12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гусева Анна Владимировна2673
Стаж работы в школе 23 года. Категория высшая.
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск
4

Урок обществознания по ФГОС "Будь смелым"



Технологическая карта урока обществознания 6 класс.

Тема урока

«Будь смелым!».

Учебник

Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций/ [Н.Ф. Виноградова, .Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова] – М.: Просвещение, 2017г.

Класс

6 класс

ФИО учителя /ОУ

Гусева Анна Владимировна МОУ «СОШ №12» г. Магнитогорска

Тип урока

Открытие нового знания

Цель урока/задачи урока

Познакомить учащихся с понятием – страх, смелость, испуг, фобия. Выявить причины страха, рассмотреть его проявления и последствия(отрицательные и положительные), обсудить способы преодоления страха, побеседовать по вопросу: «Почему важно быть смелым?».

Образовательные ресурсы

Презентация « Будь смелым!». Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс.- М.:ВАКО,2015. Учебник, схемы к уроку.

План урока

Что такое страх.

Испытывать страх – это стыдно или нет?

Проявления страха и смелости.


Основные понятия темы

Страх, смелость, фобия.

Проблемные вопросы урока

Почему мы стремимся быть смелым?

Стыдно ли боятся?

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, эвристический, практический.

Формы: индивидуальная, фронтальная


Планируемые результаты:

Учащиеся должны характеризовать проявления и последствия страха, сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия, владеть принципом работы с учебником, в котором встречается текст и вопросы, аргументированно отвечать на вопросы учителя , при изучении нового материала, анализировать проблемные задачи.


Предметные

Метапредметные

Личностные

Применять изученный понятийный аппарат, объяснять сущность феномена страха, выявить причины его появления; взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения: находить нужную социальную информацию.

1) коммуникативные: критично относится к своему мнению, корректировать его, с достоинством признавать его ошибочность;

2) регулятивные: сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых корректировок;

3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать определения понятий;


сознательная организация и регулирование своей модели поведения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.



Организационная структура урока.

Этап урока

Время

Обучающие и развивающие компоненты /задания, упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формы организации взаимодействия

Универсальные учебные действия (УУД)

Формы контроля

Мотивационно - целевой этап.

5-7мин.

Эмоциональное и психологическое побуждение учащихся к учебным действиям (формулировка темы урока, целей и задач) по изучаемому материалу.

Создает условия у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет формулировку и постановку темы, целей урока. Обозначает круг вопросов, которые будут затронуты при изучении темы.

Чтобы определить тему урока познакомимся с содержанием рассказа Л.Н. Толстого «Котенок» (Приложение 1)

1. О чем данный рассказ?

Кого можно назвать смелым? Почему?

Кто испугался? Почему вы так решили

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Запишите тему урока в тетрадь.


Тема нашего урока «Будь смелым» (запись в тетрадях)


Читают рассказ, Слушают и отвечают на вопросы учителя к рассказу, обсуждают и формулируют тему урока, цели. Записывают в тетрадь тему урока.

фронтальная

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения.

Коммуникативные – точно и грамотно выражать свои мысли


Словесные

Письменно в тетради.

2.Этап

Работа с понятиями по теме урока.

2-3 мин.


Перед Вами понятия, выберите только те, которые соотносятся, по вашему мнению, с темой нашего урока: чувство страха, чувство радости, чувство смелости, фобия, интерес, покорность, испуг, красноречие.


Предположите о чем мы будем беседовать на уроке?

Сегодня на уроке мы :

- познакомиться с понятиями: страх, фобия, смелость;

- выявить причины  возникновения страха;

- рассмотреть  проявления и последствия страха;

- обсудить практические способы преодоления страха и развития смелости.


Выбирают понятия, связанные с темой, объясняют свой выбор.

Индивидуальная и фронтальная работа

Регулятивные - самостоятельно обнаруживать основные понятия новой темы.

Коммуникативные – точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии, задавать вопросы для организации собственной деятельности.


1. Устные ответы.

2. Запись в тетрадь


3.Работа по теме урока.

15-17 мин.


Чтобы мы могли рассуждать по новой теме, нам нужно определить основные понятия: Смелость и Страх. Определение вы должны записать сами, но чтобы оно получилось максимально приближенным к научному, мы заполним с вами схемы ассоциаций:

(Приложение 2). Подберем синонимы.

Используя данные схемы, сформулируйте определения понятий Смелость и страх самостоятельно.


t1605441152aa.gif


Смелость

t1605441152ab.gif



Страх



t1605441152ac.gift1605441152ad.gift1605441152ab.gift1605441152ac.gift1605441152ad.gift1605441152aa.gif

1.Знакомяться с новыми понятиями темы, самостоятельно определяют их. Сравнивают свои определения понятий с научными определениями (словарными).


Индивидуальная и фронтальная работа.

Регулятивные: совместно с учителем формулируют определения понятий темы, выходят из ситуации незнания. Самостоятельно определяют, насколько их ответ приближен к научному знанию

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления, ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи;

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебника аргументировано отстаивают точку зрения в процессе дискуссии,; отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план.

