Тематический урок обучения грамоте по программе «Гармония», «Хлеб», 1 класс
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 67» города Магнитогорска
Технологическая карта урока обучения грамоте
по теме «Хлеб – наше сокровище»
с использованием технологий критического мышления
Составитель: Лебедькова Юлия Ивановна,
учитель начальных классов
Магнитогорск, 2017
Технологическая карта изучения темы
Тема: «Хлеб – наше сокровище»
Класс: 1
Предмет: обучение грамоте
Тип урока: урок открытия новых знаний
Ресурсы: УМК «Гармония», Соловейчик М. С. Букварь «Мой первый учебник» в 2-х частях.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала, структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым, у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.
Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребенок получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД
Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.
Регулятивные УУД
Формирование умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.
Познавательные УУД
Формирование умения выделять и формулировать познавательную цель, умения строить речевое высказывание в устной форме, умения преобразовывать объект из чувственной формы в модель, умения анализировать объект с целью выделения признаков, построения логической цепи рассуждений, выдвижения гипотез.
Коммуникативные УУД
Формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли.
Актуальность: Значение хлеба в жизни человека.
Этапы урока |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Приемы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный |
Настрой обучающихся на восприятие учебного материала. |
Вот и прозвенел звонок, Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. |
Настраиваются на работу на уроке. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Повторение и |
Речевая гимнастика (СЛАЙД). |
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Ло-ло-ло – у нас в классе тепло. Лу-лу-лу – стоит стул в углу. Ра-ра-ра – начинается игра. Ры-ры-ры – у мальчиков шары. Цы-цы-цы – мы, ребята, молодцы. Ок-ок-ок – дружно мы начнем урок. Ать-ать-ать – будем быстро мы читать. |
Читают слоги и помогают учителю закончить предложение. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игра «Живой алфавит». Цель: назвать правильно букву и придумать слово на эту букву (СЛАЙД). |
Учитель начинает игру, своим примером показывая образец ответа. |
Дети правильно называют по порядку буквы алфавита и слово на эту букву |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Схема звуков. |
Посмотрите на доску, нам необходимо заполнить схему, вспомнив все о звуках: Все звуки делятся на… (гласные и согласные); Гласные звуки бывают… (ударные и безударные); Согласные звуки бывают… (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие). |
На доске идет графическое оформление знаний о звуках в определенном порядке в виде «грозди» (систематизация материала). |
Кластер |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тест «Что лишнее?» (СЛАЙД) |
Учитель раздает листы и читает задание:
|
Выполняют тест. Идет самопроверка и оценивание своей работы. На каждой парте лежит схема - лицо человечка, на которой дети показывают оценку своей работы. Если ученик не допустил ни одной ошибки, подрисовывает улыбку, если допустил 1-2 ошибки – человечек задумался, а если больше 2 ошибок – человечек грустит. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка |
Поработали ребятки, А теперь все на зарядку! Мы ногами – топ-топ, Мы руками – хлоп-хлоп. Мы глазами – миг-миг, Мы плечами – чик-чик. Раз – присели, два – привстали, Руки к верху мы подняли. Сели – встали, сели – встали. И на месте зашагали. Но закончилась игра – Заниматься нам пора! |
Дети выполняют упражнения под руководством валеолога. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сообщение темы |
Загадка (СЛАЙД) |
Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, Может быть и подгорелый. |
Дети отгадывают загадку и определяют, о чем сегодня на уроке будут читать. |
Загадка |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(СЛАЙД) |
Рассказ учителя. Да, ребята, сегодня мы будем читать, и говорить о хлебе – чуде земли, чуде труда человека. Было это давным-давно. Так давно, что не было на свете ни наших дедушек, ни бабушек, ни даже прабабушек. Людям жилось тогда очень трудно. У них не было домашних животных, они не умели выращивать растения, и, чтобы не умереть с голоду бродили по дремучим лесам и искали съедобные корни, плоды. На это уходило много сил, и голод постоянно мучил человека. Когда-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научились размельчать зерна камнями, и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным. |
Дети слушают рассказ учителя |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(СЛАЙД) |
И вот такое хлебное зернышко пришло к нам на урок. Оно хочет послушать, что вы знаете о хлебе. |
Знакомятся с гостем урока. Высказывают свои предположения о хлебе. |
Корзина идей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового |
Звуковой анализ слова «ХЛЕБ» (СЛАЙД) (СЛАЙД) (СЛАЙД) |
