12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лебедькова Юлия Ивановна31
2

Тематический урок обучения грамоте по программе «Гармония», «Хлеб», 1 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 67» города Магнитогорска

Технологическая карта урока обучения грамоте
по теме «Хлеб – наше сокровище»
с использованием технологий критического мышления

Составитель: Лебедькова Юлия Ивановна,
учитель начальных классов

Магнитогорск, 2017

Технологическая карта изучения темы

Тема: «Хлеб – наше сокровище»

Класс: 1

Предмет: обучение грамоте

Тип урока: урок открытия новых знаний

Ресурсы: УМК «Гармония», Соловейчик М. С. Букварь «Мой первый учебник» в 2-х частях.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала, структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым, у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.

Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребенок получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД

Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.

Регулятивные УУД

Формирование умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.

Познавательные УУД

Формирование умения выделять и формулировать познавательную цель, умения строить речевое высказывание в устной форме, умения преобразовывать объект из чувственной формы в модель, умения анализировать объект с целью выделения признаков, построения логической цепи рассуждений, выдвижения гипотез.

Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли.

Актуальность: Значение хлеба в жизни человека.


 

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приемы
ТРКМ

Организационный
момент

Настрой обучающихся на восприятие учебного материала.

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Настраиваются на работу на уроке.

 

Повторение и
закрепление
изученного
материала

Речевая гимнастика

(СЛАЙД).

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Ло-ло-ло – у нас в классе тепло.

Лу-лу-лу – стоит стул в углу.

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у мальчиков шары.

Цы-цы-цы – мы, ребята, молодцы.

Ок-ок-ок – дружно мы начнем урок.

Ать-ать-ать – будем быстро мы читать.

Читают слоги и помогают учителю закончить предложение.

 

Игра «Живой алфавит».

Цель: назвать правильно букву и придумать слово на эту букву (СЛАЙД).

Учитель начинает игру, своим примером показывая образец ответа.

Дети правильно называют по порядку буквы алфавита и слово на эту букву

 

Схема звуков.

Посмотрите на доску, нам необходимо заполнить схему, вспомнив все о звуках:

Все звуки делятся на… (гласные и согласные);

Гласные звуки бывают… (ударные и безударные);

Согласные звуки бывают… (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).

На доске идет графическое оформление знаний о звуках в определенном порядке в виде «грозди» (систематизация материала).

Кластер

Тест «Что лишнее?»

(СЛАЙД)

Учитель раздает листы и читает задание:

 

а

о

и

у

в

е

ё

 

л

м

н

р

й

ч

 

 

х

ц

б

ч

щ

   

 

я

е

ё

ы

ю

и

 

 

б-п

в-ф

г-к

д-т

щ-ц

ж-ш

з-с

Выполняют тест.

Идет самопроверка и оценивание своей работы.

На каждой парте лежит схема - лицо человечка, на которой дети показывают оценку своей работы. Если ученик не допустил ни одной ошибки, подрисовывает улыбку, если допустил 1-2 ошибки – человечек задумался, а если больше 2 ошибок – человечек грустит.

 

Физминутка

 

Поработали ребятки,

А теперь все на зарядку!

Мы ногами – топ-топ,

Мы руками – хлоп-хлоп.

Мы глазами – миг-миг,

Мы плечами – чик-чик.

Раз – присели, два – привстали,

Руки к верху мы подняли.

Сели – встали, сели – встали.

И на месте зашагали.

Но закончилась игра –

Заниматься нам пора!

Дети выполняют упражнения под руководством валеолога.

 

Сообщение темы
и целей урока

Загадка

(СЛАЙД)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

Может быть и подгорелый.

Дети отгадывают загадку и определяют, о чем сегодня на уроке будут читать.

Загадка

(СЛАЙД)

Рассказ учителя.

Да, ребята, сегодня мы будем читать, и говорить о хлебе – чуде земли, чуде труда человека.

Было это давным-давно. Так давно, что не было на свете ни наших дедушек, ни бабушек, ни даже прабабушек. Людям жилось тогда очень трудно. У них не было домашних животных, они не умели выращивать растения, и, чтобы не умереть с голоду бродили по дремучим лесам и искали съедобные корни, плоды. На это уходило много сил, и голод постоянно мучил человека.

Когда-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научились размельчать зерна камнями, и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным.

Дети слушают рассказ учителя

 

(СЛАЙД)

И вот такое хлебное зернышко пришло к нам на урок. Оно хочет послушать, что вы знаете о хлебе.

Знакомятся с гостем урока.

Высказывают свои предположения о хлебе.

Корзина идей

Изучение нового
материала

Звуковой анализ слова «ХЛЕБ»

(СЛАЙД)

(СЛАЙД)

(СЛАЙД)

Сколько слогов в слове хлеб? Почему?

Постройте звуковую схему слова.

Учитель проходит по классу и видит, что дети составили 2 разные схемы.

Проблема: Какая схема правильная? И почему?

ПРОБЛЕМА

AutoShape 26

Группа 25

Oval 30

AutoShape 29

AutoShape 26

Группа 28

Oval 30

Группа 26

Обозначьте звуки буквами.

Учитель снова проходит по классу и видит, что дети составили 2 разные схемы.

Проблема: Как выбрать правильное написание? И почему?

ПРОБЛЕМА

ХЛЕП ? ХЛЕБ

Составьте предложение про хлеб.

