Урок по математике 5 класс на тему «Сложение и вычитание десятичных дробей»
ФИО учителя: Салимова Альфия Набиуллаевна
Должность: учитель математики
ОУ: МАОУСОШ № 68 г Екатеринбург.
Предмет: математика
Класс: 5
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.
Базовый учебник: Учебник (УМК): Зубарева И.И, Мордкович А.Г Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014.
Место в общей структуре курса: глава IY « Десятичные дроби», §42 «Сложение и вычитание десятичных дробей»,
1 урок по теме.
Тип урок: изучение нового материала.
Цель урока: Создать условия для формирования умений выполнять сложение и вычитание десятичных дробей. Совершенствовать умение складывать и вычитать десятичные дроби.
Задачи урока:
Предметные:
применять алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей, складывать и вычитать десятичные дроби.
Метапредметные
Регулятивные: определять цель учебной деятельности, осуществлять средства ее достижения.
Познавательные: передавать содержание в сжатом или развернутом виде.
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы.
Личностные: Объяснять самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, давать позитивную самооценку результата учебной деятельности, понимать причины успеха учебной деятельности, проявлять познавательный интерес к изучению предмета.
| 
						 Организационный блок  | 
				||
| 
						 Планируемые результаты урока  | 
				||
| 
						 Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока  | 
					
						 Понятия: слагаемые, сумма, вычитаемое уменьшаемое, разность.  | 
					|
| 
						 Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока  | 
					
						 Обучающие научатся складывать и вычитать десятичные дроби,  | 
					
						 Решать различного вида задания на сложение и вычитание десятичных дробей. Применять алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.  | 
				
| 
						 Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока  | 
					
						 Личностные: Понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности. Проявлять ответственность за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи. Познавательные: Ориентироваться в системе знаний, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, ранее полученные знания, информацию, полученную на уроке) Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение. Работать по составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: Совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме.  | 
					|
| 
						 Инструкции и пояснения  | 
					||
| 
						 Вводное слово учителя  | 
					
						 Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке.  | 
					|
| 
						 Распределение по группам  | 
					
						 Обучающиеся объединяются в пары с соседом по парте при выполнении самостоятельной работы.  | 
					|
| 
						 Выработка правил работы (определение норм, процедур работы)  | 
					
						 После выполнения самостоятельной работы, обучающиеся обмениваются работами, и проверяют с представленными ответами.  | 
					
						 На этапе мотивации к учебной деятельности, на этапе построения плана выхода из затруднения и на этапе реализации построенного плана и первичного закрепления  | 
				
| 
						 Мотивационный блок  | 
				||
| 
						 Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет тему, цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.  | 
					||
| 
						 Формулируют тему и записывают в тетрадь, составляют план работы  | 
					||
| 
						 Информационный блок.  | 
				||
| 
						 Устные источники  | 
					
						 Устные упражнения от учителя  | 
					
						 Презентация, слайд № 5  | 
				
| 
						 Письменные источники  | 
					
						 Письменные задания № 703, 708,706,711,718  | 
					
						 Учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Зубарева И.И. и др. М.: Мнемозина, 2014.  | 
				
| 
						 Графические источники (схемы, диаграммы)  | 
					
						 Таблица.  | 
					
						 Презентация, слайд № 3  | 
				
| 
						 Электронные источники  | 
					||
| 
						 Видео источники  | 
					||
| 
						 ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)  | 
					
						 Экран, доска, мультимедиа проектор, компьютер.  | 
					|
| 
						 Источники информации для учащихся подбирает учитель  | 
					
						 Самостоятельная работа, таблица, проблемная задача.  | 
					|
| 
						 Аналитический (практический) блок.  | 
				||
| 
						 Устные упражнения  | 
					
						 От учителя  | 
				|
| 
						 Письменные задания из учебника  | 
					
						 № 703, 708,706,711,718  | 
				|
| 
						 Письменные задания из самостоятельной работы  | 
					
						 2 варианта.  | 
				|
| 
						 Оценочный блок.  | 
				||
| 
						 Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика)  | 
				||
| 
						 Самооценка.  | 
				||
| 
						 Взаимная оценка.  | 
				||
| 
						 Рефлексивный.  | 
				||
| 
						 Продолжи предложение.  | 
					
						 Высказывают своё мнение об уроке.  | 
					
						 Отношение к проделанной работе на уроке, слайд №  | 
				
		
		 
		
		 
