Урок математики для 5 класса на тему «Сложение и вычитание десятичных дробей»

5
0
Материал опубликован 23 July 2019 в группе

Конспект урока

Учитель (ФИО) ____Лель Ирина Геннадьевна_______________________________

Предмет ________математика________________Класс _________________________________

Тема урока ___________«Сложение и вычитание десятичных дробей»_____________________

Цель урока: обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.

Задачи:

образовательная формировать умения складывать и вычитать десятичные дроби;

развивающая – развивать логическое мышление, память, познавательный интерес; вырабатывать умение анализировать и сравнивать, проводить аналогии; развивать умение правильно формулировать и излагать свои мысли;

воспитательная – развивать любознательность и интерес к предмету; приучать детей к взаимопомощи и взаимопроверке, умению слушать других.

 

Характеристика класса:

В классе обучается 20 человек. У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы.

 

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, карточки, учебник Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович.

_________________________________________________________________________________

1. Организационный момент

 

ЦЕЛЬ ЭТАПА: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

ЗАДАЧИ: доброжелательный настрой учителя и учащихся; готовность класса и оборудования к уроку; быстрое включение класса в деловой ритм; кратковременность организационного момента.

МЕТОД: словесный.

УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: требовательность, сдержанность, собранность учителя; система­тичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 

Учащиеся слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока.

«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». Д.Пойа

Приветствует учащихся, создает позитивный настрой на работу и сотрудничество.

 

 

(Слайд 1)

 

2. Подготовка к основному этапу урока

 

ЦЕЛЬ ЭТАПА: формулировка темы урока, постановка целей и задач урока.

ЗАДАЧИ: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

МЕТОД: проблемно-поисковый.

УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: умение учителя четко и одно­значно определить образовательную цель урока, показать учени­кам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть.

ПОКАЗАТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ УРОКА: активность познавательной деятельности учащихся на после­дующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изу­чаемого материала (выясняется на последующих этапах урока)

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

 

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приводят примеры практического применения десятичных дробей.

 

«Отправляются в магазин», отвечают на вопросы учителя.

Сталкиваются с проблемной ситуацией.

 

Формулируют тему урока «Сложение и вычитание десятичных дробей». Записывают тему урока в тетрадь.

 

Формулируют цель урока:

- познакомиться с алгоритмом сложения и вычитания десятичных дробей;

- научиться складывать и вычитать десятичные дроби.

 

 

Предлагают свои версии решения задачи:

 

1) перевести десятичные дроби в обыкновенные, выполнить сложение и вычитание обыкновенных дробей, затем ответ перевести в десятичную дробь;

2) перевести рубли в копейки, сложить, вычесть и обратно перевести в рубли.

Представители каждого варианта (по желанию) записывают решение на доске.

 

Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы, цели и задач урока через создание проблемной ситуации.

Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока в ходе беседы:

Как вы считаете, нужно ли изучать десятичные дроби? Почему?

Почему у вас возникло затруднение?

Что нам предстоит сегодня выяснить?

Какая же будет тема урока?

Какую цель урока вы бы перед собой поставили?

 

 

 

Как данная тема урока используется в жизни, для чего ее нужно изучать?

 

 

Организует работу по решению проблемной задачи, используя имеющиеся знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 2, 3, 4, 5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 6)

 

3. Изучение нового учебного материала

 

ЦЕЛЬ ЭТАПА: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание новых знаний.

ЗАДАЧИ: дать учащимся представление об алгоритме сложения и вычитания десятичных дробей. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН.

МЕТОД: частично-поисковый и эвристический.

УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: использование приемов, усиливающих восприятие существен­ных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычле­нение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся.

ПОКАЗАТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ УРОКА: при использовании метода эвристической беседы, при использо­вании компьютерной техники показателем эффективности усвое­ния учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения.

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Высказывают свои предположения.

 

 

 

 

 

 

 

Предлагают свои версии решения примера: сложить целую часть с целой, дробную с дробной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В парах решают самостоятельно пример в столбик.

Возможные ответы: 5, 1121; 6121; 4,735; 6,121.

