Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: «Милосердие и сострадание»
Презентация к уроку
PPTX / 3.9 Мб
Девочка сирота
MP4 / 14.59 Мб
Копылова Окно
MP4 / 9.02 Мб
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шумячская средняя школа имени В.Ф.Алешина»
КОНСПЕКТ УРОКА
по ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) в 4 классе
на тему:
«Милосердие и сострадание»
Подготовила:
Бодылева Елена Александровна,
учитель начальных классов
п. Шумячи
2021 г.
Предмет: ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)
Тема урока: Милосердие и сострадание
Тип урока: открытие новых знаний
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;
Метапредметные:
- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;
- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;
- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;
Предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.
Цель урока: дать представление о милосердии и сострадании как основе человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.
Задачи:
Предметные:
- формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, благотворительность, добро;
- формировать умение рассуждать на тему морали с привлечением личного опыта.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к предмету;
- развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
- развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
- развивать творческие способности.
Воспитательные:
- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
- формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому человеку, адекватной самооценки;
воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.
Оборудование: учебник «Основы православной культуры» 4-5 кл.(автор А.В.Кураев), ноутбук, проектор, презентация; толковый словарь русского языка С.И. Ожегова; видеоклип «Девочка сирота!»; песня-притча «Окно» С.Копылова; текст притчи «Незабудка»;свечка; цветы из бумаги.
Формы и виды деятельности: беседа, самостоятельное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Ход урока:
I. Организационный этап.
- Добрый день, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.
Давайте настроимся на хорошую, благодатную работу на уроке. Создадим друг другу хорошее рабочее настроение. Улыбнитесь друг другу!
II. Формулировка темы, постановка задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Ребята, посмотрите видео о девочке и попробуйте определить тему нашего урока по поступкам героев.(Просмотр с «остановками» видеоклипа «Девочка сирота!»)
Пауза после слов (Почему ты одна?)
- Предположите, где родители этой девочки? (Ответы детей)
- Сравним ответы. Пауза после слов (Они ушли к Богу?)
- Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)
Пауза после того, как продавщица стала шептать что-то на ухо мужчине.
- Что могла на ухо шептать продавщица мужчине? (Ответы детей)
- Сравним ответ. Послушаем, что она ему сказала.
- Предположите, что сделал молодой человек, когда узнал о жизни и мечте маленькой незнакомки? (Ответы детей).
- Просмотр видеоклипа до конца.
- Какие чувства у вас возникли? (Жалость к девочке, восхищение поступком незнакомца)
- Какая ситуация возникла у героев? ( Оба героя пришли за покупкой)
- Почему девочка смогла купить игрушку? (Незнакомец сделал добрый поступок: не показывая девочке, добавил недостающую сумму)
- Как называется такой поступок? (Милосердие)
- Кто сможет сформулировать тему нашего урока? (Милосердие.) Слайд №2
- Какие задачи поставим мы перед собой?
Сформулируйте задачи, используя глаголы: познакомиться, воспитывать, развивать Слайд №3
III. Актуализация знаний. Формирование учебной проблемы.
Прием «Корзина идей». Слайд №4
В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока. (Например, готовность делать добро, помощь, жалость, милое сердце, проявление сочувствия, сострадание и т.д.)
IV. «Открытие» учащимися нового
Работа с понятийным аппаратом: милосердие
- Где можно найти ответ на этот вопрос? (ответ ищут по словарю учебника и по словарю С.Ожегова)
По словарю учебника:
Милосердие-это проявление сочувствия и любви к ближнему, готовность делать добро всякому человеку независимо от того, кто он и какой он.
По словарю С.Ожегова:
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Учитель. Милосердие, доброта, забота о своих ближних играют важнейшую роль в жизни человека. Одним из важнейших элементов веры христианства является представление о том, что Бог всемилостив. Его Сын, Иисус Христос, многократно учил своих приверженцев тому, что они должны отдавать людям все, что имеют. Иисус учил, что всякий добрый или наоборот, дурной поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, обращен к Богу.
