд И увидела Елизавета, что по дому ходят толстые рыжие коты.
3 ряд Однажды мудрая царица Елизавета приехала в славный город Казань.
Проверка
V. Игра
- Каких героев мультфильмов – котов вы знаете?
(Матроскин, Том, Леопольд)
Слайд 10- Ну и конечно, вам знаком этот персонаж?
(да, это кот Леопольд)
- Чему всегда учил кот Леопольд?
(жить дружно, быть добрым)
- А кто постоянно мешал Леопольду и вредил ему?
(Мыши)
Слайд11 (работа по вариантам).
- Теперь представим, что мы герои мультика:
1 вариант - Кот Леопольд расскажет, какими он хочет видеть всех детей на свете: славными, добрыми,…
2 вариант - Мыши же хотят видеть детей злобными, жадными,…
Задание: продолжить ряд прилагательных, соответствующих Коту Леопольду и вредным мышам.
(Проверка).
Слайд12 – Теперь каждый из вас подумает и даст определение самому себе: «Я какой???» (слушаются ответы)
VI. Контроль. Тестирование
Раздаются листочки с тестом, ученики отмечают правильный вариант
1. Имя прилагательное- это
а) член предложения,
б) часть речи.
2.Имя прилагательное обозначает
а) предмет,
б) действие предмета,
в) признак предмета.
3.Имя прилагательное изменяется
а) по родам и падежам,
б) по падежам,
в) по родам, числам и падежам.
4.Падеж прилагательного определяется
а) по окончанию прилагательного,
б) по вопросу от существительного к прилагательному,
в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное.
5. В каком предложении словосочетание “существительное + прилагательное” стоит в Винительном падеже?
а) Ветер гнал вперёд лёгкий парусник.
б) По поверхности моря мчался лёгкий парусник.
6. Найдите прилагательное во множественном числе.
а) широкие,
б) широкое,
в) широкий.
VII. Рефлексия
- Итак, наш урок подошел к концу. Что сегодня на уроке мы повторили?
Слайд13 У вас у каждого на партах лежат зеленые и розовые кружочки: оцените свою работу на уроке. Зеленый - у меня все получилось, я все понял, розовый – я ничего не понял, многое не получилось. Поднимите тот кружочек, который соответствует вашей работе на уроке.
VIII Домашнее задание
Слайд14: побывайте на улице Баумана и сфотографируйтесь с памятником казанскому коту, пришлите мне на электронную почту эту фотографию и опишите, используя прилагательные, каким изобразил скульптор кота.