 

Сравнивают свои ответы с экраном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют самостоятельно пропуски в карточках. Сильные учащиеся самостоятельно обдумывают алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей.

Предлагают алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей.

 

 

 

Заполняют пропуски в алгоритме вместе с учителем.

 

Задает вопрос: как получить ответ без использования обыкновенных дробей?

Наводящий вопрос: схожа ли запись натуральных чисел и десятичных дробей? Может быть, и действия тоже схожи?

 

 

Постановка проблемы: как вычислить

14,38 + 7,2 и 14,38 - 7,2?

 

14,38 + 7,20 = 21,58

14,38 - 7,20 = 7, 18

 

Постановка проблемы: как вычислить 4,581 + 1,54?

Подводит к выполнению примера в столбик.

Организует работу в парах.

Корректирует ответы учащихся. Показывает верное решение.

 

 

Подводит к формулировке алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.

Предлагает менее сильным учащимся карточку с пропусками ключевых слов в алгоритме сложения (вычитания) десятичных дробей. Сильным учащимся предлагает обдумать алгоритм без помощи карточек.

Корректирует ответы учащихся.

Алгоритм выводит на слайде с пропусками. Предлагает заполнить вместе.

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 7)

 

 

 

 

 

 

(Слайд 8, 9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 10)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 11)

 

 

4. Закрепление учебного материала

 

ЦЕЛЬ ЭТАПА: обеспечить усвоение новых знаний с помощью различных заданий, закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по данному материалу. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие навыки и умения.

ЗАДАЧИ: обеспечение восприятия осмысления и запоминания знаний и способов действий. Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

МЕТОД: репродуктивный.

УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний.

ПОКАЗАТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ УРОКА: умение воспроизводить основные идеи нового ма­териала, умение выделить существенные признаки ведущих по­нятий, конкретизировать их. Активность учащихся.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 

Выполняют устно задание. Объясняют ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания в тетради, сверяя свое решение с решением, выполненным одноклассником на доске.

Выполняющий задание у доски проговаривает алгоритм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют самостоятельную работу с взаимопроверкой.

 

Выполните действия и расшифруйте слово:

 

 

 

1. Предлагает выполнить устное задание: объяснить допущенные ошибки при вычислении примера.

2. Организует работу по учебнику.

У доски

Дополнительно

705 (а, б, в)

709 (I, IV)

719

705 (г, д, е)

709 (II, III)

721

730

Карточка

 

 

3. При сохранении времени предлагает выполнить самостоятельную работу с взаимопроверкой.

 

 

 

 

(Слайд 13)

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 14)

 

 

 

 

 

 

(Слайд 15)

5. Задание на дом

 

ЦЕЛЬ ЭТАПА: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

ЗАДАЧИ: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с уровнем их успешности.

МЕТОД: словесный.

УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и система­тическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в ко­ротких указаниях порядок выполнения.

ПОКАЗАТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ УРОКА: правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание, определяя для себя вариантную часть.

 

 

Обязательная часть

 

№ 706, № 710 (а, б, в, е)

Дополнительная часть

(Творческое задание)

Работа в группах.

Проект «Действия с десятичными дробями»:

восстановить алгоритм, привести примеры.

 

 

Задает домашнее задание, инструктирует учащихся по его выполнению.

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 16)

6. Итог урока

 

ЦЕЛЬ ЭТАПА: анализ и оценка успешности достижения цели.

ЗАДАЧИ: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

МЕТОД: словесный.

УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Подводят итог урока.

 

 

Формулируют алгоритм.

 

 

 

 

Самостоятельно определяют, насколько сумели достигнуть поставленных целей.

 

Предлагает подвести итог урока:

- Какие цели в начале урока мы поставили?

- Достигнуты поставленные цели?

- Как складывают и вычитают десятичные дроби?

- Были ли трудности при решении примеров?

 

Предлагает оценить свою работу на уроке с помощью таблицы, которая лежит на парте.

Выставляет и комментирует отметки за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 17, 18)

 


Сложение и вычитание десятичных дробей
PPT / 4.38 Мб

Конспект урока
DOC / 9.29 Мб

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации