Урок обществознания в 9 классе по теме «Основы конституционного строя России»
Тема урока «Основы конституционного строя России».
Цели:
сформировать представление учащихся о Конституции РФ как о документе высшей юридической силы;
развивать умения анализировать тексты, характеризовать смысл основных понятий;
воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону страны.
Тип урока: урок изучения материала и систематизации знаний.
Основные понятия: Конституция, преамбула, конституционный строй, неотъемлемые права человека
Оборудование: Конституция Российской Федерации (на парте), рабочие листы, ИКТ.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Здравствуйте! Я рада вас видеть на своем уроке. Проверьте пожалуйста готовность к уроку. Настройтесь пожалуйста на продуктивную работу! Надеюсь наш урок будет полезным для всех вас. Итак, начнем наш урок.
II.Мотивационный этап урока.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла такие слова:
«Есть книга правды и свободы
Вся наша жизнь - её слова.
Запечатлели в ней народы
Свои священные права»
Какой документ станет основным для нашего урока? (конституция)
Ребята, мы сегодня переходим к изучению главы 2 ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВО.
Мы сегодня будем учиться работать с первоисточником – Конституцией РФ.
Наша задача на уроке - через изучение статей Конституции развивать умение анализировать тексты, характеризовать смысл основных понятий.
Для чего мы изучаем конституцию?
Подумайте нужно ли нам это?
III. Актуализация.
Знание терминов и понятий
Выборы – процедура избрания кого-либо путём голосования.
Референдум – решение важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей.
Политическая партия – организация, объединяющая наиболее активную часть определенных социальных групп и населения в целом, выражающая и защищающая соответствующие социальные интересы.
Политический режим – совокупность средств и методов осуществления политической власти. (демократический, авторитарный и тоталитарный)
Демократия- форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа источником власти.
Фронтальный опрос:
Что означает термин «конституция»? (устройство, установление)
Когда и кем была принята конституция РФ? (12 декабря 1993г.)
Какую роль играет конституция в государстве? (вносит порядок и организация в общественную жизнь)
Почему конституция является основным законом страны?
IV. Постановка целей и задач
Ребята, я хочу вам сказать, что мы уже много знаем о Конституции.
А что вы хотите еще узнать на уроке сегодня?
План урока выводится на слайде.
1. Что такое Конституция
2. Этапы развития конституции.
Особенности Конституции РФ.
Структура Конституции РФ.
Основы конституционного строя России.
Тема нашего урока – Основы конституционного строя России.
V. Изучение нового материала (работа в группах с источником).
Мы уже знаем, что слово «конституция переводится на русский язык как «устройство, установление. Давайте попробуем сформулировать термин «Конституция»
Запишем в тетрадь:
* Конституция – основной закон государства, нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения государства и гражданина.
* Как она появилась?
На парте лежит лист 1. Задание: прочитайте текст и озаглавьте его.
Как озаглавили текст?
Почему вы его так озаглавили?
Про что говорится в тексте?
На парте лежит лист 2. Задание: прочитайте текст и озаглавьте его.
Как озаглавили текст?
Почему вы его так озаглавили?
Про что говорится в тексте?
Можем мы составить план этого текста?
Пожалуйста, составьте план текста в тетрадь
* В разных государствах по-разному устроены Конституции.
Для того чтобы понять, как устроена наша конституция, давайте возьмем ее в руки, откроем оглавление. Что мы видим?
Наша конституция состоит из:
(Преамбулы и двух разделов. Первый раздел состоит из 9 глав, а главы в свою очередь делятся на статьи. Второй раздел состоит из переходных положений и федеральные законы о флаге, гербе и гимне) (Преамбула, Раздел 1 из 9 глав, Раздел 2)
Конституционный строй – это закрепленная в Конституции организация государственной и общественной жизни.
Основы конституционного строя составляют особые принципы, содержащиеся в общей форме в первой главе Конституции. В последующих главах они конкретизируются и развиваются.
Задание: обсуждая в группах, читая конституцию, нужно найти все принципы или основы конституционного строя.
1 группа (ст.1-4)
2 группа (ст.5-8)
3 группа (ст.9-12)
4 группа (ст.13-16)
Основы конституционного строя (принципы)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ (СТ.4)
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ (СТ.1)
ФЕДЕРАЛИЗМ (СТ. 5)
СВОБОДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СТ.8)
ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ (СТ.10)
ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА (СТ.15)
ПРИОРИТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА (СТ.15)
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО (СТ.14)
ДЕМОКРАТИЗМ (СТ.1)
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО (СТ.7)
ЧЕЛОВЕК – ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ (СТ.2)
НАРОДОВЛАСТИЕ (СТ.3)
ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ (СТ.13)
ЕДИНЫЙ ХАРАКТЕР ГРАЖДАНСТВА (СТ.6)
РАВЕНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ (СТ.8)
VI. Закрепление изученного.
Ученые предлагают объединить принципы конституционного строя в три группы:
Основы конституционного строя РФ | ||
Основы устройства государства | Основы отношений человека, гражданина с государством | Основы устройства общества и его отношений с государством |
демократизм народовластие федерализм верховенство права разделение властей государственный суверенитет | Признание человека, его прав высшей ценностью, обязанность государства соблюдать и защищать их, а также принципы единого гражданства, равноправия граждан. | Свобода экономической деятельности, многообразие и равная защита различных форм собственности, социальное государство, идеологический и политический плюрализм, многопартийность, светский характер государства. |
Задание «Сказка ложь, да в ней намек…»
Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.
Задание 2. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых
Задание 3. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд
Задание 4. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.
Задание 5. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.
VII. Рефлексия (Полезным ли был урок? Что нового узнал на уроке?).
VIII. Итог урока.
Китайский философ 4 в. до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на его реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который согласился проделать эту операцию - взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему, действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет. И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян обучил общинников доверять законам.
Вопросы классу:
1. Как вы думаете, о чем эта притча?
2. В чем ее смысл?
3. Как она связана с темой нашего урока?
Конституция - главное право
Для того, кто на свет нарожден.
И крепка, и могуча держава,
Свято чтящая этот Закон.
П. 9, написать сочинение по одному из изречений рубрики «Говорят мудрые» с.79
Презентация к уроку
PPTX / 370.35 Кб