Урок окружающего мира по теме «Народы России» (3 класс)
АННОТАЦИЯ
Предлагаемый урок окружающего мира был проведён в параллели 3-х классов («Эльконин-Давыдов»). Урок основан на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах. Субъектный опыт обучающихся являлся первоначальной базой для освоения содержания урока. Данный урок по типологии является уроком открытия новых знаний. Содержательная направленность урока была связана с формированием представлений об этнокультурном многообразии России, исторических традициях взаимопомощи и солидарности населяющих ее народов, осмыслением взаимовлияния национальных культур.
Применение информационно-коммуникационных технологий способствовало активизации познавательной деятельности обучающихся. Выбранные формы работы (в группе, поиск и анализ информации, защита исследовательских работ, создание «Дерева толерантности», составление синквейна) позволили включить в работу всех детей с разными каналами восприятия информации.
Пояснительная записка
Тема | Народы России |
Класс | 3 |
УМК | «Система Эльконина – Давыдова» |
Место урока в системе уроков | Урок открытия нового знания. |
Педагогическая цель | создание условий для формирования представлений о России как многонациональном, толерантном государстве. |
Задачи урока | систематизировать имеющиеся знания о российском народе, государственной символике; формировать установки этнокультурной толерантности, открытости к межкультурному диалогу, гармонизацию межэтнических отношений у младших школьников; способствовать овладению логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения; развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать любознательность; развивать умение работать в группе; способствовать воспитанию уважения к культуре, традициям, языку разных народов. |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - осознание своей этнической и национальной принадлежности; - формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Метапредметные: Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; - оценивать результат собственной деятельности. Познавательные: - выделять существенную информацию из текста учебника; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждение по теме урока; - проявлять творческие способности при выполнении исследовательской работы. Коммуникативные: - вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах; - формировать умение слушать партнёра и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; - аргументировать свою позицию. Предметные: - называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ; - усвоить понятие «толерантность». |
Социальная значимость | Интерес к проблеме этнокультурной толерантности личности обусловлен происходящими в современном обществе социальными, политическими и экономическими изменениями, в том числе усилением интеграционных и миграционных процессов. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Ресурсы | Интерактивная доска , проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал, толковый словарь, фотографии представителей разных народов. http://www.kostyor.ru/5-07/stihi1.php (стихи о толерантности) http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/02/10/etnicheskaya-tolerantnost |
Литература | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. - М., 2009. Асмолов А. Г. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М., 2010. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2012. 4. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / Под общ. ред. Гурова В. Н. – М., 2004. |
Технологии и методики, применяемые на уроке | ИКТ. Презентация в формате Power Point служит для визуализации учебного материала, с её помощью происходит демонстрация и объяснение заданий, самопроверка работы в группах и самостоятельной работы учащихся. Технология проблемного диалога. Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит к теме урока, на этапе воспроизведения знаний ученики создают продукт и представляют его классу. Здоровьесберегающая технология. В ходе урока спланированы организационно -технические, санитарно – гигиенические условия здоровьесбережения, учитывающие индивидуальные показатели состояния учащихся. |
Методы организации деятельности учителя и обучающихся | Коммуникативный метод обучения, включающий в себя проблемное изложение материала, ведение учебного диалога, самооценку. Познавательный метод, нацеленный на восприятие, осмысление, запоминание нового материала. Преобразовательный метод, формирующий навык применения умений и знаний на практике. Контрольный метод с целью выявления качества усвоения знания и дальнейшей коррекции. |
Анализ результатов урока | Урок способствует развитию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Задания направлены на активизацию мыслительной и практической деятельности обучающихся. Групповая работа даёт возможность активной деятельности всех учащихся. Рефлексия даёт возможность каждому ученику проанализировать результат своей деятельности. |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Содержание урока | УУД |
I. Организацион-ный момент. Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. | Распределены по группам. Настраиваются на урок. | Организует. Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Здравствуйте ребята. Меня зовут Анастасия Викторовна, сегодня я у вас проведу урок окружающего мира -Ребята, соедините свои ладони с ладонями соседа по группе. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Давайте произнесем следующие слова: - Мы вместе. - Мы сильны в своей дружбе. - Мы уверены в себе. - Мы всё можем. - Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Я желаю вам хорошего настроения и активности на уроке. | Личностные: личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II.Актуализация знаний. Постановка УЗ Цель: применение зафиксированных способов действий (норм). | Вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение по обсуждаемым вопросам. Определяют, кого они видят на фотографиях. | Организовыва-ет повторение изученного ранее материала, уточняет тематические рамки. Демонстрирует слайды, на которых изображены представители разных народов. | -Давайте вспомним, в каком сообществе каждый человек состоит с рождения? (В семье) -А что объединяет отдельного человека со всеми другими людьми в своей стране? (Каждый человек – гражданин своего Отечества) -Как называется наше Отечество? (Россия, Российская Федерация) -Действительно мы с вами граждане России. -Вы обратили внимание на то, что я пришла к вам не с пустыми руками, а необычным сундучком. -В нем я принесла необычные предметы. -Сейчас я вам их покажу, а вы попробуйте определить: Как называется предмет и кому он может принадлежать (Из сундучка достаю:) Тюбетейку -Как называется этот головной убор (Ответы детей.) Кокошник (Ответы детей.) Сарафан (Ответы детей.) Чак-чак (Ответы детей.) -Почему эти предметы принадлежат разным людям? (Ответы детей.) | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. |
