Урок окружающего мира "Великий круговорот жизни", 3 класс

1
0
Материал опубликован 29 October

Тема: Великий круговорот жизни.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: знакомство с круговоротом жизни на Земле и его основными звеньями.

Задачи урока:

обучающая: формировать представления о взаимосвязи всего живого на Земле;

развивающая: развивать умение аргументировать свои ответы, логически излагать свои мысли;

воспитывающая: содействовать развитию познавательного интереса к предмету.


Формируемые УУД

Регулятивных УУД:

закреплять знания о взаимосвязи между живой и неживой природой;

знакомить учащихся с новыми понятиями: «организмы-производители», «организмы-потребители» и «организмы-разрушители»;

обучать составлению схем, умению сравнивать, классифицировать, обобщать и формулировать самостоятельно выводы, переносить знания и умения в новую ситуацию.

Личностных УУД:

воспитывать бережное отношение к природе, умение всматриваться в красоту природы;

воспитывать культуру поведения на уроке, доброжелательность;

формировать коммуникативной компетентности в общении со взрослыми и сверстниками.

Познавательных УУД:

развивать мышление, внимание, память и устную речь учащихся;

развивать познавательную активность, положительной мотивации к предмету с помощью игровых моментов и творческих заданий;

развивать умение объективно оценивать свои знания.

Коммуникативные УУД:

учить работать в команде разного наполнения,

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.


Технологии обучения: системно-деятельностная, коммуникативная.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация Power Point «Великий круговорот жизни», тесты «Грибы», кластер «Великий круговорот жизни», интеллектуальные карты, конверты с книгами, плакат в виде круга, муляжи грибов, корзинка.

Литература: А.А. Плешаков. Окружающий мир, 3 класс, 1 часть, С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», справочник – определитель грибов.


Этапы урока

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке умных, энергичных, любознательных и надеюсь на плодотворную работу. Присаживайтесь.

- Для чего мы с вами изучаем окружающий мир? Какие задачи и цели ставим? (Знакомство с живой и неживой природой, историей).

2. Проверка домашнего задания.


- Ребята, а какова цель проверки домашнего задания? (повторить то, что знаем, а может узнать новое).

- Я предлагаю _________ и ____________ отправится на тихую охоту, то есть за грибами (одна корзинка). Собрать грибы вам поможет справочник-определитель.

- Пока ребята собирают грибы, мы проверим пройденный материал (тест по вариантам).

- Возьмите карточку. Вам нужно выполнить тест. Оценивание двух учеников с комментированием.

- Давайте проверим, какие грибы собрали ребята. Какие грибы остались? Какие это грибы? Что вам помогло? (справочник-определитель грибов).

- А какие правила сбора грибов вы знаете?

t1730203383aa.png

Тест по вариантам.

1 вариант

Выпиши буквы правильного ответа.

1. Из каких частей состоит гриб?

а) шляпка, ствол, корень;

о) шляпка, ножка, грибница;

к) шляпка, грибница.

2. Какую роль в жизни гриба играет грибница?

н) защищает гриб от жары и холода;

с) всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями;

у) защищает гриб от насекомых.  

3. Выбери съедобный гриб:

в) бледная поганка;

ь) белый гриб;

т) мухомор.

4. С какими растениями грибы тесно связаны в лесу?

е) с травами;

т) с кустарниками;

м) с деревьями.



1

2

3

4





2 вариант

Выпиши буквы правильного ответа.

1. Определи указанную часть гриба.


и) грибница;

п) ножка;

з) шляпка.

t1730203383ab.png

2. Грибы делятся на:

р) ядовитые, несъедобные;

а) полезные, несъедобные;

н) съедобные, несъедобные.

3. Какую пользу грибы приносят животным?

о) многие лесные животные питаются грибами;

е) грибы являются знаком для лесных животных, что рядом много пищи;

з) зайцы и другие небольшие животные прячутся среди грибов от хищников, так как запах грибов перебивает их запах.

4. Где можно собирать грибы?

д) в городских скверах;

п) у шоссейных дорог;

г) в лесу.

1

2

3

4





- Проверить, верно ли вы выполнили, вы можете, посмотрев на экран.