Сколько слогов в слове хлеб? Почему? Постройте звуковую схему слова. Учитель проходит по классу и видит, что дети составили 2 разные схемы. Проблема: Какая схема правильная? И почему? ПРОБЛЕМА Обозначьте звуки буквами. Учитель снова проходит по классу и видит, что дети составили 2 разные схемы. Проблема: Как выбрать правильное написание? И почему? ПРОБЛЕМА ХЛЕП ? ХЛЕБ Составьте предложение про хлеб. Запишите его графически. Зёрнышко слушало ваши предложения и тоже составлял к ним схемы. Помогите зёрнышку выбрать правильную схему предложения. Докажите. ПРОБЛЕМА |
Доказывают. Каждый ребенок самостоятельно составляет схему слова из карточек-звуков. Доказывают, исправляют. Каждый ребенок самостоятельно из карточек-букв составляет слово. Доказывают, исправляют. Каждый ребенок самостоятельно из карточек составляет схему предложения. Доказывают, исправляют |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знакомство с родственными словами Хлеб – хлебный – хлебушек – хлебница (СЛАЙД) |
Прочитайте слова про себя. Прочитайте слово, которое обозначает изделие из муки. Прочтите ласковое название хлеба. Прочитайте, как называется отдел в магазине, где продают хлеб. Прочитайте оставшееся слово. Что оно обозначает? Посмотрите внимательно на слова и скажите, что их объединяет. Слова, у которых общее значение и общая часть, называются родственными. |
Читают, отвечают на вопросы учителя, делают выводы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с пословицами и поговорками. |
Хлеб на Руси всегда пользовался почетом и уважением. Гостя встречали хлебом и солью. Даже пословицы о хлебе сложили. |
Читают, объясняют смысл пословиц и поговорок. Хлеб – главный на обеденном столе. С хлебом и сытнее, и вкуснее. Хлеб – сокровище, результат работы многих людей различных профессий, это щедрый дар природы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чтение с орфографическим заданием. |
Откройте учебник на странице 84. Прочитайте пословицы и скажите, почему так говорят. Отметьте в словах места с парной согласной на конце слова и безударные гласные. Рассказ учителя. Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы лебеды и т.д. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125 г на весь день. Других продуктов не было. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь. Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. |
Дети читают пословицы и находят слова с парными согласными на конце слова. Проверка с доказательством.
Слушают рассказ учителя |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проблема: Как хлеб приходит на стол? Работа в парах Презентация «Откуда берётся хлеб» |
Хлебное зернышко приготовило для вас задание, оно хотело, чтобы вы сами попробовали из картинок составить путь рождения вкусного хлеба. Перед вами конверт с картинками. Ваша задача в правильной последовательности разложить их. А теперь вы должны внимательно смотреть на экран и сравнивать ваш картинный план с рассказом зернышка. Кто справился? Смогли ли вы проследить путь рождения душистого хлеба? |
Дети, прослушав задание, начинают работать в парах. Ученики в правильной последовательности раскладывают картинки по заданию. Самопроверка по экрану Пары, которые справились с заданием, поднимают руки. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с текстом Словарная работа (СЛАЙДЫ) Чтение незнакомых слов Знакомство с толковым словарем. Чтение детьми текста про себя. Чтение текста вслух по цепочке. Анализ текста Роль хлеба на Земле. |
Сейчас мы с вами прочитаем о том, что можно печь из муки. Подготовимся читать слова, в которых написание расходится с произношением соЛНце всеГо КАРАВАЙ БУХАНКА Учитель зачитывает правильное, более точное толкование слов. Что было для вас знакомым из прочитанного? Что нового вы узнали для себя из этого текста? У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным? Сколько в тексте предложений? Прочитайте, на что была похожа первая лепешка? Расскажите, что пекут из пшеничной муки? Зачитайте, что пекут из ржаной муки. За что любят в других странах наш ржаной хлеб? А вы любите хлеб? А всегда ли бережно относитесь к хлебу? Ребята, подсчитано, что если каждый ученик за 1 день не съест и выбросит 50 граммов хлеба, это составит по классу – 3 буханки. А по всей стране – 13 800 килограммов. |
Высказывания детей Чтение детьми текста про себя. Чтение текста вслух по цепочке. Отвечают, зачитывают. |
Инсерт |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итог урока. |
Работа в группах (СЛАЙД) Обращение к людям. |
Давайте сделаем итог урока о хлебе необычным. Вам необходимо кратко рассказать все, что вы узнали о хлебе, используя слова-подсказки:
Наш урок закончился. Что вам понравилось на уроке? Что бы вы хотели друг другу пожелать? Наш гость, хлебное зернышко, тоже благодарит вас за работу и дарит вам каждому на память маленькое золотое зернышко (хлебобулочное изделие). Берегите хлеб! |
Дети обсуждают в группе и зачитывают. Хлеб Пшеничный, ржаной Растёт, созревает, кормит Я люблю свежий хлеб. Берегите, хлеб! Высказывания детей Дети принимают подарок и благодарят. |
Синквейн |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее |
Творческое задание (по выбору) (СЛАЙД) |
Подобрать пословицы и поговорки о хлебе. Сделать листовку «Берегите хлеб!» Подготовить рецепт хлебобулочного изделия. |
Дети, оценивая свои силы, выбирают домашнее задание. |