Структура и ход урока
| 
						 №/п  | 
					
						 Этап урока  | 
					
						 Дидактические задачи  | 
					
						 Деятельность учителя  | 
					
						 Форма работы  | 
					
						 Деятельность учащихся  | 
					
						 Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов  | 
					
						 Время, отведенное на выполнение задания  | 
					
						 УУД  | 
				|||||||||||||||||||||||||
| 
						 1  | 
					
						 Мотивация к учебной деятельности.  | 
					
						 Создать благоприятный психологический настрой на работу.  | 
					
						 Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку; организация внимания учащихся.  | 
					
						 Взаимное приветствие  | 
					
						 Приветствуют учителя. Включаются в деловой ритм урока. Визуальный контроль готовности рабочего места к уроку. 
 
  | 
					
						 2 мин  | 
					
						 Личностные: самоопределение, настраивание на урок Познавательные: формулирование перед собой цели: «Что я хочу получить сегодня от урока» Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками.  | 
				||||||||||||||||||||||||||
| 
						 2  | 
					
						 Актуализация знаний и пробное учебное действие.  | 
					
						 Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий  | 
					
						 Посмотрите условия задач и определите, какую из них вы сможете решить? А какую нет? Посмотрите условия задач и определите, какую из них вы сможете решить? А какую нет? Почему возникли затруднения? 
							 
							 Так что нам нужно еще узнать, чтобы решить третью задачу?  | 
					
						 Ф  | 
					
						 Составляют план решения задач, определяют какие математические действия им понадобятся в ходе решения задач и придут к выводу, что они не умеют складывать и вычитать десятичные дроби (мы не можем решить третью задачу) Научиться складывать и вычитать десятичные дроби  | 
					
						 Слайд № 1  | 
					
						 3 мин  | 
					
						 Регулятивные: проговаривание последовательности действий на уроке. Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Коммуникативное оформление своих мыслей в устной форме. 
  | 
				|||||||||||||||||||||||||
| 
						 3  | 
					
						 Выявление места и причины затруднения, определение цели.  | 
					
						 Обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности.  | 
					
						 Итак, как можно определить тему нашего урока? Сформулируйте цель нашего урока? Запишите в тетради число и тему урока 
							 Чтобы достичь этой цели, какую задачу поставим перед собой?  | 
					
						 беседа  | 
					
						 Формулируют тему урока. Формулируют цель урока Записывают тему в тетради. 
							 Формулируют задачи урока.  | 
					
						 «Сложение и вычитание десятичных дробей» 
							 
							 
							 
  | 
					
						 3 мин  | 
					
						 Познавательные: извлечение необходимой информации для введения нового понятия. Регулятивные: регулирование хода мыслей в ситуации затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументирование своего мнения  | 
				|||||||||||||||||||||||||
| 
						 4  | 
					
						 Построение проекта выхода из затруднения.  | 
					
						 создать условия для составления совместного плана действий; организовать уточнение следующего шага учебной деятельности  | 
					
						 Практическая часть. Работа проводится по вариантам в парах. Контролирует ход выполнения, консультирует. Организует обсуждение результатов. Предлагает проанализировать задания. Сделать вывод и сравнить его с выводом учебника на стр 195 Предлагает учащимся сформулировать правило вычитания десятичных дробей используя задание учебника  | 
					
						 Ф, Г  | 
					
						 Работают в парах Выполняют практическую работу. Делают выводы. 
							 Выполняют задание в тетрадях 
							 
							 
							 Анализируют, делают выводы 
							 Рассматривают примеры в учебнике. Отвечают на вопросы учителя  | 
					
						 Вычислите и сравните результаты сложения каждой пары: слайд № 2 
							 
							 
							 
							 
							 
							 
							 
							 №708 из учебника  | 
					
						 6 мин  | 
					
						 Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекать необходимую информацию для введения нового понятия, Регулятивные: в ситуации затруднения регулировать ход мыслей Коммуникативные: вступать в диалог выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать свое мнение  | 
				|||||||||||||||||||||||||
| 
						 5  | 
					
						 Реализация построенного проекта. Первичное закрепление (с проговариванием во внешней  | 
					
						 Реализовать построенный проект в соответствии с планом; закрепить новое знание в речи и знаках; зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения  | 
					
						 Предлагает выполнить работу учащимся по учебнику в тетрадях Проверяет правильность выполнения заданий на доске. Предлагает учащимся прокомментировать решения  | 
					
						 И,Ф  | 
					
						 6 учащихся выполняют работу у доски (пример на сложение и пример на вычитание) остальные учащиеся работают в тетрадях, затем следующие 6 учащихся выходят к доске.  | 
					
						 №706. 711  | 
					
						 13 мин  | 
					
						 Познавательные: планирование своей деятельности, применение способов решения, выстраивание логической цепочки рассуждений Регулятивные: Первичное закрепление, проговаривание последовательности действий на уроке. Выполнение работы по предложенному плану. Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: планирование сотрудничества с одноклассниками и учителем.  | 
				|||||||||||||||||||||||||
| 
						 7  | 
					