- Если у вас все ответы верные, то поставьте себе отличную отметку, если одна ошибка, то 4, если больше ошибок, значит 3.

- Если вы, работая в парах, сложите ответы 1 и 2 вариантов, то у вас получиться слово.

СЛАЙД

- Какое слово получилось? (осьминог).

СЛАЙД

- Ребята, в чём же дело? Мы говорим о грибах, и вдруг осьминог. Осьминог к какому царству относится? (к царству животных).

(Осьминог - головоногий моллюск. Моллюск - беспозвоночное мягкотелое животное, обычно без внутреннего скелета, покрытое раковиной).

СЛАЙД

- Оказывается, есть гриб-осьминог.

t1730203383ac.png

Родиной гриба является Австралия. Во время роста гриб темнеет, лопается и шляпка гриба разделяется на 5-6 частей, образуя своеобразные лепестки. Гриб-осьминог обращает на себя внимание не только внешностью, но и неприятным запахом. Этот запах является не только защитным механизмом, но и приманкой для мух, которые являются основными переносчиками спор этих грибов.

3. Постановка цели и учебных задач.

Мы узнали новое значение слова «осьминог», а значение вот этих слов вы знаете?

СЛАЙД

Круговорот.

- Ребята, знакомо это слово? (да)

- Откуда? (Изучали тему «Круговорот воды в природе»).

- Круговорот. Значит, как идёт движение? (По кругу)

СЛАЙД t1730203383ad.png

- К слову «великий» давайте подберём синоним (К нашей теме подходит синоним «обширный»).

- Значение слова «функция» я попросила посмотреть __________. (Работа производимая органом, организмом).


- Как вы думаете, для чего мы с вами узнавали значения этих слов? (узнать что-то новое, мы готовимся к новому материалу)

- Всё что нам нужно для изучения новой темы, мы с вами повторили.

Тема нашего урока «Великий круговорот жизни».

- Какую цель мы с вами поставим? (познакомится, изучить великий круговорот жизни, узнать, как происходит круговорот жизни на Земле?).

- Какие задачи поставим для достижения цели? (изучить материал учебника, узнать, что входит в великий круговорот жизни, выяснить взаимосвязь).

4. Первичное усвоение новых знаний.

- В работе мы будем использовать кластер. Как вы думаете, какую форму будут иметь его составляющие? (форму круга).

КЛАСТЕР

t1730203383ae.png

- Ребята, вы изучили все царства живой природы. Вы мне подскажите, кто из какого царства будет располагаться в нашем кластере.

- «ПРОИЗВОДИТЕЛИ» - как вы думаете, какие организмы являются производителями? (Растения). Да, в данном случае нас интересуют растения, хотя есть еще животные –производители.

(Какие живые организмы являются удивительными «поварами», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал? Кто из воды и углекислого газа получает питательные вещества?)

- «ПОТРЕБИТЕЛИ» - какие организмы являются потребителями? (Животные).

Какие организмы потребляют всё готовое?

- «РАЗРУШИТЕЛИ» - какие организмы являются разрушителями? (Грибы и бактерии).

Кто поглощает питательные вещества мёртвых растений и животных и способствует разрушению остатков организмов?

- Итак, основу круговорота составляют три группы организмов:

1) организмы – производители;

2) организмы – потребители;

3) организмы – разрушители.

- У нас осталось еще одно звено великого круговорота жизни, а чтобы его заполнить, ответьте на вопрос: где накапливается запас питательных веществ, которые используют растения? (в почве).

- А что такое почва? (Почва – это верхний плодородный слой земли).

Физическая минутка

- Опираясь на наш кластер и условные обозначения, мы с вами немного отдохнём.

- Производитель – цветок (распускается), потребитель – рыба (плывёт), разрушитель – гриб (руками рисуем гриб), представим, что мы шагаем по почве, по земле (показываем руками как шагаем). А теперь я вам буду называть звено, а вы закрытыми глазами постарайтесь показать условный знак.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

- Представители разных царств живой природы выполняют разные функции в круговороте жизни.

- Напомните, что такое функция. (Работа производимая органом, организмом). И нам нужно их определить.

