Урок открытия нового знания "Обращение".
Конспект открытого урока по русскому языку 5 класс.
Учитель: Морозова И.В.
Тема: Обращение
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Педагогические технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо, здоровьесбережения, развивающего обучения, развития творческих способностей и навыков конструирования, проектирования.
Решаемые проблемы: Каковы условия выделения обращения в письменной речи?
Планируемые результаты:
Предметные: Применять синтаксические знания и умения в практике правописания. Соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма. Объяснять выбор написания в устной и письменной форме. Обнаруживать и исправлять пунктуационные ошибки. Анализировать синонимические средства синтаксиса. Демонстрировать роль пунктуации в передачи смысловой стороны речи. Извлекать необходимую информацию из словарей и справочников.
Метапредметные: Соблюдение в практике речевого общения основных норм СРЛЯ; соблюдение правил пунктуации в процессе письменного общения.
Личностные: Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, роли русского языка в интеллектуальных, творческих способностей
УУД: Находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением с учётом речевой ситуации; использовать обращение как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительно читать предложения с обращением, соблюдая звательную интонацию. Верно ставить знаки препинания.
Предметные: научиться выделять интонационно, пунктуационно в предложении обращение.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования главных и второстепенных членов предложения.
Цели:
Познавательные: выяснить, что такое обращение и какова его функция; использовать обращение в речи.
Развивающие: развивать критическое мышление через чтение информационного текста; развивать логическое мышление; развивать умение работать в команде.
Воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.
Задачи обучения:
1.Формировать умение находить обращения в предложении.
2.Формировать умение отличать обращение от подлежащего.
3.Формировать умение составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации.
4.Формировать умение использовать обращение, как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью.
5.Формировать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.
6.Формировать умение верно ставить знаки препинания.
ход урока
I. Определение темы урока.
По карточкам, которые были домашним заданием, дети восстанавливают зашифрованное слово.
О – первая буква в слове, обозначающем второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы где? куда? откуда? как?
Б – обозначение звука на письме.
Р – родной язык большинства россиян.
А – третья буква в части речи, обозначающей действие предмета.
Щ – буква в слове «вещь», обозначающая шипящий звук.
Е – последняя буква в слове, обозначающем предмет изучения в синтаксисе.
Н – предложение, состоящее только из основы.
И – самый распространенный союз.
Е – последняя буква в слове, обозначающем второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей?
Учитель. Итак, тема нашего урока «Обращение». Знаком ли вам этот термин? Слышали ли вы это слово – «Обращение»?
Учащиеся. Да, слышали это слово, например, в словосочетаниях «обращение президента», «обращение к народу». Это слово можно заменить синонимами – речь, призыв. Есть ещё это слово в словосочетаниях «хорошее обращение», здесь значение «отношение».
Учитель. А вот термин «обращение» вам еще незнаком. Но вы уже сумели вникнуть в лексическое значение этого слова и многое о нем узнать. Это речь, призыв, отношение. Запомним эти слова. Они нам помогут.
Учащиеся записывают: Обращение – речь, призыв, отношение.
3. Объяснение нового материала:
Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. (см.Правило, с.81). Обращения произносятся с особой звательной интонацией. Т.е.интонация на этих словах повышается, а после них выдерживается пауза. В русском языке когда-то был особый, звательный падеж. Он использовался при обращениях. Сейчас слова в этом падеже сохранились только в поэтической речи. Например, что тебе надобно, старче? Отче наш… В разговорной речи мы часто сокращаем конечные гласные обращений: Саш, иди сюда! Посмотри, мам! Тань, ты скоро? Это все следы звательного падежа.
Роль обращений. Обращения могут состоять из 1 слова или иметь при себе пояснительные слова (милый кум). Давайте найдем такие обращения в предложениях.
У обращений особая роль – они не входят в число членов предложения, а служат для привлечения внимания собеседника. К тому же они показывают отношение говорящего к собеседнику, а также и о самих собеседниках. В обращениях могут проявляться чувства. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство, равнодушие, враждебное отношение.
