Урок окружающего мира по теме «Все профессии нужны» (2 класс)
Урок окружающего мира по теме «Все профессии нужны», 2 класс
Проектная задача ( метапредметная)
Цели:
1.Диагностировать интеллектуальное и личностное развитие детей.
2.Организовать взаимодействие и сотрудничество детей.
3.Формирование способностей: рефлексировать (анализировать сделанное); ставить и удерживать цели; планировать свою деятельность; моделировать. Представлять способ действия в виде модели-схемы; проявлять инициативу при поиске способов решения задач; взаимодействовать при решении задач, отстаивать свою позицию. Принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.
4.Формирование учебной мотивации. Через мотив достижения в игровой деятельности.
Название проектной задачи. | Составление плана подготовки к Новому году. |
Предмет. | Окружающий мир, внеурочная деятельность «100 шагов к успеху», |
Тема. | Окружающий мир: «Все профессии нужны». Внеурочная деятельность «100 шагов к успеху»: «Алгоритм как пошаговое описание целенаправленной деятельности». |
Класс, время. | 2 класс, декабрь |
Продолжительность занятия | 60-70 минут |
Тип задачи. | Метапредметная. |
Название проектной задачи | План подготовки к Новому году |
Цели и педагогические задачи ( педагогический замысел) | Создать условия для группового взаимодействия при решении проектной задачи, развивая таким образом у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы. Работать над развитием речевых навыков. Систематизировать и обобщить знания учащихся по математике: симметрия, периметр многоугольника, решение тестовых задач. Отработать умения анализировать материал, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации. Развивать рефлексивные и творческие способности учащихся. |
Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача | Предметные 1. Умение применять таблицу сложения и производить действия сложения и вычитания в концентре «Сотня». 2. Умение осуществлять арифметические действия с мерами стоимости. 3. Умение находить периметр прямоугольника по заданным величинам сторон. 4. Умение размешать предметы симметрично относительно друг друга. 5. Умение решать тестовые задачи практического характера. Метапредметные 1. Умение анализировать информацию с точки зрения заданного условия конкретного задания и выбирать существенную информацию из предложенного объема. |
Планируемый педагогический результат. | Умение применять предметные навыки в нестандартных условиях. Умение создать конечный продукт — разработать программу подготовить подготовки к Новому году. Продуктивное взаимодействие в ходе коллективно-распределительной деятельности в группе, степень участия каждого члена группы в разрешении проектной задачи Демонстрация учащимися возможностей для дальнейшего изучения учебных предметов. Ознакомление учащихся с перспективами в изучении содержания курса 2 класса |
Способ и оценивание результатов работы. | Оценка стартовых коммуникативных возможностей отдельных учащихся и класса в целом. Правильность выполнения предметных заданий. Продуктивность взаимодействия учащихся в микрогруппе при выполнении отдельных заданий и при «сборке» конечного продукта. |
Замысел проектной задачи
Проектная задача состоит из пяти заданий, выполнять задания возможно в любой последовательности. В соответствии со стратегией решения заданий внутри каждой группы возможно выделение более мелких подгрупп при условии последующего коллективного обсуждения полученных результатов в группе.
Задание №..1 Задача: Выбрать материал для изготовления костюмов внукам, рассчитать стоимость покупки.
Задание № 2. Задача: Составить план расходов на приобретение подарков каждому члену семьи.
Задание № 3. Задача: Рассчитать, сколько метров плинтуса необходимо купить для завершения ремонта комнат.
Задание № 4. Задача: Выбрать продукты для изготовления праздничного торта, рассчитать стоимость торта.
Задание № 5. Задача: Создать новогоднюю композицию на трехстворчатом окне таким образом, чтобы рисунок получился симметричным.
Ход урока
-Посмотрите, пожалуйста, короткий ролик и подумайте, что объединяет все изображения (атрибуты Нового года)
-Я подготовила для вас изображения атрибутов Нового года. А еще что вы увидели в ролике?
-Задолго до Нового года каждая семья начинает подготовку к этому празднику.
-А что надо подготовить, чтобы праздник прошел так, как семья его задумала?
-Я предлагаю сегодня в течение урока составить план подготовки к Новому году. Все вы поделены на 5 групп, и каждая группа будет сегодня одной большой и дружной семьей, которой надо совместными усилиями подготовиться к встрече Нового года. У нас сегодня 5 семей, каждая из семей обозначена порядковыми цифрами от 1 до 5.