- Как вы видите, у нас большой объём работы, как вы предлагаете поступить? (разделиться на группы).

- Для этого каждая группа будет составлять интеллектуальную карту. С какой целью, для чего? (чтобы запомнить информацию, уметь объяснить, сама говорю «систематизировать наши знания»).

- В составлении интеллектуальной карты нам поможет учебник и инструкция.

t1730203383af.png


1 группа работает с организмами-производителями, 2 – потребителями, 3 – разрушителями.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Оценка работы в группе.

- Ребята, а какую функцию в великом круговороте жизни выполняет почва? (Накапливает запас питательных веществ, которые используют растения)

- Вы сейчас работали по учебнику и составляли интеллектуальные карты. Давайте проверим вашу работу.

- Приглашается представитель 1 группы, 2 и 3. Все внимательно слушают, потому что вы будете готовиться по этому материалу к следующему уроку.

t1730203383ag.png


- Оценка выступающих.

- Мы интеллектуальную карту составляли для того, чтобы запомнить и систематизировать материал.

- Возвращаемся к кластеру.

- Почему великий? (обширный, включает все царства живой природы).

- Почему круговорот? (потому что по кругу идёт).

- Какие звенья участвуют в великом круговороте жизни? (по кластеру)

- Как происходит круговорот?

Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.

РЕЗЕРВ

- Экология - это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

- И я вам предлагаю представить, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев великого круговорота жизни.

- Как вы думаете, что произойдёт? (предположения учеников)

- Ребята, в нашей Оренбургской области на грани исчезновения находится ирис карликовый. Это растение занесено в Красную книгу нашей области. Ирисом карликовым питаются сайгаки, которые обитают в оренбургских степях. Раз это растение является пищей для сайгаков и его стало меньше, то что могло произойти? (становится меньше сайгаков). Это одна из причин сокращения поголовья сайгаков. Раз стало меньше растений и животных, значит разрушителям нечего перерабатывать, питательные вещества не накапливаются в почве.

Опишите, что будет происходить, если исчезнут: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии; г) почва.

- Если исчезнут растения, то животным нечего будет есть. Они все умрут и превратятся в перегной. Жизнь остановится.

- Если исчезнут животные, то растения некому будет есть. Некоторые растения вовсе исчезнут, потому что животные помогают им в размножении. Растений будет очень много, но постепенно их количество будет уменьшаться. Им будет не хватать солей, содержащихся в почве.

- Если исчезнут грибы и бактерии, то растения погибнут из-за недостатка солей. И умрут животные, потому что нет пищи.

- Если исчезнет почва, то растениям негде будет расти. А бактериям и грибам негде жить. Животным негде жить и не почему передвигаться.

- Какой можно сделать вывод?

- Все живые организмы и почва являются участниками великого круговорота жизни.

Если одно звено в цепи питания исчезает, то нарушается великий круговорот жизни.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Работая по учебнику и используя интеллектуальные карты, вы закрепите материал дома. С. 118 – 120 ИК.

- Я даю индивидуальные задания ребятам. Вам нужно будет подготовить сообщение о представителях животного и растительного мира Оренбургской области и определить, как эти животные и растения участвуют в великом круговороте жизни.

(сайгак, дрофа, рябчик русский)

8. Итог урока.

- Давайте вспомним, какую цель мы с вами ставили? (познакомится, изучить великий круговорот жизни. Как происходит круговорот жизни на Земле).

- Достигли мы её?

9. Рефлексия учебной деятельности.

Рефлексия по содержанию учебного материала.

- У вас на столах лежат конверты. Откройте их.

- Мы сегодня работали с книгой, учебником. Книга – это наш источник знаний. Условное обозначение книги поможет нам подвести итог урока и оценить себя.

ПЛАКАТ

- Перед вами четыре высказывания… какое высказывание подходит вам.

t1730203383ah.png

- кто полностью разобрался в материале урока и работал, это высказывание для вас.

- кто сомневается, может что-то не уяснил.

- кому-то нужно ещё поработать.

- для кого осталось многое непонятно и был неактивен на уроке.

- Как бы вы хотели оценить себя? Почему?

(Итог рефлексии).

Наш урок подошёл к концу. Спасибо!


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.