Урок окружающего мира "Великий круговорот жизни", 3 класс
Тема: Великий круговорот жизни.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: знакомство с круговоротом жизни на Земле и его основными звеньями.
Задачи урока:
обучающая: формировать представления о взаимосвязи всего живого на Земле;
развивающая: развивать умение аргументировать свои ответы, логически излагать свои мысли;
воспитывающая: содействовать развитию познавательного интереса к предмету.
Формируемые УУД
Регулятивных УУД:
закреплять знания о взаимосвязи между живой и неживой природой;
знакомить учащихся с новыми понятиями: «организмы-производители», «организмы-потребители» и «организмы-разрушители»;
обучать составлению схем, умению сравнивать, классифицировать, обобщать и формулировать самостоятельно выводы, переносить знания и умения в новую ситуацию.
Личностных УУД:
воспитывать бережное отношение к природе, умение всматриваться в красоту природы;
воспитывать культуру поведения на уроке, доброжелательность;
формировать коммуникативной компетентности в общении со взрослыми и сверстниками.
Познавательных УУД:
развивать мышление, внимание, память и устную речь учащихся;
развивать познавательную активность, положительной мотивации к предмету с помощью игровых моментов и творческих заданий;
развивать умение объективно оценивать свои знания.
Коммуникативные УУД:
учить работать в команде разного наполнения,
вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.
Технологии обучения: системно-деятельностная, коммуникативная.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация Power Point «Великий круговорот жизни», тесты «Грибы», кластер «Великий круговорот жизни», интеллектуальные карты, конверты с книгами, плакат в виде круга, муляжи грибов, корзинка.
Литература: А.А. Плешаков. Окружающий мир, 3 класс, 1 часть, С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», справочник – определитель грибов.
Этапы урока | Ход урока | ||||||||||||||||||||
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся. | - Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке умных, энергичных, любознательных и надеюсь на плодотворную работу. Присаживайтесь. - Для чего мы с вами изучаем окружающий мир? Какие задачи и цели ставим? (Знакомство с живой и неживой природой, историей). | ||||||||||||||||||||
2. Проверка домашнего задания. | - Ребята, а какова цель проверки домашнего задания? (повторить то, что знаем, а может узнать новое). - Я предлагаю _________ и ____________ отправится на тихую охоту, то есть за грибами (одна корзинка). Собрать грибы вам поможет справочник-определитель. - Пока ребята собирают грибы, мы проверим пройденный материал (тест по вариантам). - Возьмите карточку. Вам нужно выполнить тест. Оценивание двух учеников с комментированием. - Давайте проверим, какие грибы собрали ребята. Какие грибы остались? Какие это грибы? Что вам помогло? (справочник-определитель грибов). - А какие правила сбора грибов вы знаете? Тест по вариантам.
- Проверить, верно ли вы выполнили, вы можете, посмотрев на экран. - Если у вас все ответы верные, то поставьте себе отличную отметку, если одна ошибка, то 4, если больше ошибок, значит 3. - Если вы, работая в парах, сложите ответы 1 и 2 вариантов, то у вас получиться слово. СЛАЙД - Какое слово получилось? (осьминог). СЛАЙД - Ребята, в чём же дело? Мы говорим о грибах, и вдруг осьминог. Осьминог к какому царству относится? (к царству животных). (Осьминог - головоногий моллюск. Моллюск - беспозвоночное мягкотелое животное, обычно без внутреннего скелета, покрытое раковиной). СЛАЙД - Оказывается, есть гриб-осьминог.
Родиной гриба является Австралия. Во время роста гриб темнеет, лопается и шляпка гриба разделяется на 5-6 частей, образуя своеобразные лепестки. Гриб-осьминог обращает на себя внимание не только внешностью, но и неприятным запахом. Этот запах является не только защитным механизмом, но и приманкой для мух, которые являются основными переносчиками спор этих грибов. | ||||||||||||||||||||
3. Постановка цели и учебных задач. | Мы узнали новое значение слова «осьминог», а значение вот этих слов вы знаете? СЛАЙД Круговорот. - Ребята, знакомо это слово? (да) - Откуда? (Изучали тему «Круговорот воды в природе»). - Круговорот. Значит, как идёт движение? (По кругу) СЛАЙД - К слову «великий» давайте подберём синоним (К нашей теме подходит синоним «обширный»). - Значение слова «функция» я попросила посмотреть __________. (Работа производимая органом, организмом). - Как вы думаете, для чего мы с вами узнавали значения этих слов? (узнать что-то новое, мы готовимся к новому материалу) - Всё что нам нужно для изучения новой темы, мы с вами повторили. Тема нашего урока «Великий круговорот жизни». - Какую цель мы с вами поставим? (познакомится, изучить великий круговорот жизни, узнать, как происходит круговорот жизни на Земле?). - Какие задачи поставим для достижения цели? (изучить материал учебника, узнать, что входит в великий круговорот жизни, выяснить взаимосвязь). |
