Урок развития речи в 9 классе «Письма»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
г. Светлоград
Муниципальный этапа Всероссийского конкурса «Лучший урок письма – 2022»
Номинация «Лучшая методическая разработка проведения урока письма»
Учитель: Лукьянова И.В.
Класс: 9
Учитель: Лукьянова Ирина Владимировна
Тема урока: «Письмо»
Тип урока: развитие речи
Оборудование: компьютер, проектор, конверты, С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.
Цель: содействовать овладению учащимися основных понятий эпистолярного жанра; рассказать о структуре письма и его этикетных особенностях; научить выдерживать письмо в одном стиле и в рамках одной тематики.
Задачи:
Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову.
Образовательные: изучить алгоритм написания письма и правила заполнения конверта
Развивающие: расширять кругозор учащихся, развивать познавательный интерес, учить видеть глубину вопроса, анализировать свои движения души; развивать у детей творческие способности, речь, логическое мышление, показать ценность достижений культуры для человечества.
Формируемые УУД:
Предметные: формировать умения и навыки организованной речи в эпистолярном жанре (Письмо); формировать навыки использования языковых особенностей жанра.
Метапредметные:
Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение.
Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Ход урока.
Этапы урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Мотивация к учебной деятельности Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне
|
1 мин. |
Приветственное слово учителя: Прозвенел наш друг звонок Начинаем мы урок. - Давайте определим свое настроение, настрой на работу: Отличное – Хорошее – Не совсем готовы –
|
Учащиеся эмоционально настраиваются на урок.
|
Регулятивные: формирование способности принимать учебную задачу. Личностные: нравственно-этическое оценивание нового материала Коммуникативные: формирование умений выражать свои мысли; строить монологическое высказывание Познавательные: формирование умения оценивать услышанное с целью подготовки к последующему изложению данного материала |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. |
5 мин. |
Беседа. Ребята, мне хотелось бы начать наш урок с такого стихотворения: Сошло общение людей на нет. Всё чаще открываем электронку. И не кладём уже письмо в конверт, Отодвигая чистый лист в сторонку.
Мы позабыли адреса родных. Почтовый индекс знают единицы. И не обводим на конверте штрих, Не складываем уголком страницы.
Мы перестали письмам доверять. Не выражаем чувства на бумаге. И полуобщая в линеечку тетрадь, Не дожидается от нас такой отваги.
И мы грустим,письма не получая. И почтальон здесь вовсе ни при чём. Свою работу чётко выполняя, Не в силах одарить всех сургучом.
Вот ,если бы мы сами написали... Хотя бы на листочек письмецо, С надеждой почтальона б ожидали, Встречая с радостью знакомое лицо.
И ждать не надо милости от Бога, И огорчаться,если нет письма. И с распростёртыми руками у порога, Вам вручит весточку судьба сама.
Пишите письма, шлите телеграммы. И радуйте знакомых и друзей. Общение в письме- не инстаграмма, И не лишайте себя радостных вестей.
- А теперь назовите тему и цели урока. (Ответы учащихся) - Сегодня эпистолярный жанр переживает не лучшие времена. Расширение функций устной речи в современных условиях ведёт к сокращению объёма письменного межличностного общения (заменяется телефоном). Меньше переписываются друзья и родственники, сокращается переписка по случаю праздников, юбилеев и других событий личного характера. Активизировался, обновляется и развивается лишь такой жанр письменной речи, как деловое (служебное) письмо. Таким образом, главная цель нашего урока - вернуть утраченный интерес к эпистолярному жанру как к средству воспитания, способствующему восстановлению духовной связи поколений Слово учителя. Мы живем среди людей, и главную прелесть человеческого общения составляет возможность устного и письменного общения. В общении мы обмениваемся информацией, мыслями, чувствами, эмоциями. Часто люди оказываются далеко друг от друга, и на помощь приходит письмо. До середины 20 века письмо было основным средством общения людей на расстоянии. |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Отвечают на во- просы.
|
Коммуникативные: составлять небольшие устные монологические высказывания; проводить убедительные доказательства. Личностные: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся; Регулятивные: обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности; |
3. Выявление места и причины затруднения. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. |
6 мин |
- Ребята! Когда ваша семья получила последнее письмо? -Выслушав вас, я поняла, что личные письма в наш стремительный век стали редкостью. Как вы думаете, почему? К сожалению, сегодня писать письма не модно. Современный молодой человек не стесняется произнести: « Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню». Утрачено искусство письма. А ведь когда-то наши соотечественники умели и любили писать. Их письма становились оригинальными художественными произведениями. Я надеюсь и верю, что после нашего урока вы полюбите писать письма, станете уделять этому способу общения между людьми больше внимания и времени. - Давайте прочитаем точное значение выражения «эпистолярный жанр» в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Эпистолярный жанр - литературный жанр, в котором используется форма «писем» или «посланий» (эпистол). Давайте систематизируем имеющиеся знания по данному понятию, применив прием “Составление кластера”. Работа в группе. Составление кластера, ключевым словом которого будет словосочетание «эпистолярный жанр».
