12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лаврова Елена Викторовна33

УРОК- МОДЕЛЬ по литературе

 

          «Это флейта залилась…»(М. И .Цветаева)

(Мотив Крысолова у Мартынова и Цветаевой )

 

  Теория проблемного обучения была ценной в педагогических и методических исследованиях с 60-тых годов XX века. Она прошла и стадию  осмысления и внедрения  в практику преподавания( наиболее фундаментальные исследования по этой проблеме представлены трудами В. Г . Маранцмана, Т. Г. Браже, М. Г. Качурина).

   21 веком вносятся важные акценты в описание структуры проблемных и творческих задач урока , который структурно и качественно меняется.Особо выделяются принципы моделирования, конструирования, взаимосвязь проблемного и программированного  обучения. Почему это происходит ? Проблемное обучение не может делать ставки только на логику , оно должно опираться на  интуицию ( интуиция как приобретение  сведений посредством чувственного контакта ). При изучении искусства  действенность проблемных заданий выше  при использовании синектики. Синектика ( греческое «вместе» ) обозначает объединение  разобщенных  на вид элементов. Создатель синектики В. Гордон представил ее  принципы в 1961 году. Синектика в его трактовке – это «техника решения  проблем путем  использования  метафор и  аналогий  с целью генерации творческих идей». ( См.  сборник «Теория метафоры», М. , 1990 ) Культурно развитая  личность  ( как цель нашей школы) не возможна без интеграционного сознания. А для такого типа сознания нужны  новые прогрессивные технологии изучения литературы. В  структуре  сознания преобладают образные структуры над логическими. Психологи отмечают , что чувственное и рациональное не следуют друг за другом, а одновременно  составляют образ, психология образных явлений разработана слабо ( отмечено исследователем Б. Ф. Ломовым в книге «Проблема  образа в психологии», М. , «Педагогика», 1991).Чувственно-образная мысль необратима и взаимосвязана  с предыдущими и последующими актами движения мыслив художественной литературе. По мнениюМ. Мамардашвили, это и есть  динамическая вечность (М. Мамардашвили «Философия – это  сознание вслух» , издательство «Прогресс- культура», 1992 ).

  Театр, литература, изобразительное искусство  необходимы  для постижения искусства. На новом уроке нужна интеграция текста  во взаимосвязи с другими видами искусства, исследование  произведения  или творчества писателя в контексте эпохи, во взаимосвязи с другими произведениями, где прослеживается связь мотивов.

Недооценка  любого вида искусства  тормозит развитие художественного вкуса, обедняет ассоциации, тормозит познание. Почему  на таком уроке на первое место выдвигается метафора, ассоциации?  Процесс перехода от познанного к  непознанному осуществляется посредством  тропов как  форм образности, а метафора  является способом создания  новой мысли. Просто мы так устроены: ( отмечено В. Ивановым) оба полушария головного мозга при конструировании единого образа легко переходят  на стратегию двоичного  поиска ассоциаций ( эксперимент осуществлялся на примере семантических словарных ассоциаций ) (См. книгу В. Иванова «Высшие  формы поведения  человека в свете проблемы  доминантности полушарий», М., 1991 )

На таком уроке свое достойное место займет  графический метод ( рисунки , схемы и т. д)

Ведь символ воздействует на  чувства человека  через создание  долговременных впечатлений. Символ заключает в себе  бездну информации  и эмоциональных переживаний.

При изучении литературы в контексте культуры  ученикам можно показать  связь времен , живую их перекличку. Поэтому  признаком профессионального  мастерства учителя должно стать  знание, умение, чутье в мгновенной отгадке структуры, строения текста и его элементов, определение в тексте того смысла,  который и сделает движение мысли во времени.                                            

 

ИДЕЯ УРОКА.

 

                                  « Это флейта, это флейта,

                                 Это флейта залилась!»   (М. И. Цветаева) 

           Легенда- всякий фантастический рассказ, поэтическое предание о каком –нибудь событии.

 

           Трансформация- преобразование, превращение; перемена чего-нибудь.

            «Трансформация легенды- использование  сюжета легенды в преображенном виде  в каком-либо литературном произведении» (Толковый словарь)

    Очень часто  писатели и поэты обращались  к уже известному сюжету,  одним и тем же  фактам , событиям.