4. Первичное усвоение новых знаний. | - В работе мы будем использовать кластер. Как вы думаете, какую форму будут иметь его составляющие? (форму круга). КЛАСТЕР - Ребята, вы изучили все царства живой природы. Вы мне подскажите, кто из какого царства будет располагаться в нашем кластере. - «ПРОИЗВОДИТЕЛИ» - как вы думаете, какие организмы являются производителями? (Растения). Да, в данном случае нас интересуют растения, хотя есть еще животные –производители. (Какие живые организмы являются удивительными «поварами», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал? Кто из воды и углекислого газа получает питательные вещества?) - «ПОТРЕБИТЕЛИ» - какие организмы являются потребителями? (Животные). Какие организмы потребляют всё готовое? - «РАЗРУШИТЕЛИ» - какие организмы являются разрушителями? (Грибы и бактерии). Кто поглощает питательные вещества мёртвых растений и животных и способствует разрушению остатков организмов? - Итак, основу круговорота составляют три группы организмов: 1) организмы – производители; 2) организмы – потребители; 3) организмы – разрушители. - У нас осталось еще одно звено великого круговорота жизни, а чтобы его заполнить, ответьте на вопрос: где накапливается запас питательных веществ, которые используют растения? (в почве). - А что такое почва? (Почва – это верхний плодородный слой земли). Физическая минутка - Опираясь на наш кластер и условные обозначения, мы с вами немного отдохнём. - Производитель – цветок (распускается), потребитель – рыба (плывёт), разрушитель – гриб (руками рисуем гриб), представим, что мы шагаем по почве, по земле (показываем руками как шагаем). А теперь я вам буду называть звено, а вы закрытыми глазами постарайтесь показать условный знак. |
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. | - Представители разных царств живой природы выполняют разные функции в круговороте жизни. - Напомните, что такое функция. (Работа производимая органом, организмом). И нам нужно их определить. - Как вы видите, у нас большой объём работы, как вы предлагаете поступить? (разделиться на группы). - Для этого каждая группа будет составлять интеллектуальную карту. С какой целью, для чего? (чтобы запомнить информацию, уметь объяснить, сама говорю «систематизировать наши знания»). - В составлении интеллектуальной карты нам поможет учебник и инструкция.
1 группа работает с организмами-производителями, 2 – потребителями, 3 – разрушителями. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Оценка работы в группе. - Ребята, а какую функцию в великом круговороте жизни выполняет почва? (Накапливает запас питательных веществ, которые используют растения) - Вы сейчас работали по учебнику и составляли интеллектуальные карты. Давайте проверим вашу работу. - Приглашается представитель 1 группы, 2 и 3. Все внимательно слушают, потому что вы будете готовиться по этому материалу к следующему уроку.
- Оценка выступающих. - Мы интеллектуальную карту составляли для того, чтобы запомнить и систематизировать материал. - Возвращаемся к кластеру. - Почему великий? (обширный, включает все царства живой природы). - Почему круговорот? (потому что по кругу идёт). - Какие звенья участвуют в великом круговороте жизни? (по кластеру) - Как происходит круговорот? Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные. РЕЗЕРВ - Экология - это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. - И я вам предлагаю представить, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев великого круговорота жизни. - Как вы думаете, что произойдёт? (предположения учеников) - Ребята, в нашей Оренбургской области на грани исчезновения находится ирис карликовый. Это растение занесено в Красную книгу нашей области. Ирисом карликовым питаются сайгаки, которые обитают в оренбургских степях. Раз это растение является пищей для сайгаков и его стало меньше, то что могло произойти? (становится меньше сайгаков). Это одна из причин сокращения поголовья сайгаков. Раз стало меньше растений и животных, значит разрушителям нечего перерабатывать, питательные вещества не накапливаются в почве. Опишите, что будет происходить, если исчезнут: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии; г) почва. - Если исчезнут растения, то животным нечего будет есть. Они все умрут и превратятся в перегной. Жизнь остановится. - Если исчезнут животные, то растения некому будет есть. Некоторые растения вовсе исчезнут, потому что животные помогают им в размножении. Растений будет очень много, но постепенно их количество будет уменьшаться. Им будет не хватать солей, содержащихся в почве. - Если исчезнут грибы и бактерии, то растения погибнут из-за недостатка солей. И умрут животные, потому что нет пищи. - Если исчезнет почва, то растениям негде будет расти. А бактериям и грибам негде жить. Животным негде жить и не почему передвигаться. - Какой можно сделать вывод? - Все живые организмы и почва являются участниками великого круговорота жизни. Если одно звено в цепи питания исчезает, то нарушается великий круговорот жизни. |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | - Работая по учебнику и используя интеллектуальные карты, вы закрепите материал дома. С. 118 – 120 ИК. - Я даю индивидуальные задания ребятам. Вам нужно будет подготовить сообщение о представителях животного и растительного мира Оренбургской области и определить, как эти животные и растения участвуют в великом круговороте жизни. (сайгак, дрофа, рябчик русский) |
8. Итог урока. | - Давайте вспомним, какую цель мы с вами ставили? (познакомится, изучить великий круговорот жизни. Как происходит круговорот жизни на Земле). - Достигли мы её? |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Рефлексия по содержанию учебного материала. - У вас на столах лежат конверты. Откройте их. - Мы сегодня работали с книгой, учебником. Книга – это наш источник знаний. Условное обозначение книги поможет нам подвести итог урока и оценить себя. ПЛАКАТ - Перед вами четыре высказывания… какое высказывание подходит вам. - кто полностью разобрался в материале урока и работал, это высказывание для вас. - кто сомневается, может что-то не уяснил. - кому-то нужно ещё поработать. - для кого осталось многое непонятно и был неактивен на уроке. - Как бы вы хотели оценить себя? Почему? (Итог рефлексии). Наш урок подошёл к концу. Спасибо! |