-Семья может состоять из какого количества поколений?
-Ваши семьи будут трехпоколенными.
-Что это значит?
-В ваших семьях есть бабушка, мама, папа, дочь и сын.
-Давайте сначала выясним, кто и чем будет заниматься.
-Обязанность членов семьи будут зависеть от их выбранной или будущей профессии.
-Поэтому послушайте загадки о профессиях и определите, чем будет заниматься каждый член семьи.
-Первый и важный член семьи- бабушка.
Мастерица на все руки
Нам сошьет пиджак и брюки.
Не закройщик, не ткачиха.
Кто она, скажи? (Портниха)
Чем будет заниматься бабушка?
(на ватмане размещается изображение бабушки, затем поочередно каждого члена семьи)
-Бабушка будет шить новогодние костюмы своим внукам.
-Загадка о профессии папы.
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем.
(Строители)
-Папе надо будет срочно закончить ремонт в доме. А вы ему в этом поможете.
-У мамы тоже важная и нужная профессия. Послушайте про нее загадку.
В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать то ей не лень
Все налоги целый день.
(Бухгалтер)
-Мама хорошо умеет считать, поэтому она займется покупкой подарков для каждого члена семьи.
-Дочь скоро окончит школу, но у нее уже есть мечта. Разгадайте ее.
Он в сладком цехе день трудился,
Итог десертный получился –
Эклеры, кекс, «Наполеон».
Теперь подумай, кто же он?
(Кондитер)
-Кем мечтает быть старшая дочь? Она будет заниматься изготовлением праздничного торта.
-Младшему сыну еще рано думать о профессии. Но давайте тоже поручим ему какое-то важное дело. Чем могут заниматься дети в преддверии Нового года? Отгадайте загадку о профессии.
Эти люди создают
Удивительный уют
Подбирают, например,
Подходящий интерьер.
В доме, в офисе, в саду
Кто имеется ввиду?
(дизайнер)
-Сын сегодня выступит в роли дизайнера. Он будет украшать окна новогодними снежинками и разными картинками.
-Обязанности распределены, пора приступать к их выполнению.
-Каждая семья получает план работы на сегодня и следует четко по намеченному плану. Какая-то семья выступит сначала в роли мамы, затем сына, дочки и т.д. Кто-то сначала попробует себя в роли бабушки. После выполнения задания вся группа, следуя плану, переходит на следующее рабочее место, где берет конверт с заданием для своей группы. Задания находятся в конвертах под номерами 1,2,3,4,5.
-Выберите главного члена вашей семья, который будет руководить работой: распределит обязанности, подведет итоги работы и затем представит отчет о проделанной работе классу.
-На каждый этап подготовки отводится по 6 минут. По истечении времени будет подаваться звонок, по этому сигналу каждая группа меняет свое рабочее место.
-В итоге работы мы придем к общей цели: составим план подготовки к новому году. А еще каждый из вас попробует себя в роли человека какой-то важной и нужной профессии, как на предприятии, так и дома. А что это за профессия, вы узнаете в конце урока.
-Желаю всем успехов!
Содержание проектных задач
Бабушка. Выберите ткань для пошива костюма Снегурочки и Мушкетера, решите, из какого материала экономнее выйдет костюм. На изготовление костюмов можно потратить 30 рублей. Всего необходимо закупить по 3 метра на каждый костюм. Все вычисления вносите в таблицу.
Прейскурант цен Атлас- 2 рубля за метр креп-сатин- 3 рубля за метр парча- 5 рублей за метр | |
Костюм Снегурочки | Костюм Мушкетера |
Ткань-___________________ | Ткань-___________________ |
Метров_________________ | Метров_________________ |
Стоимость покупки ___________ | Стоимость покупки ___________ |
Израсходовано денег на 2 костюма---------------------------рублей | |
Выделено 30 рублей Экономия средств составила _______________рублей |
Мама. При покупке подарков маме надо учесть пожелания всех членов семья и распределить выделенные на подарки деньги экономно. Всего из семейного бюджета было выделено 50 рублей на приобретение подарков. В магазине продавец предложила имеющиеся варианты подарков. Выберите соответствующий вариант подарка для всех членов семьи и заполните таблицу.