    Но каждый автор при этом  решал сложную задачу- вносил свое видение в решение  известной темы. Все это обусловлено  индивидуальностью автора, своеобразием его манеры изложения, эпохой, в которой он жил и творил.

    Средневековая немецкая легенда о Крысолове была известна с 13 века. Легенда гласит , что летом 1284 года в городе Гаммельне появился  странствующий музыкант и предложил жителям  избавить их от нашествия крыс. Повинуясь звукам его флейты, крысы  вслед за ним вошли в реку Везер и утонули. Не получив за содеянное добро обещанной платы, Крысолов жестоко  отомстил жителям Гаммельна. В воскресный день, во время обедни, когда все взрослые были в церкви, он вновь  заиграл на флейте, выманил из домов всех детей и отвел их на гору Коппенберг, которая разверзлась и поглотила их.

    Можно выбрать  несколько литературных произведений разных авторов различных по жанру  и поработать с понятием «трансформация»      легенды , сравнив сюжетные линии в легенде и  литературном произведении,  героев и Крысолова.

Если в легенде образ Крысолова  можно  трактовать  как только однозначный образ, то в литературных произведениях это , может  быть , и многозначный образ.

  В каком ключе будут   происходить «трансформации» легенды у разных авторов? Куда и  кого звуками флейты  будут уводить  Крысоловы?

   Обратить внимание нужно и на музыкальный инструмент Крысолова-свирель. Свирель ( в переносном  значении)- символ   поэтического творчества. Разновидность свирели- флейта. Что стоит  в литературных  произведениях за этим музыкальном инструментом?

Что обусловило столь широкое применение флейты?

Имеет смысл сопоставить несколько  литературных произведений разных по жанру, разных авторов, написанных по одному источнику. Посмотреть , как происходит процесс» трансформации» легенды, выявив в каком именно ключе будет происходить эта «трансформация».

 

КОНЦЕПЦИЯ УРОКА.

 

                                     «Что-то новое в мире.

                                        Человечеству хочется песен.

                                      Люди мыслят  о лютне, о мире .

                                       Мир без песен не интересен.»

                                                     Л. Мартынов.

К средневековой  немецкой  легенде  о Крысолове обращались Гете (стихотворение «Крысолов» ), Гейне ( стихотворение «Бродячие крысы»), М.И. Цветаева  ( поэма «Крысолов») и Л. Мартынов (стихотворение «Замечали- по городу ходит прохожий»).Обращаясь к различного рода  сравнениям при изучении  поэтических текстов, мы помним слова великого писателя : «Метод исследования должен быть сравнительным, иначе это не метод.» (М. Горький. Собрание сочинений в 30 томах, М., 1956, т. 30, стр. 251)

Из всех  вышеперечисленных произведений более подробно ( исследовательский уровень) останавливаемся  на поэме М. И. Цветаевой «Крысолов» и н а стихотворении Л. М. Мартынова «Замечали –по городу ходит  прохожий». Почему  наиболее интересна «трансформация» легенды именно здесь?

В поэме М. И. Цветаевой «Крысолов» затронута центральная тема всего ее творчества: быт и бытие. В поэтическом  сознании Цветаевой это две  враждующие силы. «Лирической сатирой  на быт» назвала она  свою поэму  в одном из писем. Бытие для Цветаевой- это  жизнь ее «бунтарской» души. Конечно,  у Цветаевой Крысолов-флейтист- это не только избавитель Гаммельна от крыс. Крысы и сами  гаммельнцы- это образы многозначные. Постараемся понять философский смысл , подтекст поэмы Цветаевой «Крысолов».Следует обратить внимание и на строение  указанной поэмы ( по главам), найти лучшие из них,  сопоставить сюжет средневековой легенды и сюжет поэмы Цветаевой. И,  сопоставив все перечисленное,  попытаемся понять  ключ  « трансформации»легенды в поэме М. И. Цветаевой.

Аналогичную работу проводим и со стихотворением Л. Мартынова «Замечали- по городу ходит прохожий». Для него ( поэта- философа) исторические  факты , мифы , легенды всегда  были поводом для размышлений  о современных  проблемах.