Личностные – направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;

Устные

ответы.



Оформление ответа письменно.


3.Работа по теме урока.



Смелость - готовность человека идти по пути достижения поставленной цели, не склоняясь перед трудностями, опасностями и другими возникающими сложностями.

Страх — это сильная отрицательная эмоция, которая возникает у человека в результате воображаемой или реальной опасности его жизни.

Почему мы знакомимся с этими понятиями в одной теме?


В определении понятия «смелость» необходимо исходить из основной причины ее возникновения – страха. Действительно, если бы человек не испытывал страх, он бы никогда не узнал что же такое смелость.

 С детства нас учат, что страх - это признак слабости. На протяжении многих столетий это чувство считалось недостойным уважаемого человека.


Раздел «Обсудим вместе» стр. учебника 92

Вопрос: Испытывать страх – это стыдно? Поясните ответ.


Но у страха есть и положительное назначение.

Предположите какое?

Что об этом говорится в учебнике?

стр. учебника 93. (служит предупреждением об опасности;  позволяет сосредоточить внимание на источнике тревоги, требует осторожности; не будь страха, человечество было бы беспечно и могло бы погибнуть). Страх дается нам природой для самозащиты.

Крайнее проявление страхов может перерасти в фобию.

Кто то встречался в жизни с данным понятием?


Фобия – стр. 93 учебника (4 абзац).

(См. Приложение 3) «Виды фобий».


Мы выяснили, что страх – это врожденное чувство, которое досталось нам от предков. А как вы думаете, смелость это врожденное чувство? стр. учебника 94.

Знаете ли вы истинно смелых людей. Назовите их, расскажите о них одноклассникам.

(Приложение №4) о смелых людях. Стр. учебника 94 раздел «Жил на свете человек».

1. Можно ли Евгения Чернышева назвать смелым?

Почему?

Подтвердите свой ответ словами из текста (Он вывел  на улицу группу людей, а затем вернулся в объятое пламенем здание)

2. Какие качества должны быть у смелого человека?

3. Как вы думаете, смелый человек – это тот, кто не испытывает страха или тот, кто сумел его побороть?


4.Можно ли развить смелость? Как это можно сделать? (предложите не менее 3-х методов). (См. Приложение 5).




Регулятивные: совместно с учителем формулируют определения понятий темы, выходят из ситуации незнания. Самостоятельно определяют, насколько их ответ приближен к научному знанию

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления, ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи;

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебника аргументировано отстаивают точку зрения в процессе дискуссии,; отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план.

Личностные – направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;


4.Подведение итогов урока/ Первичное закрепление и осмысление материала


5-7

На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых вопросов по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новой теме и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия. На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.

Приложение №6

Текст с пропусками (Идеал ответа выводится на экран после выполнения задания). (см. Приложение6).

Проверяют друг друга, ориентируясь на эталон ответа.

Индивидуальная и фронтальная работа. Работа в группах

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации на основе изученного материала урока.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради.

Оценивание учащихся за работу на уроке

5.Рефлексия


3 мин.

На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности. Напротив каждого выполненного задания ученик ставит цветной треугольник:

Красный – справился с заданием (радостно)

Синий – справился частично (хорошо)

Пустой – не справился (огорчен).

Подсчитываем треугольники по цветам, делаем вывод вслух.




- На уроке мне было сегодня…

- Мы разобрались с понятиями…

- Я сегодня понял, что…

- Самым важным на уроке было…

- Я хочу похвалить на уроке работу…

Определяют свое

эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.


6.Домашнее задание.


2-3 мин.

Закрепление знания полученного на уроке дома: П. 11 читать п.1,2.

*Найти и записать в тетрадь рассказ о реальном человеке, которого можно назвать сильной личностью (не менее 10 предложений).

Конкретизирует домашнее задание

Записывают

домашнее

задание


Индивидуальная работа






Приложение 1.

Л.Н. Толстой «Котёнок»

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.

Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:

Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

Вопросы: 1. О чем данный рассказ?

Кого можно назвать смелым? Почему?

Кто испугался? Почему вы так решили?

Приложение 2.

Синонимы к словам смелость и страх

Смелость                                                          Страх

-мужество                                                         – испуг

- решимость                                                     – боязнь

- отвага                                                            – опасение

- храбрость                                                      – ужас

- присутствие духа                                          – тревога

- подъем духа                                                  – паника

- энергия силы духа                                         – волнение

                                                                          - переполох

                                                                          - потрясение

Приложение 3.

Есть совсем  необычные фобии:

Арифмофобия – люди боятся конкретного числа или нескольких чисел.

Один из самых великих исторических персонажей, Наполеон Бонапарт боялся белых лошадей. Многочисленные полотна, где Бонапарт изображен верхом на белой лошади, это фантазии художника. Этих лошадей не было в его конюшнях.

Петр I избегал свободного пространства, не мог чувствовать себя комфортно в больших, просторных помещениях с высокими потолками.

