Урок по математике в 6 классе «Сравнение дробей с разными знаменателями»
Тема урока: «Сравнение дробей с разными знаменателями»
Тип урока: урок открытия нового.
Цели урока:
1. Создание условий для овладения навыков сравнения дробей с разными знаменателями на основе алгоритма.
2. Развитие внимания, логического мышления, культуры математической речи, вычислительных навыков, навыков самооценки.
3. Воспитание умения работать в коллективе, познавательную активность, самостоятельность, доброжелательное отношение к людям.
Формируемые УУД:
Личностные: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Ведущий метод: проблемный диалог.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Учебник: «Математика-6» (Виленкин Н.Я.)
Ход урока
1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности
Здравствуйте, ребята! Тихонько сели и начинаем с вами работать. На уроке вы должны быть внимательными, активными, повторять изученный материал для успешного овладения новыми знаниями.
А какую серьезную тему мы изучаем? (Мы изучаем тему «Обыкновенные дроби».)
Лена Коротких сейчас нам коротко расскажет о возникновении обыкновенных дробей, а эпиграфом к нашему уроку будут слова - Марка Туллия Цицерона – древнеримского политика и философа, блестящего оратора: слайд №1 и №2
«Без знания дробей никто не может признаваться знающим математику».
Цицерон.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в учебном действии
А начнём мы как всегда с устной работы, потому что чтобы узнать что-то новое необходимо повторить уже изученный материал.
1) Актуализация знаний о сокращении дробей, приведении дробей к наименьшему общему знаменателю, сравнении дробей с одинаковыми знаменателями.
Слайд №3 Представьте частные в виде несократимой дроби:
5:10; 4:6; 6:8 ; 8:10; 10:12
СЛАЙД 4 ( Алгоритм сокращения дробей)
Сократите дроби (СЛАЙД 5) :
СЛАЙД 6
Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю:
СЛАЙД 7
- Расположите дроби в порядке возрастания.
.
- Каким правилом вы руководствовались? СЛАЙД 8
СЛАЙД 9
-Расположите дроби в порядке убывания.
Какое правило вы применили для выполнения задания? СЛАЙД 10
СЛАЙД 11
-А можно ли выполнить аналогичные задания для всех чисел ? В чем затруднение? (Нет, т.к. дроби с разными числителями и знаменателями)
-Какова тема нашего урока? Запишите ее в тетрадь. ( Сравнение дробей с разными знаменателями) слайд 12
-Чему мы научимся на уроке? Что узнаем?
3. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания
- Ребята, я предлагаю вам сравнить дроби .
-Какие дроби мы умеем сравнивать?
-Предложите способ сравнения дробей с разными знаменателями. (варианты ответов: привести дроби к общему знаменателю/числителю)
-Как вы думаете, какой способ лучше использовать?
Образец записи(ученик у доски)
,
, значит, .
- Какой способ сравнения дробей с разными знаменателями мы использовали?
-Давайте обратимся к учебнику и проверим, правильно ли мы выбрали этот способ. (с. 49, п.11)
- Для того, чтобы не допускать ошибок в чтении неравенств с дробными числами дробей, прочитайте текст рубрики «Говори правильно» на с. 50
-Прочитайте 2 способами неравенства: ,
4. Первичное закрепление
1) Можем ли мы теперь выполнить задание, которое вызвало у нас затруднение на этапе устного счета?
СЛАЙД 11
Расположите дроби в порядке возрастания . (списывают дроби в тетрадь)
-С чего начнем выполнение задания? (НОЗ)
-К какому знаменателю нужно привести дроби? (12)
Учащиеся выполняют задание с комментарием с места (по очереди), запись выводится на слайде.
СЛАЙД 14
.
2)Работа в парах
-А теперь разбейтесь на пары и выполните № 304 (а, б).
2 человека осуществляют устную проверку, затем решение выводится на слайде.
СЛАЙД 14
а) ; ; ; , значит, .
б) ; ; ; , значит, .
Физкультминутка слайд 15
-Ребята, вы хорошо потрудились, сейчас мы немного отдохнем.
А теперь ребята встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!
-Отдохнули? А теперь проверим, как вы усвоили новый материал.
3)Самостоятельная работа, взаимопроверка, 2 ученика выполняют задание с обратной стороны доски (дают комментарий после решения).
1 в. - № 305(а), № 306(б)
2 в. - № 305(б), № 306(а)
№ 305 слайд 16
а) ; ; ; ;
б) ; ; ; ; ;
№ 306
а) ; ; ; ;
б) ; ; ; ; ;
4) Работа в группах
-Ребята, а как вы думаете, для чего нам может понадобиться правило сравнения дробей с разными знаменателями? (для решения задач)
Разбейтесь на группы и решите задачу № 315.
-Известен ли объем бассейна (объем работы)? Как поступить в этом случае?
-Проверка решения на доске (записывает представитель группы, справившейся с задачей раньше других, представители других групп осуществляют устную проверку)
Решение:
Пусть объем бассейна равен 1.
бассейна наполняет узкая труба за 1 ч;
бассейна наполняет широкая труба за 1 ч;
бассейна наполняет узкая труба за 7 ч;
бассейна наполняет широкая труба за 3 ч.
; ; ; ,
презентация " сравнение дробей с разными знаменателями" 6 кл
PPTX / 3.05 Мб
/data/files/k1632164350.pptx (презентация " сравнение дробей с разными знаменателями" 6 кл) .
Значит, широкая труба за 3 ч наполняет большую часть бассейна, чем узкая за 7 ч.
-Ребята, нужно ли нам правило сравнения дробей?
5. Рефлексия слайд 17
-Итак, ребята, какова была цель нашего урока?
-Мы достигли ее?
-Что мы узнали? Чему научились?
-Ребята, каждый урока математики – урок-открытие. Какое же открытие вы сделали сегодня?
6. Информация о домашнем задании
-Откройте дневники и запишите домашнее задание.
СЛАЙД 18
п.11, (прочитать и выучить алгоритм сравнения дробей с разными знаменателями) №359, №362,374
слайд 19 Дроби всякие нужны
Дроби всякие важны.
Дробь учи, тогда сверкнет удача, если дроби будешь знать,
Точно смысл их понимать,
Станет легкой даже сложная задача.