Урок по литературе для 6 класса на тему: Рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Тема урока: Рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Цель урока: формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через изучение рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Личностные результаты:
-воспитание у учащихся таких нравственных ценностей, как доброта, честность, совестливость, умения признавать и исправлять свои ошибки, уважительного отношения к старшим.
Метапредметные результаты:
- осознанное, вдумчивое чтение, слушание;
- интерпретация информации, в т.ч. извлечение информации из текста художественного стиля и её преобразование;
- выделение основной, второстепенной, скрытой информации;
- построение логических рассуждений, включающие установление причинно-следственных связей на основе анализа художественного текста;
- высказывать предположения;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение вести диалог.
Предметные результаты:
- применять навык анализа эпического произведения; расширение теоретико-литературных представлений.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации детей к рассказу,
ИКТ-презентация
Методические приёмы: слово учителя, аналитическая беседа-диспут, чтение эпизодов вслух, представление иллюстраций, работа с текстом, работа над закреплением литературоведческих терминов.
Эпиграф к уроку:
Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.
В.П.Астафьев
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
«Я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушкины глаза, отдать ей последний поклон.
И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта, — да от лукавого эта работа. Нет у меня таких слов, которые бы смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею.
Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет.
И некому прощать...»
Так заканчивается рассказ «Последний поклон» Виктора Астафьева, давший название целой книге. Будущий писатель рано лишился родителей, жил с бабушкой и дедушкой. Став взрослым, Астафьев напишет книгу-воспоминание, книгу-покаяние. Она состоит из отдельных глав-рассказов. Все они о деревенском босоногом детстве, о семье, о трудовых буднях и нечастых праздниках, о сибирской природе и о простых людях. Какой из них выбрать? Каждый по-своему хорош и замечателен.
II. 1)-Ребята, какой рассказ этого писателя вы уже изучали? Вспомните, что вы знаете о писателе? (Жил в Сибири, рассказы автобиографичны – вступительная статья учебника.)
2)Словарная работа.
Дебют – первое или пробное выступление на сцене…на новом поприще.
Реликвия – вещь, свято хранимая как память о прошлом.
3)Выставка книг В.П.Астафьева.
-Сегодня на уроке мы начнём изучать рассказ В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
- Постановка цели и задач урока.
-Разобраться в прочитанном.
-Понять, почему те события остались незабываемы.
-Какие жизненные уроки извлек герой?
III. Аналитическая работа по тексту.
Беседа с элементами диспута.
-Дома вы прочитали текст рассказа. А что это такое – «конь с розовой гривой»? (Пряник.)
-Скажите, почему мальчику очень хотелось, чтобы ему купили пряник конём? Ответьте текстом.
(“Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые.
Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник — совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса — потерял, — хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться — тут он, тут конь-огонь!
С таким конём сразу почёту сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива”.)
Верно: для ребёнка это и лакомство, и игрушка, и нечто большее.
События происходят в сибирской деревне до начала ВОВ. Тяжёлое полуголодное время.
- Что является завязкой рассказа?
(Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему «пряник конем».)
-Расскажите о героях этого рассказа. Какого они возраста? Из каких семей? Кто их родители?
Мы не случайно заговорили о семьях мальчишек. Вы согласны со мной, что жизнь и судьбу человека во многом определяет воспитание? Как тебя воспитывали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и идешь по жизни. Подрастая, человек может уже заниматься самовоспитанием, но в юном возрасте воспитательную среду представляет семья.
Работа с цитатами из текста.
Задание: зачитывайте цитаты, давайте свою интерпретацию, делитесь чувствами и догадками.
Как воспитывали Витьку.
Как воспитывали детей в семье Левонтия.
- Исполнилась ли мечта мальчика – получить «пряник конем»?(Да, исполнилась.)
- Счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет автор пишет…прочитать эпиграф? Попробуем ответить вслед за автором на этот вопрос.
- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? (Он своим трудом хотел заработать на пряник, который в городе ему должна была купить бабушка.)
Обратите внимание на инверсию «трудом своим», которая выделяет слово «труд» - мальчик понимает, что даром ничего не дается.
- Почему этому плану не суждено было сбыться, ведь вначале всё складывалось хорошо?
Давайте в тетрадях запишем такую цепочку: искушение, преступление, муки совести, наказание, прощение.
Разбиваем класс по звеньям цепочки. Задача каждой группы — найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа. Заслушиваем по порядку.
Рабочие материалы
1-я группа. Главный змей-искуситель — сосед Санька — “был вреднее и злее всех левонтьевских ребятишек”. Когда его сёстренки и братишки съели все свои ягоды, он упрекнул Витю в жадности и трусости. Этого стерпеть мальчик никак не мог и легко “попался на уду”, позволил съесть и свою землянику.