«Это я !»- так говорит Мартынов , сам выступая в роли флейтиста и главного  лирического героя стихотворения. У Мартынова флейтист уводит всех  обитателей коммунальной квартиры ( взрослых и детей) под звуки флейты в Лукоморье. Образ Лукоморья в творчестве Мартынова занимает большое место; именно так он называет  свой первый сборник стихов. Проводим аналогию «Мартынов- флейтист, Крысолов-флейтист в легенде, Крысолов- флейтист  в поэме М. Цветаевой».

Попытаемся разобраться в многозначности этого образа, размышляя о том, в каком именно ключе происходила «трансформация» легенды о Крысолове в стихотворении Мартынова .

В итоге мы должны получить ответы на следующие вопросы: почему поэтические звуки флейты нужны современному читателю? Какая власть дана поэтическому слову? В чем его завораживающая сила? Почему и в 21 век и в любой другой мы будем входить , слушая необыкновенную песню флейты?  Желая расширить музыкальный кругозор учащихся, можно будет обратить внимание на использование флейты русскими композиторами( М. И. Глинка «Руслан и Людмила», Н. А. Римский-Корсаков «Испанское каприччио» ).На таком уроке должны быть рисунки к рассматриваем произведениям (графический метод).

                                            

 

ХОД УРОКА.

 

                                              « Уроки словесности - факт великого духовного подвига.»

                                                                                          Л. В. Шамрей.

Форма урока- исследование. Форма работы- малые группы с элементами индивидуального  подхода,  индивидуальная работа ( серия исследовательских заданий). Такая форма способствует  более острому эмоциональному восприятию поэтических текстов благодаря эффекту взаимного усиления. Основной метод работы в группе-исследовательский.

Учитель начинает урок с чтения стихотворения А. Витушкиной «Маленький романтик», к которому  предлагается вернуться в конце урока и понять  взаимосвязь проблематики данного стихотворения с вышеуказанными произведениями  Цветаевой и Мартынова.

Легендовед знакомит всех с содержанием средневековой легенды о Крысолове. Музыковед характеризует  флейту, свирель, лиру и лютню как музыкальные инструменты.

Легендовед  рассказывает о содержании второй легенды- о возникновении флейты.От учителя ребята узнают о том, как в стихах Гете и Гейне отражена канва легенды о Крысолове.( Зачитываются отрывки из указанных произведений).

Первая группа исследователей знакомит со своими выводами о том, как происходила «трансформация» легенды у М. И. Цветаевой в поэме «Крысолов».Сообщают , к каким выводам они пришли, характеризуют героев поэмы, говорят  о философском  подтексте.Читают специально подготовленные отрывки на уроке.

Слово получает художник ( индивидуальная форма работы), который комментирует получившиеся рисунки.

Вторая группа исследователей делает сообщение о том, в каком ключе «интерпретировал» легенду о Крысолове Л. Н. Мартынов в стихотворении «Замечали- по городу ходит прохожий». Аргументируют свои выводы. Читают стихотворение.

Музыковед (индивидуальная форма работы) подбирает музыкальные произведения и комментирует использование флейты  для характеристики героя ( ария Ратмира_ в опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, для виртуозности  показа  испанского  танца в симфонической сюите  Н. А. Римского –Корсакова «Испанское капричио».Учитель  предлагает сделать обобщение изученного ( прослушанного), читает  стихотворение  Мартынова «Скоморох». (Крысолов- флейтист- олицетворение поэзии).В конце  урока  ребята говорят о символе и пиктограмме урока.

Учитель  возвращает  учащихся к  стихотворению  Анны Витушкиной  «Маленький романтик». Раскрывается связь данного стихотворения с темами , поднятыми Цветаевой и  Мартыновым в указанных произведениях.

Ученица зачитывает  сочинение –эссе «Поэзия  и 21 век». Обсуждаются вопросы: что дал урок ? что нового узнали?

Заканчивается урок тем , что учитель зачитывает   свое  стихотворение «Синяя даль»:

                  …Ты зови  за собой их,

                       свирель – душа!

                  Пусть поэтов берут всех

                      к себе в друзья.

                   Даль , конечно, будет покорена…

                  Покорительница  ее- чистая душа! 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.