Как относится Шавка к Моське? Лиса к Вороне? Кукушка к Петуху? Осел к соловью? Не случайно Крылов использует в баснях обращения. Обращения – это один из способов олицетворения.
-Какими частями речи выражены обращения? (Сущ в И.п.). Какой член предложения, как и обращение,может быть выражен существительным в именительном падеже? (Подлежащее). Поэтому иногда мы можем перепутать их с подлежащим, поэтому нужно быть внимательнее. (Подлежащее – производитель действия). Обращение можно заменить подлежащим. Попробуем заменить обращение в наших предложениях на подлежащее. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
Соседка, перестань срамиться. - Соседка перестанет срамиться.
Спой, светик, не стыдись! Светик споет, не стыдясь.
Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно! – Как милый Петушок поет громко, важно!
Послушай-ка, дружище! Дружище послушает.
В этих предложениях те же самые слова играют роль подлежащего. Но интонация предложений совершенно другая.
- Обращения можно убрать из предложений. Проделаем это. Что изменилось?
Перестань срамиться.
Спой, не стыдись!
Как поешь ты громко, важно!
Послушай-ка!
(Вместе с обращениями ушла непосредственность общения, предложения стали более сухими.)
Знаки препинания при обращении.
А теперь давайте посмотрим на каком месте в предложении стоит обращение и составим схемы этих предложений.
Соседка, перестань срамиться. [ О,…].
Спой, светик, не стыдись! [ …,О,…]!
Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно! […,О, …]!
Послушай-ка, дружище! [ …, О]!
То есть, мы видим, что обращение может стоять на любом месте в предложении. Что вы еще заметили в этих предложениях? (Обращение всегда выделяется запятыми, несмотря на то, в каком месте находится в предложении.) Обращение не является членом предложения, а местоимения ТЫ, ВЫ на письме запятыми не выделяются
Иногда обращение может произноситься с восклицательной интонацией. Тогда после него ставится восклицательный знак. Например: Друзья! Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха! (Кукушка и Петух).
4.Физкультминутка
5.Закрепление
Дифференцированная работа по карточкам.
Упражнение № 1. Какой член предложения, как и обращение,
может быть выражен существительным в именительном падеже? Расставьте знаки препинания, объясните свой выбор: Составьте схему.
Мой куманёк пришёл ко мне на ужин.
Тебя мой куманёк век слушать я готова.
Упражнение № 2. Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова были подлежащими, а в других – обращениями: друг, мамочка, Николай Иванович. В одном из предложений используйте слово ПОЖАЛУЙСТА. Обратите внимание, что «пожалуйста» (вежливое, этикетное слово) выделяется на письме запятыми.
Упражнение № 3. Найдите обращения, расставьте знаки препинания. Посоветуйтесь друг с другом в паре. Назовите басни.
1. Соседка перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться? («Слон и Моська»)
2. Соседушка мой свет! Пожалуйста покушай… Потешь же миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! («Демьянова уха»)
3. Давно Полканушка мне больно самому, что, бывши одного двора с тобой собаки, мы дня не проживем без драки. («Собачья дружба»)
4. Друзья К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры…(«Волк на псарне»)
5. Ну, что ж Хавронья там ты видела такого? («Свинья»)
6. Послушай-ка дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. («Осел и Соловей»).
Дополнительное упражнение (устно).
Составьте предложения с обращениями (по рисункам), пользуясь следующими схемами
1) О! ...
2) ... , О, ...
3) О, ...
4) ... ,О
5) ... ,О!
6. Итоги урока
Закончите предложения на карточках.
Обращение – это ...
Обращения выражаются ...
На письме обращения выделяются ...
Например ...
Обращения нужны для того, чтобы ...
(2-3 человека зачитывают свои работы).
Домашнее задание:
Найти в стихотворении «Бородино» М.Ю.Лермонтова обращения. Выписать эти предложения, составить их схемы.