						 Физкультминутка  | 
					
						 Смена деятельности. Обеспечение эмоциональной разгрузки, сохранение здоровья  | 
					
						 Учитель медленно читает стих: Раз – поднялись, потянулись Два – согнулись, разогнулись Три в ладоши три хлопка На четыре – три кивка, Пять руками помахать, Шесть – тихонько сесть  | 
					
						 Выполнение зарядки  | 
					
						 Коллективное выполнение зарядки  | 
					
						 Стихотворение Слайд № 3  | 
					
						 2 мин  | 
					
						 Личностные: следование в поведении моральным нормам Регулятивные: контролирование своих действий  | 
				|||||||||||||||||||||||||
| 
						 8  | 
					
						 Самостоятельная работа с самопроверкой.  | 
					
						 Проверка нового способа действий.  | 
					
						 Предлагает заполнить таблицы самостоятельно 
							  | 
					
						 Самостоятельная работа  | 
					
						 Выполнение самостоятельной работы и взаимопроверка. Работа в парах.  | 
					
						 Слайды №4 
 Самостоятельная работа  | 
					
						 5 мин  | 
					
						 
							  | 
				|||||||||||||||||||||||||
| 
						 9  | 
					
						 Включение в систему знаний и повторение.  | 
					
						 Включения открытия в систему знаний.  | 
					
						 Выполните № 718 из учебника по вариантам: I вариант а); б); II вариант в); г). 
							  | 
					
						 Индивидуальная работа  | 
					
						 Работают с учебником и комментируют свои действия.  | 
					
						 Выполните № 718 из учебника по вариантам: I вариант а); б); II вариант в); г).  | 
					
						 6 мин  | 
					
						 коммуникативные: владение монологической и диалогической формой речи. предметные: закрепление навыков умножения.  | 
				|||||||||||||||||||||||||
| 
						 10  | 
					
						 Информация о домашнем задании  | 
					
						 Обеспечение понимания содержания домашнего задания  | 
					
						 Выучить правило сложения и вычитания десятичных дробей стр196; На «5»: № 706,710,717 На «4»: № 706,710 На «3»: № 706  | 
					
						 Работа с дневниками  | 
					
						 Записывают выбранное задание в дневник.  | 
					
						 Слайд №5 На «5»: № 706,710,717 На «4»: № 706,710 На «3»: № 706  | 
					
						 2 мин  | 
					
						 Предметные: использование сложения и вычитания десятичных дробей в письменных и устных вычислениях. познавательные: поиск и выделение нужной информации, регулятивные: составление плана и последовательности действий, мобилизация сил и энергии, волевое усилие коммуникативные: Задавать вопросы и слушать учителя  | 
				|||||||||||||||||||||||||
| 
						 11  | 
					
						 Рефлексия учебной деятельности.  | 
					
						 Подведение итогов урока. Оценка деятельности на уроке.  | 
					
						 
							Предлагается продолжить фразу, выбирая начало фразы из слайда №5 рефлексии на экране:  | 
					
						 Беседа  | 
					
						 Высказывают своё мнение о работе на уроке. Подводят итог. Комментируют отметки.  | 
					
						 3 мин  | 
					
						 Личностные: формулирование самооценки, принятие адекватное причины успеха (неуспеха) Познавательные: проведение рефлексии способов и условий своих действий Коммуникативные: планирование сотрудничества, использование критериев для обоснования своих суждений  | 
				||||||||||||||||||||||||||
| 
						 
							  | 
					
						 
							  | 
					
		
		Приложения
Слайд №1
3.1. Собственная скорость теплохода 23 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч. Найти скорость катера по течению и против течения.
3.2 На платье для первой куклы израсходовали 6/25 м ткани, а на платье для второй куклы на 2/25 м меньше. Сколько метров ткани израсходовали на оба платья.
3.3. С одного участка собрали 95,37 т зерна, а с другого на 16,8 т больше. Сколько тонн зерна собрали с другого участка.
Слайд №2
1 вариант
24+32 и 2,4+3,2
452+231 и 4,52+2,31
204+378 и 0,204+0,378
2 вариант
56+13 и 5,6+1,3
153+743 и 1,53+7,43
304+259 и 0,304+0,259
Слайд №4 Заполните таблицу.
| 
						 +  | 
					
						 0,8  | 
					
						 1,2  | 
					
						 0,45  | 
					
						 -  | 
					
						 0,2  | 
					
						 1,5  | 
					
						 0,04  | 
				|
| 
						 1,2  | 
					
						 1,8  | 
					|||||||
| 
						 0,6  | 
					
						 2,2  |