Эпистолярный жанр: адрес, адресат, адресант, бумага, индекс, конверт, открытка, письмо, письмовник (устар), письмоводитель (устар), почта, почтальон, штемпель. Учитель: Как называются слова адресат и адресант? (Паронимы). Дайте определение паронимам. Назовите однокоренные слова из кластера. Какие слова называются однокоренными? Как их отличить от форм слова? А сейчас мы совершим путешествие в прошлое. |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; ноклассниками делают выводы.
Работают с Толковым словарем С.И.Ожегова.
Учащиеся называют слова, связанные с данным словосочетанием, объясняют лексическое значение слов |
Регулятивные: планирование собственной задачи, анализировать собственную работу Познавательные: Проверять информацию, выделять общее и частное, приводить примеры в качестве доказательства. |
4.Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми новых знаний) Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. |
7 мин. |
1. Слово учителя о появлении письма (сопровождение презентацией) Письмо возникло еще задолго до появления письменности. Не было телефона, интернета, телеграфа, но была потребность сказать что-то, передать тому, кто находился далеко. Австралийские аборигены для этого использовали дым. Около 10 тысяч лет назад люди стали использовать предметное письмо. Представьте себя на месте непобедимого персидского царя Дария I. В вашем шатре появляется гонец из стана врага и кладет перед вами птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Как бы вы разгадали это послание? Персидский царь увидел в нем знак покорности и отказ от сопротивления. Он ошибся, поэтому и потерпел поражение. А в послании было передано следующее: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не ускачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные стрелами». Появилось пиктографическое письмо, то есть письмо рисунками. Но оно со временем стало не удобным. Почему? С развитием общества появлялись новые слова, а для их обозначения требовались новые рисунки. Запомнить десятки тысяч значков было крайне трудно. В Древнем Египте появились иероглифы – специальные значки для изображения слогов, звуков или слов. Древние инки посылали друг другу узелковые письма – кипу. Древние инки использовали идеографическое письмо. У американских индейцев письмо представляло собой бусы из разноцветных камешков или ракушек – вампумы. На чем только не писали письма! 2.Слово учителя о доставке письма (сопровождается презентацией).
|
Выделяют глав- ное, устанавли- вают причинно- следственные свя- зи между отдель- ными языковыми явлениями. Отвечают на вопросы, выполняют за- дания |
Познавательные: поиски способов решения проблемы Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу Коммуникативные: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью |
Физкультминутка. Ребята, дома вы должны были найти ответы на вопросы, которые сейчас будут в нашем турнире Знатоков. Давайте посмотрим, как вы справились с этим заданием. «Турнир Знатоков» 1. Какой вид почты не имеет определенного срока доставки? (Бутылочная почта.) 2. Множество каких насекомых доставляло секретные послания германских шпионов из Франции во время Первой мировой войны? (В германском штабе использовали пчел, которые исправно доставляли секретные сведения. Цвет тончайших шелковинок, намотанных на пчелу, означал род войск, число витков – количество дивизий). \ 3. В России он состоит из шести цифр, а каждая цифра из трех–семи черточек. (Индекс) 4. Как называлась почта в Московском государстве? (В XIII веке еще и Российского государства не было, а на дорогах, ведущих из Москвы в дальние Владимир, Тверь, Рязань, появились станции. Их называли по-татарски «яма». Россияне получили новую повинность – ямскую гоньбу). 5. В какой европейской столице власти впервые облегчили жизнь почтальонов, введя нумерацию домов. (Лондон) 6. Лет триста назад в России тайные доносы, угрозы, агитационные листки назывались именно так. (В XVII веке они назывались «подметные письма») 7. Какую легендарную американскую почтовую трассу длиной 3200 км сгубило открытие телеграфной линии. («Пони-экспресс», трасса которого была так насыщена неожиданными и опасными приключениями, что при найме на работу предпочтение отдавалось сиротам). 8. Улицы, какого города украсили первые в России почтовые ящики? (Петербурга, хотя они вряд ли являлись украшением. Потому как делались они из дюймовых досок и обивались железом. А когда злоумышленники стали эти ящики ломать, доски заменили на чугун. И весили эти ящики ни много ни мало 40 кг) 9. На каком материке выжженная солнцем земля заменяла шоссе и поэтому первые почтальоны-велосипедисты появились именно здесь? (Австралия) 10. Согласно боевому уставу римской армии, разработанному Децимом Брутом, каждый легион должен был иметь плетеные корзины для хранения этого. (Почтовых голубей) 11. Какой государственный символ изображен на первой российской марке? (Герб России) 12. От чего зависела стоимость почтовой пересылки письма? (Стоимость почтовой пересылки письма зависела от его веса. Поэтому в старые времена (вплоть до конца XIX века) многие люди пытались сэкономить на количестве бумаги. Исписав листок до конца, они разворачивали его на 90 градусов и продолжали писать - перпендикулярно уже имеющемуся тексту. Наиболее экономные умудрялись добавить текст ещё и под углом 45 градусов, а наиболее изобретательные пользовались при каждом повороте другими чернилами, чтобы сделать строчки разборчивее.