Метрофобия – это страх поэзии. Метрофоб не может читать стихи или слушать, как их читают другие, его бросает в дрожь от любого четверостишия.

Интернетофобия – люди страдают боязнью выхода в интернет, опасаются вирусов и того, что могут стать жертвами преступников, использующих возможности всемирной паутины.

Одним из самых распространенных человеческих страхов может стать номофобия – боязнь остаться без своего мобильного телефона и оказаться оторванным от внешнего мира.

Клаустрофобия – боязнь замкнутых или тесных пространств. Считается одним из самых распространённых патологических страхов. Как правило, у больного возникает чувство тревоги, когда он находится в каком-либо помещении, особенно если оно маленькое или в нём мало окон. Больной предпочитает оставлять двери всегда открытыми и находиться ближе к выходу. У человека чувство тревоги сильно усугубляется, если из замкнутого помещения в особых случаях нельзя выйти (лифт, вагон поезда, самолёт). 

Номофобия — страх остаться без мобильного телефона или вдалеке от него. Номофобы никогда не выключают свои мобильные телефоны.



Приложение 4

Константин Парикожа.

t1605441152ae.jpg

Президент России Владимир Путин и командир экипажа самолета Boeing 777-200 "Оренбургских авиалиний" Константин Парикожа, награжденный орденом Мужества, во время церемонии вручения государственных наград в Кремле. Михаил Метцель/ТАСС

Уроженец Томска, 38-летний летчик сумел посадить лайнер с горящим двигателем, в котором находилось 350 пассажиров, среди которых было много семей с детьми и 20 членов экипажа. Самолет летел из Доминиканы, на высоте 6 тыс. метров прозвучал хлопок и салон заволокло дымом, началась паника. Во время посадки у самолета загорелись и шасси. Однако благодаря мастерству пилота, Боинг-777 удалось успешно посадить и никто из пассажиров не пострадал. Парикожа получил орден Мужества из рук президента.

Федор Конюхов.

Федор Конюхов – первый в СССР и России «профессиональный путешественник», капитан дальнего плавания, пилот свободного аэростата, ездок на собачьих упряжках, альпинист, писатель. Среди достижений Конюхова – пять кругосветных экспедиций, 17 пересечений Атлантического океана на парусных яхтах и один раз – на весельной лодке. Награды

1996 – Почетный житель города Находки

1988 – Орден Дружбы народов

2014 – Золотая медаль имени Н. Н. Миклухо-Маклая Русского географического общества

2015 – премия Дружбы народов «Белые журавли России» и одноименный орден

2017 – Орден Почета

Рекорды

Первый в мире человек, который достиг пяти полюсов Земли: Северного и Южного географических, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, полюса высоты – Джомолунгму, полюса яхтсменов – Мыс Горн

Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой шлем» (Северный полюс, Южный полюс, мыс Горн, Джомолунгма).

Пересек в одиночку Атлантический океан на гребной лодке с мировым рекордом в 46 суток 4 часа.

Пересек в одиночку Тихий океан на гребной лодке с мировым рекордом в 159 суток 14 часов 45 минут.



Приложение 5

Развитие смелости: Наиболее эффективные методы.

должна проводиться систематическая работа над собой, направленная на уменьшение воздействия страхов и формирования необходимых качеств для проявления смелости;

нужно повышать уверенность в себе и стремиться к формированию адекватного уровня самооценки;

можно посмеяться над своими страхами.

стоит посвятить 3 дня в неделю занятиям спортом (который в первую очередь направлен на формирование силы, ловкости, гибкости, уверенности, стойкости и решительности человека, что в свою очередь оказывает существенное влияние на развитие у него смелости);

необходимо направить работу и на преодоления уже сформированных страхов (тем более фобий), в этом случае стоит обратиться за помощью к психологам или психотерапевтам, которые в безопасных условиях научат способам и методам борьбы с ними;

нужно направлять усилие на развитие волевых качеств, самоконтроля и саморегуляции.

самопознание и саморазвитие (для того, что бы развивать в себе какие-либо качества, необходимо изучить свои индивидуальные особенности и манеру общения с другими людьми, а после этого начинать активную работу над развитием своей личности);

реальный пример смелости (визуализации повышает уверенность человека в том, что он может поступить подобным образом, главное, что бы пример был реальным и смелый человек был такого же уровня);





Приложение 6

Текст с пропусками.

Страх испытывают __________ люди.

Полезное свойство страха в том, что он ______________ человека от опасности.

Постоянную боязнь чего-либо называют ________.

__________ называют человека, который умеет владеть собой перед лицом страха.

Одним из способов преодоления страха является ________.

Если класс слабый, то можно предложить список слов (их количество регулируется учителем): все (не все), предупреждает (защищает, отвлекает), фобия (отчаяние, стресс), смелым (трусливым), реальный пример смелости (заплакать).





Опубликовано


Комментарии (1)

Пролубщикова Наталья Владимировна, 15.11.20 в 17:33 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественную работу, Анна Владимировна!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.