Урок по математике во 2 классе «Ломаная линия. Обозначение ломаной»

7
0
Материал опубликован 8 November 2016 в группе

Урок по математике во 2 классе «Ломаная линия. Обозначение ломаной »

 

Математика 2 класс, УМК «Преспектива» Г.В.Дорофеев

Цели: познакомить с понятием ломаная линия и её обозначением, видами ломаной линий; учить определять ломаную, чертить ломаную линию, обозначать ломаную.

УУД. 

Познавательные: отличать ломаную от других геометрических фигур и обосновывать своё суждение.

Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с алгоритмом.

Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование:

-слайды;

- у каждого ребёнка набор смайликов (жёлтый, зелёный, красный).

- у каждого ребёнка карточки с названием компонентов и результатов действий сложения, вычитания;

-карточки с индивидуальными заданиями;

- герои сказки;

-Г. В.Дорофеев, Т.Н.Миракова. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. М., «Просвещение», 2015;

Планируемый результат: учащиеся познакомятся с понятием ломаная линия, научатся распознавать ломаную линию, узнают виды ломаных линий, научатся чертить ломаную линию, научатся обозначать ломаную линию.

Ход урока:

Орг. момент

Учитель открывает 1слайд (Орг. момент в стихах)

- Ребята, урок начнём с улыбки. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.

-Я хочу, чтоб у вас было хорошее настроение весь день.

- Повернитесь к своему соседу по парте и пожелайте хорошего настроения.

Учитель:

- У вас на партах лежат смайлики: зелёный, жёлтые, красный.

- Зелёный– прекрасное настроение, жёлтый – хорошее, красный – плохое. Какое у вас сейчас настроение? (дети показывают смайлики).

Учитель:

 - Я очень рада, что у всех прекрасное настроение, значит можно начинать работу.

2.Актуализация знаний.

Учитель открывает слайд №2 (устный счёт)

- Начнём урок с устного счёта.

- Составьте задачу по рисунку.

Примерный ответ детей. ( В классе учатся 19 детей. Из них 9 мальчиков. Сколько девочек учится в классе?)

- А теперь, решите задачу. (19-9=10)

Учитель показывает карточку с числовым выражением 19-9=10, указывает поочередно на цифры и задаёт вопросы.

- 19 – как называется этот компонент выражения? (ученики показывают карточку «уменьшаемое»)

-9 – как называется этот компонент выражения? (ученики показывают карточку «вычитаемое»)

Учитель указывает на 10 и задаёт вопрос.

-А как называется результат выражения? (ученики показывают карточку «разность»)

-Молодцы, ребята.

Учитель открывает слайд №3 (устный счёт)

- Составьте задачу по рисунку.

Примерный ответ детей. ( На лесной поляне летали бабочки: 5 фиолетовых бабочек и 2 голубые бабочки. Сколько всего бабочек летало на лесной полянке?)

- А теперь, решите задачу. (5+2=7)

Учитель показывает карточку с числовым выражением 5+2=7, указывает поочередно на цифры и задаёт вопросы.

- 5 – как называется этот компонент выражения? (ученики показывают карточку «слагаемое»)

- 2 – как называется этот компонент выражения? (ученики показывают карточку «слагаемое»)

Учитель указывает на 7 и задаёт вопрос.

-А как называется результат выражения? (ученики показывают карточку «сумма»)

-Молодцы, ребята.

- Ребята, вы любите путешествовать? А вместе со сказкой и её героями? Тогда в путь! Сегодня мы с вами отправимся вот с этим сказочным героем (учитель показывает рисунок Колобка). А кто помнит название сказки и её автора? (Ответы детей)

Молодцы! Русский народ сочинил эту сказку. А у нас на Руси издревле народ был любознательный и весёлый. Вот и наш колобок такой же.

Но, ребята, мы с вами будем не только путешествовать вместе с колобком, но и учиться. Итак, сказка начинается….

Испекла старуха колобок и положила на окошко студиться. А Колобок лежал, лежал да и покатился. С окошка на двор, со двора за ворота, всё дальше и дальше от дома. Катится он катится, а навстречу ему…Медведь бежит (учитель показывает рисунок Медведя). Колобок и спрашивает у Медведя:

-Здравствуй, Медведь. Куда ты так торопишься?