Молодцы!!!! |
||||
5.Реализация построенного проекта Цель: построение и фиксация нового знания. |
5 мин. |
1.Беседа по вопросам. -Ребята, а какие вы знаете праздники, направленные на возрождение эпистолярного жанра 1. 11 ноября - ДЕНЬ написания бумажных писем 2. 23 января - праздник почерка (День ручного письма) 3. 19 октября - день написания посланий в будущее. 4. 9 октября- Всемирный день почты
2.Знакомство с алгоритмом написания письма. Написать интересное письмо – настоящее искусство. Перед вами алгоритм написания письма, давайте обсудим каждый пункт . 1.Приветствие или обращение. 2.Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес. 3.Основная часть – изложение информации, интересующей адресата. 4.Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. 5.Подпись. Дата. Основные правила написания писем. 1.Случайно попавшийся под руку клочок бумаги, вырванный из ученической тетради, или пожелтевший от времени лист – неуважение к адресату. Поэтому для письма выбирай хорошую писчую бумагу. 2.Обращение размещают на середине строки, а основной текст начинают писать на 2-3 см ниже обращения, отступив на 2 см от левого края. Это расстояние должно быть одинаковым на всём протяжении письма. Внизу листа также оставляют 2-3 см. Даже если осталось дописать совсем немного, лучше начать писать с чистого листа. 3.Исписывать обе стороны листа не принято. 4.Постскриптум (P.S.) размещают в конце письма, после подписи. Подпись ставят и после постскриптума. 5.Личные письма обычно пишут от руки, но если вы напечатали его на машинке или набрали на компьютере, перед подписью напишите несколько слов ручкой. Приглашения, поздравления, соболезнования лучше полностью писать от руки. 6.Некрасиво выглядит текст, написанный пастой или чернилами разного цвета. Если ручка по какой-либо причине перестала писать, лучше переписать всё заново. 7.Не стоит писать письма в дурном расположении духа. А уж если вы не смогли сдержать эмоции, а выплеснули их на бумагу, не спешите отправлять послание сразу, перечитайте на следующий день: может быть, появится желание внести поправки или вовсе не отсылать его, чтобы впоследствии не было стыдно за свои слова. 8.Исправления и зачёркивания придают письму неряшливый вид, а ошибки, описки и небрежность стиля свидетельствуют о неграмотности автора. Поэтому следует сначала написать черновик, перечитать, проверить его (а при необходимости и заглянуть в орфографический словарь), а затем переписать набело. 9.Старайся писать разборчиво и не очень мелко, иначе адресату придётся вооружиться не только терпением, но и лупой. 10.Складывают письмо текстом внутрь и подбирают размер конверта так, чтобы оно умещалось в нём по ширине без боковых перегибов. 11.Получив письмо, на него надо обязательно ответить в течение недели. Если у вас нет возможности написать подробно, отправьте почтовую карточку или открытку с кратким сообщением. 12. Полученные личные письма принято или хранить в скрытом от посторонних глаз месте или уничтожать. Особенно это касается любовных посланий. Как подписать конверт? - В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения. - В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже - какой населенный пункт, указав при этом его индекс. - В качестве адресанта используйте свой адрес, где вы проживаете, а в колонку адресата - внесите данные ваших родных или знакомых. - Адреса на почтовых отправлениях и бланках почтовых переводов, пересылаемых в пределах территории Российской Федерации, оформляются на русском языке. Адреса на почтовых отправлениях и бланках почтовых переводов, пересылаемых в пределах территории республики в составе Российской Федерации, могут оформляться на государственном языке соответствующей республики при условии повторения адресов на русском языке. - На международных почтовых отправлениях адрес пишется латинскими буквами и арабскими цифрами. Допускается написание адреса на языке страны назначения при условии повторения наименования страны назначения на русском языке. |
Отвечают на вопросы.