Члены семьи | бабушка | папа | мама | дочь | сын |
Подарок | |||||
Стоимость | |||||
Стоимость всей покупки | __________________________________________________рублей | ||||
Выделено 50 рублей | Экономия средств составила ___________________рублей |
Папа. Папе необходимо закончить ремонт 3-х комнат: гостиной, кухни и детской спальни. Для завершения работ необходимо приобрести потолочный плинтус. На ремонт выделено 70 рублей. Необходимо по данным длине и ширине найти их периметры. Все расчеты следует вносить в таблицу. Стоимость 1 метра плинтуса 1 рубль.
детская спальня | гостиная | кухня | |
размеры | Длина-4 метра Ширина-3 метра | Длина- 5 метров Ширина- 4 метра | Длина-2 метра Ширина-2 метра |
Периметр комнаты | P= | P= | P= |
Общее количество метров плинтуса | __________________________________метров | ||
Стоимость покупки | __________________________________________рублей | ||
Остаток денег | _________________________________________рублей |
Дочь. Дана примерная таблица необходимых продуктов питания для изготовления торта. Подсчитайте стоимость каждого торта. Выберите самый экономичный вариант торта. Высчитайте остаток денег, если на изготовление торта из семейного бюджета выделено 20 рублей.
Примерное количество продуктов для изготовления торта | |||
Наполеон (из готового теста) | Медовик | Муравейник | |
Стоимость продуктов | тесто слоеное-10 рублей масло сливочное- 5 рублей молоко сгущенное-3 рубля | яйца-2 рубля сахар-1 рубль мёд- 2 рубля мука-1 рубль сметана- 2 рубля пудра сахарная-1 рубль | печенье- 6 рублей молоко сгущенное- 3 рубля масло сливочное- 5 рублей сметана- 2 рубля шоколад- 4 рубля |
Стоимость всей покупки | ______________________________________________рублей | ||
Выделено 20 рублей | Экономия средств составила ___________________рублей |
Сын. Необходимо создать новогоднюю композицию на трехстворчатом окне таким образом, чтобы рисунок получился симметричным. Сначала повторите, что такое симметрия. Для этого обратитесь к «Подсказке». Вырезанные из бумаги картинки разложить на рисунке трехстворчатого окна таким образом, чтобы созданная композиция была симметричной. После этого наклейте картинки на окно. Докажите, что композиция получилась симметричной.
-Пришло время подвести итоги нашей работы. Каждая семья, в целом, и каждый конкретный член семьи, занимались каким-то важным и нужным делом.
-Давайте посмотрим, что получилось у бабушки.
-В чем заключалась работа бабушки?
-Чем занимался папа и что у него получилось? Давайте это выясним.
У мамы была важная и нужная миссия на сегодня. Проверим, насколько она справилась с работой.
-Заслушаем старшую сестру. Каковы ее результаты.
-Как справился с работой младший брат? Давайте послушаем и самое главное, посмотрим на результаты его работы.
-Задания у всех членов семьи сегодня были разные, но было что-то общее в заданиях папы, мамы, бабушки и сестры. Определите, что объединяло все задания?
-Всем членам семьи надо было подойти к решению вопросов и задач с позиции экономии.
-Подберите однокоренные слова к слову экономия.
-Название какой профессии будет однокоренным словом к слову экономно, экономия?
-А что вы знаете о профессии экономиста? Где можно найти информацию в случае затруднения?
-Обратимся к учебнику окружающего мира, а часть детей получит дополнительную информацию, из которой вы узнаете, чем же занимается экономист. Учебник с.147.Дополнительная информация.
-Что новое о профессии экономиста вы узнали?
-Поняли ли вы почему сегодня были объединены уроки окружающего мира и математики? Работа экономиста построена, в первую очередь, на знание математики.
-Можно ли членов семья назвать экономистами? Да. Ведь членам семьи тоже приходится решать экономические вопросы. Ведь не зря слово экономика произошло от древнегреческого слова «ойкос» (дом) и в те давние времена означало умение вести домашнее хозяйство.
-Наш урок подходит к концу. В итоге коллективной работы мы составили общий план подготовки к Новому году. Если мы будем придерживаться этого плана, то Новый год пройдет у нас успешно, а еще каждой семье удастся сэкономить какую-то часть денег, которую можно будет использовать на организацию досуга во время новогодних каникул: сходить в кино, в театр, съездить на экскурсию и т.д. А общие дела, как известно, сплачивают семью.
-Предлагаю каждому из вас заполнить анкету по результатам нашей работы:
Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).
Поставь галочку на оценочной шкале:
Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «План подготовки к Новому году».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (Обведи.)
Да Нет
Почему? ______________________________________________________
-Домашнее задание: подготовить небольшое сообщение о профессиях членов своей семьи, либо о свой будущей профессии.
