Урок окружающего мира по теме «Народы России» (3 класс)

3
1
Материал опубликован 9 February 2021

АННОТАЦИЯ


Предлагаемый урок окружающего мира был проведён в параллели 3-х классов («Эльконин-Давыдов»). Урок основан на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах. Субъектный опыт обучающихся являлся первоначальной базой для освоения содержания урока. Данный урок по типологии является уроком открытия новых знаний. Содержательная направленность урока была связана с формированием представлений об этнокультурном многообразии России, исторических традициях взаимопомощи и   солидарности населяющих ее народов, осмыслением взаимовлияния национальных культур.

Применение информационно-коммуникационных технологий способствовало активизации познавательной деятельности обучающихся. Выбранные формы работы (в группе, поиск и анализ информации, защита исследовательских работ, создание «Дерева толерантности», составление синквейна) позволили включить в работу всех детей с разными каналами восприятия информации.



Пояснительная записка


Тема

Народы России


Класс

3


УМК

«Система Эльконина – Давыдова»

Место урока в системе уроков

Урок открытия нового знания.

Педагогическая цель


создание условий для формирования представлений о России как многонациональном, толерантном государстве.




Задачи урока

систематизировать имеющиеся знания о российском народе, государственной символике;

формировать установки этнокультурной толерантности, открытости к межкультурному диалогу, гармонизацию межэтнических отношений у младших школьников;

способствовать овладению логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать любознательность;

развивать умение работать в группе;

способствовать воспитанию уважения к культуре, традициям, языку разных народов.

Планируемые образовательные результаты


Личностные:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Метапредметные:

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

- оценивать результат собственной деятельности.

Познавательные:

- выделять существенную информацию из текста учебника;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждение по теме урока;

- проявлять творческие способности при выполнении исследовательской работы.

Коммуникативные:

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах;

- формировать умение слушать партнёра и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- аргументировать свою позицию.

Предметные:

- называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ;

- усвоить понятие «толерантность».

Социальная значимость

Интерес к проблеме этнокультурной толерантности личности обусловлен происходящими в современном обществе социальными, политическими и экономическими изменениями, в том числе усилением интеграционных и миграционных процессов.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ресурсы

Интерактивная доска , проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал, толковый словарь, фотографии представителей разных народов.

http://www.kostyor.ru/5-07/stihi1.php (стихи о толерантности)

https://infourok.ru/klassniy-chas-tolerantnost-v-etnicheskom-i-kulturnom-mnogoobrazii-rossii-klass-1169127.html

http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/02/10/etnicheskaya-tolerantnost

Литература

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. - М., 2009.

Асмолов А. Г. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М., 2010.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2012.

4. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / Под общ. ред. Гурова В. Н. – М., 2004.

Технологии и методики, применяемые на уроке

ИКТ. Презентация в формате Power Point служит для визуализации учебного материала, с её помощью происходит демонстрация и объяснение заданий, самопроверка работы в группах и самостоятельной работы учащихся.

Технология проблемного диалога. Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит к теме урока, на этапе воспроизведения знаний ученики создают продукт и представляют его классу.

Здоровьесберегающая технология. В ходе урока спланированы организационно -технические, санитарно – гигиенические условия здоровьесбережения, учитывающие индивидуальные показатели состояния учащихся.


Методы организации деятельности учителя и обучающихся

Коммуникативный метод обучения, включающий в себя проблемное изложение материала, ведение учебного диалога, самооценку.

Познавательный метод, нацеленный на восприятие, осмысление, запоминание нового материала.

Преобразовательный метод, формирующий навык применения умений и знаний на практике.

Контрольный метод с целью выявления качества усвоения знания и дальнейшей коррекции.


Анализ результатов урока

Урок способствует развитию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

Задания направлены на активизацию мыслительной и практической деятельности обучающихся.

Групповая работа даёт возможность активной деятельности всех учащихся.

Рефлексия даёт возможность каждому ученику проанализировать результат своей деятельности.



Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Содержание урока

УУД

I.


Организацион-ный момент.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.


Распределены по группам. Настраиваются на урок.



Организует.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.




Здравствуйте ребята. Меня зовут Анастасия Викторовна, сегодня я у вас проведу урок окружающего мира

-Ребята, соедините свои ладони с ладонями соседа по группе. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Давайте произнесем следующие слова:

- Мы вместе.

- Мы сильны в своей дружбе.

- Мы уверены в себе.

- Мы всё можем.

- Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Я желаю вам хорошего настроения и активности на уроке.

Личностные: личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


II.Актуализация знаний. Постановка УЗ

Цель: применение зафиксированных способов действий (норм).


Вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение по обсуждаемым вопросам.











Определяют, кого они видят на фотографиях.

Организовыва-ет повторение изученного ранее материала, уточняет тематические рамки.










Демонстрирует слайды, на которых изображены представители разных народов.

-Давайте вспомним, в каком сообществе каждый человек состоит с рождения? (В семье)

-А что объединяет отдельного человека со всеми другими людьми в своей стране? (Каждый человек – гражданин своего Отечества)

-Как называется наше Отечество? (Россия, Российская Федерация)

-Действительно мы с вами граждане России.

-Вы обратили внимание на то, что я пришла к вам не с пустыми руками, а необычным сундучком.

-В нем я принесла необычные предметы.

