Урок обществознания в 6 классе на тему «Права ребенка и их защита»
Урок обществознания в 6-м классе на тему "Права ребенка и их защита.
Цель:
познакомить учащихся с основным содержанием «Конвенции о правах ребенка»;
продолжить работу по формированию умения работать с различными источниками, извлекать из них информацию;
продолжить работу по развитию навыков монологической речи и ведению диалога, внимания и памяти, образного и логического мышления;
воспитание ответственности и уважительного отношения к другим людям, умения работать в команде.
Задачи:
анализируя фрагменты сказки А. Толстого «Приключения Буратино», произведения А.П.Чехова «Ванька», А.Н. Андреева «Петька на даче» и отрывок из документа и отдельные статьи Конвенции о правах ребенка, СМИ развивать умение извлекать информацию из различного рода источников и логическое мышление;
способствовать расширению словарного запаса учащихся: сформировать понятия декларация, конвенция;
следить за правильностью построения предложений, за полнотой ответов учеников;
через работу в группах продолжить формирование таких качеств личности как ответственность, доброжелательность, аккуратность.
Оборудование: проектор, ПК, раздаточный материал: отрывки из сказки А. Толстого «Приключения Буратино», Конвенция о правах ребенка (извлечение).
ХОД УРОКА:
Учитель: Здравствуйте ребята, меня зовут Гусева Елена Юрьевна, я учитель истории и обществознания школы № 7 города Углича. И у нас урок обществознания. Вспомните, недавно на уроках вы говорили об обществе, в котором мы живем. В обществе всех людей на Земле можно выделить часть общества, в которую не входят наши гости, я, ваши родители. Назовите это общество. ( дети) У вас на столах репродукции картин известных художников. И сегодня мы будем работать с вами в группах и напомню вам правила:
1. В группе должен быть ответственный 2. Один говорит, другие слушают 3. Свое несогласие высказывай вежливо. 4. Работать должен каждый на общий результат 5. Если не понял, переспроси. Познакомьтесь, пожалуйста, с данными произведениями и ответьте.
- В какой ситуации изображены дети?
Какая картина была у вас? - - В какой ситуации изображены дети?
Какие чувства вызвали у вас эти произведения?
- Допустимо ли такое отношение к детям?
- А современные дети изображены на картинах?
Как вы думаете, сегодня все ли дети Земли живут хорошо? Почему?
«ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые не поддаются лечению»
«около 100 млн. детей существует за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями.
«120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу»
- Имеет ли ребенок право на защиту?
- Кто должен защищать права детей?
Давайте попробуем сформулировать тему урока ( ребята говорят.) учитель корректирует.
Сегодня мы и будем о правах детей и их защите
А какова будет наша с вами цель?
Цель урока: Познакомиться с правами детей. Как можно защитить свои права.
Что мы должны узнать, чтобы достичь цели? (план)
План урока:
Права ребенка
Документы о правах ребенка
Если права нарушаются…
Учитель: Ребята, вы должны знать, что 20 ноября – это Всемирный день прав ребенка.
Кто считается ребенком? А какие права ребенок имеет? Что такое права человека?
Права человека и ребенка должны различаться?
Учитель. Правильно, а еще вы являетесь гражданами России.
А это значит, что государство защищает ваши права.
В этот день Организацией объединенных наций в 1989 году была принята международная Конвенция «О правах ребенка». Эта организация старается решать разнообразные проблемы, в том числе и детей. Конвенция с латинского соглашение. Это специальный документ, в котором записаны все права детей всего мира.
А как вы думаете для чего была нужна конвенция?
* Конвенция о правах ребенка подписана Россией в 1990 году, называет ребенком лицо до 18 лет
и включает 3 группы прав:
- право на выживание
- право на развитие
- право на защиту
Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения.
Далее идет работа с понятиями «декларация» и «конвенция». Учитель предъявляет определения и просит сравнить:
- Чем отличается Декларация от Конвенции?
Посмотрите и ответьте, что вы сейчас видите на экране? Что их может объединять?