2-я группа. Этот же Санька посоветовал обмануть бабушку: “Ты в туес травы натолкай, сверху ягод — и готово дело!” Мальчик так и поступил. Чтобы вредный Санька не проболтался, пришлось для него из кладовой украсть калач.
3-я группа. Вину свою мальчик почувствовал сразу: долго не мог уснуть, с тоской ожидал возвращения бабушки, думал: “Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чём не думай”. Вечером он не спешит домой, спать ложится в кладовке.
4-я группа. “И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня ещё уведёт, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврату нету...”
5-я группа. “Я зажмурился и открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой”.
А сейчас — несколько трудных вопросов, и они очень важны.
— Существует русская поговорка “Не выноси сор из избы”. Почему же бабушка Катерина Петровна всем, кого встречала в это утро, рассказывала про проступок внука? (Ответы учеников.)
Ребята, Виктор Астафьев не рассказал нам, каким образом раскрылся обман в городе. Мы знаем только по словам бабушки, что купила ягодки “культурная дамочка, в шляпке”. Возможно, прямо на рынке, пересыпая ягоды, она увидела вместо ягод траву и стала справедливо возмущаться при виде столь явного мошенничества. Поставьте теперь себя на место бабушки, и вы поймёте, как стало стыдно и неудобно пожилому человеку.
• Приходилось ли вам в жизни кого-то обманывать? Что вы при этом испытывали?
• Раз есть проступок, значит должно быть и наказание. Что есть наказание?
• Какие виды наказания вы знаете? Какие из них, на ваш взгляд, наиболее действенны?
• Обязательно ли наказывать провинившегося?
• За что человека можно наказывать, а за что нельзя?
• Иногда возникает конфликт между “хочу” и “надо”. Что помогает избежать этого конфликта?
• Если человек делает только то, что хочет… Что из этого может получиться?
• Кого можно назвать надежным человеком?
• Как случилось, что бабушка, такая строгая, такая принципиальная, не стала наказывать внука за обман?
• Наказание и прощение — это две стороны одной медали или принципиально разные явления?
IV. Выводы.
Главные открытия ребят.
Наказание — это вовсе не действие со стороны наказующего, а то, что происходит в наказываемом человеке. Это неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно скорее избавиться и никогда более не переживать.
- Какова развязка истории?
Она растянута, никак не разрешается внутренний конфликт героя с самим собой, мучительно тянется осознание вины. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем позоре и его дедушке. Что из-за него она невольно обманула покупателя. Мучительный стыд не дает Витьке показаться на глаза людям, вызывает мысль о смерти как единственном спасении от позора. Напряжение достигает кульминации: дедушка пожалел мальчика, и накопившиеся слезы, слезы раскаяния, «хлынули безудержно». Дед помогает внуку выйти из невыносимого положения: «Попроси прощения…».
- Если вы были внимательны, то, наверное, заметили, что прощение у бабушки предшествовало наказанию, ведь пряник уже был куплен, а мальчик ещё не повинился. Почему, уже зная об обмане, бабушка всё же покупает внуку пряник — коня с розовой гривой?
(-Редко бывала в городе, а только там продавали такие пряники.
- Понимала, что не обошлось без советов Саньки левонтьевского, внук был ещё маленький, бесхитростный.
- Он был сиротой, она хотела его порадовать.
- Верила, что такое больше никогда не повторится.
- Очень любила внука и прощала ему всё.)
Учитель(вывод) : Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих «злодеяниях». Милосердие и доброта сделали то, чего не сделало бы самое тяжелое наказание. Поэтому…эпиграф
Помните, в начале урока я сказала, что пряник для мальчика был и игрушкой, и лакомством. Когда мы дочитали рассказ, к этому перечню можно ещё добавить слово “символ”.
- Символом чего теперь можно назвать этот пряник? (Светлая радость детства. Символ преображения характера мальчика; становление его как настоящей личности.)
- О чём же, по-вашему, этот рассказ? (Ответы учеников.)
Заключительное слово учителя. Да, этот рассказ о детстве — чудной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, времени, когда ты бывал невозможно счастлив и безнадёжно одинок. Есть такое выражение: “Все мы родом из детства”. Оно подчёркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.
Завершающая часть:
IV. Давайте подведем итог нашей беседы. Какие жизненные уроки получил герой?
• Поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок.
• Очень трудно признаться в содеянном.
• Душевное раскаяние очень мучительно.
• Раскаяние приносит облегчение.
• Бабушка очень его любила, была доброй и учила нравственной мудрости.
Домашнее задание: составить план к рассказу «Интересно и весело проведённый день в лесу».