Медведь и отвечает:

- Здравствуй, Колобок. Было у меня 9 цыплят, а осталось 8. Потерял я цыплёнка, а как найти его среди других цыплят - не знаю.

Задумался и Колобок.

-Ребята, давайте поможем Медведю.

?

?


 

- Какого цыплёнка не хватает? (Ответы детей).

-Молодцы, ребята, нашли цыплёнка! А наш Колобок покатился дальше.

Катится, катится, а на встречу ему…(изображение зайца).

-Здравствуй, Зайчик. Куда так торопишься?

Заяц и отвечает:

- От лисы убегаю, следы путаю!

- Интересно, а смогу ли я следы распутать и узнать, куда Заяц спрятался? - подумал Колобок. Но он запутался, так как ещё не очень хорошо считал.

-Ребята, давайте поможем Колобку. Решим круговые примеры. Рисунок около последнего примера и будет тем местом, где спрятался Заяц. (Около некоторых примеров рисунок: лес, озеро, домик, луг).


 

  (домик) 5+9=                     14-7=                         9-3= (лес)

   12-7=                               17-8=                         18-6=

     7+10= (луг)                                      6+12= (озеро)


 

- Куда же спрятался Зайчик? (В домике.)

- Ребята, а всем ли легко было считать примеры? Оцените себя (Дети поднимают смайлики: зелёный - если легко, жёлтый – если были трудности, красный – если совсем не получилось сосчитать.)

Новый материал

А Колобок тем временем покатился дальше и вдруг остановился и задумался: « А я ведь от бабушки далеко укатился и могу заблудиться и не найти дорогу домой! Что же мне делать?! Может, составить маршрут, по которому я шёл?»

- Ребята, давайте вместе с Колобком составим его путь. Вспомните, откуда он вышел? (Из дома).

- Какой буквой можно обозначить? (Д)

-Кого он встретил ? (Медведя).

- Какой буквой обозначим? (М)

-Кого Колобок ещё встретил ? (Зайца).

- Какой буквой обозначим? (З)

На доске появляются буквы 

           Д.                              З.

                           М.

-Кто сможет соединить эти точки прямыми линиями и начертить путь движения Колобка? Посмотрите, по прямой ли дороге шёл Колобок? А как можно её назвать? (Ответы детей: кривая, не прямая и т.д.)

- Кто догадался про что мы сегодня будем говорить на уроке, что узнаем? (Про кривую линию).

Откройте учебник на стр. 36 прочитайте тему урока.

- Давайте с вами определим цели нашего урока, над чем будем работать, что должны узнать на уроке.

-Какой вопрос вы можете задать по теме урока? (Что такое ломаная линия?)

- Что же должен сегодня узнать на уроке каждый? (Ответы детей)

Верно, а ещё узнаем, какие они бывают и из чего состоят, научимся называть их.

Учитель прикрепляет на доску карточки с надписями.

Дети проговаривают:

-Что такое ломаная линия

-Из чего состоит ломаная линия

-Элементы ломаной линии

-Уметь читать имя ломаной

- Какие бывают ломаные.

А теперь вернёмся к нашему Колобку. Посмотрите на его путь. Это какая линия? (Ломаная)

Верно. А из чего она состоит? (из отрезков)

Что же такое ломаная линия попробуйте дать ей определение. (Подсказка. Ломаная линия – это линия, которая состоит из ….. отрезков).

Назовите эти отрезки (ДМ, МЗ)

Посмотрите, что можно сказать о точке М? (Она является концом одного отрезка и началом другого)

То есть добавляем в определение ломаной, что ломаная линия- это линия, которая состоит из …(отрезков) , причём конец одного отрезка является началом другого отрезка и не лежит на одной прямой.

Кто даст теперь полное определение ломаной линии? ( Ставим в целях напротив данного пункта +)

Вот, Колобок, ты прошёл не прямой линией, а ….(Ответы детей)

Откройте учебник на стр. 36, прочитайте и обсудите в парах что ещё не сказали о ломаной (см. пункты на доске).