Однажды Иисуса Христа спросили: «Какая самая главная среди множества заповедей?» Он сказал: «Важнее всего любовь к Богу и к человеку. Люби ближнего, как самого себя». И тогда ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?». Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине. Слайд №5
-Прочитайте притчу и подумайте, что вас потрясло? Был ли какой-то момент, который вызвал сильную эмоциональную реакцию, возможно, даже шокировало вас? (чтение стр. 42)
Беседа.
Назовите главных героев. (Самарянин и человек, пострадавший от разбойников).
Обратите внимание на сноски к тексту: самарянин – житель Самарии, области, расположенной к северу от Иерусалима. Иудеи считали самарян невежественными, смотрели на них свысока.
Что о них известно? (Самарянин оказался единственным добрым человеком и помог пострадавшему, другой герой – “некий человек”, неизвестный, ограблен и изранен разбойниками ).
Почему у него нет имени? (На его месте мог оказаться любой человек).
Кто увидел пострадавшего? Как поступил? (Первым увидел священник: “увидел и прошел мимо”. Потом помощник священника, который “подошел, посмотрел и пошел мимо”. А самарянин “…увидел и сжалился, подошел… и позаботился о нем”. Он не только перевязал раны, но и отвез пострадавшего в гостиницу, побеспокоился о его дальнейшей судьбе).
Почему он не прошел мимо, как сделали это другие? (Пострадавший нуждался в помощи, он был полуживым. Самарянин оказался добрее, милосерднее).
Чему учит притча? Какова ее главная мысль? («Люби ближнего своего”»… Даже если человек незнакомый, чужой. Притча учит помогать тем, кто в беде; не быть равнодушным; проявлять доброту, заботу, внимание).
Вывод: важнее не имя человека и слова, а поступки.
- А кто такой ближний? (ближние – это не только твои родные, а люди, которые нуждаются в твоей помощи.) Слайд №6
Вывод: притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. Ближний — это тот, кто нуждается в твоей помощи.
Учитель. Если человеку больно, даже если этот человек виноват лично перед тобой, в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.
Эту историю Иисус рассказал народу. И Ему очень нравится, когда мы поступаем так, как добрый самарянин. Поэтому Он сказал: «Иди и ты поступай так же».
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними…» Слайд №7
Работа с учебником. (Рубрика «Это интересно».)
- Самостоятельно прочитайте и подумайте, в чем смысл жизни?( это помощь другому человеку из жалости к нему)
- А как это называется? ( милостыня.) Слайд №8
Учитель. Христос говорил: «Всякому просящему у тебя — дай». А святой Дорофей пояснял: «Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим добрым поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее». Слайд №9
Притча «Окно» С.Копыловой
- А сейчас мы внимательно прослушаем песню-притчу «Окно» в исполнении Светланы Копыловой и подумаем о её смысле.
Беседа.
-Зачем больной, который лежал у кровати рассказывал, что видел лес, речку, облака, людей? (Хотел утешить, приободрить, поднять настроение, облегчить страдания другому больному, который лежал у дверей.)
-А мог он это видеть? (Нет, он был слепым)
-Что можно сказать о слепом человеке? (Он добрый, заботливый, внимательный, чуткий, душевный, отзывчивый, проявлял сочувствие, сострадание и т.д.)
-Что помешало больному, который лежал у дверей, нажать на кнопку, ведь она была у него совсем рядом, и вызвать сестру милосердия? Чего он хотел?
-А кто такая сестра милосердия? (Это женщины, которые помогают больным и нуждающимся. )
-Что можно сказать о больном, который лежал у дверей? Какими качествами характера он обладал? (Зависть, злоба, ненависть, равнодушие, жестокость, бессердечность.)
- Какое самое страшное его качество привело к несчастному случаю?
-Чего не хватило человеку, который не помог слепому больному? (сострадания)
Учитель. Правильно, сострадания. Он не помог человеку, который нуждался в его помощи, хотя мог бы это сделать…
- Сострадание это по - вашему что? ( Жалость, участие в делах другого, помощь нуждающемуся.)
Учитель. Давайте будем помнить о том, как важно порой людям наше участие в их судьбе. Человек, который сострадает - совершает добрые поступки.
Релаксация (музыка). Упражнения на расслабления мышц.
-Закройте глаза. Представьте, что вы на лесной полянке, а сострадание, милосердие, доброта, любовь – это цветы. Посмотрите, какая красивая у нас поляна и такие же красивые цветы лежат у вас на партах.