III.Самоопреде-ление к деятельности. Локализация затруднений; построение проекта выхода из затруднений; обобщение затруднений во внешней речи; самостоятельная работа Цели: -учить использовать приобретённые умения в диалоге с учителем и при работе с источником информации; -выполнять учебные задания в группе; -ориентироваться в разных вариантах выполнения заданий; -планировать своё действие в соответствии с целью; -представлять результат своей деятельности. | Столкнувшись с затруднением, пытаются найти ответ на проблемный вопрос. Работают с толковым словарём. Озвучивают тему и предполагае-мую цель урока. Коллективно читают статью учебника. Работают в группе при заполнении схемы. Используют приобретенные знания в диалоге с учителем. Выполняют движения за учителем. | Выдвигает проблему, подводит детей к определению темы и цели урока. Организует работу в группах, подготовив эталон для проверки. Возвращается к проблемному вопросу, добиваясь нужного ответа. Осуществляет профилактику утомления. | -Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. -Как называют людей, объединённых разными обычаями и традициями? (Ответы детей.) (народ) - Каких знаний вам не хватило? (Знаний о том, что такое народ и какие особенности есть у каждого народ) -Определите по словарю значение слова «народ». (Народ – население государства, жители страны) -Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока? (Народы России) -Какую цель перед собой поставите? (Ответы детей) (Узнать об особенностях народов проживающих в России) -Поднимите руку те, кто хочет узнать больше о народах, проживающих на России? -Я вам предлагаю поработать в группах, для достижения нашей цели. Результатом работы станет созданная нами карта народов населяющих территорию России, которую мы разделим на 4 части: 1.Центральная часть России 2 . Южная часть 3 . Дальний Восток 4. Сибирь 1.У каждой группы на столе лежит часть карты России и конверт. 2.В содержимом конверта находится: Текст с информацией Картинки с изображением национальных костюмов, блюд. Инструкция по выполнению задания. 3. Используя, полученные источники информации подготовьте сообщение о народах, поживающих на данной территории и заполните часть карты. 4. Договоритесь, кто будет представлять результаты вашей совместной работы. На выполнение данной работы дается 7 минут. Если возникнут вопросы и затруднения, в ходе выполнения, то поднимите руку. Я приду к вам на помощь. Время пошло. До завершения работы осталась 1 минута. -Итак, время вышло, отложили в сторону все материалы. -Какую цель мы ставили? (Узнать об особенностях народов проживающих на территории России) -Поднимите руки, кто считает, что справился с заданиями. -Скоро каждая группа сможет представить свою исследовательскую работу. Россия –многонациональная страна и вы узнали о обычаях и традициях населяющих ее народов. Физминутка У каждой национальности есть свои народные танцы со своими неповторимыми особенностями и манерой исполнения. Мое хобби –танцы, давайте встанем и пробуйте повторить за мной движения под музыку. | Личностные: - проявлять интерес к теме урока. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: -формулировать собственное мнение; -формулировать корректные высказывания в рамках учебного диалога; -адекватно использовать речь для представления результата. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
IV. Включение в систему знаний. Исследователь-ская деятельность. Определение пространства толерантности класса. Цели: -формировать этнокультурную толерантность; | Высказывают свое мнение. Обращаются к словарю, зачитывают определение. Учитель записывает слова на доске по очереди. | Выступление обучающихся Подводит обущающихся к понятию «толерантность». | Ну а теперь слов представителям каждой группы. 1. Центральную часть России 2 . Южная часть 3 . Дальний Восток 4. Сибирь -Мы получили свою необычную карту Народов России, где нашли отражения ваши новые знания и условные обозначения. -Эту карту дарю вам для вашего кабинета, чтобы и остальные ученики могли воспользоваться вашими открытиями.
-Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одариваю». Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей) -Его слова - подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, независимо от национальности - это великое искусство людей и называется оно - толерантность. - Давайте выясним, что же обозначает слово «толерантность». (Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) -Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. -А теперь давайте проведем деловую игру. На доске выложено слово «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». Постарайтесь к каждой букве подобрать слово, обозначающее качества толерантного человека. Т – терпение О – ответственность Л – любовь Е – единство Р – равенство А–альтруизм (нравственная солидарность с другими человеческими существами) Н–независимость Т – товарищество Н– неравнодушие. О – общение С – справедливость Т – терпимость. Ь | Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Под песню встали. берутся за руки | Организует, инициирует рефлексию детей. | -Ребята Но вот наша встреча подходит к концу ,мне хотелось бы узнать , что вы открыли для себя. -Что было интересно? А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки. Вы- дети России, вы надежда и будущее нашей страны. Спасибо за урок. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность. Личностные: установление обучающимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. |
Уразалеев Руслан