Урок математики для 5 класса на тему «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Конспект урока
Учитель (ФИО) ____Лель Ирина Геннадьевна_______________________________
Предмет ________математика________________Класс ____5А_____________________________
Тема урока ___________«Сложение и вычитание десятичных дробей»_____________________
Цель урока: обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.
Задачи:
образовательная – формировать умения складывать и вычитать десятичные дроби;
развивающая – развивать логическое мышление, память, познавательный интерес; вырабатывать умение анализировать и сравнивать, проводить аналогии; развивать умение правильно формулировать и излагать свои мысли;
воспитательная – развивать любознательность и интерес к предмету; приучать детей к взаимопомощи и взаимопроверке, умению слушать других.
Характеристика класса:
В классе обучается 20 человек. У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы.
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, карточки, учебник Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович.
_________________________________________________________________________________
1. Организационный момент
ЦЕЛЬ ЭТАПА: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. ЗАДАЧИ: доброжелательный настрой учителя и учащихся; готовность класса и оборудования к уроку; быстрое включение класса в деловой ритм; кратковременность организационного момента. МЕТОД: словесный. УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.
|
||||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
||||||
Учащиеся слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока. |
«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». Д.Пойа Приветствует учащихся, создает позитивный настрой на работу и сотрудничество. |
(Слайд 1) |
||||||
2. Подготовка к основному этапу урока
ЦЕЛЬ ЭТАПА: формулировка темы урока, постановка целей и задач урока. ЗАДАЧИ: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. МЕТОД: проблемно-поисковый. УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. ПОКАЗАТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ УРОКА: активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока)
|
||||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя
|
Примечание |
||||||
Приводят примеры практического применения десятичных дробей.
«Отправляются в магазин», отвечают на вопросы учителя. Сталкиваются с проблемной ситуацией.
Формулируют тему урока «Сложение и вычитание десятичных дробей». Записывают тему урока в тетрадь.
Формулируют цель урока: - познакомиться с алгоритмом сложения и вычитания десятичных дробей; - научиться складывать и вычитать десятичные дроби.
Предлагают свои версии решения задачи:
1) перевести десятичные дроби в обыкновенные, выполнить сложение и вычитание обыкновенных дробей, затем ответ перевести в десятичную дробь; 2) перевести рубли в копейки, сложить, вычесть и обратно перевести в рубли. Представители каждого варианта (по желанию) записывают решение на доске. |
Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы, цели и задач урока через создание проблемной ситуации. Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока в ходе беседы: Как вы считаете, нужно ли изучать десятичные дроби? Почему? Почему у вас возникло затруднение? Что нам предстоит сегодня выяснить? Какая же будет тема урока? Какую цель урока вы бы перед собой поставили?
Как данная тема урока используется в жизни, для чего ее нужно изучать?
Организует работу по решению проблемной задачи, используя имеющиеся знания. |
(Слайд 2, 3, 4, 5)
(Слайд 6) |
||||||
3. Изучение нового учебного материала
ЦЕЛЬ ЭТАПА: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание новых знаний. ЗАДАЧИ: дать учащимся представление об алгоритме сложения и вычитания десятичных дробей. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН. МЕТОД: частично-поисковый и эвристический. УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся. ПОКАЗАТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ УРОКА: при использовании метода эвристической беседы, при использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения.
|
||||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
||||||
Высказывают свои предположения.
Предлагают свои версии решения примера: сложить целую часть с целой, дробную с дробной.
В парах решают самостоятельно пример в столбик. Возможные ответы: 5, 1121; 6121; 4,735; 6,121.
Сравнивают свои ответы с экраном.
Заполняют самостоятельно пропуски в карточках. Сильные учащиеся самостоятельно обдумывают алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей. Предлагают алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей.
Заполняют пропуски в алгоритме вместе с учителем.
|
Задает вопрос: как получить ответ без использования обыкновенных дробей? Наводящий вопрос: схожа ли запись натуральных чисел и десятичных дробей? Может быть, и действия тоже схожи?
Постановка проблемы: как вычислить 14,38 + 7,2 и 14,38 - 7,2?
14,38 + 7,20 = 21,58 14,38 - 7,20 = 7, 18
Постановка проблемы: как вычислить 4,581 + 1,54? Подводит к выполнению примера в столбик. Организует работу в парах. Корректирует ответы учащихся. Показывает верное решение.
Подводит к формулировке алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей. Предлагает менее сильным учащимся карточку с пропусками ключевых слов в алгоритме сложения (вычитания) десятичных дробей. Сильным учащимся предлагает обдумать алгоритм без помощи карточек. Корректирует ответы учащихся. Алгоритм выводит на слайде с пропусками. Предлагает заполнить вместе.
|
(Слайд 7)
(Слайд 8, 9)
(Слайд 10)
(Слайд 11)
|
||||||
4. Закрепление учебного материала
ЦЕЛЬ ЭТАПА: обеспечить усвоение новых знаний с помощью различных заданий, закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по данному материалу. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие навыки и умения. ЗАДАЧИ: обеспечение восприятия осмысления и запоминания знаний и способов действий. Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. МЕТОД: репродуктивный. УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний. ПОКАЗАТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ УРОКА: умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Активность учащихся. |
||||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
||||||
Выполняют устно задание. Объясняют ошибки.
Выполняют задания в тетради, сверяя свое решение с решением, выполненным одноклассником на доске. Выполняющий задание у доски проговаривает алгоритм.
Выполняют самостоятельную работу с взаимопроверкой.
Выполните действия и расшифруйте слово:
|
1. Предлагает выполнить устное задание: объяснить допущенные ошибки при вычислении примера. 2. Организует работу по учебнику.
3. При сохранении времени предлагает выполнить самостоятельную работу с взаимопроверкой.
|
(Слайд 13)
(Слайд 14)
(Слайд 15) |
||||||
5. Задание на дом
ЦЕЛЬ ЭТАПА: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. ЗАДАЧИ: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с уровнем их успешности. МЕТОД: словесный. УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения. ПОКАЗАТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ УРОКА: правильное выполнение домашнего задания всеми учениками. |
||||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
||||||
Записывают домашнее задание, определяя для себя вариантную часть. |
Задает домашнее задание, инструктирует учащихся по его выполнению.
|
(Слайд 16) |
||||||
6. Итог урока
ЦЕЛЬ ЭТАПА: анализ и оценка успешности достижения цели. ЗАДАЧИ: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. МЕТОД: словесный. УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы. |
||||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
||||||
Подводят итог урока.
Формулируют алгоритм.
Самостоятельно определяют, насколько сумели достигнуть поставленных целей.
|
Предлагает подвести итог урока: - Какие цели в начале урока мы поставили? - Достигнуты поставленные цели? - Как складывают и вычитают десятичные дроби? - Были ли трудности при решении примеров?
Предлагает оценить свою работу на уроке с помощью таблицы, которая лежит на парте. Выставляет и комментирует отметки за урок. |
(Слайд 17, 18)
|
Сложение и вычитание десятичных дробей
PPT / 4.38 Мб
Конспект урока
DOC / 9.29 Мб