Знакомятся с алгоритмом и правилами написания писем. |
Познавательные: умение выделять существенную информацию из различных источников. Регулятивные: удерживать учебную задачу в процессе работы. Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы |
6.Первичное закрепление – работа в парах Цель: применение нового знания в типовых заданиях. |
5 мин. |
- Как вы думаете, какую роль играет письмо в художественной литературе? -А знаете ли Вы художественные произведения, составной частью которых являются письма. Давайте проверим. Перед вами лежат листы бумаги, но которых написаны отрывки из писем. Вам необходимо указать произведение, автора письма и кому адресовано. «Кто кому пишет?» 1.Но я другому отдана / И буду век ему верна. (Т. Ларина – Онегину. А.С.Пушкин «Евгений Онегин»). 2. “Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья во двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать…” (А.П.Чехов. “Ванька”) 3. “Здравствуйте, уважаемые, те, кто делает тракторы! Пришлите мне, пожалуйста, трактор. Только не совсем настоящий и не совсем игрушечный. И чтоб бензина ему надо было поменьше, а ездил он побыстрее. И чтоб он был веселый и от дождя закрытый. А деньги я вам высылаю – сто рублей. Если у вас останутся лишние, пришлите обратно. С уважением… дядя Федор (мальчик). 4. “Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили 15-го сего месяца, и не только моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей с такими же сорванцами, как ты сам….(…) Отец твой А.Г.” 5. Ты жива ещё, моя старушка?/ Жив и я. Привет тебе привет! (Лирический герой – матери. С.Есенин «Письмо матери») 6. Я утром должен быть уверен, что с вами днём увижусь я. (Онегин – Т.Лариной. А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
|
Письмо – одно из средств характеристики литературного героя наряду с портретом, речью, пейзажем, деталью. Письма помогают лучше понять состояние героя, через письмо можно понять состояние героев, их душу. В письме автору необходимо представить характер в полном его развитии, показать глубинные стороны его характера. Это своеобразная форма самовыражения персонажа, в которой проявляется его индивидуальность, неповторимость. Дети работают в парах. |
Регулятивные - оценивать правильность выполнения задания; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Коммуникативные – управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Вторичное закрепление материала Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.
|
8 мин. |
Самостоятельная работа . 1. Слово учителя. Чтобы письмо дошло до адресата, необходимо правильно заполнить конверт. У вас на столах лежит почтовый конверт. 2.Практическая работа по заполнению адреса на конверте. Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдет до адресата. 3. Тест. 1. Адресант – это: Отправитель Получатель Посредник. Подписывая конверт. После ФИО мы указываем: Город Улицу Дом, квартиру. Деловое письмо мы отправляем: Другу Бабушке В организацию. . Что рекомендуется делать в письмах по этикету: Писать с двух сторон листа Грамматические ошибки Указывать адрес и дату. Слово «эпистолярный» означает: Относящийся к частной переписке Написанный в тетради Имеющий форму письма.
|
Оценивают свои знания, отвечают на вопросы. Задают вопросы для уточнения информации. Заполняют конверты.
Выполняют тест. |
Личностные: следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; самоопределение Познавательные: обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
8. Рефлексия деятельности Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
|
4 мин. |
Итак, значение письма как образца эпистолярного жанра в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражён весь мир, вся наша жизнь. Пишите письма! Ведь Как мало всё же человеку надо! Одно письмо. Всего-то лишь одно. И нет уже дождя над мокрым садом, И за окошком больше не темно… (Эдуард Аркадьевич Асадов)
– Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
|
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. |
Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе Познавательные – рефлексия способов и условий действий Регулятивные: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока. |
9.Домашнее задание
Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.
|
4 мин. |
Напишите письмо другу (учителю, родителям…). |
Записывают домашнее задание. |
Коммуникативные – уметь слушать и понимать речь других. Познавательные – рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. |
Источники:
https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-teme-pismo-10-klass-5509241.html