Это документы, отражающих права детей, действующих в настоящее время в РФ. Какой документ из них главный? Конституция от латинского устройство, с этим важным документом вы будете знакомиться на последующих уроках обществознания.(20 лет)
Учитель: Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка мы с вами можем не только на примерах из нашей жизни. Давайте познакомимся с некоторыми художественными произведениями, в которых упоминаются права детей и текстом конвенции.
Практическая часть. Знакомство с извлечением текста Конвенции о правах ребенка
Задание:
- К каким (какой) статьям Конвенции данный отрывок из сказки может служить иллюстрацией? О каких правах ребенка здесь идет речь? Подчеркните строчки в тексте.
Каждая группа получает текст Конвенции о правах ребенка (извлечение) на белых листах и отрывки из художественных произведений. Время работы группы3 мин.
Затем каждая группа представляет результаты своей работы. Другие группы могут исправлять или дополнять.
Работа с текстом Конвенции заканчивается заданием общим для всех:
- Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Как эти слова соотносятся со статьями 12, 13 Конвенции?
А теперь я предлагаю вам проверить свои знания и решить тест
Время выполнения 3 минуты. А теперь поменяйтесь работой с соседом справа. Ключ к тесту и критерии оценки вы видите на экране. Оцените работу друг друга. Те из вас, кто захочет, чтобы эти оценки были поставлены вам в журнал, могут оставить свои работы на столах в конце урока.
Физкультминутка. Я знаю, что завтра вы участвуете в одном из туров конкурса Класс и я дружная семья. Вам предстоит битва культоргов. Поэтому сейчас предлагаю потренироваться и повторить движения за мной и детьми.
Ребята, а какое право вы только что реализовали. Назовите его и укажите номер статьи конвенции о правах детей.
Учитель: Что делать ребенку, если его права нарушаются?
Знаете ли вы что уполномоченный по правам ребенка в ярославской области Степанова Татьяна Александровна
Психологическая помощь детям и родителям - Угличский МР- 89159886665
Заместитель главы администрации по социальным вопросам, председатель комиссии -
Ушакова Людмила Владимировна (48532)2-19-69
Начальник отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав управления по вопросам семейной и демографической политики администрации района, заместитель председателя комиссии; Федорова Ирина Николаевна т/факс, а/о(48532)5-75-01.
7. Сегодня мы познакомились с конвенцией о правах ребенка, с основными правами ребенка. А теперь я предлагаю подвести итоги, и составьте коллективное обращение
1,2 группы к детям
3 группы к взрослым о правах ребенка.
Мы обращаемся ко всем взрослым (детям) планеты-уважайте…
-не допускайте…
-не забывайте…
-не нарушайте…
-от нас (вас) зависит…
Спасибо коллективное обращение к взрослым я передам вашего классному руководителю, а она вашим родителям. Обращение ко всем учителям я передам директору вашей школы, а она передаст его вашим учителям. А обращение к детям, я передам в редакцию вашей школьной газеты и его обязательно опубликуют для всех детей.
Давайте подведем итог: О каких правах вы узнали? Кто их защищает?
Для чего нужно обладать правовыми знаниями?
Рефлексия: Когда рождается человек, на небе зажигается звезда. Если звезды зажигаются, то это кому-нибудь нужно. Зажжем и мы свои звезды. Отобразите свое отношение к уроку и оцените свою работу.
Красная 1.Я узнал много нового и буду обязательно
это использовать
Синяя 2. Я это знал, но мне это было очень
интересно
Зеленая 3. Я не все понял, но я доволен
Д/задание
- сочинение рассуждение «Почему людям нужны одинаковые права: ведь каждый человек - индивидуальность».
- подготовить сообщение из художественной литературы , иллюстрирующие одну из следующих ситуаций: «Нарушение прав ребенка», «Защита прав ребенка», «Реализация ребенком его прав».
А в качестве подарка я хочу подарить вам закладку памятку, в которой вы найдете полезную информацию с нашего урока.
Спасибо за работу, желаю вам дальнейших успехов.