-Сейчас я вам их покажу, а вы попробуйте определить: Как называется предмет и кому он может принадлежать

(Из сундучка достаю:)

Тюбетейку

-Как называется этот головной убор

(Ответы детей.)

Кокошник

(Ответы детей.)

Сарафан

(Ответы детей.)

Чак-чак

(Ответы детей.)

-Почему эти предметы принадлежат разным людям? (Ответы детей.)

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.


III.Самоопреде-ление к деятельности. Локализация затруднений; построение проекта выхода из затруднений; обобщение затруднений во внешней речи; самостоятельная работа

Цели:

-учить использовать приобретённые умения в диалоге с учителем и при работе с источником информации;

-выполнять учебные задания в группе;

-ориентироваться в разных вариантах выполнения заданий;

-планировать своё действие в соответствии с целью;

-представлять результат своей деятельности.



Столкнувшись с затруднением, пытаются найти ответ на проблемный вопрос.


Работают с толковым словарём.

Озвучивают тему и предполагае-мую цель урока.

Коллективно читают статью учебника.

Работают в группе при заполнении схемы.

Используют приобретенные знания в диалоге с учителем.













































Выполняют движения за учителем.


Выдвигает проблему, подводит детей к определению темы и цели урока.


















Организует работу в группах, подготовив эталон для проверки.



Возвращается к проблемному вопросу, добиваясь нужного ответа.



































Осуществляет профилактику утомления.


-Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

-Как называют людей, объединённых разными обычаями и традициями? (Ответы детей.) (народ)

- Каких знаний вам не хватило? (Знаний о том, что такое народ и какие особенности есть у каждого народ)

-Определите по словарю значение слова «народ».

(Народ – население государства, жители страны)

-Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока? (Народы России)

-Какую цель перед собой поставите? (Ответы детей) (Узнать об особенностях народов проживающих в России)

-Поднимите руку те, кто хочет узнать больше о народах, проживающих на России?

-Я вам предлагаю поработать в группах, для достижения нашей цели. Результатом работы станет созданная нами карта народов населяющих территорию России, которую мы разделим на 4 части:

1.Центральная часть России

2 . Южная часть

3 . Дальний Восток

4. Сибирь

1.У каждой группы на столе лежит часть карты России и конверт.

2.В содержимом конверта находится:

Текст с информацией

Картинки с изображением национальных костюмов, блюд.

Инструкция по выполнению задания.

3. Используя, полученные источники информации подготовьте сообщение о народах, поживающих на данной территории и заполните часть карты.

4. Договоритесь, кто будет представлять результаты вашей совместной работы.

На выполнение данной работы дается 7 минут. Если возникнут вопросы и затруднения, в ходе выполнения, то поднимите руку. Я приду к вам на помощь. Время пошло.

До завершения работы осталась 1 минута.

-Итак, время вышло, отложили в сторону все материалы.

-Какую цель мы ставили? (Узнать об особенностях народов проживающих на территории России)

-Поднимите руки, кто считает, что справился с заданиями.

-Скоро каждая группа сможет представить свою исследовательскую работу.

Россия –многонациональная страна и вы узнали о обычаях и традициях населяющих ее народов.

Физминутка

У каждой национальности есть свои народные танцы со своими неповторимыми особенностями и манерой исполнения. Мое хобби –танцы, давайте встанем и пробуйте повторить за мной движения под музыку.


Личностные:

- проявлять интерес к теме урока.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение;

-формулировать корректные высказывания в рамках учебного диалога;

-адекватно использовать речь для представления результата.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.


IV. Включение в систему знаний.





















Исследователь-ская деятельность.


Определение пространства толерантности класса.

Цели:

-формировать этнокультурную толерантность;

























Высказывают свое мнение.







































Обращаются к словарю, зачитывают определение.



Учитель записывает слова на доске по очереди.






Выступление обучающихся





















Подводит обущающихся к понятию «толерантность».
















































Ну а теперь слов представителям каждой группы.


1. Центральную часть России

2 . Южная часть

3 . Дальний Восток

4. Сибирь


-Мы получили свою необычную карту Народов России, где нашли отражения ваши новые знания и условные обозначения.

-Эту карту дарю вам для вашего кабинета, чтобы и остальные ученики могли воспользоваться вашими открытиями.




-Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одариваю». Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)

-Его слова - подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, независимо от национальности - это великое искусство людей и называется оно - толерантность.

- Давайте выясним, что же обозначает слово «толерантность».

(Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям)

-Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

-А теперь давайте проведем деловую игру. На доске выложено слово «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». Постарайтесь к каждой букве подобрать слово, обозначающее качества толерантного человека.

Т – терпение

О – ответственность

Л – любовь

Е – единство

Р – равенство

А–альтруизм (нравственная солидарность с другими человеческими существами)

Н–независимость

Т – товарищество

Н– неравнодушие.

О – общение

С – справедливость

Т – терпимость.

Ь





















Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.




















Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;



Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли






V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.











Под песню встали.

берутся за руки

Организует, инициирует рефлексию детей.












-Ребята Но вот наша встреча подходит к концу ,мне хотелось бы узнать , что вы открыли для себя.

-Что было интересно?

А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки.

Вы- дети России, вы надежда и будущее нашей страны.


Спасибо за урок.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность.

Личностные: установление обучающимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличная разработка урока!

11 February 2021