Ответы детей: ломаная состоит из отрезков- звеньев ломаной и концов отрезков- вершин ломаной, у ломаной есть имя - вершины ломаной. Ломаные линии бывают замкнутые и незамкнутые. (Ставим + после проговаривания в целях напротив строк)

А теперь. Попробуйте в маршруте Колобка найти и прочитать звенья. ( ДМ, МЗ)

Назовите вершины ломаной. (Д ,М, З)

Имя ломаной? (ДМЗ)

Она замкнутая или нет? (незамкнутая).

А теперь вернёмся к пунктам наших целей. Узнали ли мы из чего состоит ломаная линия? (Из отрезков) Как называются отрезки? (Звенья). А как называются концы отрезков ломаной? (Вершины). Какие бывают ломаные? (Замкнутые и незамкнутые) (Ставим в напротив каждого пункта +). А для чего нам нужно изучать этот материла? Где он нам пригодится в жизни? (Ответы детей)

Молодцы! Вот сколько нового мы узнали!

Закрепление изученного

Наш Колобок уже засиделся. Давайте продолжим путешествие. Катится наш Колобок, а на встречу ему Лиса!!! (Изображение лисы) Только в нашей сказке Лиса ещё хитрее оказалась! Она не обратила внимание на Колобка, а расставила ему ловушки. Если он туда попадёт, то Лиса его съест!!! Колобок катится между замкнутых и незамкнутых ломаных линий. Если вдруг он попадёт в незамкнутую ломаную линию, то сразу ловушка захлопнется и не выбраться Колобку из неё. Давайте предупредим Колобка и все опасные ловушки - незамкнутые линии обведём красным цветом, а неопасные – замкнутые - синим. (Выполняется задание на доске)

А теперь немного отдохнём вместе с нашим Колобком.

Физминутка

У медведя дом большой,

А у зайца - маленький.

Наш медведь пошёл домой,

А за ним и заинька.

Мы зверяток провожаем

И урок наш продолжаем. (Дети показывают движения)

- Наш Колобок избежал ловушки.

- Давайте попробуем расставить ловушку Лисе, чтобы знала, как на Колобка охотиться.

- Запишите, ребята, число, классная работа, №1.

Учитель читает задание, а дети выполняют.

Начертите незамкнутую линию из 3 звеньев АВСД, начертите незамкнутую линию из 4 звеньев КЛМОТ, начертите замкнутую линию из 4 звеньев АТОК

- Умницы! А Колобок наш катился, катился и , вдруг , захотел домой к бабушке.

- Как же ему до дома добраться? Давайте посмотрим на путь колобка из дома. (Возвращаются к ломаной).

- Кого ещё встретил Колобок? (Лису.)

-Добавьте нужную букву. (Л). Прочитайте имя этого звена (ЗЛ).

- А как вернуться нашему Колобку назад?

- В каком направлении двигаться? (Колобку надо двигаться к Дому).

-Кто начертит путь колобка?

-Какой получился отрезок? (ЛД)

- Кто прочитает название ломаной? (ДМЗЛ)

- Какая теперь стала ломаная? (замкнутая).

Итог урока

- Бабушка очень рада возвращению Колобка и говорит вам слова. А вот какие – отгадайте. (Каждой паре даётся карточка с примером. На доске цифры от 1 до 13, а на обратной стороне напечатаны буквы).

- Решите свои примеры, подойдите к доске, найдите карточку с ответом вашего примера, переверните карточку и сядьте на своё место.


 

.1(М)            .3(Л) .        5(Д) .           7(Ы)

.2(О) .           4(О) .                6(Ц)

.8(У) .            10(Н) .                           12(Ц)

.9(М) .             11(И)                    13(Ы)

Примеры:

18-17=                    20-15=                      20-11=                      6+7=

20-18=                   2+4=      14-4=               19-5=                      5+3=                     7+5=


 

- Прочитайте. (Молодцы. Умницы.)

- Оцените как вы справились с этим заданием.

Давайте ещё раз вспомним, что же мы сегодня узнали на уроке.
- Что такое ломаная линия?

- Какие бывают ломаные линии?

- Что есть у ломаных линий? (Вершины, звенья)

- Нужно ли ещё работать над этой темой?

Спасибо всем за урок! Вы очень хорошо сегодня поработали!

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.