Запишите его графически.

Зёрнышко слушало ваши предложения и тоже составлял к ним схемы.

Помогите зёрнышку выбрать правильную схему предложения. Докажите.

ПРОБЛЕМА

Прямая соединительная линия 37

Прямая соединительная линия 57

Прямая соединительная линия 58

Группа 35

Прямая соединительная линия 59

Группа 65

Группа 48

Прямая соединительная линия 61

Прямая соединительная линия 62

Доказывают.

Каждый ребенок самостоятельно составляет схему слова из карточек-звуков.

Доказывают, исправляют.

Каждый ребенок самостоятельно из карточек-букв составляет слово.

Доказывают, исправляют.

Каждый ребенок самостоятельно из карточек составляет схему предложения.

Доказывают, исправляют

 

Знакомство с родственными словами Хлеб – хлебный – хлебушек – хлебница

(СЛАЙД)

Прочитайте слова про себя.

Прочитайте слово, которое обозначает изделие из муки.

Прочтите ласковое название хлеба.

Прочитайте, как называется отдел в магазине, где продают хлеб.

Прочитайте оставшееся слово. Что оно обозначает?

Посмотрите внимательно на слова и скажите, что их объединяет.

Слова, у которых общее значение и общая часть, называются родственными.

Читают, отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

 

Работа с пословицами и поговорками.

Хлеб на Руси всегда пользовался почетом и уважением. Гостя встречали хлебом и солью. Даже пословицы о хлебе сложили.

Читают, объясняют смысл пословиц и поговорок.

Хлеб – главный на обеденном столе. С хлебом и сытнее, и вкуснее. Хлеб – сокровище, результат работы многих людей различных профессий, это щедрый дар природы.

 

Чтение с орфографическим заданием.

Откройте учебник на странице 84. Прочитайте пословицы и скажите, почему так говорят.

Отметьте в словах места с парной согласной на конце слова и безударные гласные.

Рассказ учителя.

Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы лебеды и т.д. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125 г на весь день. Других продуктов не было. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь.

Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине.

Дети читают пословицы и находят слова с парными согласными на конце слова.

Проверка с доказательством.


 


 

Слушают рассказ учителя

 

Проблема: Как хлеб приходит на стол?

Работа в парах

Презентация «Откуда берётся хлеб»

Хлебное зернышко приготовило для вас задание, оно хотело, чтобы вы сами попробовали из картинок составить путь рождения вкусного хлеба. Перед вами конверт с картинками. Ваша задача в правильной последовательности разложить их.

А теперь вы должны внимательно смотреть на экран и сравнивать ваш картинный план с рассказом зернышка.

Кто справился? Смогли ли вы проследить путь рождения душистого хлеба?

Дети, прослушав задание, начинают работать в парах. Ученики в правильной последовательности раскладывают картинки по заданию.

Самопроверка по экрану

Пары, которые справились с заданием, поднимают руки.

 

Работа с текстом

Словарная работа

(СЛАЙДЫ)

Чтение незнакомых слов

Знакомство с толковым словарем.

Чтение детьми текста про себя.

Чтение текста вслух по цепочке.

Анализ текста

Роль хлеба на Земле.

Сейчас мы с вами прочитаем о том, что можно печь из муки.

Подготовимся читать слова, в которых написание расходится с произношением

соЛНце всеГо

КАРАВАЙ БУХАНКА

Учитель зачитывает правильное, более точное толкование слов.

Что было для вас знакомым из прочитанного?

Что нового вы узнали для себя из этого текста?

У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

Сколько в тексте предложений?

Прочитайте, на что была похожа первая лепешка?

Расскажите, что пекут из пшеничной муки?

Зачитайте, что пекут из ржаной муки.

За что любят в других странах наш ржаной хлеб?

А вы любите хлеб?

А всегда ли бережно относитесь к хлебу?

Ребята, подсчитано, что если каждый ученик за 1 день не съест и выбросит 50 граммов хлеба, это составит по классу – 3 буханки. А по всей стране – 13 800 килограммов.

Высказывания детей

Чтение детьми текста про себя.

Чтение текста вслух по цепочке.

Отвечают, зачитывают.

Инсерт

Итог урока.
Рефлексия

Работа в группах

(СЛАЙД)

Обращение к людям.

Давайте сделаем итог урока о хлебе необычным. Вам необходимо кратко рассказать все, что вы узнали о хлебе, используя слова-подсказки:

ХЛЕБ

Какой?

   

Что делать?

     

Предложение о хлебе

 

Вывод про хлеб

 

Наш урок закончился.

Что вам понравилось на уроке?

Что бы вы хотели друг другу пожелать?

Наш гость, хлебное зернышко, тоже благодарит вас за работу и дарит вам каждому на память маленькое золотое зернышко (хлебобулочное изделие). Берегите хлеб!

Дети обсуждают в группе и зачитывают.

Хлеб

Пшеничный, ржаной

Растёт, созревает, кормит

Я люблю свежий хлеб.

Берегите, хлеб!

Высказывания детей

Дети принимают подарок и благодарят.

Синквейн

Домашнее
задание

Творческое задание (по выбору)

(СЛАЙД)

Подобрать пословицы и поговорки о хлебе.

Сделать листовку «Берегите хлеб!»

Подготовить рецепт хлебобулочного изделия.

Дети, оценивая свои силы, выбирают домашнее задание.

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.