Посмотреть дома ролик о работе экономиста.
https://www.youtube.com/watch?v=kQBA7PzUoi0
Приложения
Бабушка. Выберите ткань для пошива костюма Снегурочки и Мушкетера, решите, из какого материала экономнее выйдет костюм. На изготовление костюмов можно потратить 30 рублей. Всего необходимо закупить по 3 метра на каждый костюм. Все вычисления вносите в таблицу.
Прейскурант цен Атлас- 2 рубля за метр креп-сатин- 3 рубля за метр парча- 5 рублей за метр | |
Костюм Снегурочки | Костюм Мушкетера |
Ткань-___________________ | Ткань-___________________ |
Метров_________________ | Метров_________________ |
Стоимость покупки ___________ | Стоимость покупки ___________ |
Израсходовано денег на 2 костюма---------------------------рублей | |
Выделено 30 рублей Экономия средств составила _______________рублей |
Мама. При покупке подарков маме надо учесть пожелания всех членов семья и распределить выделенные на подарки деньги экономно. Всего из семейного бюджета было выделено 50 рублей на приобретение подарков. В магазине продавец предложила имеющиеся варианты подарков. Выберите соответствующий вариант подарка для всех членов семьи и заполните таблицу.
Члены семьи | бабушка | папа | мама | дочь | сын |
Подарок | |||||
Стоимость | |||||
Стоимость всей покупки | __________________________________________________рублей | ||||
Выделено 50 рублей | Экономия средств составила ___________________рублей |
Цена: 2 рубля | Цена:7 рублей | Цена:2 рубля | Цена:2 рубля | Цена:12 рублей |
Цена: 4 рубля | Цена:6 рублей | Цена:4 рубля | Цена:3 рубля | Цена:10 рублей |
Цена: 3 рубля | Цена: 5 рублей | Цена: 4 рубля | Цена: 3 рубля | Цена:8 рублей |
3.Папа. Папе необходимо закончить ремонт 3-х комнат: гостиной, кухни и детской спальни. Для завершения работ необходимо приобрести потолочный плинтус. На ремонт выделено 70 рублей. Необходимо по данным длине и ширине найти их периметры. Все расчеты следует вносить в таблицу. Стоимость 1 метра плинтуса 1 рубль.
Детская спальня | Гостиная | Кухня | |
размеры | Длина-4 метра Ширина-3 метра | Длина- 5 метров Ширина- 4 метра | Длина-2 метра Ширина-2 метра |
Периметр комнаты | P= | P= | P= |
Общее количество метров плинтуса | __________________________________метров | ||
Стоимость покупки | __________________________________________рублей | ||
Остаток денег | _________________________________________рублей |
4.Дочь. Дана примерная таблица необходимых продуктов питания для изготовления торта. Подсчитайте стоимость каждого торта. Выберите самый экономичный вариант торта. Высчитайте остаток денег, если на изготовление торта из семейного бюджета выделено 20 рублей.
Примерное количество продуктов для изготовления торта | |||
Наполеон (из готового теста) | Медовик | Муравейник | |
Стоимость продуктов | тесто слоеное-10 рублей масло сливочное- 5 рублей молоко сгущенное-3 рубля | яйца-2 рубля сахар-1 рубль мёд- 2 рубля мука-1 рубль сметана- 2 рубля пудра сахарная-1 рубль | печенье- 6 рублей молоко сгущенное- 3 рубля масло сливочное- 5 рублей сметана- 2 рубля шоколад- 4 рубля |
Потрачено на торт | |||
Стоимость всей покупки | ______________________________________________рублей | ||
Выделено 20 рублей | Экономия средств составила ___________________рублей |
Наполеон Медовик Муравейник
Сын. Необходимо создать новогоднюю композицию на трехстворчатом окне таким образом, чтобы рисунок получился симметричным. Сначала повторите, что такое симметрия. Для этого обратитесь к «Подсказке». Вырезанные из бумаги картинки разложить на рисунке трехстворчатого окна таким образом, чтобы созданная композиция была симметричной. После этого наклейте картинки на окно. Докажите, что композиция получилась симметричной.
Поставь галочку на оценочной шкале:
Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «План подготовки к Новому году».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (Обведи.)
Да Нет
Почему? ______________________________________________________
Пролубщикова Наталья Владимировна
Сорокина Светлана Валерьевна
Голдина Лилия Вильевна
Сорокина Светлана Валерьевна