Урок окружающего мира на тему «Зачем нам телефон и телевизор?»
Тип: изучение нового материала.
Цели: уточнить знания детей об использовании средств связи и массовой информации в современном мире, дать некоторые сведения об истории возникновения телефона и телевизора, учить детей правильно пользоваться Интернетом
Оборудование: для работы в группе: разрезанные картинки 2 комплекта, 2 листа белой бумаги, 2 клеящих карандаша; в паре: листочки с набором слов "Почта, радио, телеграф, телефон, телевидение, газета, журнал, Интернет"; сигнальные светофоры, памятки; презентация.
Ход урока
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сейчас у нас урок окружающего мира. Проверьте, всё ли готово к уроку? У вас на партах должны быть учебники, рабочие тетради, ручки, карандаши и сигнальные светофоры.
Встаньте ровно, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А теперь сядьте все правильно, глубоко вдохните, медленно выдохните и начнём наш урок! У вас всё получится!
2.Работа в группах
(Презентация 2-7 слайды)
-Посмотрите, кто пришёл на наш урок. Это же Маша из мультфильма. Она пришла к нам за помощью. У девочки проблема, вернее даже две: сегодня у её бабушки день рождения! А она живёт в другом городе. Что же делать Маше? Как поздравить с днём рождения бабушку? А ещё Маша очень гордится тем, что теперь учится в 1 классе и уже умеет хорошо читать! Ей каждый день хочется быть в курсе всех событий, знать последние новости! Но пока девочка не знает, как это сделать? Она в затруднении! Хотите ей помочь? Очень хорошо!
(8 слайд)
-Предлагаю поработать в группах. У меня два набора картинок. На них изображены различные предметы. Первая группа поможет Маше выбрать те предметы, которые помогут ей поздравить бабушку с днём рождения. Вторая — те, которые помогут узнать последние новости. Эти картинки вы должны наклеить на лист бумаги, который лежит у вас на парте. Распределите обязанности, кто будет выбирать, кто мазать клеем, кто приклеивать. Помните правила работы в группе? Дружно, вместе, сообща. (1,5-2 мин.)
Выступление представителей каждой группы.
-Легко ли вам было выполнить это задание? Были ли какие-то трудности? Какие именно?
Есть картинки, которые не использовались ни 1-ой и ни 2-ой группами? Почему?
Вывод: есть много способов, чтобы общаться на расстоянии и узнавать о последних событиях в стране и в мире. Но ещё не все из них вам известны. Самые, пожалуй, знакомые вы легко назовёте, отгадав загадки.
3.Формулировка темы урока, целеполагание.
(9-11 слайды)
-Отгадайте загадки
-Вот так дом—одно окно!
Каждый день в окне кино! (телевизор)
-Если нужно вызвать маму,
Позвонить гиппопотаму,
По пути связаться с другом,
Эта вещь к твоим услугам (телефон)
-Догадались, какую тему будем обсуждать сегодня на уроке?
Прочтите её название.
-Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
Давайте ещё раз вспомним, что выбрали для Маши ребята из первой группы.
4.Работа по учебнику стр.58:
Рассмотрите фотографии, расскажите, какие бывают телефоны? В чём их сходство и различия?
Вывод: есть уличные телефоны, есть домашние и есть мобильные.
5. Исторические сведения.
Хотите посмотреть, как выглядели самые первые телефоны? Сейчас вы увидите не только, как они выглядели, но и как менялись со временем. (13-24 слайды)
Вывод: изменился ли внешний вид телефонов? А качество звука ?
-Скажите, ребята, вы умеете пользоваться телефоном? В каких случаях вам это может пригодиться?
-А знаете номера телефонов экстренных служб? (25-29 слайды)
-Представьте, что вам нужно вызвать пожарную машину. Как вы будете действовать? Что скажете, набрав нужный номер?
(30-34 слайды)
Ещё одно хорошо известное вам средство связи. Отгадайте загадку и назовите его.
В любой уголок Земли
Доставят - я знаю точно-
Посылку, которую мы
Отправим с тобой по (почте)
Как почта помогает нам поддерживать связь друг с другом?
Вспомните, как путешествует письмо?
Вы знаете, что это? Это телеграф. Ещё одно средство связи. Название произошло от двух греческих слов «теле»- далеко, «графо»- пишу
Вывод: Почта, телеграф, телефон – это средства связи.
ФИЗМИНУТКА
6.Работа по учебнику:
-А теперь вспомним, что выбрали для Маши ребята из второй группы.
Рассмотрите нижний ряд фотографий в учебнике и объясните, для чего служат эти предметы.
7. Исторические сведения:
Вам хотелось бы узнать, как выглядели первые телевизоры? Предлагаю вам посмотреть на них. Согласны? (Презентация 38-45 слайды)
Вывод: изменился ли внешний вид телевизоров? А качество изображения?
-Есть ли такие картинки, которые взяли ребята и из первой и из второй группы? (Обсудить) (47-49 слайды)
Скажите, ребята, может ли Маша использовать компьютер для решения своих проблем? Как? (50-51 слайды)
Слово новое – Инет,
Означает... (Интернет).
Она может воспользоваться Интернетом! Что можно делать с его помощью?
Можно ли общаться и передавать друг другу новости? Узнавать новости о событиях в стране и в мире?
Интернет — это огромный виртуальный мир. В нём, как и в обычном мире, есть много возможностей, разной информации, развлечений. Но иногда он бывает опасным. Поэтому пользоваться интернетом нужно очень грамотно и только вместе с родителями.
Я хочу раздать вам памятки как нужно пользоваться интернетом. Прочтите и обсудите их дома вместе с родителями.
8.Рефлексия (работа в паре)
А сейчас я хочу предложить вам выполнить задание, чтобы проверить, как же вы поняли тему нашего урока. Выполнять её нужно в паре. Для работы вам понадобится карандаш. Распределите обязанности:один из вас будет читать список, другой — подчёркивать нужные слова, при этом обсуждать выбор вы должны вместе!
Итак, вы читаете список, выбираете и подчёркиваете: первый ряд — только средства массовой информации, второй — только средства связи. Задание понятно? Приступайте, будьте очень внимательны!
(52-53 слайды)
Проверьте правильность выполнения, сверившись с доской. Почему Интернет подчеркнули в обоих случаях?
У кого нет ошибок — включают зелёный свет, у кого 1-2 ошибки — жёлтый. У кого больше — красный.
9.Итог урока
Ребята, давайте ещё раз вернёмся к проблемам Маши и напомним ей, чем можно воспользоваться для связи, а чем для получения и распространения информации.
Как проверить, не ошиблись ли вы в ответе? Правильно, нужно посмотреть в учебнике! Прочтите вывод Мудрой Черепахи на стр.59.
10.Самооценка
Теперь оцените свои знания с помощью светофора. Кто считает, что он сегодня узнал много нового, справился со всеми заданиями и доволен своей работой, включает зелёный свет. Кто хорошо поработал, но немного ошибался - жёлтый. Кто недоволен своей работой — красный!
Ну что же, все вы молодцы, потрудились, приобрели новые знания, а дома я предлагаю вам поработать в рабочей тетради. Тут вас ждёт очень интересное задание, которое вам помогут выполнить взрослые.
Урок окончен! Спасибо за работу!
Голдина Лилия Вильевна
Лебедева Валентина Николаевна