V. Первичное осмысление и закрепление материала.
Самостоятельная работа. Работа в парах.
Учитель. А сейчас, ребята, мы с вами будем работать в парах. Нам предстоит провести небольшое исследование на тему: «Качества личности милосердного человека».
1. Прочитайте предложенный текст: Притча “Незабудка. Притча о милосердии и любви к природе для детей”.
2. Ответь на вопрос - В чём смысл притчи? (Рос красивый цветок и радовался жизни, но его сорвал мальчик и выбросил, цветку было обидно, что его вот так без всякой пользы и смысла лишили солнечного света. Но и в этот самый плохой момент своей жизни цветок думал не о себе, а о том мальчике, который погубил его. Он сказал: «Как хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик обжёг бы себе руку».)
3. Заполни на лепестках какими качествами должен обладать человек, которого можно назвать милосердным? (Доброта, сострадание, умение радоваться жизни, думать о других.)Слайд 10
4. Обсуждение результатов работы.
5. Прикрепить цветок на доску.
Учитель. Прикрепим цветы на нашу полянку, пусть они порадуют нас своими качествами милосердия. (Дети прикрепляют цветы к доске)
Учитель. Послушайте стихотворение «Бумажный петушок» К. Лукашевич (читает заранее подготовленный ребенок) и ответьте на вопрос
-Какие образы и картины вы представили, слушая это стихотворение?
Из бумаги петушка
Люба смастерила,
Разукрасила бока,
Гребень прикрепила,
И, любуясь петушком,
Песенку запела:
«Знаешь ли, мой петушок,
Есть такие дети,
У которых близких нет
Никого на свете.
Мама ласковой рукой
Их не приголубит,
И игрушки никакой
Им никто не купит.
Ты лети, мой петушок,
Сядь к ним на окошко:
Пусть с тобою веселей.
Будет им немножко…»
- Как вы охарактеризуете девочку, смастерившую петушка?
Учитель.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
VI. Домашнее задание.
Составить синквейн
1- вариант сострадание
2 – вариант милосердие
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
- Что обозначает милосердие? (заботливое отношение к слабым и страдающим, готовность понять и простить.) Слайд №11
Давайте заглянём в нашу «Корзину идей» и уберём лишние слова. (если они есть, убираем, доказываем почему надо убрать).
- Нужно ли милосердие сегодня? (Да. Это хорошо, когда люди помогают друг другу, выручают друг друга, прощают. А особенно сегодня, когда в мире происходят войны, всё больше проявляется непонимание, грубость и даже жестокость. Нам так не хватает милого и доброго сердца.)
- А можно ли научиться милосердию? (Да)
- Каким образом? (Делать добрые дела)
- Что такое сострадание? (умение понимать человека, способность ощущать чужую боль так же ярко, как свою собственную и без раздумий оказывать помощь) Слайд №12
Дети встают в круг. Учитель в центре ставит зажженную свечку.
Учитель. Огонь-это символ тепла, доброты, уюта. Совсем скоро вы закончите начальную школу, разойдетесь по разным классам и мне очень хочется, чтобы эти тропинки милосердия, которые мы протаптываем сейчас вместе с вами, не зарастали, а наоборот - становились все шире и шире. Чтобы вы не сворачивали с дороги милосердия, а шли по ней твердо и уверенно, оказывая поддержку и помощь нуждающимся. Любите и делайте добро тем, кто рядом с вами и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее. Задуйте свечу и пусть легкий дымок от свечи укажет вам правильную тропинку в жизни.
Учитель. Ребята, вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы у меня молодцы! Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. «…во всем, как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»! Слайд №13
И хочу подарить вам «Правила милосердия». Слайд №14
Литература
ОРКСЭ Основы православной культуры: 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе/ А. В. Кураев, - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 95с.: ил.
С.И.Ожегов Словарь Русского языка.
Интернет-ресурс
Приложение.
Правила милосердия.
1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей
2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
5. Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание окружающим.
6. Старайтесь придти на помощь в нужный момент.
7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
Притча “Незабудка. Притча о милосердии и любви к природе для детей”.
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос…
И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни… Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку. А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
Автор притчи монах Варнава (Евгений Санин)